методическая разработка урока
методическая разработка

Соколова Дина Григорьевна

методическая разработка урока по математике на тему Логарифм числа и его свойства

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Методическая  разработка занятия

по учебной  дисциплине «Математика»

Тема  «Логарифм числа и его свойства».

Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Логарифм числа и его свойства» студентами 1 курса СПО. Данный материал будет полезен преподавателям математики средних специальных учебных заведений и учителям математики старших классов.

Тема учебного занятия: «Логарифм числа и его свойства».

Продолжительность  занятия: 90 минут.

Цели учебного занятия:

Образовательная:

 - повторить определение логарифма, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов, применять их при вычислении значений выражений;

Развивающая:

- способствовать развитию математического мышления,  умения  применять теоретические  знаний при решении практических задач,  логично и точно излагать свою точку зрения, принимать участие при выполнении заданий в  группе.

Воспитательная:

- способствовать формированию у студентов отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, умения работать  команде, учитывать позиции других участников деятельности, готовности и способности к самостоятельной, ответственной деятельности, осуществлять контроль и оценку своей деятельности, нести ответственность за результаты своей работы перед группой.

Вид занятия: урок.

Тип  занятия: применение знаний и умений.

Организационная форма обучения: практическое занятие        

Форма проведения занятия: групповая.

Методы обучения:  проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный, информационно-коммуникативный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, доска, учебные пособия, карточки-задания, карты занятия.

Этапы занятия.

I. Организационный этап (2 минуты).

II. Мотивация учебной деятельности (3 минуты).

III. Актуализация знаний и умений (20 минут)    

IV. Выполнение работы обучающимися (25 минут).

V.  Проверка  знаний и умений обучающихся.(25 минут).

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание (15 минут).

                                                                       Ход занятия.

      I этап.

      Взаимные приветствия преподавателя и студентов, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторного помещения, проверка подготовленности группы к занятию, организация внимания и внутренней готовности. Студенты рассаживаются по  малым группам, состав которых известен заранее).

      Мы будем работать в малых группах.  Поэтому вспомним основные правила:

Памятка по работе в группе:

 -Все обучают каждого, каждый обучает всех;

 -То, что знает один, должны знать все;

 -То, что знает группа, должно стать достоянием каждого;

 - Умение общаться - путь к успеху.

За выполнение заданий и активность будем начислять баллы. Каждое задание - один балл.   Лучшей будем считать группу, набравшую большее количество баллов.  Баллы будите фиксировать в карте занятия. Чем выше будет результат каждого, тем успешнее Ваша группа!» (Приложение 1).

     II этап.

     Эпиграф к уроку:

Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли (Александров А.Д.).

Сегодня на уроке мы повторим определение логарифма, основное логарифмическое тождество, отработаем  свойства логарифмов, которые значительно упрощают вычисление значений выражений, содержащих логарифмы, показывают нам красоту математики.

Итак, тема нашего  занятия: «Логарифм и его свойства». Цель нашего занятия: показать знания определения логарифма числа, его свойства и уметь применять все наши знания при выполнении заданий.   Я желаю вам успешной работы и надеюсь, что  занятие будет интересным и плодотворным.

      III этап.

      Принято, что день обычно начинается с зарядки, а занятие с разминки. Проведем разминку и мы.

Разминка.

1. Ребята, давайте вспомним полученные знания по  данной теме и ответим на вопросы. Каждая группа получит  по  восемь одинаковых вопросов. Они написаны на  пронумерованных карточках. Каждый член группы объясняет свой вопрос остальным членам своей группы. Оставшиеся вопросы дают вам возможность заработать еще баллы. Все ответы записывайте на одном листе в порядке нумерации. Это будет ваша шпаргалка. Проверьте свои результаты.

На доске открываются результаты для сверки.

Заполняется карта занятия.

2.   Перестрелка (вычислить устно)

(Приложение 3).  

На карточках вы видите таблицу. Я думаю, что вы все играли в «Морской бой». Сейчас по очереди представители групп будут называть по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 3Б), но отвечать на этот вопрос будет следующая группа.  Та группа, которая дает правильный ответ, получает один балл. Каждый пример оцениваем по одному баллу.  Отмечаем результаты в карту занятия.

       IV этап.

       Каждой группе  предложены  карточки с  заданиями на вычисление  логарифмических выражений с применением свойств логарифмов. Каждый из вас должен выполнить одно задание и объяснить его своей группе.   Отмечаем результаты в карту занятия. (Приложение 4)

       V этап.

       Следующее задание будет завершающим. Но оно даст вашей группе возможность заработать еще баллы, т.к. у каждого из вас будет по пять примеров. Тот, кто раньше других выполнит свое задание, будет проверять работы остальных членов группы и будет отмечен за активность. Отмечаем результаты в карту занятия (приложение 5)

       VI этап.

       Для того чтобы подвести итог нашей работы, предлагаю каждой группе составить синквейн по теме занятия.

Подводится итог занятия каждая группа получает возможность высказаться относительно работы группы в целом, выделить наиболее активных учащихся.

Карты урока сдаются учителю. Отметку за урок получает каждый  студент.

Записываем  домашнее  задание . (Приложение 6)

Очень приятно, что наше занятие всем понравилось. Мы достигли поставленных целей. А это значит, что у нас есть надежный фундамент для изучения следующих тем. Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

                                                                   Карта занятия

№ группы

Выполненная работа

Фамилия и имя члена группы

Ответы на вопросы по теории

Морской бой

Групповое задание

Индивидуальное задание

Синквейн

Активность

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

Итого по группе

Приложение 2.

Список вопросов:

  1. Сформулируйте  определение логарифма числа по заданному основанию и запишите при каких условиях он существует.
  2. Сформулируйте и запишите основное логарифмическое тождество.
  3. Сформулируйте и запишите формулу логарифма произведения.
  4. Сформулируйте и запишите формулу логарифма частного.
  5. Сформулируйте и запишите формулу логарифма степени.
  6. Сформулируйте и запишите  формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию.
  7. Сформулируйте и запишите в общем виде логарифм равный единице, нулю?
  8. Сформулируйте и запишите определение десятичного и  натурального логарифмов.

Приложение 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

B

C

D

E

F

G

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

2

3

3

5

2

3

4

4

2

B

1,5

1,5

2/3

4/3

3/4

2/5

3/4

4

1/2

C

1/3

1/2

1/4

1/3

1/3

1/3

1/5

1/4

1/2

D

1

1

1

1

1

1/2

2

5

8

E

-2

-1

-3

3

-3

3

5

8

9

F

-2

-4

-4

-2

-3

-5

2

-1

1/9

G

2

0

0

0

9

125

3

1/2

1/25

Приложение 4.

Вариант 1.

1.Вычислите:

a)1 б)2 в)3 г)4

Вычислите:

а)-1 б) 1  в) 0 г) 2

3. Решите уравнение:

а) 1 б)  в)  г)

4. Вычислите:

а)0,5  б)-0,5 в) 1,5 г)1,5

5. Найдите , если

а)3a+2b  б)2a+3b  в)a-b  г)a+b

6. Вычислите:

                 

а) б) в)  г)

Вариант 2.

1.Вычислите:

a)2 б)3 в)1 г)4

Вычислите:

а)2 б) 16  в) 14 г) 3

3. Решите уравнение:

а) б)3  в) 1г)

4. Вычислите:

а)1,5  б)1  в) -1,5 г)-1

5. Найдите , если

а)3a+2b  б)2a+3b  в)a-b  г)a+b

6. Вычислите:

                   

а) б) в)  г)

Вариант 3.

1.Вычислите:

+

a)1 б)6 в)3 г)4

Вычислите:

+

а)-1 б) 1  в) 4 г) 2

3. Решите уравнение:

=-3

а) 1 б)  в)  г) 

4. Вычислите:

+-2

а)9  б)-0,5 в) 1,5 г)1,5

5. Найдите если

=a, =b

а)3a+2b  б)2a+3b  в)a-b  г)a+ b

6. Вычислите:

а) б) в)4  г)

Вариант 4.

1.Вычислите:

+

a)5 б)3 в)1 г)4

Вычислите:

+

а)2 б) 7  в) 14 г) 3

3. Решите уравнение:

=-4

а) б)3  в) г)

4. Вычислите:

+- 3

а)1,5  б)1  в) -1,5 г)27

5. Найдите , если

=a, =b

а)3a+2b  б)2a+2b  в)a-b  г)a+ b

6. Вычислите:

а) б) в)0  г)

Ответы:

№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

I вариант

б

а

г

г

а

в

II вариант

в

б

а

а

б

г

IIIвариант

б

в

г

а

а

В

IVвариант

а

б

в

г

б

в

Приложение 5.

Вариант 1.

1.Выясните, при каких х существует логарифм:

2.Вычислите , .

x=

3. Решите уравнение:

=1

4. Вычислите:

5. Вычислите:

-

Вариант 2.

1.Выясните, при каких х существует логарифм:

2.Вычислите , .

x =

3. Решите уравнение:

=2

4. Вычислите:

5. Вычислите:

-  

Приложение 6.

Вычислить :

1.

2.

3.  

     Литература:

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений начального   и среднего проф. Образования -7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2013.-256с.
  2. Башмаков М.И. Сборник задач профильной направленности: учебное пособие для учреждений сред. Проф. Образования -4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.
  3. Башмаков М.И. Задачник: учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования -4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2014.-416 с.
  4. Пехлецкий И.Д. Математика: учебник для студ. Образовательных  учреждений и среднего проф. Образования -8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.-304с.

      Интернет – ресурсы:

      5. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

      6.Общероссийский математический портал Math-Net.Ru www.mathnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...