Физиология питания рабочая программа
рабочая программа

Гусева Елена Юрьевна

Физиология питания рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologiya_pitaniya_32_ch_tpop.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«РОМАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

                                                                                             

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УПР ГБПОУ РК «РКИГ»

_______________Е.Ш. Булаш

Приказ № __от _________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»

Специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

                 

г. Симферополь, 2019

Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», входящей в укрупненную группу направлений специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКЛОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ.                         

                                                                         

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства».

Разработчик: преподаватель естественно-научных дисциплин ГБПОУ РК «РКИГ» Гусева Е.Ю.

 Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания»  рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК) общепрофессиональных дисциплин.

 Протокол № __от «___» _______ 2019 г.

 Председатель ЦМК «ОПД»

___________________ Ярцева В.В.

      Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания»  рекомендована методическим советом ГБПОУ РК «РКИГ» при реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Протокол № __ от «____» ______ 2019 г.

Старший методист  

 __________________ Виспянская Е.Я.

© Гусева Е. Ю. – автор-составитель

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ  «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»

Область применения программы

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

4

4

4

5

2.

2.1.

2.2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Тематический план и содержание учебной дисциплины

5

6

3.

3.1.

3.2.

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение реализации программы

      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»                                           1

9

9

 12


1. ПАСПОРТ    ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания»   является вариативной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», входящих в укрупненную группу направлений специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКЛОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ.                         .

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в образовательную программу, с дисциплинами ОП 02. Товароведение продовольственных товаров, ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.8

ПК 3.1-3.7

ПК 4.1-4.6

ПК 5.1-5.6

ПК 6.1-6.4

ОК 01-07

ОК 09

ОК 10

  • использовать

требования к процессам приготовления и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

  • обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (система ХАССП) при выполнении работ;
  • проводить органолептическую оценку качества и безопасности пищевого сырья и продуктов;
  • рассчитывать энергетическую ценность блюд;
  • составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека
  • пищевые вещества и их значение для организма человека;
  • суточную норму потребности человека в питательных веществах;
  • основные процессы обмена веществ в организме;
  • суточный расход энергии;
  • состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
  • физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
  • усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
  • нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
  • назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет;
  • методики составления рационов питания

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Учебная нагрузка (всего) -  44 ч.

работа во взаимодействии педагога и обучающегося -  32 часов,

в том числе:

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 лабораторные занятия

 практические занятия

12

 контрольные работы

2

 курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физиология питания»

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

час.

Дом. задание

Осв.

элем.

комп.

1

2

3

4

5

6

Тема 1.1

Основные пищевые вещества, их источники, роль в структуре питания

Содержание учебного материала

1

1

1

1

1

1

О.3 с.16-19,31-32,48-55

О.2 с.21-25, 39-42,55-64

О.2 с.55-64

1

1-2

Функции пищи. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.

3-4

Физиологическая роль основных пищевых веществ в структуре питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах

5-6

Источники основных пищевых веществ, состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания

Тематика лабораторно-практических занятий

Оформить отчет

2

7-8

Составление сравнительной характеристики продуктов питания по пищевой, физиологической, энергетической ценности

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технологической литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Самостоятельное изучение отдельных вопросов по тематике специальности

1

1

1

1

3

Тема 1.2

Пищеварение и усвояемость пищи

Содержание учебного материала

1

1

О.2 с. 109-120

Конспект

1

9-10

Понятие о процессе пищеварения. Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. 

Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи

Тематика практических занятий

Оформить отчет

2

11-12

Изучение схемы пищеварительного тракта.

Подбор продуктов питания, лучших с точки зрения усвоения пищи

1

1

Тема 1.3

Обмен веществ и энергии

Содержание учебного материала

1

1

1

1

О.3. с.64-76, с.113-115

Конспект

1

13-14

Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека

15-16

 Понятие о калорийности пищи. Суточный расход энергии. Энергетический баланс организма. Методика расчёта энергетической ценности блюда

Тематика практических занятий

Оформить отчет

2

17-18

 Определение суточных энергозатрат организма.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка сообщений

1

1

1

1

3

Тема1.4

Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения

Содержание учебного материала

1

1

1

1

О.3. с 158-182

О.3. с. 182-195

1

19-20

Рациональное питание: понятие, основные принципы. Режим питания и его значение. Принципы нормирования основных пищевых веществ и калорийности пищи в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда

21-22

Возрастные особенности питания детей и подростков. Питание при умственном труде, в пожилом возрасте и старости

Тематика лабораторно-практических занятий

23-24

25-26

Составление суточного рациона питания

Расчет энергетической ценности блюд

1

1

1

1

Оформить отчет

2

Тема1.5

Содержание питательных веществ в продуктах растительного и животного происхождения.

Лечебное и лечебно-профилактическоу питание

27-28

Содержание питательных веществ и характеристика продуктов растительного происхождения

1

1

О.3 с..127-135

1

29-30

Содержание питательных веществ и характеристика продуктов животного происхождения

1

1

О.3 с..120-127

1

31

Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании. Характеристика основных диет

1

1

О.3. с. 95-107

1

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий)

работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу

1

1

1

1

3

32

Итоговая аттестация в виде дифзачета

1

3

Всего:

48

 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», оснащенного оборудованием:

- доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.;

- техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). 

 3.2.  Информационное обеспечение обучения

       Для реализации программы учебной дисциплины «Физиология питания»  библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные документы

  1. Российская Федерация. Законы.  О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой  1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г.№213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1
  2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2014 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html
  3. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ.   2015-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.
  4. ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. - Введ.  2016-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с.
  5. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
  6. ГОСТ 30390-2013  Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
  7. ГОСТ 30389 - 2013  Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с.
  8. ГОСТ 31986-2012  Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с.
  9. ГОСТ 31987-2012  Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.- Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с.
  10. ГОСТ 31988-2012  Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 10 с.
  11. СанПиН  2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98. http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/
  12. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.2193-07 «Дополнения № 1»]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php-show_art=2758.
  13. СанПиН 2.3.2.1078-01  Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27.

 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/

  1. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа:

http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/

  1. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023).
  2. Профессиональный стандарт «Руководитель предприятия питания». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.05.2015 № 281н (зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 № 37510)

Основные источники:

  1. Рубина Е.А Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология питания, санитария.учебное пособиедля СПО. 2-е изд., – М. : Издательство «Форум», 2008, 2015. – 239 с.
  2. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена Ч.1 : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / А.А.Королев, Ю.В.Несвижский. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 250 с.
  3. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена Ч.2 : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / А.Н. Мартинчик – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 236 с.
  4. А.Н. Мартинчик Физиология питания: учебник для студ. учреждений сред.проф.образовани. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 236 с.
  5. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиена и санитария. учебник для сред. проф. образования М.: ИРПО; Изд.центр «Академия», 2014 г. - 256 с.

        Дополнительные источники:

20. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания:  Справочник,  М.: ДеЛи, Агропромиздат, 2007г.,275с.

Электронные издания:

  1. Вестник индустрии питания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.pitportal.ru/
  2. Всё о весе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vseovese.ru
  3. Грамотей: электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramotey.com
  4. Каталог бесплатных статей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rusarticles.com
  5. Каталог ГОСТов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gost.prototypes.ru
  6. Либрусек: электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.rus
  7. Медицинский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.meduniver.com
  8. Открытый портал по стандартизации [Электронный ресурс]. – Режим досту-па:www.standard.ru
  9. Центр ресторанного партнёрства для профессионалов HoReCa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creative"chef.ru/
  10. Fictionbook.lib [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fictionbook.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знания:

пищевые вещества и их значение для организма человека;

суточную норму потребности человека в питательных веществах;

основные процессы обмена веществ в организме;

суточный расход энергии;

состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

назначение диетического (лечебного)  питания, характеристику диет;

методики составления рационов питания

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования

рассчитывать энергетическую ценность блюд;

составлять рационы питания для различных категорий потребителей, в том числе для различных диет с учетом индивидуальных особенностей человека

Текущий контроль:

- экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий,

защите отчетов по практическим  занятиям;

- оценка заданий для самостоятельной  работы,

Промежуточная аттестация:

- экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физиологии питания для технологов общественного питания

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания                2014г.Про...

Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)

Рабочая программа физиология питания с основами товароведения (НПО)...

рабочая программа по физиологии питания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров...

Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02.Физиология питания с основами товароведения подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки поваров....

Рабочая программа ОП.01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС CПО по профессии 43.01.09  П...