План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_11_geografiya_2019_-_kopiya_9_1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 11_

преподаватель Калякин В.П.

Тема 1.4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Тема: Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.

Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР.

Задачи занятия:

Обучающая: Формировать представление о структуре НТР и её роли в современном обществе.

Воспитательная: Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.

Развивающая: Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, диаграммами (анализ, обобщение).

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Из перечисленных стран наибольшая средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни характерна для:

1) Украины;       2) Судана;        3) Японии;      4) Боливии.

2. Из перечисленных стран средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни не превышает 50 лет лишь в:

1) Дании;            2) Анголе;        3) Малайзии;   4) Колумбии.

3. Из перечисленных стран наибольшая доля неграмотного населения характерна для:

1) Таиланда;       2) Аргентины;   3) Казахстана;    4) Эфиопии.

4. По общей численности неграмотного населения мировое лидерство прочно удерживает:

1) Юго-Восточная Азия;                      2) Латинская Америка;

3) Центрально-Восточная Европа;      4) Южная Азия.

5. Из-за сильного имущественного расслоения населения «странами принцев и нищих» обычно называют страны:

1) Латинской Америки;                         2) Северной Европы;

3) Восточной Азии;                                4) Северной Америки.

6. Наиболее сильное имущественное расслоение населения характерно для:

1) США и Канады;                                  2) Колумбии и Перу;

3) Польши и Венгрии;                            4) Швеции и Дании.

7. Из перечисленных стран Азии наиболее высоким уровнем жизни выделяются:

1) Монголия и Сирия;                            2) Филиппины и Китай;

3) Иран и Вьетнам;                                 4) Сингапур и Республика Корея.

8. Из перечисленных стран Латинской Америки наиболее высоким уровнем жизни населения выделяются:

1) Боливия и Парагвай;                           2) Гаити и Никарагуа;

3) Чили и Аргентина;                              4) Гондурас и Эль-Сальвадор.

9. По общему числу голодающих мировое лидерство прочно удерживает:

1) Латинская Америка;                        2) Южная Азия;

3) Северная Африка;                            4) Центрально-Восточная Европа.

10. В настоящее время страны Персидского залива принимают наибольшее количество иммигрантов из:

1) Азии и Африки;                                2) Африки и Европы;

3) Европы и Латинской Америки;       4) Латинской Америки и Австралии.

Ответы: 1-3  2-2  3-4   4-4   5-1   6-1   7-4   8-3   9-2   10-1

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

  • 1. Характерные черты НТР.

  • Составные части НТР.

  • Понятие о геоинформационных системах.

Задание: Прочитайте текст учебника на с. 91, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (НТР проявляется в использовании компьютеров в промышленности, быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др.)

Задание: Используя текст учебника, приведите примеры проявления НТР в науке. (

  1. В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, то есть в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
  2. Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
  3. Возникли города науки - технополисы.
  4. Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.)

Задание: Используя текст учебника, ответьте на вопросы

  1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции.)
  2. Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития.)
  3. Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии. (Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века — автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда. В начале 50-х годов танкер вмещал 50 тыс. тонн нефти, в 70-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн.)
  4. В чем заключается революционный путь развития техники и технологии? (Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. XX век называют веком электронной техники. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70 гг., называют микроэлектронной революцией.)
  5. Приведите примеры проявления НТР в технологии. ( В машиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим — электрохимическим, плазменным, ультразвуковым и т.д. В металлургии — внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи — стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).

Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. (

  1. Электронизация (производство и использование ЭВМ.)
  2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы).
  3. Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
  4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).
  5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).
  6. Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).

Источники

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017.

Дополнительная литература

Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. 

Интернет ресурсы (наименование сайта, форма доступа)

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Характерные черты НТР:

  1. универсальность, всеохватность;
  2. ускоренные научно-технические преобразования;
  3. изменение роли человека в процессе производства;
  4. НТР возникла как военно-техническая революция в годы второй мировой войны.

Составные части НТР:

  1. Наука. Производство становится все более наукоемким.
  2. Техника и технология. Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель - повышение эффективности производства, производительности труда. Развитие техники и технологии имеют два пути: а) эволюционный, который характеризуется дальнейшим совершенствованием уже известной техники и технологии; б) революционный, который характеризуется переходом к принципиально новой технике и технологии (электронная техника, биотехнология).
  3. Производство. Эта составная часть НТР развивается по 6 направлениям:
  1. электронизация;
  2. комплексная автоматизация;
  3. перестройка энергетического хозяйства;
  4. производство принципиально новых материалов;
  5. ускоренное развитие биотехнологии;
  6. управление.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Разработкой этих требований занимается кибернетика - наука об управлении и информации. Информационная техника - одна из важнейших наукоемких отраслей производства.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

С позиций социально-экономической географии нас, должна интересовать та новая отрасль мирового хозяйства, которая сформировалась в результате современной информационной революции и которую чаще всего именуют информационной индустрией. Ныне она уже намного обогнала недавно бывшие ведущими отрасли, такие как машиностроение или химическая промышленность.

Необходимо отметить, что информационная революция привела к появлению новых форм управления, для обозначения которых обычно употребляется английское слово менеджмент, ставшее международным термином, так же как и слово менеджер — управляющий.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.99-119

Преподаватель                                                                 _В.П. Калякин_

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект учебного занятия по теме «Оценка мировых природных ресурсов.»

План - конспект учебного занятия по теме «Оценка мировых природных ресурсов.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9. Россия в мировом хозяйстве.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9.  Россия в мировом хозяйстве.»...