Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.
статья

Внедрение медиаобразовани — один из важнейших инновационных процессов, необходимость которого продиктована интенсивностью вхождения общества в информационною эпоху развития. Данная статья посвящена анализу основных факторов успешности современного медиаобразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdeystvie_mediaobrazovatelnoy_sredy_na_urokah_himii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.

Учитель химии ГБОУ СОШ № 349  Двинина Марина Юрьевна

Основная задача современного учителя в настоящее время  - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика, так как  сегодня в центре внимания ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир.

Материально-техническая база и творческий потенциал  школы в наше время позволяют активно внедрять медиаобразовательные технологии. В огромном мире информации обучающиеся должны выделять для себя основное.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения , творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В своих работах британский ученый Л.Мастерман, говорил, «медиа-это четвертая власть» Приобретенные в результате медиаобразовательных технологий навыков  называются медиаграмотностью. В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения фактографического материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Одной из ключевых тенденций в развитии российского образования сегодня становится переход от традиционной (дать ученику глубокие, прочные, разносторонние, академические знания) к развивающей системе взглядов.  Трансформация ключевых задач отечественной педагогики отражена во ФГОС, которые характеризуются уходом от триады «знание-умение-навыки» к концептуализации образовательного процесса в формировании универсальных учебных действий (коммуникативных, когнитивных, знаково-символических, регулятивных). Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.

В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения  материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.

Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Эффективность образования касается личного успеха и реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса. Преподаватель остается критичным звеном процесса обучения, однако внедрение информационных технологий в процесс  образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Использование на уроках химии медиаобразовательных технологий помогают решить познавательные и учебные задачи:

  1. Формирование мотивации к предмету.
  2. Обеспечение качества усвоения предмета.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Создание атмосферы успешности.
  5. Организация деятельности, направленная на самореализацию личности.
  6. Развитие общенаучной направленности.

При использовании  мультимедиа:

  1. Усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся.
  2. Мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету.
  3. Предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников.
  4. Выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями.
  5. Создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.
  6. Создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования.
  7. Ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности.
  8. Предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.

На уроках можно использовать  различные виды деятельности:

  1. Компьютерные тесты.
  2. Слайд-тестирование.
  3. Учебные презентации.
  4. Видеоролики.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по химии нам необходимо помнить:

  • На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал, например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких химических процессах.
  • На уроке закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы (учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы).

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках.

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.

Применение мультимедийных технологий необходимо, они способствуют:

  1. Совершенствованию практических умений и навыков.
  2. Позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения.
  3. Повышают интерес к урокам химии.
  4. Активизируют познавательную деятельность учащихся.
  5. Делают уроки современными.

Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:

  1. Дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях         и процессах.
  2. Повысить роль наглядности в учебном процессе.
  3.  Удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.
  4. Повысить         темп         урока.
  5. Увеличить долю самостоятельной работы учащихся.
  6. Углубить степень отработки практических умений и навыков.
  7. Вести дифференцированную работу с каждым учеником.
  8. Выявить         пробелы.
  9. Повысить         качество         обучения.

Список литературы

1. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания.(химия в общеобразовательной школе) (по педагогическим наукам)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук Москва 2004. с. 41

2. Журин А.А. «Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №1январь 1998г

3. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №5 июль 1998г. С.31

4. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.41 научно-методический журнал «Химия в школе» №6 октябрь 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока Химия за чайным столом

Урок-конспект Химия за чайным стлом...

Использование проектной технологии на уроках химии.

Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся на уроках химии....

Формирование ключевых компетенций на уроках химии.

Формирование  ключевых компетенций на уроках химии. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-техно...

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Презентация к статье "Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии."

Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...