Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине ОП.02 Электротехника и электроника
методическая разработка

Блинова Галина Ивановна

Методические указания

составлены в соответствии

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  13.02.02  Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_tto.docx189.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

основной профессиональной образовательной программы –

 программы подготовки специалистов среднего звена 

по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

 

КУРСК

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

цикловой комиссией ОПД

Протокол № __

«___»______________201__г.

Председатель ЦК      

______________ А.М. Станар

Методические указания

составлены в соответствии

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  13.02.02  Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

СОГЛАСОВАНО

заведующий отделением

заочной формы обучения

________Г.А.Новиков

«____»______201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

________О.Б. Грунёва

«___»_______201__г.

Разработчик

___________Г.И. Блинова

преподаватель ОБПОУ «КМТ»

Рецензент:

Преподаватель

__________М.С. Шелкова

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебной дисциплиной ОП.02 «Электротехника и электроника» предусматривается изучение основ электротехники, электрооборудования, основ электропривода, электрических измерений, электроники.

По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы учебной рабочей  программы.

Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических работ определяются учебным заведением исходя из особенностей подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего рабочего учебного плана.

Установочные занятия имеют своей целью ознакомление студентов с программой дисциплины, методикой работы над материалом и выполнения домашней контрольной работы.

Варианты контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине. Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изучаемого материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы и должны помочь студентам систематизировать результаты самостоятельных занятий.

Практические занятия должны закрепить теоретические знания, полученные при самостоятельном изучении и на обзорных лекциях, а также привить студентам практические умения по изучаемой дисциплине.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в примерном тематическом плане с учетом методических указаний к каждой теме.

При изучении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами и СНиПа-ми.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

У2 - правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

У3 - рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

У4 - снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

У5 - собирать электрические схемы;

У6 - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1 - классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

З2 - методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

З3 - основные законы электротехники;

З4 - основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

З5 - основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

З6 - основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

З7 - параметры электрических схем и единицы их измерения;

З8 - принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

З9 - принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

З10 - свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

З11 - способы получения, передачи и использования электрической энергии;

З12 - устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

З13 - характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы

 компетенции:

общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности

Вид

деятельности

Код ПК

Наименование ПК

Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.1.

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2.

Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3.

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.1.

Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.2.

Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло-и топливоснабжения

ПК 3.1.

Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 3.2.

Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Форма обучения – заочная.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

лекции

6

практические занятия

4

контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:

- самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами;

- выполнение задания и оформление домашней контрольной работы.

80

Промежуточная аттестация в форме                                                                   экзамена 


III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы

Раздел и темы

1

2

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Введение

Р а з д е л 1. Основы электротехники

Электрическое поле.

Электрические цепи постоянного тока. ' Электромагнетизм.

Электрические измерения.

Однофазные электрические цепи переменного тока.

Трехфазные электрические цепи.

2.1

2.2

2.3

Р а з д е л 2. Электрические машины и трансформаторы

Трансформаторы.

Электрические машины переменного тока.

Электрические машины постоянного тока.

3.1

3.2

Р а з д е л 3. Основы электропривода

Основы электропривода

Аппаратура управления и защиты. Элементы автоматики.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

Р а з д е л 4. Основы электроники

Полупроводниковые приборы

Фотоэлектронные приборы

Электронные выпрямители и стабилизаторы

Электронные усилители

Электронные генераторы и измерительные приборы

Интегральные схемы микроэлектроники

Электронные устройства автоматики и вычислительной техники


IV. Информационное обеспечение реализации программы

Печатные издания:

1. Боев С.Г., Давыдова С.В., Грунёва А.А., Грунёва О.Б., Пархоменко А.В., Сергеев С.А. Теоретические основы электротехники. Основы теории электромагнитного поля. Учебное пособие для СПО. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2018. – 208 с.

2.Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники : учеб. пособие  /  Ю. Г. Синдеев. – М. : Феникс, 2018. – 416 с.

3.Данилов И. А. Общая электротехника с основами электроники : учеб. пособие для СПО и ВУЗов/ И.А. Данилов. – М.: Высш. шк., 2016. – 663 с.

4.Зайцев, В. Е. Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок : учеб. пособие для сред. проф. образования / В. Е. Зайцев, Т. А. Нестерова. – М. : Академия, 2018. – 128 с.

Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Электрик [Электронный ресурс], Режим доступа : electrik.org/elbook/site2.php

2.Электроснабжение и рациональное использование электроэнергии Электрик [Электронный ресурс], Режим доступа : http://www.kgau.ru/distance/2013/et2/007/gl12.htm

Дополнительные источники

1.Теплякова, О. А. Электротехника и электроника : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Электротехника / О. А. Теплякова. – Волгоград : Ин-фолио, 2012. – 272 с.

2.Немцов М. В. Электротехника : учеб. пособие / М. В. Немцов, И. И. Светлакова. – М. : Феникс, 2013. – 360 с.

3.Шеховцов, В. П.        Справочное        пособие        по электрооборудованию        и

 электроснабжению / В. П. Шеховцов. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ., 2011. – 136 с.

4.Шеховцов, В. П.Электрическое и электромеханическое оборудование        / В. П. Шеховцов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 416с.:

5.Склавинский, А. К. Электротехника с основами электроники :  учеб.  пособие  /  А. К. Склавинский, И. С. Туревский. – М.: ИД “ФОРУМ”, 2009. – 448с.:

6.Афонин, А. М. Энергосберегающие технологии в промышленности : учеб. пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, А. М. Петрова, С. А. Петрова. – М.: ФОРУМ, 2013. – 272с.


V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Введение.

Необходимо понять, что такое электрическая энергия, ее свойства, область применения и преимущество.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы преимущества электроэнергии перед другими видами энергии?
  2. Какие достоинства имеют энергетические системы?
  3. Каковы перспективы развития электроэнергетики России?

Раздел 1.           ОСНОВЫ ЛЕКТРОТЕХНИКИ

Тема  1.1. Электрическое поле.

Всякое тело содержит большое количество элементарных частиц вещества, обладающих электрическими зарядами. Движущиеся электрические заряды связаны с окружающим их электромагнитным полем, которое представляет собой один из видов материи. Каждый движущийся и неподвижный заряд связан с электрическим полем. Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим.

В результате изучения темы студент должен знать основные характеристики электрического поля: напряженность, потенциал, напряжение и, прежде всего, уяснить смысл этих понятий, определение, размерности и соотношения между ними.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое электрическое поле? Каковы его основные свойства?
  2. Что называется электрическим зарядом?
  3. В каком случае тело называется электрически нейтральным, а в каком — электрически заряженным?
  4. Что такое электрическое поле и каковы его основные характеристики?
  5. Сформулируйте закон Кулона и запишите соответствующее ему математическое выражение.
  6. Чем отличаются проводники от диэлектриков?

  1. Какова физическая сущность абсолютной диэлектрической проницаемости среды?
  2. Что называется электрической емкостью?
  3. Как определяется емкость батареи при параллельном и последовательном соединении конденсаторов?

  1. Что происходит в результате поляризации диэлектрика?
  2. Что такое пробой диэлектрика, при каких условиях он наступает?

Тема   1.2. Электрические цепи постоянного тока.

В теме рассматриваются явления электропроводности, законы Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца.

Причиной затруднения при решении задач с использованием закона Ома является чисто механическое восприятие этого закона. Студенты запоминают формулу, характеризующую этот закон только как математическую дробь:I = U/R. В действительности, ток на участке цепи равен напряжению этого участка, деленному на сопротивление того же участка. Следует подчеркнуть особо, что все параметры относятся к одному и тому же участку цепи.

Следующая часто встречающаяся ошибка является результатом неправильного понимания математической записи I = U/R.

Всякое изменение напряжения ведет к изменению тока или, наоборот, изменение тока ведет к изменению напряжения, но сопротивление, если оно линейное, остается постоянным, так как оно является параметром электрической цепи, зависящим только от материала, длины и сечения проводника (нагрев проводника не учитывается).

В теме определенную трудность для понимания представляет второй закон Кирхгофа. Необходимо четко уяснить, что первый закон Кирхгофа относится к узловой точке цепи, а второй — к замкнутому контуру, а не ко всякой цепи, которая может быть и многоконтурной. Для того чтобы составить уравнение по второму закону Кирхгофа, необходимо предварительно усвоить правило знаков.

На первых порах вызывает затруднение определение последовательного и параллельного соединения в смешанных соединениях резисторов. Необходимо обратить внимание на признаки последовательного (одинаковый ток, отсутствие узлов между соединениями резисторов) и параллельного соединения (наличие двух общих узловых точек, равенство напряжений соединенных ветвей) резисторов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что называется электрическим током?
  2. Что такое электрическая цепь?
  3. Какие существуют источники питания?
  4. Каково различие между ЭДС и напряжением источника?
  1. Что называется мощностью электрического тока, в каких единицах она измеряется?
  2. По каким формулам можно подсчитать работу электрического тока?
  3. Что такое баланс мощностей замкнутой электрической цепи?
  4. Как читается и записывается закон Ома для участка и всей цепи?
  5. Что называется электрическим сопротивлением? От каких величин зависит сопротивление проводника?

  1. От чего зависит количество тепла, выделяемое током в проводнике?
  2. Для чего служат предохранители?
  1. Какими свойствами характеризуется последовательное соединение сопротивлений?
  2. Что называется потерей напряжения в проводниках, от чего оно зависит?
  3. Сформулируйте первый закон Кирхгофа.

  1. Как определить эквивалентное сопротивление при параллельном соединении?
  1. Сформулируйте второй закон Кирхгофа.

Тема  1.3. Электромагнетизм.

В теории магнитного поля много величин, идентичных величинам электрического поля. Однако есть и существенные различия. Например, электрическое поле - разомкнутое,  магнитное - замкнутое; напряженность электрического поля есть величина,  зависящая от среды, в которой действует поле, напряженность магнитного поля есть величина, характеризующая поле вне среды, т.е. от среды не зависит.

Следует уяснить физическую сущность явления намагничивания и перемагничивания ферромагнитных материалов, особенности их строения, поведение в магнитном поле. Циклическое перемагничивание ферромагнитных материалов сопровождается их нагревом, а следовательно, потерей некоторой энергии. Известно, что количество энергии, теряемой в ферромагнитном теле за полный цикл перемагничивания, пропорционально площади петли гистерезиса. Следует также знать различия магнитных свойств ферромагнитных материалов.

Расчет магнитных цепей основан на законе полного тока. Важно правильно определить число слагаемых в правой части уравнения, выражающей закон полного тока. Число слагаемых определяется количеством различных материалов и различием сечений стержней магнитопровода в рассчитываемой магнитной цепи. Не следует забывать, что для ферромагнитных материалов напряженность магнитного поля при соответствующей индукции в стержне определяется по кривым намагничивания, в то время как для воздушных зазоров напряженность рассчитывается по выражению: = 8*10

На роль воздушного зазора на пути силовых линий обратите особое внимание: на его магнитное сопротивление, на величину магнитного напряжения в нем.

При изучении электромагнитной индукции следует уяснить, что электродвижущая сила может наводиться магнитным полем лишь в том случае, когда проводник движется в магнитном поле, пересекая силовые линии поля, или когда меняется магнитный поток. Направление ЭДС индукции определяют согласно правилу «правой руки» и правилу Ленца. Закон электромагнитной индукции лежит в основе работы генератора.

Следует хорошо уяснить физическую сущность причин возникновения ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции, являющихся наиболее часто встречающимися формами проявления закона электромагнитной индукции.

Явление самоиндукции наблюдается в любом проводнике, но особенно оно заметно в многовитковых катушках. Явление взаимоиндукции очень похоже на явление самоиндукции, разница лишь в том, что при взаимной индукции изменение тока в одном контуре наводит ЭДС в другом контуре.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите величины, характеризующие магнитное поле.
  1. Что такое магнитная индукция и магнитный поток? По каким формулам они определяются и в каких единицах измеряются?
  2. Почему наличие ферромагнитного сердечника в катушке увеличивает магнитный поток?
  3. Превращение какой энергии в какую происходит благодаря электромагнитной индукции?
  4. Почему проводники с током воздействуют один на другой? Как определяются величина и направление этого взаимодействия?
  5. Что называется абсолютной магнитной проницаемостью среды? Что учитывает относительная магнитная проницаемость среды?
  6. Что называется напряженностью магнитного поля и в каких единицах она измеряется?
  7. Какая причина вызывает вихревые токи в массивных сердечниках?

9. Что называется взаимной индуктивностью? От чего зависит взаимная индуктивность двух катушек?

  1. От чего зависит величина ЭДС самоиндукции?
  2. Что называется индуктивностью катушки и от чего она зависит?
  3. Что такое электромагнит? Приведите примеры использования его в технике.
  4. Объясните процесс намагничивания ферромагнитного сердечника.
  5. Что такое магнитный гистерезис? Каково практическое значение этого явления?

Тема  1.4. Электрические измерения.

При изучении темы необходимо усвоить терминологию электроизмерительной техники, знать системы электроизмерительных приборов, принцип действия и устройство приборов, значение символов на шкалах приборов.

Необходимо знать определение чувствительности и постоянной прибора, а также определение вращающего и противодействующего моментов.

Важно уяснить, что один и тот же измерительный механизм можно приспособить для измерения тока, напряжения, угла сдвига фаз и др. Поэтому знание устройства, принципа действия и свойств измерительных механизмов различных систем позволит разобраться в областях их применения, достоинствах и недостатках.

При изучении измерения тока и напряжения надо обратить внимание на схемы включения приборов в цепях постоянного и переменного тока с расширенными пределами измерений шунтами, добавочными сопротивлениями и измерительными трансформаторами.

Обязательно помнить, что шунтом расширяют пределы измерений только у амперметров магнитоэлектрической системы, так как у амперметров электромагнитной системы большое внутреннее сопротивление и. следовательно, падение напряжения на шунте должно быть большим, и шунт должен быть тоже больших размеров.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое абсолютная и приведенная погрешности прибора?
  2. Дайте определение класса точности, назовите практическое применение приборов в зависимости от класса точности.
  3. Как классифицируются приборы по роду измеряемой величины?
  4. Как классифицируются приборы по принципу действия измерительных механизмов?
  5. Опишите требования к электроизмерительным приборам всех систем.
  6. Объясните устройство, принцип действия и назначение электромагнитных приборов.
  7. Объясните устройство, принцип действия и назначение магнитоэлектрических приборов.
  8. Перечислите преимущества электродинамической системы перед остальными.
  9. Почему амперметр должен обладать наименьшим сопротивлением по сравнению с сопротивлением цепи?

  1. Почему шунт включается параллельно измерительному механизму?
  2. Во сколько раз и почему увеличивается цена деления амперметра при подключении шунта?
  3. Как можно подобрать добавочное сопротивление?
  4. Какими приборами можно измерить мощность? Составьте схемы.
  5. Определите цену деления амперметра со шкалой в 100 делений, если пределы его измерения равны 0,25; 0,5; 1 А.
  6. Определите сопротивление шунта к амперметру для измерения тока цепи 5А, если известно, что сопротивление прибора равно 0,49 Ом, а номинальный ток прибора равен 100 мА.
  7. Определите величину добавочного сопротивления к вольтметру для измерения напряжения 15 В, если известно, что сопротивление его равно 8 Ом, а измеряемое напряжение прибора равно 150 мВ.
  8. Измерительные механизмы,  каких систем используются в ваттметрах?

Тема  1.5. Однофазные электрические цепи переменного тока.

При изучении однофазных цепей переменного синусоидального тока прежде всего следует твердо усвоить основные понятия переменного тока: период, частота, фаза, сдвиг фаз, мгновенное, амплитудное, среднее, действующее значение. Надо уметь определять сдвиг по фазе между синусоидальными величинами.

При расчетах цепей переменного тока чаще пользуются действующими значениями переменных величин, и измерительные приборы, как правило, показывают действующее значение, поэтому надо уметь определять действующее значение переменной величины.

Графическое изображение переменных величин при помощи векторных диаграмм облегчает и упрощает изучение этой темы. Поэтому следует научиться изображать синусоидальные величины векторами, уметь производить сложение и вычитание векторов.

Многие параметры цепей переменного тока аналогичны параметрам цепей постоянного тока, но это только по форме. Поэтому нельзя механически переносить приемы расчета цепей постоянного тока на расчет цепей переменного тока, так как это приведет к ошибкам. Сначала надо рассмотреть цепи переменного тока с активным сопротивлением, затем — только с индуктивностью, с активным сопротивлением и индуктивностью, в том же порядке — цепи переменного тока с емкостью. Только после усвоения этих основных цепей можно приступить к изучению последовательного и параллельного соединений всех видов сопротивлений.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Поясните основные параметры переменного тока: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза.
  2. Поясните процесс получения синусоидальной ЭДС с помощью простейшего генератора переменного тока.
  3. В паспорте электродвигателя указано значение напряжения 380 В. К какому значению относится это напряжение: мгновенному, амплитудному, действующему?
  4. Вольтметр, включенный в цепь переменного тока, показал 220 В. Каково наибольшее значение напряжения в такой цепи?
  5. Перечислите потребители, обладающие активным сопротивлением.
  6. Что называется индуктивным сопротивлением и от чего оно зависит?
  7. Что называется активной мощностью? Единицы ее измерения.
  8. Постройте векторную диаграмму для цепи с индуктивностью, запишите уравнения напряжения на катушке индуктивности, если уравнение тока имеет вид: i =+30°).
  9. Какая мощность называется реактивной и в каких единицах она измеряется?

  1. Начертите схему замещения реальной катушки индуктивности.
  2. Постройте векторную диаграмму напряжений и токов, запишите уравнения напряжений: активного, индуктивного, общего, если уравнение тока имеет вид: i =45°).
  3. От каких величин зависит угол сдвига фаз между током и напряжением в цепи RL?
  4. Постройте треугольник сопротивлений и мощностей для цепи КЬ.
  5. От каких величин зависит емкостное сопротивление?
  6. Постройте векторную диаграмму для цепи с емкостью, запишите уравнения напряжения, если : i =45°).
  7. От каких величин зависит величина угла сдвига фаз между током и напряжением источника в неразветвленной цепи RLC?
  1. Постройте векторную диаграмму напряжений, треугольник сопротивлений и мощностей для цепи RLC. Как посчитать полное сопротивление цепи? Запишите закон Ома для цепи RLC.
  2. Что называется колебательным контуром? От каких величин зависит собственная частота колебаний контура?
  3. Назовите условие возникновения резонанса напряжений. В какой цепи оно возникает? Какими свойствами обладает цепь при резонансе напряжений?

20. Постройте векторную диаграмму для параллельно соединенных реальной катушки и реального конденсатора.

  1. Запишите условие возникновения резонанса токов и свойства параллельного колебательного контура при резонансе токов.
  2. Что называется коэффициентом мощности? Каково его технико-экономическое значение и способы его повышения?

Тема  1.6. Трехфазные электрические цепи

Трехфазная цепь представляет собой систему трех однофазных цепей переменного тока.

В результате изучения темы надо понять принцип получения трехфазной системы, ЭДС и токов, усвоить понятие линейных и фазных токов и напряжений, соотношения между ними при соединении звездой и треугольником, знать свойства и особенности соединения звездой и треугольником, четко представлять роль нулевого провода при соединении звездой. Расчет трехфазных симметричных цепей основывается на знании материала однофазных цепей, так как все параметры определяются для одной фазы, после чего переходят к вычислению линейных токов, напряжений и мощностей цепи.

Расчет несимметричных трехфазных цепей сводится к определению напряжения на фазах приемника. Значения этих напряжений зависят от напряжения смешения нейтрали .

        Вопросы для самоконтроля:        

  1. Что называется трехфазной системой электрических цепей?
  2. Что называется соединением звездой? Каковы соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении звездой?
  3. Что называется соединением треугольником? Каковы соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении треугольником?
  4. Какая система называется четырехпроводной системой трехфазного тока и когда она применяется?
  5. Какова роль нулевого провода в трехфазной системе и когда можно обойтись без него?
  6. Почему на нулевой провод не ставят предохранители? Как определить, какой из проводов четырехпроводной трехфазной системы является нейтральным?
  7. При каких условиях обрыв нулевого провода сопровождается нежелательными явлениями? В чем они состоят?
  8. В чем преимущества четырехпроводной системы перед трехпроводной?
  9. Как подсчитывается мощность в трехфазных цепях?

  1. Во сколько раз и как изменится мощность, если при одинаковых линейных напряжениях три одинаковых сопротивления, соединенные звездой, переключить на треугольник?
  2. Три одинаковых катушки с активным сопротивлением R= 6 Ом и реактивным = 8 Ом соединены звездой и включены в сеть напряжением = 380 В. Определить ток в цепи, активную и реактивную мощности.

12. Трехфазный асинхронный двигатель, обмотки которого соединены треугольником, подключен к сети = 380 В. Определить фазные и линейные токи, реактивную и полную мощности, полное сопротивление фазы двигателя, если он развивает мощность Р = 10 кВт при cos ω = 0,8.

Раздел   2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ТРАНСФОРМАТОРЫ

Тема 2.1. Трансформаторы

При изучении материалов темы необходимо усвоить, что работа трансформатора основана на явлении взаимной индукции, запомнить наименование и конструктивные особенности основных частей трансформатора: сердечника (магнитопровода), первичной и вторичной обмоток.

Необходимо особое внимание уделить физическим процессам в трансформаторе при холостом ходе и при нагрузке, пояснив их упрощенными векторными диаграммами. При холостом ходе можно пренебречь падением напряжения в обмотках.

Надо знать вид внешней характеристики трансформ агора и иметь понятие о процентном изменении напряжения. Особое внимание должно быть уделено трехфазным трансформаторам, автотрансформаторам, сварочным трансформаторам типа СТЭ, СТН, СТД, ТС, их характеристике, отличию друг от друга; измерительным трансформаторам, особенностям их рабочих режимов.

Надо ясно представлять, почему трансформатор тока работает в режиме короткого замыкания и для него опасен разрыв вторичной цепи, а трансформатор напряжения работает в режиме, близком к режиму холостого хода, для него опасно короткое замыкание.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Объясните принцип действия и устройство трансформатора. Почему он может работать только на переменном токе?
  2. Что называется коэффициентом трансформации трансформатора? Какой опыт нужно провести, чтобы практически его определить?
  3. Для чего применяются измерительные трансформаторы?

  1. Каковы преимущества и недостатки автотрансформаторов по сравнению с двухобмоточными трансформаторами.
  2. Какие электроизмерительные приборы надо иметь для проведения опыта холостого хода трансформаторов? Какие величины можно получить при проведении этого опыта?
  3. Какие физические явления могут одновременно происходить в магнитопроводе трансформатора?
  4. Каковы особенности магнитопровода трехфазного трансформатора? Покажите пути замыкания магнитных потоков трех фаз в магнитопроводе при нагрузке.
  5. Каковы особенности сварочного трансформатора? Почему такой трансформатор должен обладать короткопадающей характеристикой?
  6. Каковы особенности включения трансформаторного тока? Почему недопустимо размыкание их вторичных обмоток при работе?

Тема 2.2. Электрические машины переменного тока.

Изучая трехфазный асинхронный двигатель, следует прежде всего ознакомиться с его устройством и принципом действия, с основными параметрами: скольжением, частотой вращения ротора, частотой тока в роторе, ЭДС, индуктируемой вращающимся полем в неподвижном и вращающемся роторе. Следует установить влияние скольжения на индуктивное сопротивление ротора, на сдвиг фаз между ЭДС и током ротора. После этого можно перейти к изучению зависимости вращающего момента от скольжения и частоты вращения ротора, т.е. к механической характеристике двигателя.

Отдельно надо рассмотреть вопрос о величине вращающего момента при скольжении, равном единице, уметь доказать, что несмотря на значительный ток при пуске, пусковой момент асинхронного двигателя невелик и при увеличении активного сопротивления в цепи ротора уменьшается величина пускового тока, одновременно с этим увеличивается пусковой момент.

Следует обратить внимание на изучение схем и особенностей пуска асинхронных двигателей, на применение их в производстве.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Приведите классификацию машин переменного тока. Каковы их преимущества и недостатки?
  2. Поясните получение трехфазного вращающегося магнитного поля.
  3. Какие синхронные скорости можно получить при частоте тока в сети 50 Гц?
  4. Из каких основных частей состоит асинхронный двигатель и каково их назначение?
  5. Объясните принцип работы асинхронного двигателя.
  6. Что нужно сделать, чтобы изменить направление вращения асинхронного двигателя?
  7. Напишите формулу определения скольжения. В каких пределах может изменяться скольжение?
  8. На основании формулы скольжения напишите выражения для определения частоты вращения ротора.
  9. Чему равно скольжение ротора при пуске двигателя?

  1. Напишите формулы для ЭДС ε1 и ε 2, наводимые в фазах обмоток статора и ротора.
  1. Как определится ЭДС  , , наводимая в фазе вращающегося ротора?
  2. Напишите формулу для определения индуктивного сопротивления Хъs фазы вращающегося ротора.
  3. Начертите график зависимости вращающего момента двигателя от скольжения. Почему двигатель не может работать на правой части характеристики?
  4. Способы пуска асинхронных двигателей. В чем недостаток прямого пуска?
  5. Какие двигатели называются синхронными?
  6. Какие потери мощности имеют асинхронные двигатели?
  7. Устройство и принцип работы синхронного двигателя.

Тема 2.3. Электрические машины постоянного тока

Материал темы должен изучаться на уровне общего ознакомления с машинами постоянного тока.

В процессе изучения электрических машин постоянного тока необходимо ознакомиться с их устройством и принципом действия, рассмотреть режимы работы, схемы, характеристики, параметры, возможности практического применения генераторов и двигателей, обратить внимание на общую конструкцию электрических машин постоянного тока, на особенности графических обозначений и принцип их маркировки. Надо усвоить основные соотношения электрических величин как для генератора, так и для двигателя.

Важно провести сопоставление двигателей постоянного тока и асинхронных, выяснить их достоинства и недостатки, знать области применения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какой ток индуктируется в обмотке якоря генератора постоянного тока?
  2. Какое назначение коллектора в генераторе постоянного тока?
  3. Из каких основных частей состоит машина постоянного тока и каково их назначение?
  4. На какие типы разделяются генераторы по способу возбуждения?
  5. Какие свойства генератора с параллельным возбуждением?
  6. Какое назначение каждой обмотки возбуждения генератора со смешанным возбуждением?
  7. Чем электродвигатель отличается от генератора?
  8. В чем заключается обратимость электрических машин?
  9. Почему электродвигатель постоянного тока нельзя пускать в ход без пускового реостата?

10.        Почему нельзя размыкать цепь обмотки возбуждения двигателя с параллельным возбуждением?

     Раздел  3.  ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Тема 3.1. Основы электропривода

При изучении темы необходимо уяснить, что представляет собой современный производственный исполнительный механизм и как различать отдельные виды электропривода.

Механические характеристики электродвигателей дают полное представление о работе электродвигателей в системе электропривода.

Требуется хорошо усвоить режимы работы электродвигателей — двигательный и различные режимы торможения.

Главным фактором, определяющим мощность электродвигателя, является допустимая температура нагрева обмоток. Особое внимание следует уделить изучению метода эквивалентных величин как основного для расчета мощности электродвигателей при различных режимах работы.

При изучении схем управления электрическими двигателями следует выяснить назначение всех элементов схемы и изучить порядок их взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «электропривод». Какие элементы входят в него?
  2. Приведите механические характеристики основных рабочих машин (вентиляторов, конвейеров, подъемников) и асинхронного двигателя. Как будет выглядеть их совместная механическая характеристика для какого-либо агрегата (например, вентилятор — асинхронный двигатель)?
  3. Как протекает процесс нагревания и охлаждения электродвигателя? Что называется перегревом изоляции?
  4. На какие классы по нагревостойкости делятся электроизолирующие материалы? Чему равен допускаемый перегрев для изоляции классов А и В?

  1. Поясните основные режимы работы электродвигателя (продолжительный, кратковременный, повторно-кратковременный) и начертите диаграммы работы для каждого режима.
  1. Как определяется мощность электродвигателя при каждом режиме работы?
  2. Поясните устройство и принцип работы магнитного пускателя.
  3. Начертите схему управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с помощью магнитного пускателя. Каково назначение блок-контакта,  шунтирующего пусковую кнопку?

9.        Начертите схему управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым
ротором и дросселями насыщения.

10.        Поясните работу схемы управления асинхронным двигателем с использованием тиристоров в качестве бесконтактного пускателя. Можно ли с помощью тиристоров регулировать частоту вращения ротора электродвигателя?

  Тема  3.2. Аппаратура управления и защиты. Элементы автоматики.

В теме должны быть изучены конструкции, принцип действия и области применения основных аппаратов и устройств, применяемых в схемах автоматизированного релейно-контактного и ручного управления электродвигателями исполнительных механизмов.

Необходимо подчеркнуть важность этой темы, так как знание аппаратуры управления и защиты позволяет не только правильно устанавливать и налаживать ее, но и свободно ориентироваться в незнакомых схемах при отсутствии их описания,

Вопросы для самоконтроля

  1. Кратко охарактеризуйте основные группы электроаппаратов.
  1. Перечислите аппараты защиты, приведите их условные графические и позиционные обозначения, охарактеризуйте области их применения.
  2. Как выбрать номинальные параметры аппаратов защиты?
  3. Перечислите аппараты ручного управления, приведите их условные графические и позиционные обозначения, охарактеризуйте области применения.
  4. Начертите схемы управления трехфазным асинхронным двигателем с помощью магнитного пускателя. Объясните назначение элементов и работу схемы.
  5. Перечислите наиболее существенные элементы автоматики.
  6. На какие группы делятся измерительные преобразователи?

  1. Поясните принцип действия основных параметрических преобразователей, укажите их назначение и устройство.
  2. Какие измерительные преобразователи относятся к генераторным? Их назначение, устройство и принцип действия.

  1. Какие исполнительные электродвигатели Вы знаете? Как работает дискретный двигатель?
  2. Поясните назначение, устройство и принцип действия контактных и бесконтактных сельсинов. В каких режимах могут работать сельсины?
  1. Поясните принцип работы дросселя с подмагничиванием постоянным током.
  2. Поясните работу и особенности трансформаторного магнитного усилителя.
  3. Каково назначение обратной связи в магнитных усилителях? Как работает такой усилитель?
  4. Поясните устройство, назначение и принцип действия ферромагнитного стабилизатора.
  5. Поясните принцип действия магнитного усилителя для осуществления логических операций. Почему для него необходим материал с прямоугольной петлей гистерезиса?

       Раздел   4. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ

       Тема 4.1. Полупроводниковые приборы

При изучении темы обратите внимание на собственную и примесную проводимости.

В результате изучения темы необходимо усвоить, что полупроводниковый диод имеет один р-n переход, работает при обратном напряжении на р-n переходе; назначение и классификацию транзисторов, их устройство и принцип действия, характеристики.

При изучении темы необходимо понять, что тиристор — полупроводниковый прибор с тремя и более р-n переходами. На вольтамперной характеристике имеется участок отрицательного сопротивления (при уменьшении напряжения ток увеличивается). По числу выводов тиристоры бывают:

с двумя выводами — диодный тиристор (динистор);

с тремя выводами — триодный тиристор (тринистор), третий вывод от управляющего электрода.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие носители заряда, перемещаясь, образуют ток в полупроводниках с n-проводимостью, с р- проводимостью?
  2. Как образуется р-n переход, каково его основное свойство?
  3. Чем объяснить наличие тока в полупроводниковом диоде при подаче обратного напряжения?
  4. Где применяются полупроводниковые диоды?
  5. Как устроен транзистор?
  6. Поясните принцип работы транзистора типа р-n-р.
  7. Какие схемы включения транзисторов существуют?
  8. Чем объяснить отсутствие усиления по току в схеме включения транзистора с общей базой?
  9. Укажите область практического применения транзисторов.
  1. Как устроен тиристор и для чего он применяется?
  1. Объясните принципиальное различие между биполярными и полевыми транзисторами.

Тема 4.2. Фотоэлектронные приборы

При изучении темы необходимо ознакомиться с основными характеристиками и параметрами фотоэлементов.

При изучении фоторезисторов следует обратить внимание на материал, устройство, схему включения, физические процессы при отсутствии и наличии освещения.

Необходимо усвоить, что фотодиод — полупроводниковый фотоэлектрический прибор с внутренним фотоэффектом, изучить его устройство, режимы работы, схемы включения и вольтамперные характеристики.

Фототранзистор — фотоэлектрический полупроводниковый прибор с двумя р-n переходами; необходимо усвоить его устройство, схему включения, физические процессы при освещении базы, вольтамперные характеристики.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое фотоэлемент?
  2. Как устроен и работает вакуумный фотоэлемент?
  3. Как устроены и работают фотосопротивления?
  4. Для какой цели служат фотодиоды?
  5. Какие функции выполняют фототранзисторы?
  1. Объясните механизм работы и возможность практического применения светодиодов.
  2. Что такое оптрон?

Тема 4.3. Электронные выпрямители и стабилизаторы

При изучении темы необходимо понять назначение и классификацию выпрямителей. Наибольшее применение находит двухполулериодная однофазная мостовая схема выпрямителя; рассмотрите прохождение токов в оба полупериода и обратите внимание на ее преимущества перед другими схемами.

Необходимо усвоить, что трехфазные выпрямители применяются для получения средней и большой мощности. На выходе выпрямителя выпрямленное напряжение является пульсирующим и, кроме постоянной составляющей, содержит переменную.

Для сглаживания пульсации применяются фильтры. Основным параметром для фильтров является коэффициент сглаживания.

При изучении стабилизаторов напряжения и тока необходимо ознакомиться с назначением основных элементов, принципом действия, с преимуществами и недостатками различных методов стабилизации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как работает однополупериодный выпрямитель с полупроводниковым диодом?
  2. Каковы отличия двухполупериодного выпрямителя от однополупериодного?
  3. В каких случаях необходимо последовательное, параллельное и смешанное соединение полупроводниковых диодов в выпрямительных схемах?
  4. Как работает выпрямитель трехфазного тока?
  5. Каково назначение фильтров в выпрямителях?
  6. Как работает полупроводниковый стабилизатор напряжения?

Тема 4.4. Электронные усилители

При изучении темы необходимо ознакомиться с основными параметрами усилителей: входное и выходное сопротивление усилителя, коэффициент усиления по напряжению и току, по мощности; амплитудно-частотной характеристикой и частотными искажениями.

Обратная связь в усилителях встречается в практических схемах часто, поэтому обратите внимание на ее изучение.

Познакомьтесь с требованиями к усилителям мощности и с их показателями, изучите режимы и классы работы.

При изучении усилителей постоянного тока вначале рассмотрите однотактный усилитель с непосредственной связью между каскадами; выясните назначение элементов.

Необходимо усвоить общие принципы работы операционных усилителей и их основные свойства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как классифицируются электронные усилители? Приведите основные показатели работы усилителей.
  2. Дайте определение коэффициенту усиления по напряжению, току и мощности.
  3. Поясните принцип усиления напряжения.
  4. Что показывает частотная характеристика?
  5. Для чего применяются многокаскадные усилители?
  6. Как осуществляются межкаскадные связи в схемах усилителей?
  7. В чем отличие предварительного каскада усиления от оконечного каскада?
  8. Приведите примеры применения усилителей постоянного тока.

Тема 4.5. Электронные генераторы и измерительные приборы

Изучите схемы и принцип действия генераторов синусоидальных колебаний типа LC, необходимо уяснить назначение элементов и физические процессы в схемах, схемы генераторов пилообразного напряжения и их режимы; принцип работы мультивибратора на биполярных транзисторах, форму напряжения на коллекторах и базах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие процессы протекают в колебательном контуре?
  2. Как работает генератор синусоидальных напряжений?
  1. Для чего применяются генераторы пилообразного напряжения? Как они работают?
  2. Как устроен симметричный мультивибратор и для чего он применяется?
  3. Как устроена и работает электронно-лучевая трубка?

  1. Как отклоняется сфокусированный луч в электронно-лучевых трубках?
  2. Какие существуют способы фокусировки электронного луча и как осуществляется регулировка яркости в электронно-лучевых трубках?
  3. Что является основной частью осциллографа и для чего он используется?
  4. Объясните устройство и принцип работы электронного вольтметра.

Т е м а  4.6. Интегральные схемы микроэлектроники

Основная цель темы — изучить новое поколение электронных приборов и аппаратов: гибридные, толстопленочные, интегральные микросхемы; технологию изготовления микросхем, классификацию и применение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что называется интегральной микросхемой (ИМС)?
  2. Опишите устройство полупроводниковой ИМС и способы ее изготовления.
  3. Что понимают под пленочными ИМС?
  4. Каковы особенности тонкопленочных и толстопленочных ИМС?
  5. Какие ИМС называются гибридными? Их особенности.
  6. Какие пассивные и активные элементы входят в ИМС?
  7. Что Вы знаете о корпусах ИМС?

Т е м а 4. 7  Электронные устройства автоматики и вычислительной техники

Изучите схемы автоматики. Обратите внимание на элементы автоматических устройств. Разберитесь в системах автоматического контроля, управления и регулирования производственных процессов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Поясните назначение элементов автоматических устройств.
  2. Какова роль автоматического контроля за производственным процессом?
  3. Перечислите основные узлы структурной схемы системы управления.


VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из десяти вариантов. Каждый вариант содержит два теоретических  вопроса и три задачи.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

  • в контрольную работу обязательно выписываются полностью вопросы и условия задач, заносятся схемы и чертежи. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть четким и кратким;
  • вычислениям должны предшествовать исходные формулы;
  • для всех исходных и вычислительных физических величин должна указываться размерность; при этом следует иметь в виду, что числовые значения величин можно подставлять только в том случае, если их размерность совпадает;
  • при выборе недостающих параметров следует указывать источник, откуда взяты данные величины;
  • приводятся необходимые эскизы и схемы.

На каждой странице оставляются поля шириной 3—4 см для замечаний проверяющего работу.

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре шифра, который присваивается студенту. Если последняя цифра шифра «0», то это означает, что вариант контрольной работы № 10.

На обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, специальность, фамилия, имя, отчество.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

Домашняя контрольная работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания рецензента, повторить недостаточно усвоенный теоретический материал.

Незачтенная контрольная работа подлежит повторному выполнению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.

УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 1.

Перед выполнением контрольной работы ознакомьтесь с общими методическими указаниями. Ход решения задачи сопровождайте краткими пояснениями. Решение задач этой группы требует знания закона Ома для всей цепи и ее участка, первого и второго законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении сопротивлений, а также умения вычислить мощность и работу электрического тока.

Пример 1.

К батарее конденсаторов приложено напряжение U=110 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 4мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

  1. Т.к. конденсаторы С2 и С3 соединены параллельно, то

С23 = С23  = (1+6)*10-6Ф = 7*10-6Ф

  1. КонденсаторыС1 и С23 соединены последовательно

=+ следовательно С123 =

  1. Теперь определим электрический заряд батареи конденсаторов.

q123 = q1 = q23 , т.к. конденсаторы C1 и C2 соединены между собой последовательно, а при последовательном соединении q=const.

q123 = C123*U, т.к. C123 =

q123 = 2,5*10-6Ф * 110 В = 275*10-6 Кл

  1. Найдём напряжение на конденсаторе С1 и на конденсаторах С2 и С3.

C1 =  находим из этой формулы U1=  =  =69 В

Т.к. конденсаторы С1 и С23 соединены последовательно, а при последовательном соединении U123 = U1+ U23, то

U23 = U123 - U1 = 110В – 69 В = 41 В

  1. Конденсаторы С2 и С3 , соединены параллельно, а при параллельном соединении  Uобщ = U23 = U2 = U3

q2 = C2*U23= 1*10-6Ф * 41В = 41*10-6 Кл

q3 = C3*U23= 6*10-6Ф * 41В = 246*10-6 Кл

  1. Рассчитаем энергию батареи конденсаторов.

W =  =  = 15*10-3Дж

Пример 2.

Для решения задачи №2 необходимо воспользоваться законами последовательного и параллельного соединения:

Последовательное соединение

Iобщ = I1 = I2 = I3=…. In

Uобщ = U1 + U2 + U3 +…+ Un

Rобщ = R1 + R2 + R2 + … + Rn

Параллельное соединение

Uобщ = U1 = U2 = U3 =…= Un

Iобщ = I1 + I2 + I3+….+ In

 =  +  + + … +

Пример 3. Для схемы, приведенной на рисунке, определить эквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если U=100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью первого и второго законов Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение UCD=60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление цепи относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении.

Решение:

1. Определяем эквивалентное сопротивление цепи  RAB Сопротивления R4  R5  R6 соединены последовательно, поэтому

R456 = R4 + R5 + R6 = 9Ом + 1Ом + 5 Ом = 15 Ом

Сопротивления R 3  и  R4  R5  R6 соединены параллельно, поэтому

REF =

Сопротивления  R1, R2 и  R EF  соединены последовательно, поэтому

RAB= R1+ R2 + R EF=1Ом+3Ом+6Ом=10 Ом

2. Показываем на схеме токи, протекающие по каждому сопротивлению, и находим их. Так как напряжение UAB   приложено ко всей цепи, а RАВ= 10 Ом, то, согласно закону Ома:

I1= I2 = UAB / RAB = 100В /10 Ом =10 А

Для определения тока I3 найдем напряжение UEF на этом сопротивлении. Очевидно, UEF меньше UАВ на величину потерь напряжения в сопротивлениях R1   и R2  от токов I1 и I2, т.е.

UEF = UAB – I1R1 – I2R2 = 100 В – 10А*1Ом – 10А*3 Ом = 60 В

Тогда

I3 = = = 6 А

К сопротивлениям  R4  ,  R5 ,  R6  приложено напряжение UEF, поэтому

I4=I5=I6=  =  =4 А

3.        Проверяем соблюдение первого закона Кирхгофа

а)        для узла Е: I1 = I3+ I4 или 10 = 6 + 4;

б)        для узла F: I3 + I5 = I2 или  6 + 4 = 10.

4.        Проверяем соблюдение второго закона Кирхгофа:

а)        для контура АЕСDFВ:

UAB = UAB + UEC + UCD + UDF + UFB ;

UAB = I1R1 + I4R4+ I6R6 + I5R5 + I2R2 ;

100 В = 10 А*1 Ом + 4А*9 Ом + 4А*5 Ом + 4 А*1 Ом + 10 А*3 Ом

б)        для контура ЕСDF:

UEF = UEC + UCD + UDF или 60 В = 4А*9 Ом + 4 А*5 Ом + 4 А*1Ом 

5.        Проверяем решение задачи, составляя баланс мощностей.

Общая мощность, потребляемая цепью, должна быть равна сумме мощностей, теряемых во всех сопротивлениях:

UAB*IAB = I12*R1+ I22*R2+ I32*R3+ I42*R4+ I62*R6+ I52*R5

100В*10А = (10А)2*1Ом + (10А)2*3Ом + (6А)2*10 Ом + (4А)2*9Ом + (4А)2*1Ом + (4А)2*5Ом

6.        Определяем эквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов CD.
В этом случае сопротивления R1 и R2 не входят в эквивалентное сопротивление, так как зажимы АВ разомкнуты. Сопротивления R3, R4  R5  соединены последовательно, поэтому R345 = 10 Ом + 9 Ом + 1 Ом =20 Ом. Сопротивления R345    и R 6 соединены параллельно, поэтому

RCD = (R345*R6) / ( R345+R6) = (20 Ом *5 Ом) / (20 Ом +5 Ом) = 4 Ом

7.Находим токи в каждом сопротивлении:

I6 =  =  = 12 А

I3 = I4 = I5 =  =  = 3 А

Проверка соблюдения законов Кирхгофа и баланса мощностей производится аналогично.

VII. ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Вариант 1.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=100 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 4мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =12Ом, =10 Ом, =30 Ом, =60 Ом, =12 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=1Ом, =3 Ом, =10 Ом, =9 Ом, =1 Ом, =5 Ом)

4.Основные понятия об электрических измерениях. Классификация электроизмерительных приборов. Погрешности.

5.Описать устройство, классификацию полупроводниковых диодов.      

Объяснить вольт - амперную (ВАХ) характеристику. Зависимость ВАХ от температуры.


Вариант 2.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=100 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 2мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =5Ом, =10 Ом, =15 Ом, =20 Ом, =20 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=2Ом, =1 Ом, =3 Ом, =9 Ом, =6 Ом, =10 Ом).

4. Устройство и принцип работы приборов магнитоэлектрических, электромагнитных, электродинамических и индукционных систем.

5.Применение полупроводниковых диодов. Объяснить принцип выпрямления и стабилизации.

Вариант 3.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=100 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 2мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: == == =1 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (= 5 Ом, = 4 Ом, = 2 Ом, =9 Ом, =1 Ом, =10 Ом).

4. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения приборов. Добавочные сопротивления и шунты.

5.Объяснить устройство полупроводниковых диодов. Объяснить вольт-амперную характеристику. Зависимость ВАХ от температуры.

Вариант 4.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=27 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 2мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: == R3=2 Ом, =1 Ом, =3 Ом, =4 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (= 2 Ом, = 1 Ом,  =4 Ом, =3 Ом, =8 Ом, =1 Ом).

4.Измерение электрической мощности, электрической энергии и электрического сопротивления различными методами.

5.Трехфазный выпрямитель, его схема, работа и применение.

Вариант 5.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=50 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 2мкФ, ,  , . Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =5 Ом, =3 Ом, =2 Ом, =2 Ом, =8 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=5 Ом, =3 Ом, =2 Ом, =2 Ом, =8 Ом,

4.Понятие об электроприводе. Выбор электродвигателя по механическим характеристикам. Классификация электродвигателей по способу защиты от воздействия окружающей среды.

5.Объяснить назначение, устройство и принцип работы стабилизаторов напряжения на полупроводниковых приборах.


Вариант 6.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=100 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 1мкФ, ,  . Вычислите энергию батареи конденсаторов.

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =2Ом, =4 Ом, =6 Ом, =8 Ом, =10 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=1Ом, =2 Ом, =1 Ом, =5 Ом, =1 Ом, =2 Ом).

4.Нагревание и охлаждение электродвигателей. Режимы работы электродвигателей (длительный, кратковременный, повторно-кратковременный). Общие условия выбора электродвигателя по мощности.

5.Перечислить основные типы фотоэлементов и пояснить их характеристики. Перечислить свойства фотоэлементов.

Вариант 7.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=100 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 1мкФ, ,  , =3 мкФ. Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =12Ом, =10 Ом, =8 Ом, =6 Ом, =4 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=12Ом, =10 Ом, =8 Ом, =6 Ом, =4 Ом, =1 Ом).

4.Общие сведения о схемах управления. Примеры схем управления электродвигателей с применением электроконтактной аппаратуры, с магнитными усилителями, тиристорами.

5.Фотоэлементы с внешним фотоэффектом, их устройство, принцип работы и применение.

Вариант 8.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=50 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 1мкФ, ,  , Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: == ===4 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (= 9 Ом,= 12 Ом, = 1 Ом, = 5 Ом, =2 Ом, = 1 Ом).

4.Передача и распределение электроэнергии. Схемы электроснабжения. Понятие об энергетической и электрической системах.

5.Фотоэлементы с внутренним фотоэффектом, их устройство, принцип работы и применение.

Вариант 9.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=110 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если 1мкФ, ,  ,  = 4 мкФ. Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: =1Ом, ==4 Ом, ===7 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (=3 Ом, = 8 Ом, =10 Ом, = 5 Ом, = 2 Ом, =2 Ом).

4.Техника безопасности при работе с электрооборудованием. Устройство заземления и зануления. Правила электробезопасности.

5.Виды, устройство, применение и принцип работы тиристоров. Схема включения, ВАХ тиристоров.

Вариант 10.

1.К батарее конденсаторов приложено напряжение U=50 В. Определите напряжение  и заряд каждого конденсатора, а также общую ёмкость батареи конденсаторов, если = 0,5мкФ, ,  , ,  = 1 мкФ. Вычислите энергию батареи конденсаторов.  

2.Найти эквивалентное сопротивление между зажимами А и В для следующей цепи: = ==4 Ом, = 2Ом,===8 Ом.

3.Определитьэквивалентное сопротивление цепи относительно зажимов АВ и токи в каждом сопротивлении, если =100 В. Правильность решения задачи проверить с помощью I и II закона Кирхгофа и баланса мощностей. Затем приложить напряжение =60 В к зажимам С и D и найти эквивалентное сопротивление относительно этих зажимов и токи в каждом сопротивлении (= 1 Ом, = 10 Ом, =3 Ом, = 9Ом,= 1 Ом, = 5 Ом).

4.Полупроводниковые приборы, их преимущества и недостатки. Электрофизические свойства полупроводников. Образование электронно-дырочного перехода, его свойства и вольт-амперная характеристика. Понятие и виды пробоя.

5.Классификация, основные параметры и характеристика электронных усилителей. Схема усилительного каскада на транзисторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине "Конституционное право"

Контрольные работы по дисциплине «Конституционное право» ориентируют студентов на освоение нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы конститу...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения

Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: ОП.01 Теория государства и права

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП 01 Теория государства и права включает в себя паспорт программы,структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы учебной дисципл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для студентов заочной формы обучения осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (английский) специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» разработаны на основе Федерального государственного образовательн...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине: МДК 01. 02 Психология социально-правовой деятельности

Методические указания и контрольные задания  для студентов заочной формы обучения по дисциплине МДК 01. 02 Психология социально - правовой деятельности для специальности 40.01.02 Право и организа...