Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.
статья
Внедрение медиаобразовани — один из важнейших инновационных процессов, необходимость которого продиктована интенсивностью вхождения общества в информационною эпоху развития. Данная статья посвящена анализу основных факторов успешности современного медиаобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_mediaobrazovatelnoy_sredy_na_urokah_himii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.
Учитель химии ГБОУ СОШ № 349 Двинина Марина Юрьевна
Основная задача современного учителя в настоящее время - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика, так как сегодня в центре внимания ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир.
Материально-техническая база и творческий потенциал школы в наше время позволяют активно внедрять медиаобразовательные технологии. В огромном мире информации обучающиеся должны выделять для себя основное.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения , творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В своих работах британский ученый Л.Мастерман, говорил, «медиа-это четвертая власть» Приобретенные в результате медиаобразовательных технологий навыков называются медиаграмотностью. В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения фактографического материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Одной из ключевых тенденций в развитии российского образования сегодня становится переход от традиционной (дать ученику глубокие, прочные, разносторонние, академические знания) к развивающей системе взглядов. Трансформация ключевых задач отечественной педагогики отражена во ФГОС, которые характеризуются уходом от триады «знание-умение-навыки» к концептуализации образовательного процесса в формировании универсальных учебных действий (коммуникативных, когнитивных, знаково-символических, регулятивных). Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.
В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.
Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Эффективность образования касается личного успеха и реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса. Преподаватель остается критичным звеном процесса обучения, однако внедрение информационных технологий в процесс образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Использование на уроках химии медиаобразовательных технологий помогают решить познавательные и учебные задачи:
- Формирование мотивации к предмету.
- Обеспечение качества усвоения предмета.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Создание атмосферы успешности.
- Организация деятельности, направленная на самореализацию личности.
- Развитие общенаучной направленности.
При использовании мультимедиа:
- Усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся.
- Мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету.
- Предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников.
- Выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями.
- Создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.
- Создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования.
- Ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности.
- Предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.
На уроках можно использовать различные виды деятельности:
- Компьютерные тесты.
- Слайд-тестирование.
- Учебные презентации.
- Видеоролики.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по химии нам необходимо помнить:
- На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал, например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких химических процессах.
- На уроке закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы (учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы).
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках.
Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.
Применение мультимедийных технологий необходимо, они способствуют:
- Совершенствованию практических умений и навыков.
- Позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения.
- Повышают интерес к урокам химии.
- Активизируют познавательную деятельность учащихся.
- Делают уроки современными.
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
- Дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах.
- Повысить роль наглядности в учебном процессе.
- Удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.
- Повысить темп урока.
- Увеличить долю самостоятельной работы учащихся.
- Углубить степень отработки практических умений и навыков.
- Вести дифференцированную работу с каждым учеником.
- Выявить пробелы.
- Повысить качество обучения.
Список литературы
1. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания.(химия в общеобразовательной школе) (по педагогическим наукам)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук Москва 2004. с. 41
2. Журин А.А. «Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №1январь 1998г
3. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №5 июль 1998г. С.31
4. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.41 научно-методический журнал «Химия в школе» №6 октябрь 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока Химия за чайным столом
Урок-конспект Химия за чайным стлом...
Формирование ключевых компетенций на уроках химии.
Формирование ключевых компетенций на уроках химии. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-техно...
Технологическая карта урока химии «Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии»
урок обобщения и систематизации знаний...
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ
Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО на примере Ка...
Презентация к статье "Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии."
Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии...
Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии
методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...
Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность 23.02.07 Тех
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...