План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_27.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОУ ДВб.12     ГЕОГРАФИИ 

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101-112, курс 1,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану) № 27

преподаватель Калякин В.П.

Тема Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.

Цель занятия: сформировать у студентов общее представление о разнообразии стран Америки; совершенствовать навыки составлять характеристику ЭГП государства, оценивать его природно-ресурсный потенциал;

- сформировать у студентов систему знаний об особенностях отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства США; совершенствовать навыки работы студентов с источниками географической информации при составлении характеристик отраслей и регионов; продолжить формирование практических умений студентов работать с картами атласа.

Задачи занятия: формирование основополагающих теоретических знаний и представлений о географическом облике региона, его физико- и экономико-географических характеристиках, основных этапах его освоения, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности.

Обучающая:

сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);

Воспитательная: 

  • воспитание толерантности к странам Северно-Американского региона;
  • формирование навыков сотрудничества;

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами, иными источниками информации;
  • расширение кругозора;

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

Тесты:

  1. Назовите столицу государства Африки, которая является монархией:

       А) Конакри;           Б) Монровия;          

       В) Рабат;                 Г) Аккра.

  1. Назовите самый большой город Африки:

       А) Лагос;               Б) Каир;                  

       В) Кейптаун;         Г) Алжир.      

4.   Назовите бывшую колонию Франции:

        А) Ливия;    Б) Алжир;    

        В) ЮАР;    Г) Сенегал.  

5. Какие из указанных отраслей определяют лицо ЮАР в международном географическом разделении труда?

   А) нефтяная промышленность;        Б) угольная промышленность;

   В) цветная металлургия;                   Г) лесная промышленность.

6. Укажите государства Медного пояса Африки:

  А) Замбия;         Б) ДР Конго;

  В) Зимбабве;     Г) ЮАР.

Ответ: 1- В; 2- А; 3- Б;  4-  Б;В;  5- А,Б;

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.

  1. Какие страны относятся к Северной Америке в экономической и социальной географии?

а) Все страны, входящие в организацию НАФТА;

б) все страны материка Северная Америка;

в) Мексику и США;

г) США и Канаду.

  1. Каково население Северной Америки?

а) Более 300 млн чел.;

б) более 1 млрд чел.;

в) 280 млн чел.;

г) 30,5 млн чел.

  1.  Выберите вариант, в котором верно указаны государства, с которыми граничат США, и природные рубежи, по которым эти границы проходят:

а) Мексика - река Гудзон;

б) Куба - озеро Г урон;

в) Канада - озеро Верхнее;

г) Россия - Гибралтарский пролив;

д) Дания - море Бофорта.

  1. Выберите верное утверждение.

а) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США.

б) Численность населения США равна численности населения Франции и Великобритании, вместе взятых.

в) Быстрее всего растет население таких штатов, как Техас, Калифорния и Флорида.

г) Современная американская нация - это результат этнического смешения европейских переселенцев и индейцев.

д) Резкое преобладание мужского населения США над женским отмечается в возрастной группе 50-54 года.

  1.  Выберите варианты, в которых верно указаны мегаполисы, к которым относятся названные города:

а) Бостон - Северо-Восточный;

б) Вашингтон - Калифорнийский;

в) Чикаго - Приозерный;

г) Детройт - Калифорнийский;

д) Нью-Йорк - Приозерный.

Ответы: 1. г 2. А 3. В 4. В 5. а, в

Источники (если имеются)

Основная литература 

В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017 [2], с.306-320, с.326-338

Дополнительная литература Н..Н. Петрова География (современный мир).,

1.Атлас. География.10 класс. М.: Дрофа.2016.

2.Рабочая тетрадь по дисциплине «География»

Интернет ресурсы http://www/rgo.ru/cgi-bin/index.cgi

Северная Америка.

Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км с населением 300 млн. человек.

По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.

По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится ко первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции.

Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.

Размещение населения США определяется географией городов. США - типичная страна городских агломераций. Их в стране насчитывается около 35, где проживает более половины городского населения. В США начался процесс субурбанизации, проявляющийся в том, что в центральных частях городов население убывает, а в пригородных зонах возрастает.

В США в 50-е гг. XX в. географы отметили формирование более крупных городских образований - мегаполисов. В настоящее время в стране насчитывается три мегаполиса: СевероВосточный (от Бостона до Вашингтона), Приозерный (между Чикаго и Питтсбургом) и Калифорнийский (Сан-Франциско - Сан-Диего).

Сельское население США живет на отдельно расположенных фермах. По условиям быта сельское население не особенно отличается от городского.

В настоящее время США занимает первое место по объему ВВП, по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи.

Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию.

По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства - это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.

По развитию всех видов транспорта США занимает ведущее место в мире. Транспортная система США (совместно с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, длительность этих перевозок.

Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП превысила 70%.

На территориальную структуру хозяйствования США оказывают влияние такие факторы, как наукоемкий, экологический и ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах.

Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности в США очень благоприятны. Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране.

Особую роль в экономике США играет международный туризм. США по развитию международного туризма уступает только зарубежной Европе. Особенно развит соседский туризм с Канадой. Большое развитие получил внутренний туризм, сильно развита индустрия гостеприимства, включая автосервис.

США обладают большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи, горного - Штаты Запада, приозерного - штаты Приозерья.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

Экономический регион Северная Америка - это США и Канада.

Северная Америка имеет благоприятные социально-экономические условия для жизни и деятельности людей.

Страны североамериканского региона относятся ко второму типу воспроизводства населения с высоким уровнем урбанизации.

США и Канада являются постіндустріальними странами-лидерами по хорошо выраженными признаками таких стран.

Высокий уровень хозяйственного развития стран североамериканского региона влияет на ход всех экономических процессов в мире.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.306-320, с.326-338

Преподаватель                                                                 ___________________

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Африки. Субрегионы Африки.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Африки. Субрегионы Африки.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...