Индивидуальный график обучения студента 1 курса по дисциплине Химия
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 353.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный график обучения студента 1 курса
Специальность 49.02.01 «Физическая культура» на базе основного общего образования 1-ый семестр 2019-2020 г.г.
Ф.И.О.
Дисциплина | Часы | Преподаватель | Текущий контроль | Контрольная неделя | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
7. | Химия | 106 | Аникеева Ю.А. | С/р №1 | К/р | С/р №2 | Диффер. зачет |
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИРОДА ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ
ЗАДАНИЕ № 1. ПРОЧИТАЙТЕ
§ 2 Основные положения теории строения органических веществ (стр. 7-10);
§ 3 Электронная природа химических связей в органических соединениях (стр. 11-13);
§ 4 Классификация органических соединений (стр. 14-15).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Поясните, какие затруднения возникли в развитии органической химии до создания теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
- Изложите основные положения теории А. М. Бутлерова.
- Дайте определение понятиям изомеры.
- .Какие реакции называют свободнорадикальными?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
1.Представьте в виде схемы классификацию изомерии, с примерами.
2.Представьте в виде общей схемы классификацию органических соединений с указанием характерных функциональных групп.
РАЗДЕЛ 2 УГЛЕВОДОРОДЫ
ТЕМА 2.1. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 5 Предельные углеводороды (стр. 16-18),
§ 6 Гомологи и изомеры алканов (стр. 19-20),
§ 7 Получение, свойства и применение алканов (стр. 21-27).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение предельных углеводородов, приведите примеры?
- Какие вещества называются гомологами, приведите примеры?
- Где и в каком виде в природе встречаются алканы?
- Какие химические свойства характерны для алканов?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните раздел «Алканы» в сравнительной таблице
Алканы | Алкены | Алкины | Арены | |
Общая формула | ||||
Тип гибридизации атомов углерода | ||||
Строение молекулы | ||||
Характеристика связи | ||||
Первый представитель | ||||
Способы получения | ||||
Химические свойства: Р. Замещения Р. Присоединения Р. Окисления и тд. |
ТЕМА 2.2. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ И АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 9 Пространственное и электронное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов (стр. 34-38),
§ 10 Получение свойства и применение алкенов (стр. 38-42),
§ 13 Ацетилен и его гомологи (стр. 50-54),
§ 14 Бензол и его гомологи (стр. 57-61),
§ 15 Свойства бензола и его гомологов (стр. 62-66).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение непредельным углеводородам (алкены, алкины), приведите примеры?
- Какие виды изомерии характерны для предельных и непредельных углеводородов?
- Опишите способы получение этилена и ацетилена?
- Какой углеводород является ближайшим гомологом этина?
- Какие реакции являются качественными на ненасыщенную связь?
- Где применяют ацетилен?
- В чем особенности строения бензола и как это отражается на химических свойствах?
- В чем особенности реакции ароматических углеводородов с бромной водой и перманганатом калия?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните разделы «Алкены», «Алкины», «Арены» в сравнительной таблице.
- Напишите контрольную работу по теме «Углеводороды» (приложение 1).
РАЗДЕЛ 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ТЕМА 3.1. СПИРТЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§20 Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, изомерия и номенклатура (стр. 80-83),
§21 Получение, свойства и применение одноатомных предельных спиртов (стр. 83-87),
§ 22 Многоатомные спирты (стр. 89-90),
§ 23 Фенолы (стр. 93-95),
§ 24 Свойства фенола и его применение (стр. 95-97).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение спиртам. Какая функциональная группа входит в состав их молекул?
- Как классифицируются спирты?
- Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
- В трех пробирках содержатся вода, этанол и глицерин. Как их распознать?
- В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Этилен этанол этаналь
Метан ацетилен бензол этиловый спирт 2,4,6-трибромфенол
ТЕМА 3.2. АЛЬДЕГИДЫ, КЕТОНЫ И КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§25 Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны ( стр. 100-103),
§ 26 Свойства и применение альдегидов (стр. 103-105),
§27 Карбоновые кислоты (стр. 106-108),
§28 Получение, свойства и применение карбоновых кислот (стр. 109-114)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Какие вещества называются альдегидами, а какие – кетонами?
- Охарактеризуйте применение формальдегида, ацетона .
- Опишите качественную реакцию на альдегиды?
- В чем особенности строения карбоновых кислот?
- Какие свойства являются общими для органических и неорганических кислот?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Метан ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота
- На нейтрализацию 10,6 г смеси растворов уксусной и муравьиной кислот затратили
200 г 4% раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли кислот в исходной смеси.
ТЕМА 3.3. УГЛЕВОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 32 Глюкоза (стр. 131-137),
§33 Олигосахариды. Сахароза (стр. 137-139),
§34 Крахмал (стр. 139-142)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Какие вещества относятся к углеводам и почему им дано такое название?
- Как классифицируют углеводы и почему?
- Какова роль глюкозы в организме человека?
- Перечислите известные вам процессы брожения глюкозы.
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Метаналь глюкоза
С6Н12О6 (С6Н10О5)n
- Вычислите какой объем оксида углерода (IV) образуется при окислении 0,25 моль сахарозы (н.у.)?
- Составьте уравнения реакций, при помощи которых сахарозу можно превратить в этаналь.
ТЕМА 3.4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 36 Амины (стр. 150-153),
§37 Аминокислоты (стр. 153-158),
§38 Белки (стр. 158-162),
§39 Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях (стр. 162-165),
§40 Нуклеиновые кислоты (стр. 165-166)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
1. Какие элементы входят в состав белков?
2. какие группы атомов и виды связей характерны для большинства белковых молекул?
3. Где белки встречаются в природе и каково их значение?
4. Как можно определить наличие белков в продуктах питания, шерстяных нитях?
5. Какие вещества образуются при гидролизе белков в организме?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Напишите тест по теме: «Кислородсодержащие соединения» (приложение 2)
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИМЕРЫ
ТЕМА 4.1 СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 42 Полимеры – высокомолекулярные соединения (стр. 170-176),
§ 43 Синтетические каучуки (стр. 176-179),
§44 Синтетические волокна (стр. 179-182)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение реакциям полимеризации, поликонденсации.
- Что такое мономер? Приведите пример
- Охарактеризуйте известные вам синтетические каучуки и поясните для каких целей их применяют.
- Чем отличаются каучуки от резины?
- По какому признаку относят лавсан к полиэфирным волокнам?
- Каковы характерные свойства лавсана? Где его применяют?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Выполнение тестирования по теме: «Полимеры» (приложение 3)
- Подготовка презентации по одной из предложенных тем (минимальное количество слайдов – 6):
- Классификация полимеров
- Строение полимеров
- Термопластичные полимеры
- Биоразлагаемые полимеры
- Иониты (полимеры катализаторы)
Приложение 1
Контрольная работа по теме: «Углеводороды»
1 | Молекулы алканов содержат? | ||
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом ацетилена является? | ||
А гексин | В декан | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алкинов? | ||
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Как можно охарактеризовать вещества формулами С6Н6 и С6Н14? | ||
А гомологи | В вещества разных классов | ||
Б изомеры | Г одно и то же вещество | ||
5 | Агрегатное состояние бензола? | ||
А газ | В твердое вещество | ||
Б жидкость | Г зависит от способа получения | ||
6 | Какое вещество будет изменять окраску бромной воды? | ||
А бутан | В этан | ||
Б пропин | Г гексан | ||
7 | Укажите формулу 3-метилбутина-1 | ||
А | В | ||
Б | Г | ||
8 | Какое вещество вступает в реакцию гидрирования? | ||
А С3Н8 | В С2Н6 | ||
Б С3Н4 | Г С4Н10 | ||
9 | Углеводород с формулой Н2С=СН-СН2-СН=СН2 | ||
А алканам | В алкадиенам | ||
Б алкинам | Г аренам | ||
10 | Нитрование бензола и его гомологов называется реакцией | ||
А Зинина | В Бутлерова | ||
Б Коновалова | Г Вюрца | ||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН(СН3)-СН2-СН3 | ||
12 | Составьте формулы изомеров пентана и назовите их | ||
13 | Расшифруйте цепочку превращений | ||
Часть 3 | |||
14 | На полное гидрирование алкена массой 2,8 г израсходовано 0,896 л водорода. Какова молекулярная масса и формула алкена? |
Приложение 2
Тест по теме: «Кислородсодержащие соединения»
1 | Вещество, формула которого является | |
А алканом | Б спиртом | |
В альдегидом | Г карбоновой кислотой | |
2 | При бромировании (избыток) фенола образуется | |
А 2-бромфенол | Б 2,5-дибромфенол | |
В 2,3-дибромфенол | Г 2,4,6-трибромфенол | |
3 | Реакция гидролиза характерна для | |
А жиров | Б спиртов | |
В альдегидов | Г ароматических углеводородов | |
4 | Для осуществления превращения фенол фенолят натрия + водород необходимо к фенолу прибавить | |
А натрий | Б гидроксид натрия | |
В оксид натрия | Г хлорид натрия | |
5 | Функциональную группу –ОН содержат молекулы | |
А спиртов | Б сложных эфиров | |
В альдегидов | Г кетонов | |
6 | Реакция «серебряного зеркала» не характерна для | |
А фруктозы | Б глюкозы | |
В уксусного альдегида | Г формальдегида | |
7 | Метилацетат можно получить при взаимодействии | |
А метанола с муравьиной кислотой | Б метанола с уксусной кислотой | |
В этанола с муравьиной кислотой | Г этанола с уксусной кислотой | |
8 | Для осуществления реакции СН3-СН2ОН СН3-СООН необходимо | |
А растворить спирт в воде | Б восстановить спирт | |
В окислить спирт | Г провести реакцию этерификации | |
9 | К классу углеводов относится вещество, формула которого | |
А С6Н5ОН | Б С6Н12О6 | |
В СН3-(СН2)4-СООН | Г С3Н7-О-С3Н7 | |
10 | Вторичная структура белка обусловлена связью | |
А ионной | Б ковалентной неполярной | |
В водородной | Г ковалентной полярной | |
11 | Аминокислоты не могут реагировать с | |
А с основаниями и кислотами | Б с предельными углеводородами | |
В с кислотами и основаниями | Г между собой | |
12 | Наличие альдегидной группы в органическом веществе можно установить с помощью | |
А бромной воды | Б аммиачного раствора серебра | |
В индикатора - лакмуса | Г гидроксида натрия | |
13 | Карбоксильная группа содержится в | |
А метаноле | Б бутадиене | |
В формальдегиде | Г уксусной кислоте | |
14 | Уксусная кислота может реагировать с | |
А метанолом и серебром | Б серебром и гидроксидом меди (II) | |
В магнием и метаном | Г гидроксидом меди (II) и метанолом | |
15 | Анилин чаще всего применяют в качестве | |
А красителя | Б окислителя | |
В катализатора | Г водоотнимающего агента |
Приложение 3
Тест по теме: «Полимеры»
1 | Высокомолекулярные соединения получают в результате реакций | |
А гидролиза и этерификации | Б гидролиза и полимеризации | |
В этерификации и поликонденсации | Г полимеризации и поликонденсации | |
2 | К природным высокомолекулярным соединениям относятся | |
А полиэтилен | Б клетчатка | |
В глюкоза | Г сахароза | |
3 | Структурным звеном полиэтилена является | |
А –СН2- СН2- | Б –СН2-СН=СН-СН2- | |
В | Г | |
4 | Элементарное звено –СН2-НС=СН-СН2- имеется в макромолекулах | |
А полиэтилена | Б бутадиенового каучука | |
В полипропилена | Г бутадиенстирольного каучука | |
5 | Какая структура не характерна для полимеров | |
А линейная | Б сетчатая | |
В разветвленная | Г столбчатая | |
6 | Полимеры, которые при повышенной температуре не размягчаются и не плавятся, называются | |
А термопластичные | Б стереорегулярные | |
В термореактивные | Г стереонерегулярные | |
7 | К какому типу волокон относится капрон | |
А искусственные | Б синтетические полиамидные | |
В синтетические полиэфирные | Г растительного происхождения | |
8 | Степень полимеризации обозначается …. и показывает | |
А n …число мономерных звеньев | Б d …. число олигомеров | |
В р ….число макромолекул | Г x…..степень стойкости полимера | |
9 | Какое волокно относится к искусственным | |
А шерстяное | Б вискозное | |
В льняное | Г лавсан | |
10 | В сополимеризацию вступают | |
А два или несколько различных мономеров | Б два или несколько различных полимеров | |
В два или несколько одинаковых мономеров | Г два или несколько одинаковых полимеров |
Комплект материалов по самостоятельной работе
Тема 1.1. Введение в органическую химию.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Теория химического строения А.М.Бутлерова.
- Понятие о классификации органических соединений.
- Химические связи в органических соединениях.
- Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты.
- Пространственная структура и виды изомерии.
Вопросы для самопроверки:
- Поясните, какие затруднения возникли в развитии органической химии до создания теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
- Изложите основные положения теории А. М. Бутлерова.
- Дайте определение понятиям изомеры.
- .Какие реакции называют свободнорадикальными?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
1.Представьте в виде схемы классификацию изомерии, с примерами.
2.Представьте в виде общей схемы классификацию органических соединений с указанием характерных функциональных групп.
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
Тема 1.2 Углеводороды.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие об углеводородах.
- Общие сведения об основных классах углеводородов.
- Природный газ и нефть, как природные источники углеводородов.
- Значение углеводородов в современном мире.
- Гомологи и изомеры. Составление структурных формул изомеров и их названий.
- Предельные углеводороды. Алканы. Химические свойства алканов, основные способы их получения.
- Непредельные углеводороды. Алкены. Химические свойства. Основные способы их получения.
- Арены. Химические свойства. Основные способы их получения. Нефть и способы ее переработки.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение предельных углеводородов, приведите примеры?
- Какие вещества называются гомологами, приведите примеры?
- Где и в каком виде в природе встречаются алканы?
- Какие химические свойства характерны для алканов?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните раздел «Алканы» в сравнительной таблице
Алканы | Алкены | Алкины | Арены | |
Общая формула | ||||
Тип гибридизации атомов углерода | ||||
Строение молекулы | ||||
Характеристика связи | ||||
Первый представитель | ||||
Способы получения | ||||
Химические свойства: Р. Замещения Р. Присоединения Р. Окисления и тд. |
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение непредельным углеводородам (алкены, алкины), приведите примеры?
- Какие виды изомерии характерны для предельных и непредельных углеводородов?
- Опишите способы получение этилена и ацетилена?
- Какой углеводород является ближайшим гомологом этина?
- Какие реакции являются качественными на ненасыщенную связь?
- Где применяют ацетилен?
- В чем особенности строения бензола и как это отражается на химических свойствах?
- В чем особенности реакции ароматических углеводородов с бромной водой и перманганатом калия?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните разделы «Алкены», «Алкины», «Арены» в сравнительной таблице.
- Напишите контрольную работу по теме «Углеводороды» (приложение 1).
ВАРИАНТ №1.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н6. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Объясните, какие вещества называются гомологами. Напишите названия и структурные формулы четырёх ближайших гомологов вещества из задания 1.
3. Укажите соединения из задания 2, которые могут существовать в виде структурных изомеров. Напишите структурные формулы этих изомеров, назовите их по заместительной номенклатуре.
ВАРИАНТ №2.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н4. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Приведите структурные формулы: а) пентана; б) гексена-2; в) 3-метилгексина-1; г) гептена-2. Какие из этих веществ и почему можно назвать гомологами?
3. Объясните, какие вещества называются структурными изомерами. Перечислите виды структурной изомерии. Для бутена-1 напишите структурные формулы и названия двух изомерных алкенов и одного циклоалкана. Назовите все вещества по заместительной номенклатуре.
ВАРИАНТ №3.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав C2H5Cl. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Назовите приведённые ниже вещества. Какие из них и почему являются гомологами?
3. К каким классам относятся соединения из задания 2? Дайте определения этим классам, приведите общие формулы.
ВАРИАНТ №4
1. Дайте определение понятию «гомологи». Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н2, и его гомологов с составом С3Н4 и С4Н6. Назовите класс, к которому они относятся.
2. Какие из перечисленных ниже веществ являются идентичными, а какие -изомерами? Назовите по заместительной номенклатуре все вещества, укажите класс, к которому они относятся:
3. Назовите вещество и определите природу атомов углерода (первичный, вторичный и т.д.), входящих в его состав:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.2 (непредельные углеводороды)
ВАРИАНТ 1
- Назовите следующие соединения, укажите, к каким классам они относятся, дайте определение этим классам:
- Напишите уравнения реакций, которые произойдут: а) при нагревании пропанола–1 и пропанола–2 с концентрированной серной кислотой; б) при нагревании 2–-бромпропана со спиртовым раствором гидрокcида натрия; в) при взаимодействии карбида кальция с водой.
- Под действием каких реагентов пропен можно превратить в: а) пропан, б) 2–хлорпропан, в) 1,2–дибромпропан, г) пропандиол-1,2. Напишите уравнения реакций, укажите, какие реакции являются качественными на двойную связь.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 2
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, к каким классам они относятся, дайте определения этим классам: а) 3-этилпентен-1, б) 2,2-диметилгексин-3, в) бутадиен-1,3, г) 2,3-диметил-3,4-диэтилгептен-1.
- 3. Предложите три способа получения пропена, подтвердите уравнениями реакций.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 3
- Назовите следующие соединения:
Для соединения «б» постройте формулы изомеров, относящихся к: 1) этому же классу соединений, 2) другому классу соединений (по одному примеру). Назовите изомеры.
- В какие из перечисленных реакций будет вступать этилен и ацетилен: присоединение, окисление раствором перманганата калия, горение, полимеризации, замещение водорода на металл. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 4
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, какие из них являются изомерами: а) 2-метил-3-этилпентен-2, б) 2,3,3-триметилпентен-1, в) 2-метилгексин-З, г) гептадиен-2,4.
- Закончите следующие схемы, назовите продукты.
- Из нижеперечисленных реагентов выберите те, с которыми будет реагировать ацетилен, приведите уравнения реакций: а) водород в присутствии катализатора, б) раствор перманганата калия, в) раствор гидроксида натрия, г) бромная вода, д) вода в присутствии солей ртути, е) раствор хлорида натрия.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
Тема 1.3 Кислородосодержащие углеводородные соединения.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие о кислородосодержащих органических соединениях: Физические и химические свойства спиртов.
- Фенолы. Ароматические спирты.
- Классификация соединений, содержащих карбонильную группу.
- Физические и химические свойства альдегидов и кетонов.
- Классификация карбоновых кислот. Физические и химические свойства.
- Углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Сравнительная характеристика строения и свойств полисахаридов.
- Липиды. Классификация липидов. Общая характеристика строения жиров.
- Физические и химические свойства жиров. Биологическое значение липидов.
- Азотсодержащие органические соединения. Амины.
- Аминокислоты. Белки: строение молекулы, свойства, роль в организме.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение спиртам. Какая функциональная группа входит в состав их молекул?
- Как классифицируются спирты?
- Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
- В трех пробирках содержатся вода, этанол и глицерин. Как их распознать?
- В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Этилен этанол этаналь
Метан ацетилен бензол этиловый спирт 2,4,6-трибромфенол
. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.3 (предельные углеводороды)
ВАРИАНТ 1
- Назовите следующие соединения, укажите, к каким классам они относятся, дайте определения этим классам:
- Напишите уравнения реакций получения метана: а) из ацетата натрия; б) из иодметана. Перечислите природные источники получения метана.
- На примере пентана приведите не менее четырех реакций, характеризующих химические свойства алканов.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите все соединения:
ВАРИАНТ 2
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, к каким классам они относятся: а) 2,2–диметилбутан, б) 3-этилгексан, в) 1,2–диметилциклопропан, г) изобутилциклопентан.
- Напишите уравнения реакций, которые произойдут при: а) нагревании безводного ацетата натрия и гидроксида натрия, б) нагревании метилиодида и водорода, в) обработке карбида алюминия водой.
- Объясните, в какие из следующих реакций будет вступать пентан: замещения; присоединения; окисления перманганатом калия на холоду; окисления кислородом при нагревании; полимеризации; изомеризации. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Поясните термины: «реакция Вюрца», «реакция Коновалова». Напишите уравнения реакции Вюрца для 1-бромпропана и 2-йодпропана; реакции Коновалова для пропана и 2-метилбутана.
- Сколько изомерных мононитропроизводных может получиться при нитровании пропана и 2-метилбутана.
ВАРИАНТ 3
- Назовите следующие соединения:
- Закончите следующие схемы, назовите продукты.
- Приведите уравнения реакций, характеризующих химические свойства гексана как представителя алканов.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите все соединения:
ВАРИАНТ 4
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, какие из них являются структурными изомерами, ответ объясните: а) 2-метилпентан, б) пропилциклопропан, в) изопропилциклобутан, г) этилциклопентан, д) 2,3-диметил-бутан.
- Предложите способ получения этана из: а) метилбромида, б) этилиодида, в) этилена, г) пропионата калия (С2H5COOK).
- Сколько изомерных монозамещеных производных и почему может образоваться при бромировании гексана?
- Из нижеперечисленных реагентов выберите те, с которыми будет реагировать циклогексан. Напишите уравнения соответствующих реакций: а) раствор перманганата калия; б) разбавленная азотная кислота при нагревании; в) кислород при нагревании; г) хлороводород при нагревании; д) аммиачный раствор оксида серебра; е) дегидрирование в присутствии катализатора.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «УГЛЕВОДЫ» |
Цель: изучить свойства углеводов |
1. Качественная реакция на крахмал, содержащийся в продуктах питания: исследование крахмала, муки, яблок |
Реактивы: спиртовой раствор йода 5%, продукты продовольствия |
Оборудование: лист бумаги, пипетка |
Ход работы: На бумагу необходимо выложить продукты, содержащие крахмал. На каждый капнуть 2-3 капли раствора йода. |
Наблюдения: |
Уравнения реакций: |
Вывод: |
2. Исследование ферментативных свойств слюны |
Реактивы: вода дистиллированная, слюна курящего человека, слюна некурящего человека, раствор йода, раствор крахмала |
Оборудование: пробирки, штатив, пипетка |
Ход работы: в две пробирки нальем равный объем клейстера, добавим в первую слюну курящего человека, а во вторую – некурящего. Добавим по несколько капель раствора йода. |
Наблюдения: |
Уравнения реакций: |
Вывод: |
Тема 1.4 Полимеры.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие «полимеры». Реакция полимеризации и поликонденсации. Классификация полимеров.
- Искусственные волокна, каучуки, пластмассы.
- Понятие о биологически активных веществах.
- Витамины, ферменты, гормоны. Их значение в нашей жизни.
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
Напишите ответы по следующим темам:
Комплект материалов по самостоятельной работе
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант 1 | |||
Часть 1 | |||
1 | Валентность углерода в органических соединениях | 2 балла | |
А I | В III | ||
БII | Г IV | ||
2 | Гомологом октана является? | 2 балла | |
А пентан | В этилен | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алканов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n+1 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Какой тип реакций не характерен для алкинов | 2 балла | |
А взаимодействия с основаниями | В замещения | ||
Бокисления | Г присоединения | ||
5 | Вещество, относящееся к ароматическим углеводородам? | 2 балла | |
А бензол | В декан | ||
Б ацетилен | Г циклогексан | ||
6 | Какой тип гибридизации электронных орбиталей атомов углерода характерен для алкенов | 2 балла | |
А sp3 | В sp | ||
Бsp2 | Г гибридизация отсутствует | ||
7 | Этан из хлорметана можно получить при помощи реакции | 2 балла | |
А Вюрца | В Кучерова | ||
Б Лебедева | Г Лебедева | ||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них пропина? | 2 балла | |
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | ||
Б бромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | ||
9 | Углеводород с формулой | 2 балла | |
А гексен-2 | В 4-метилпентен-2 | ||
Б 2-метилпентен-3 | Г 4-метилпентин-2 | ||
10 | В чем особенность реакции алканов с галогенами | 2 балла | |
А проходит на свету | Впроходит при повышенном давлении | ||
Б катализатор ртуть | Г нагревание до 2000ᵒС | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН2-СНВr-СН3 | 4 балла | |
12 | Составьте формулы изомеров пентана и назовите их | 6 баллов | |
13 | Расшифруйте цепочку превращений | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | На полное гидрирование алкена массой 2,8 г израсходовано 0,896 л водорода. Какова молекулярная масса и формула алкена? | 11 баллов |
Вариант 2 | ||||
Часть 1 | ||||
1 | Изомеры – это соединения? | 2 балла | ||
А одинакового качественного и количественного состава, но разного строения | В отличающиеся на гомологическую разность | |||
Б одинакового строения, но разного качественного состава | Г имеющие одинаковую температуру кипения и плавления | |||
2 | Гомологом пропинаявляется? | 2 балла | ||
А октан | В декан | |||
Бацетилен | Г бутен | |||
3 | Общая формула алкенов? | 2 балла | ||
А CnH2n | В CnH2n+2 | |||
Б CnH2n+1 | Г CnH2n-2 | |||
4 | Какой тип реакций характерен для алканов? | 2 балла | ||
А поликонденсации | В присоединия | |||
Бполимеризации | Г замещения | |||
5 | Вещество ароматического ряда? | 2 балла | ||
А бутан | В толуол | |||
Бпропин | Г этан | |||
6 | Какой тип гибридизации электронных орбиталей атомов углерода характерен для алкинов | 2 балла | ||
А sp | А sp3 | |||
Бsp2 | Бгибридизация отсутствует | |||
7 | В гомологическом ряду алканов с ростом молекулярной массы как изменяются температуры кипения и плавления? | 2 балла | ||
А убывают | 2 балла | |||
Б возрастают | 2 балла | |||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них пропана? | 2 балла | ||
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | |||
Б бромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | |||
9 | Название вещества | 2 балла | ||
А 2,3-дибромбутан | В 2,3-дибромбутен-1 | |||
Б2,2-дибромбутан | Г 2,3-дибромбутин-3 | |||
10 | Исходное вещество для получения ацетилена | 2 балла | ||
А палладий | В карбид кальция | |||
Бпропин | Г гидроксид кальция | |||
Часть 2 | ||||
11 | Назовите вещество СН3-СН(С2Н5)-С=СН | 4 балла | ||
12 | Напишите реакцию взаимодействия 2-метилбутена с хлороводородом (правило Марковникова) | 6 баллов | ||
13 | Расшифруйте цепочку превращений | 9 баллов | ||
Часть 3 | ||||
14 | На полное хлорирование метан израсходовано 179,2 л хлора. Какова масса полученного тетрахлорметана? | 11 баллов |
Вариант 3 | |||
Часть 1 | |||
1 | Общая формула алкинов? | 2 балла | |
А CnH2n-6 | B CnH2n | ||
БCnH2n-2 | Г CnH2n+2 | ||
2 | Гомологом бензола является? | 2 балла | |
А толуол | В этилен | ||
Бциклогексан | Г ацетилен | ||
3 | Способ получения бензола? | 2 балла | |
А каталитическая тримеризация ацетилена | В крекинг | ||
Б каталитическая димеризация ацетилена | Г реакция Вюрца | ||
4 | В гомологическом ряду алканов с ростом молекулярной массы как изменяются температуры кипения и плавления? | 2 балла | |
А возрастают | В не изменяются | ||
Бубывают | Г сначала возрастают, затем убывают | ||
5 | Пример геометрической изомерии? | 2 балла | |
А | В | ||
Б | Г | ||
6 | К природным источникам углеводородов относят? | 2 балла | |
А нефть | В нефть, газ, каменный уголь | ||
Б попутный нефтяной газ | Г каменный уголь и илистые отложения | ||
7 | Строение молекулы алкенов | 2 балла | |
А плоское | В тетраэдрическое | ||
Б линейное | Г пирамидальное | ||
8 | Какие металлы не применяют в работах, связанных с ацетиленом? | 2 балла | |
А медь и золото | В серебро и медь | ||
Б медь и алюминий | Г серебро и палладий | ||
9 | Назовите вещество Н3С-СН=СН-СН=СН2 | 2 балла | |
А пентадиен-1,3 | В бутадиен-1,3 | ||
Бпентадиен-2,4 | Г пентен-1 | ||
10 | Последовательность стадий в механизме свободнорадикального замещения у алканов | 2 балла | |
А инициирование, развитие, обрыв цепи | В инициирование, обрыв, рост цепи | ||
Бобрыв, рост, инициирование цепи | Г развитие, инициирование, рост цепи | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество | 4 балла | |
12 | Составьте формулы изомеров бутена-1 и назовите их | 6 баллов | |
13 | Напишите реакцию крекинга гексана, октана | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Определите относительную молекулярную массу алкена, зная, что 0,7 г этого вещества присоединяют 1,6 г брома. Составьте формулу. | 11 баллов |
Вариант 4 | |||
Часть 1 | |||
1 | Молекулы алкинов содержат? | 2 балла | |
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом октена является? | 2 балла | |
А гексен | В толуол | ||
Б кумол | Г гексан | ||
3 | Общая формула аренов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Относительная молекулярная масса гексана равна | 2 балла | |
А 81 | В 86 | ||
Б 20 | Г 22 | ||
5 | Автор теории строения органических веществ? | 2 балла | |
А Ф.Кекуле | В А.М. Бутлеров | ||
Б Д.И. Менделеев | Г Ш.А. Вюрц | ||
6 | Какие вещества реагируют между собой? | 2 балла | |
А пропан и вода | В пропан и водород | ||
Б пропан и этен | Г пропан и хлор | ||
7 | Реакции, нехарактерные для алкенов | 2 балла | |
А окисления | В присоединения | ||
Б замещения | Г полимеризации | ||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них алкадиена? | 2 балла | |
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | ||
Ббромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | ||
9 | Формула бутина-2 | 2 балла | |
А Н3С-С=С-СН3 | В НС=С-СН2-СН3 | ||
БН3С-СН2-СН3 | Г Н3С-С=С-СН2-СН3 | ||
10 | В чем особенность реакции алканов с галогенами | 2 балла | |
А проходит при повышенном давлении | Впроходит на свету | ||
Бкатализатор ртуть | Г нагревание до 2000ᵒС | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество | 4 балла | |
12 | Распределите вещества по группам: газ, жидкость, твердое вещество С2Н2; С2Н4 ; СН3-СН3 ; С18Н38 ; С8Н14; С21Н40 ; С12Н24 ; С6Н6; С6Н5СН3 | 6 баллов | |
13 | Напишите структурные формулы веществ формулой С4Н8 , относящихся к классу алкены (3 вещества) | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Вычислите формулу газообразного алкана, 1 л которого имеет массу 4 г. | 11 баллов |
Вариант 5 | |||
Часть 1 | |||
1 | Молекулы алканов содержат? | 2 балла | |
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом ацетилена является? | 2 балла | |
А гексин | В декан | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алкинов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Как можно охарактеризовать вещества формулами С6Н6 и С6Н14? | 2 балла | |
А гомологи | В вещества разных классов | ||
Б изомеры | Г одно и то же вещество | ||
5 | Агрегатное состояние бензола? | 2 балла | |
А газ | В твердое вещество | ||
Б жидкость | Г зависит от способа получения | ||
6 | Какое вещество будет изменять окраску бромной воды? | 2 балла | |
А бутан | В этан | ||
Бпропин | Г гексан | ||
7 | Укажите формулу 3-метилбутина-1 | 2 балла | |
А | В | ||
Б | Г | ||
8 | Какое вещество вступает в реакцию гидрирования? | 2 балла | |
А С3Н8 | В С2Н6 | ||
Б С3Н4 | Г С4Н10 | ||
9 | Углеводород с формулой Н2С=СН-СН2-СН=СН2 | 2 балла | |
А алканам | В алкадиенам | ||
Балкинам | Г аренам | ||
10 | Нитрование бензола и его гомологов называется реакцией | 2 балла | |
А Зинина | В Бутлерова | ||
Б Коновалова | Г Вюрца | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН(СН3)-СН2-СН3 | 4 балла | |
12 | Установите соответствие Алканы СН3-СН2-СН3 Алкены С6Н6 АлкиныСН3-СН2-С=СН Арены СН2=СН-СН2-СН=СН2 АлкадиеныСН3-СН2-СН=СН2 | 6 баллов | |
13 | Расшифруйте цепочку превращений Карбид кальция ацетилен дихлрэтен | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Какой объем хлора необходим для хлорирования бензола массой 39 г? | 11 баллов |
Литература:
Основной учебник по дисциплине:
- Рудзитис Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2012.
Рекомендуемая литература:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М, 2007
- Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2003.
- Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. Н. Гара и др. – М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-274643-1374161783.jpg)
План работы творческой группы «Индивидуальная траектория обучения студентов колледжа»
В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Чтобы удовлетворить запрос общества осуществляется перех...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-676999-1444762110.jpg)
Статья: «Индивидуальная траектория обучения студентов в рамках преподавания дисциплины «технология профессиональной деятельности»»
Профессиональная подготовка студентов помогает успешно адаптироваться к меняющимся условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Одним из важнейших условий формирования профе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876793-1484298422.jpg)
Индивидуальный план обучения студента
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реали...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: «Химия» основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»
Методические указания по выполнению СРС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992447-1515425909.jpg)
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине "химия"
Данный материал поможет преподавателю для составления плана самостоятельной внеаудиторной работы....
Индивидуальный способ обучения студентов
Аннотация: В статье рассматривается индивидуальный подход к системе обучения студентов при изучении дисциплин по специальностям Технология машиностроения...
Индивидуальный способ обучения студентов
Аннотация: В статье рассматривается индивидуальный подход к системе обучения студентов при изучении дисциплин по специальностям Технология машиностроения...