Рабочая программа СПО Статистика
рабочая программа

Коротков Александр Борисович

Рабочая программа СПО Статистика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_statistika.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

Директор колледжа

учебно-методического управления

________________ С.В. Попова

_______________ Ю.Ю. Каганер

«____» _____________ 20____г.

«____» _____________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Статистика

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО

38.02.07 Банковское дело

Москва, 2016 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) Комиссией Дисциплин математического общего естественного цикла; общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей технического профиля, права   и сервиса

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

Протокол №___от «__»_______20__г

38.02.07 «Банковское дело»

Председатель предметной

( цикловой) комиссии колледжа:

______________ /Жукова М.А./

Разработчик (составитель):

Коротков А.Б. – преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю. Витте.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  СТАТИСТИКА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС  СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина является общепрофессиональной  и входит в состав профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.07 Банковское дело.

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  – требования  к  результатам  освоения  дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:

Студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:

- способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов,способов и средств получения, хранения, переработки информации. (ОК-14);

-общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике) (ПК-1).

Карта компетенций

компетенция

Признаки проявления

Технология формирования

Методы оценки уровня

сформированности

ОК-3

Студент на основе статистических данных может обобщать и анализировать социально-экономические явления

Анализ статистических данных деятельности предприятий

Обсуждение и анализ предложенных студентами проектов

ОК-11

Студент может осуществлять профессиональную деятельность в сфере сбора, обработки и анализа статистической информации.

На основе анализа информации вносить предложения по совершенствованию сбора статистической информации

Составление форм статистической отчетности на основе данных о результатах проведенных статистических исследований.

Оценка деятельности студента по работе со статистической отчетностью

ОК-12

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации полученной в глобальных компьтерных сетях.

Практической использование статистических данных полученных в глобальных копьютерных сетях

Проверка решения поставленных задач, оценка деятельности.

ПК-10

Студент знает основные этапы сбора, обработки и анализа статистической информации.

Решение задач, деловые игры в малых группах.

Проверка решения задач, оценка выполнения заданий и выступлений студентов.

Может использовать статистические данные для внесения предложений по совершенствованию деятельности статистических органов

ПК-13

Студент может четко и грамотно оформлять формы статистической отчетности и отражать в ней результаты профессиональной деятельности.

Решение задач, проведение деловых и модельных игр.

Проверка решения задач, оценка выступлений студентов.

Студент должен знать:

  • научные принципы организации статистических служб системы Госкомстата РФ ;
  • принципы и методы организации сбора статистических данных;
  • принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения (его материалов);
  • сущность обобщающих показателей - абсолютных статистических величин, средних, других видов относительных величин, показателей вариации, динамики, взаимосвязи, основы анализа статистических данных
  • Основные термины и определения статистики.

Студент должен уметь:

  • организовывать и проводить сплошное и не сплошное наблюдение правовых явлений;
  • строить разнообразные статистические таблицы;
  • исчислять различные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, показатели тесноты связи);
  • анализировать статистические данные о явлениях, социальном контроле над ними и формулировать выводы и предположения, вытекающие из анализа данных.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем, час

Максимальная нагрузка (всего)

72

Самостоятельная работа

18

Обязательная аудиторная нагрузка,

54

в том числе:

Модуль 1. Задачи статистики, ее организация и методология

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

9

Обязательная,

27

из них:

Лекции, уроки

9

Практические занятия

18

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 2.  Основы общей статистики

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

9

Обязательная,

27

из них:

Лекции, уроки

9

Практические занятия

18

Формы контроля

Текущий контроль

Курсовое проектирование

-

Итоговая форма контроля

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  СТАТИСТИКА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1. Задачи статистики, ее организация и методология

36

Тема 1.1.

Сущность статистики как науки

Содержание учебного материала

1

Предмет, метод и задачи статистики.

Основные формы и виды статистической отчетности

1;2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 1.2. Принципы организации государственной статистики

Содержание учебного материала

2

2; 3

Задачи и принципы организации гос. Статистики в РФ.

Современные тенденции в развитии статистического учета

Лабораторные работы 

-

Практические занятия 

1 Статистическая сводка. Программа статистической сводки.

Результаты сводки. Виды группировок. Порядок и способы построения группировки

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1Решение задач на виды и способы группировок.

2

Тема 2.1.

Этапы проведения и программа статистического наблюдения

Содержание учебного материала

2

  Формы и виды статистического наблюдения.

Ошибки статистического наблюдения и контроль

2; 3

Лабораторные работы 

-

Практические занятия 

.Определение объекта и единицы наблюдения;

2.разработка формуляра и программы обследования.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. .Определение целей и задач статистического наблюдения,

2.Составление плана статистического наблюдения и разработка статистического инструментария (анкет, опросных листов).

2

Тема 2.2 Организация статистического наблюдения

Содержание учебного материала

2

2;3

Методы статистического наблюдения. Определение способов статистического наблюдения и объема исследования.

Лабораторные работы 

-

Практические занятия

  1. Методы исследования

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Оформление результатов исследования

2

Тема 2.3 Сводка,   группировка  и  ряды   распределения   в   статистике, способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

2

Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки

Виды группировок. Порядок и способы построения группировки.  

Статистические таблицы, виды статистических таблиц.

Правила построения статистических таблиц. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

Статистические графики, элементы статистического графика.  Виды графиков

2; 3

Лабораторные работы 

-

Практические занятия 

1 Построение и анализ таблиц и графиков

8

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка докладов по темам:

Виды группировок

Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам

Способы графического  изображения рядов распределения

Решение и анализ задач  на построение  группировок

Тестовый контроль

2

2

Модуль 2.  Основы общей статистики

36

Тема 2.1. Классификация статистических показателей

Содержание учебного материала

1

Индивидуальные и  сводные абсолютные величины.

Относительные величины динамики, выполнения плана, планового задания, структуры, координации, интенсивности и наглядности.

2;3

Лабораторные работы 

-

Практические занятия

1. Определение относительных показателей и анализ полученных результатов

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1 Решение задач на определение относительных величин

1

Тема 2.2. Средние величины и показатели вариации в статистике

Содержание учебного материала

1

Понятие и виды средних величин.

Средняя арифметическая и ее свойства

Средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая

Структурные средние: мода, медиана.

2; 3

Лабораторные работы 

-

Практические занятия

1.Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов.

2. Решение задач на определение моды и медианы графическим и аналитическим способами

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Решение задач на определение средних величин

1

Тема 2.3. Ряды динамики и индексы

Содержание учебного материала

2

2;3

Ряды динамики, их виды.  Показатели динамического ряда, их анализ

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Понятие и модели сезонных колебаний.

Понятие и классификация индексов. Расчет индивидуальных и сводных индексов. Индексный анализ

Лабораторные работы 

-

Практические занятия

1. 1.Анализ динамики изучаемого явления.

2.Применение различных методов для выявления основной тенденции развития явления в рядах динамики. 3.Анализ сезонности. Расчет и анализ индексов

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. 1.Решение и анализ задач на определение показателей динамического ряда; на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики; на выявление наличия сезонной неравномерности в исследуемом явлении.

Решение задач на расчет и анализ индексов

2

Тема 2.4. Формирование выборочной совокупности

Содержание учебного материала

1

Понятие выборочного наблюдения.

Генеральная и выборочная совокупности, способы отбора единиц в выборочную совокупность

Ошибка выборочного наблюдения, виды выборок.

2; 3

Лабораторные работы 

-

Практические занятия

Решение задач на определение отбора выборку, оценка ошибки выборочного наблюдения

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

2;3

Тема 2.5. Оценка результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала

2

Определение доверительных интервалов

Определение доверительной вероятности

Определение объема выборочной совокупности

Лабораторные работы 

-

Практические занятия 

1. Определение доверительных интервалов, доверительной вероятности, объема выборочной совокупности

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение задач на определение объема выборочной совокупности.

2

2; 3

Тема 3.1. Методы  изучения  связи между явлениями,  корреляционно-регрессионный анализ

Содержание учебного материала

2

Причинно- следственные связи между явлениями, виды связей

Качественный анализ  изучаемого явления, построение модели связи, интерпретация результатов. Корреляция.  Корреляционно- регрессивный анализ. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии

Лабораторные работы 

-

Практические занятия 

1. Решение задач на построение уравнения регрессии

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Решение задач по составлению уравнения регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи. Решение задач на определение наличия и тесноты корреляционный связи, вычисление коэффициента корреляции и эмпирического корреляционного отношения

2

-

Тестовый контроль

2

Всего:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины происходит в кабинете №518.

ПАСПОРТ

Кабинет (аудитории)

Кабинета статистики

№  518

  1. Данные кабинета:
  1. Закреплен за колледжем

Статистика

  1. Ответственный:

Жукова М.А.

уч. степень (звание), должность, ФИО

  1. Количество посадочных мест:

16

  1. Общая площадь:  

6,84 х 5,3м   =    36,3 м2

  1. Система техники безопасности и защиты обучающихся:
  1. Средства первичного пожаротушения (огнетушитель: порошковый) находится в коридоре
  2. Устройство защитного отключения электроснабжения;
  1. Назначение кабинета:
  2. Кабинет предназначен для проведения теоретических и практических занятий по статистике, для специальностей  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»,  38.02.07 «Банковское дело»,  38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», реализуемых в учебном заведении
  3. Перечень оборудования

  1. Мебель:

Преподавательский стол- 1; столы обучающихся (модульные) –10; стулья - 1; классная доска – 1; стенд – 1; часы настенные - 1

  1.  Оборудование

  1. Характеристика ПК: Компьютер: ____________
  2. Программное обеспечение:

Наименование,

производитель

Пакет

Версия

  1. Перечень методического наполнения кабинета: наглядные пособия (перечислить).

Плакаты

Плакаты: Линейно-дробная функция; Логарифмическая функция; Показательная функция; Значение тригонометрических функций некоторых углов; Линейная функция; Квадратичная функция; Квадратное уравнение; Тригонометрическая функция; Тригонометрические формулы; Квадратное неравенство; Натуральные числа; Положительные и отрицательные функции; Квадратный трехчлен; Угол в градусах. Угол в радианах; Обратная тригонометрическая функция; Направление развития статистики; Сводка и группировка; Виды статистических таблиц; Статистика как наука; Связь статистики с другими дисциплинами; Элементы статистической таблицы; Размер равного интеграла; Абсолютные и относительные величины. Пробковый стенд: портреты учёных:  Архимед; Карл Фридрих Гаусс; Николай Иванович Лобачевский; Пифагор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 372с.

1.Годин А.М /Статистика: Учебник /., - 11-е изд., перераб. и испр. - М.:Дашков и К, 2018. - 412 с.: ISBN 978-5-394-02183-1

https://znanium.com/catalog/product/323596

2. И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева/ Статистика:/ Учебник /. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0462-6 

https://znanium.com/catalog/product/450376

3. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А., /Статистика: Учебник / - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0462-6 

https://znanium.com/catalog/product/545008

4 В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.] /Статистика : учебник /; под ред. В.Г. Ионина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 355 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

https://znanium.com/catalog/product/552459

5. Ю.С. Ивченко /Статистика: Учебное пособие /. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.: - (Высшее образование)

https://znanium.com/catalog/product/929679

  1. И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева /Статистика : учебник /. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование).

https://znanium.com/catalog/product/1020234

  1. Плохотников, К.Э. /Статистика : учеб. пособие / К.Э. Плохотников, С.В. Колков. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 286 с. - (Экономика и управление). - ISBN 978-5-89349-998-8. – 

https://znanium.com/catalog/product/1034327

Дополнительные источники:

  1. Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.-  М.: Финансы и статистика, 2012. – 352 с.

Интернет-ресурсы: 

  1. Государственный комитет РФ по статистике   [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.gks.ru/
  2. Центральный банк РФ [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.cbr.ru/
  3. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс ]. – режим доступа:  http:// http://www.rbc.ru/
  4. Министерство РФ по налогам и сборам [Электронный ресурс ]. – режим доступа:  http:// www.nalog.ru
  5. РТС [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http://moex.com/
  6. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http://www.fedcom.ru/
  7. Экономика  и  жизнь:  агентство  консультаций  и  деловой информации  [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.akdi.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент умеет:

собирать и регистрировать статистическую информацию

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники

Студент знает:

предмет, метод и задачи статистики

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.

общие основы статистической науки

принципы организации государственной статистики

современные тенденции развития статистического учёта

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

основные формы и виды действующей статистической отчётности

технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления