Обобщающий урок – игра «Резонанс»
методическая разработка

Суюнова Венера Абдувелиевна

Урок-игра поразделу колебания иволны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщающее занятие63.77 КБ

Предварительный просмотр:

Техникум мелиорации и механизации сельского

хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО « КФУ им. В.И. Вернадского»

в пгт Советский

Технологическая карта учебного занятия

Занятие №                 по дисциплине Физика

специальности Механизация сельского хозяйства   Землеустройство

группы  12,13,14      курс 1

Тема: Обобщающий урок – игра «Резонанс»

Цель: обобщить изученный материал; закрепить навыки практического применения законов физики; развивать внимание, логическое мышление,  умение работать в группах.   

Создать условия для продуктивной деятельности каждого обучающегося, направленные на достижение ими следующих результатов:

Предметных: добиться осознанности понимания учащимися процесса распространения механических колебаний, механизма возникновения звуковых волн, продолжить формирование умения использования знаний на практике.

 Метапредметных: развитие интереса к изучаемому материалу, к науке; развитие   интеллектуальных   способностей  

Личностных:  формирование ответственности, организованности, дисциплинированности обучающихся    

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,   и групповая

 Оборудование: компьютер, проектор, доска.  лабораторное оборудование для демонстрации опытов, конверты с вопросами .

Подготовка к уроку: Из числа обучающихся формируются команды .

Назначаются капитаны команд.

Условия игры  «Резонанс»

На обдумывание вопроса дается 1 мин.

 Если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то команда получает одно очко, и отвечавший - очко в личном зачете;

Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко  

Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;

Если и команда и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;

Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего.

Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;

За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко  ;

За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко;

В конце игры участники, набравшие 5 и более очков, получают   оценку «5», 4 очка - «4».  

Ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;

Во время игры можно пользоваться справочной литературой и учебником.

Ход игры

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы с вами поговорим об механических колебаниях, волнах. Давайте   подумаем, чем же мы сегодня будем заниматься, какова цель нашего учебного занятия?

Цель: повторить и обобщить знания по теме “ Механические колебания и волны”.

Но прежде, чем начать нашу игру,  проведём   разминку  .    

2. Отгадай загадки:

1) Вчера было, сегодня есть и завтра будет? (Время.)

 2) Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка – кричит. (Эхо.)

3) Сначала – блеск,

За блеском – треск;

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь.)

4) Белые барашки по синему лугу гуляют. (Волны.)

5) Всё описать не хватит слов,

Весь город перекошенный.

Тут обрушение домов,

И транспорт покорёженный,

И люди в панике бегут.

Всех охватила спешка,

С квартир на улицу скорей,

Нельзя минуты мешкать. (Землетрясение.)

 

3. Определи  физическую величину, явление ,прибор  по   описанию

1 .Прибор для изучения звуковых колебаний…...

2. Максимальное смещение от положения равновесия - ………

3 .Число колебаний, совершенных в единицу времени - ……..

4. Процесс распространения колебания в пространстве с течением  времени - 5. Естественный приемник звука - ……..

6 .Раздел физики ,изучающий звук - ………

7 .Колебания частотой свыше 20000 Гц - ……….

8. Колебания частотой менее 16 Гц - ……….

9 .Метод определения расстояний до различных предметов и

обнаружение месторасположения с помощью звуковых волн - ………

10. Время, за которое совершается одно полное колебание - …….

11.В каких средах возникают механические волны?

12.Что называют волной?

13.Какие колебания называются звуковыми?

4. Попробуйте объяснить следующие явления- Почемучка:

1. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?

(Причин - две. Во-первых, трубы твердые металлические тела; звук в таких средах распространяется с большой скоростью:

Скорость звука в стали равна 5000-6100 м/с, а в воздухе - 340 м/с.

Во-вторых, в металле звук - а это продольные волны - затухает слабо.)

 

2. Возьмем прочную бечевку (60 см) и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам. (Оба конца имеют одинаковую длину.) Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон.

(Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.)

3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т. к. бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.)

4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук.

(Звуковые колебания стакана передались столу.)

5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

(Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам же определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20 °С примерно 343 м/с и время, за которое до пего дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.)

6. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.

(Закрытые двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых воли, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.)

7. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку?

(Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издавая звук.)

 

8. Почему кричат?

(Четкость восприятия произнесенной речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведенных звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, т.е. весьма искаженный. И чем дальше приемник звука находится от источника, тем больше это искажение.)

9. Качество звука, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других - тембр. (Совокупность гармонических колебаний различных частот, т. е. чистых тонов.)

 

10.  Как объяснить эхо? (Эхо – результат отражения звуковых волн от препятствий.)

 5.Динамическая пауза

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,

Руки перед грудью ладошки вместе показали продольную волну; руки в замке – поперечную  

6.Гонка за лидером - Назовите формулу:    

T=t/N

ν=N/t

T=2π√ℓ/ġ

ν=1/ T

T= 2π√m/ k

λ=υ*T

λ=υ/ ν

υ= λ/T

υ= λ* ν

T = λ/ υ

ν= υ / λ

7.Решите задачи

Какой жесткости следует взять пружину, чтобы груз массой 0,1 кг совершал свободные колебания с периодом 0,3 с?

На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде 1500 м/с.

Определите ускорение свободного падения на поверхности планеты Марс при условии, что там математический маятник длиной 0,4 м совершил бы 20 колебаний за 40 с.  

8) Закрепление - Заполнить пропуски:

В окружающем нас мире широко распространены своеобразные движения, повторяющиеся через определённый промежуток ……………… Их называют …………………… . Минимальный промежуток ………………., через который движения повторяются, называют…………………

……………… . Наибольшее отклонение тела от положения равновесия называют……………………….. . Число полных колебаний за единицу времени – …………………. .  .  

Чем больше силы сопротивления движению, тем быстрее ….…………….

колебания. Колебания, у которых ……………………постепенно уменьшается, называются……………………….. Колебания, совершаемые телом под действием вынуждающей силы, называют ………………………колебаниями. Такие колебания – незатухающие. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний называется …………………….

В окружающем нас мире широко распространены своеобразные движения, повторяющиеся через определённый промежуток времени. Их называют колебаниями. Минимальный промежуток времени, через который движения повторяются, называют периодом колебаний. Наибольшее отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой. Число полных колебаний за единицу времени – частота.  

Чем больше силы сопротивления движению, тем быстрее прекращаются колебания. Колебания, у которых амплитуда постепенно уменьшается, называются затухающими. Колебания, совершаемые телом под действием вынуждающей силы, называют вынужденными колебаниями. Такие колебания – незатухающие. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний называется резонансом. 

9.Домашнее задание: повторить материал главы «Механические колебания и волны. Звук», Попробуйте объяснить значения следующих пословиц.

1)   Слона не видать, а его колокольчик уже слышно.

2)   Не услышишь выстрела, которым будешь убит.

Ответить на вопросы

Можно, еще не видя поезда, узнать о его приближении, приложив ухо к рельсу. На чем основан этот способ?

Зачем у камертона две ножки?

Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия?

Рабочая пчела, вылетевшая из улья за взятком, делает в среднем 180 взмахов в секунду. Когда же она возвращается в улей, количество взмахов возрастает до 280. Как это отражается на звуке, который мы слышим?

10.Подведение итогов .Рефлексия.

Подводятся итоги игры, выставляются оценки.

Заключительное слово учителя

Большое спасибо командам и капитанам    за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последняя наша игра, мы еще не раз встретимся с вами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Право»

методическая разработка включает в себя презентацию для проведения викторины и методическую разработку урока...

Обобщающий урок – игра по информатике «Счастливый случай»

Повторение и обобщение знаний по темам «Системы счисления», «Основы логики»....

Открытый урок "Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" "

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" разработан в форме групповой работы с элементами игры "Счастливый случай"....

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....

Методическая разработка "Обобщающий урок-игра "Компьютер от А до Я"

Данная разработка урока имеет своей целью совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по дисциплинам «Информатика», «Информатика и информационно-коммуникационные технол...