Учебно-методическое пособие "Логарифмы и логарифмические функции"
методическая разработка
Логарифмы и логарифмические функции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 785.75 КБ |
![]() | 607.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Дисциплина: Математика
Тема: «Логарифмы. Логарифмическая функция»
Составитель: Манжосова В. И. - преподаватель
Аннотация
Данное пособие предназначено для студентов СПО 1 курса (базовый уровень) для самостоятельной работы.
Дидактические материалы в пособии снабжены решениями или указаниями сразу после их формулировки.
В пособии содержатся:
- дидактические материалы к теме программы, а также материалы, позволяющие организовать повторение изученного;
- самостоятельные работы по теме.
Каждый раздел включает;
•справочные сведения;
•примеры и задачи с подробными решениями;
•разноуровневые задачи для самостоятельной работы в двух вариантах, позволяющие организовать «плавную» дифференциацию работы с группой (каждое задание имеет условную балловую оценку степени его сложности).
- Используя балловую оценку заданий для самостоятельной работы и для подготовки к экзаменам, можно организовать: «плавную» дифференциацию обучения математике: в зависимости от качества усвоения темы каждому студенту предлагать конкретный балловый диапазон выполняемых заданий, помогая постепенно поднимать уровень своих математических знаний и умений;
- разнообразные виды частично-самостоятельных; самостоятельных и проверочных работ, предложив, например, к выполнению избыточный
иной оценки («3», «4» или «5»),
Обязательному базовому уровню знаний и умений соответствуют задания, оцененные в пособии, в основном, баллами 1, 2, 3,4.
Студенты, претендующие на отличную оценку, должны справляться с заданиями, оцененными в 1—7 баллов.
Содержание:
- Логарифмы 5
- Свойства логарифмов 9
- Десятичные и натуральные логарифмы 11
- Логарифмическая функция и ее график 13
1. Логарифмы.
Логарифмом положительного числа b по основанию а (записывают logа b), где а > 0, а ≠ 1, называют показатель степени, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b.
Равенство
где b > 0, а > 0, а ≠ 1 называют основным логарифмическим тождеством.
х = logab — корень уравнения ах = b. где а > 0. а ≠ 1, b> 0.
Примеры с решением
- Найти 1) ; 2) ; 3) .
Решение. 1) По определению логарифма (согласно основному логарифмическому тождеству) ;
2)
3) .
- Вычислить : 1) ; 2) ; 3) .
Решение. 1) , так как .
2)Пусть . Тогда определению логарифма =
= 16 или . откуда
Пусть . Тогда по определению логарифма
=27 , откуда
- Выяснить при каких значениях x имеет смысл выраженное:
1) : 2) .
Решение. 1) Выражение имеет смысл , когда
и Так как то имеет
смысл при , т.е. при
2)Так как то имеет смыл при
и т.е. при и
- Решить уравнение 1) ; 2) .
Решение. 1)Из равенства по определению
логарифма следует, что , откуда .
2)Корень уравнения есть число
. В данном случае .
Задание для самостоятельной работы | |||
Вариант I Вычислить (1-14):
| Вариант II Вычислить (1-14):
|
Выяснить при каких значениях x имеет смысл выражение (15-23):
Решить уравнение(24-37)
| Выяснить при каких значениях x имеет смысл выражение (15-23):
Решить уравнение(24-37)
|
2. Свойства логарифмов
Справочные сведения
Если - любое действительное число,
то:
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- , в частности ,
| |
| |
|
|
|
|
Примеры с решениями.
- Вычислить:
1)
2)
3)
Решение.
- Зная, что найти: 1) ; .
Решение.
1) ;
2) .
3. Даны числа: 1)1; 2)0; 3) . Записать каждое из них в виде логарифмов некоторого числа по основанию 2.
Решение.
1) ; 2) :
3) .
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задание для самостоятельной работы
Вариант I Вычислить (1-9):
1) ; 2) .
1)1; 2)5: 3). | Вариант II Вычислить (1-9):
1) ; 2) .
10 число:1)0; 2)-2: 3). |
- Десятичные натуральные логарифмы.
Справочные сведения
Вместо пишут lg b(читается: «десятичный логарифм числа b»)
Вместо пишут lg b(читается: «натуральный логарифм числа b»)
Формула перехода от логарифма по одному основанию к логарифму
по другому основанию:
где b > 0, n > 0, ,c > 0, .
Частные случаи формулы перехода:
a) где ;
б) ,где
Примеры с решениями
- С помощью микрокалькулятора вычислить . Результат округлить до сотых долей.
Решение .
Микрокалькуляторы, позволяющие выполнять действия с логарифмами, имеют только клавиши вычисления десятичных и натуральных логарифмов, поэтому с помощью формулы перехода запишем данное число в
одном из возможных для вычисления видов:
или .
Вычислив с помощью МК значение любой из этих дробей, получим .
- Зная, что ., найти : 1) ; 2)
Решение. 1) ;
2)
- Решить уравнение:
Решение.
1)Преобразуем правую часть уравнения
. Таким образом, , откуда
2)Выразим все логарифмы через логарифмы по основанию 2,учитывая что
Тогда исходное уравнение запишется в виде , откуда ,т.е.
3)Перейдем отк логарифму по основанию 6:
Пусть , тогда исходное уравнение запишется в виде или ,откуда
.Если ,то а если , то .
Ответ.
Задание для самостоятельной работы
Вариант I
| Вариант II
Логарифм по основанию 3. Зная, что с точностью до найти (3-6):
|
4. Логарифмическая функция и ее график
Справочные сведения
Логарифмическая функция – это функция вида , где а –
Заданное число , .
Свойства логарифмической функции
- Область определения – множество всех положительных чисел (x>0).
- Множество значений – множество всех действительных чисел
- График функции проходит через точку(1;0).
- На промежутке x>0 функция является :
возрастающей (рис.11). убывающей(рис.12).
- Функция принимает положительное значение (y>0):
При x>1 (рис 11) при 0
- Функция принимает отрицательные значения(y<0):
При 0
При решении логарифмических уравнений и неравенствах используется следующие утверждения :
- Если то равенство справедливо тогда и только тогда, когда .
- Если то равенство справедливо тогда и только тогда, когда .
- Если то равенство справедливо тогда и только тогда, когда.
Примеры с решениями
- Построить график функции и с его помощью ;
- найти приближенное значение и ;
- сравнить 1 , 9 и 2.
Решение. Составим таблицу значений функции для некоторых значений аргумента:
x | ||||||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
На координатной плоскости отметим найденные точки (см. таблицу) и проведем через них плавную линию (рис. 13); при этом учитываем что функция определена при .
- По графику функции находим
- Точка графика функции находим с абсциссой 1.9 лежит
Ниже прямой значит
2. Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция:
1) 2)
Решение . 1) Так как то (по свойству 4 ) функция - возрастающая .
2) Так как то (согласно свойству 4) функция - убывающая
3. Изобразить схематически график функции :
1) ; 2)
Решение. 1) При схематическом построение графика функции (рис 14 ) учитываем, что :
функция определена при ;
график функции проходит через точку (0;1);
функция возрастающая , поскольку основание логарифма .
Для более точного приближения схемы графика к графику функции можно учитывать , что он проходит через точки (a;1) и . В данном случае график функции проходит через точки (5;1) и (рис .14).
2) Используя свойства логарифмической функцией и зная , что график проходит через точки (1;0), ,(3;-1), строим схематически график функции (рис. 15)
4. Сравнить числа 1) и;2) и.
Решение
1) Функция -возрастающая поскольку основание логарифма ; далее так как то
2) Функция -убывающая и поэтому
5. Выяснить положительным или отрицательным является число
1) 2) .
Решение 1) Согласно свойству 6 функция (основание логарифма ) при принимает отрицательное значение т.е. (рис. 16)
2) В силу свойства 5 функция (основание логарифма) при принимает положительное значение , т.е. (рис. 17).
6. Сравнить с единицей число если 1) ;2) .
Решение Иллюстрируя свойства 5 и 6 схема графиков логарифмических функции (возрастающих или убывающих. В зависимости от основания логарифма ), находим :
1) ; 2) .
7. Решить уравнения 1) ;2)
Решение
1) Согласно утверждению (1) (см. справочные сведения ) имеем , откуда .
1. 2 Найти приближенные значения ; ;;. 2. 2 Сравнить и ; и . 3. 2 Сравнить и 4. 1 Определить знак чисел (сравнить с нулем ): ;. Используя графики функции (рис. 20), Выполнить задания (5-8) | 1. 2 Найти приближенные значения ; ;;. 2. 2 Сравнить и ; и . 3. 2 Сравнить и 4. 1 Определить знак чисел (сравнить с нулем ): ;. Используя графики функции (рис. 20), Выполнить задания (5-8) |
5. 2 Найти приближенные значения ; ;;. 6. 2 Сравнить и; и . 7. 2 Сравнить и 8. 1 Сравнить с нулем: ;. Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция (9-10) 9. 1 10. 2 Сравнить числа (11-15): 11. 2 и 12. 2 и 13. 2 и 14. 2 и 15. 2 и Используя заданное соотношение, сравнить с единицей положительное число x (16-19) 16. 2 17. 2 18. 2 19. 2 Используя заданное соотношение, сравнить с единицей положительное число x (20-23) 20. 3 21. 3 22. 3 | 5. 2 Найти приближенные значения ; ;;. 6. 2 Сравнить и ; и . 7. 2 Сравнить и 8. 1 Сравнить с нулем: ;. Выяснить, является ли возрастающей или Убывающей функция (9-10) 9. 1 10. 2 Сравнить числа (11-15): 11. 2 и 12. 2 и 13. 2 и 14. 2 и 15. 2 и Используя заданное соотношение, сравнить с единицей положительное число x (16-19) 16. 2 17. 2 18. 2 19. 2 Используя заданное соотношение, сравнить с единицей положительное число x (20-23) 20. 3 21. 3 22. 3 |
23. 3 Решить уравнение (24-27): 24. 2 25. 2 26. 3 27. 3 Решить неравенство (28-31): 28. 3 29. 3 30. 4 31. 5 Решить графически уравнение (32-33): 32. 4 33. 4 Определить, какие точки с целочисленными координатами принадлежат графику функции (34-35): 34. 7 35. 8 | 23. 3 Решить уравнение (24-27): 24. 2 25. 2 26. 3 27. 3 Решить неравенство (28-31): 28. 3 29. 3 30. 4 31. 5 Решить графически уравнение (32-33): 32. 4 33. 4 Определить, какие точки с целочисленными координатами принадлежат графику функции (34-35): 34. 7 35. 8 |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. А. А. НИКОЛАЕВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
Автор: Манжосова В. И.
преподаватель
Тема: «Производные»
Специальность: 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
ОУД. 04. Математика
Пояснительная записка
Цели урока:
- Обучающие: систематизировать знания и умения по теме «Производная»: формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический смысл производной, применение производной.
- Развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению» проблемы, формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать умение работать с имеющейся информацией, слушать товарищей, точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы.
План урока:
- Организационный момент. (1 минута)
- Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся. (40 минут)
- Подведение итогов урока. (4 минуты)
Оборудование: Компьютер, мультимедийный система, индивидуальные карточки – задания, карточка для работы в группе, лист самооценки самостоятельной работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Технология: урок с применением информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вид урока по форме проведения: урок – игра.
Продолжительность: 90 минут. Учебник: А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Мнемозина, 2013
Конспект урока
- Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Ребята, если вы правильно отгадаете ключевое слово, то узнаете тему нашего урока.
1) С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
2) Имеет физический, геометрический смысл;
3) Бывает первой, второй, … ;
4) Обозначается штрихом.
Молодцы, тема нашего занятия “ Производная, всемогущая ”.
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Дети формулируют цель.)
Цель нашего урока – повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления.
Я желаю вам на уроке удачи, точных расчетов и вычислений.
Активизация знаний обучающихся. На одном из первых уроков изучения производной вы мне задали вопрос:
Мы изучили производную. А так ли это важно в жизни? Применяется ли производная в различных областях науки?
Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвину гипотезу /читаю гипотезу /
«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».
В ходе урока вы подтвердите, либо отвергните данную гипотезу.
II. Актуализация знаний, умений, навыков. Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, за каждый правильный ответ, выполненное решение вы будете начислять себе по одному баллу.
Приложение 1. Оценочный лист
№ | Этап урока | Баллы |
1 | Разминка д/з | |
2 | Цветок понятий | |
3 | «Корзинка правил» | |
4 | Найди соответствие | |
5 | Значение производной в точке | |
6 | Задачи-картинки. Работа в парах | |
7 | Геометрический смысл производной | |
8 | Физический смысл производной | |
9 | Работа лабораторий | |
10 | Свойства функций и свойства производной | |
11 | По графику | |
Средний балл: | ||
Оценка: |
Преподаватель: Принято, что к соревнованию человек готовится, и свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку перед практической частью и мы.
- Для этого возьмем кроссворд, который вам нужно было дома разгадать
по теме: «Производная»
По горизонтали
2. Производная чего равна нулю…
3. Как называется число, к которому стремится отношение приращения функции к соответствующему приращению аргумента, при стремлении приращения аргумента к нулю
4. Какой смысл производной заключается в том, что скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени (Механический)
5. Процесс изучения какого-либо объекта, например, функции.
По вертикали
1. Точки максимума и минимума называют точками (Экстремума)
2. Точки области определения, в которых производная функции не существует, называются….. точками
4. Промежутки возрастания (убывания) функции это промежутки…
Ставим баллы за правильно выполненное домашнее задание.
2. Цветок понятий (ассоциативный куст)
Предлагаю составить цветок понятий: для этого нужно назвать понятия, которые ассоциируются с темой «Производная».
Благодаря вашим понятиям у меня получился вот такой ассоциативный цветок.
Ставим баллы за ответы.
3. «Корзинка правил» Вспомним правила нахождения производных. Необходимо заполнить пустые места в равенствах, записанных на доске) 2 учащихся выходят к доске
(U*V)! =…… …..= (U!V –V!U)/V2 (kx+b)!=
(C*U)! = .... ( U + V)! =……. …=f1(g(x))*g1(x)
Ставим баллы за ответы.
Прежде чем приступить к повторению основных направлений применения производной, проверим нашу готовность к вычислению производных.
4. «Найди соответствие»
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Учитель: Укажите соответствие между функцией и её производной: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. В таблице под каждой буквой, укажите номер её возможного значения. Ответ записать числом
№ | Функция f(x) | Производная | |
А. | k | 1 | |
Б. | 2 | 0 | |
В. | 3 | ||
Г. | sin x | 4 | |
Д. | cos x | 5 | - sin x |
Е. | tg x | 6 | cos x |
Ж. | 7 |
Проверяем: на слайде 2 136 574 Ставим баллы в оценочные листы.
Преподаватель: Мы освоили приемы нахождения простейших производных суммы, разности, произведения и частного элементарных функций. Сейчас постараемся применить полученные знания при решении задач.
- «Значение производной в точке» Предлагаю, вам задание, выполнив которое вы узнаете, как И.Ньютон называл производную функции.
С | ||
Я | f(x) = 2 cosx | f!(-/3) -? |
Ю | ||
Ф | ||
К | f (x) = ( х-3)(2х +5) | |
И | f (x) =3 – sin 2 x | f1 (/2) -? |
Л | f (x) = (2х+3)12 | f! (-2) -? |
- 12 | 36 | 3 | 8 | 2 | ||
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: ФЛЮКСИЯ – производная функции
Ставим баллы в оценочные листы.
- Преподаватель: «Задачи-картинки».
Работа в парах: пусть каждый знает,
Кто из вас быстрей решает?
Мне – таблицы вам раздать,
Вам – в них плюсы расставлять.
Каждая пара получает задание-таблицу, в клетках которой нужно знаком «+» указать соответствие “функция – график производной этой функции”. Приготовить заполненную таблицу с пояснениями. Система оценки: каждый правильный ответ – 0,5 балла. (максимум за задание – 3 балла). Проверка осуществляется с помощью слайда с устными комментариями. (Ответы к заданию на слайде):
График Производной Функция | ||||||
у' = 2 – 3х2 | + | |||||
у' = х2 + 2 | + | |||||
у' = х | + | |||||
у' = 2 - х | + | |||||
у = 2х – 7 у' = 2 | + | |||||
у = 2х + х4 у' = 2 + 4х3 | + |
Ставим максимально 3 балла в оценочные листы.
- Геометрический смысл производной
Преподаватель: Предлагаю работу по вариантам по 1 к доске (карточки )
1 вариант Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. (Ответ: tgα = 21, угол α - острый)
2 вариант Найти угловой коэффициент касательной к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой х0Ответ: k= -3
Преподаватель: Какие знания вы применяли при выполнении данных заданий?
В чем заключается геометрический смысл производной? Производная функции , вычисленная при заданном значении , равна тангенсу угла, образованного положительным направлением оси и положительным направлением касательной, проведенной к графику этой функции в точке с абсциссой : и Геометрический смысл: k = f1(х)
Преподаватель: Теперь поработаем с графиками:
а) На рисунке изображен график функции у = f (х) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0
Ответ: 4. Ответ: -1.
Ответ: 2)
Ответ: 2) Ставим баллы за ответы в оценочные листы.
8. Физический смысл производной.
Преподаватель: Что вам необходимо знать о производной, чтобы решить данную задачу? На слайде 5
Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.
Ответ обучащихся: Необходимо знать физический смысл производной: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени.
Преподаватель: вызвать желающего решить к доске.
Решение.
1. Найдем производную функции s(t)=6t2 – 48t +17:
s1(t) = 12t – 48
2. Найдем значение производной в точке t = 9: s1(9)=12*9 – 48=60
Ответ: 60 м/с. Оцените свою работу на уроке (лист самооценки).
Преподаватель: Давайте вспомним, что характеризует производная в физике? Учащиеся: В физике производная характеризует скорость прямолинейного движения.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Преподаватель: а в каких науках вы ещё можете встретить задачи на скорость?
Учащиеся: на уроке химии – скорость химической реакции.
Вопрос: Какое определение в химии вы даете скорости химической реакции? И как это записать?
Обучащиеся: Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Если С=С(t),где С-концентрация некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t. Отношение приращения ∆С/∆t- есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t.
Преподаватель: А как записываете? ( ∆С/∆t )
На языке математики концентрация – это функция, а время – аргумент.
Скорость химической реакции v(t) = С’(t) производной концентрации вещества, вступившего в химическую реакцию.
Преподаватель: Какой вывод можно сделать? Мы с вами вывели химический смысл производной, теперь решая химические задачи на нахождение скорости химической реакции вы будете использовать производную. Давайте попробуем решить задачу: (слайд) Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью: C(t) = t2/2 + 3t –3 (моль).
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Решение:
v (t) = C‘(t); v (t) = t + 3; v (3) = 3+3 = 6. Ответ: 6 моль/с.
Преподаватель: С точки зрения химиков важно изучать скорость химической реакции?
Обучающиеся: Скорость химической реакции –важна химикам, разрабатывающим препараты для медицины и сельского хозяйства, а также врачам и агрономам, использующим эти препараты для лечения людей и для внесения их в почву. Одни реакции проходят практически мгновенно, другие идут очень медленно.
- Применяется ли производная в других областях науки? На этот вопрос помогут ответить 3 группы (лабораторий), которые работали дома по применению производной в различных отраслях науки.
1-я группа - применение производной в биологии;
2-я группа – применение производной в географии;
3-я группа – применение производной в экономике;
Слово предоставляем исследователям. (Выступление групп).
1-я группа - Биологический смысл производной.
Биологический смысл производной связан с популяциями. Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой.
Пусть зависимость между числом особей популяции микроорганизмов у и временем t её размножения задана уравнением: у = x(t). Пусть ∆t - промежуток времени от некоторого начального значения t до t+∆t. Тогда ∆у = x(t+∆t)-x(t) изменение числа особей организмов. Отношение ∆у/∆t - является средней скоростью размножения или, как принято говорить, средней производительностью жизнедеятельности популяции.
На языке математики популяция микроорганизмов – это функция, а время – аргумент.
ВЫВОД: Значит, скорость роста популяции есть производная численности популяции в момент времени t.
Слайд13: Задача: Пусть зависимость между числом особей популяции микрooрганизмов x(t) и временем t её размножения задана уравнением: x (t) = 3000 + 100t2. Найти скорость роста популяции в момент t = 1 c.
2-я группа- «Географический смысл производной» заключается в росте численности населения. Предлагаю вывести формулу для вычисления численности населения на ограниченной территории в момент времени t.
Пусть у = у(t)- численность населения.
Рассмотрим прирост населения за Δt=t-t0
Δy=k *Δt, где к=кр – кс –коэффициент прироста
(кр – коэффициент рождаемости, (кс – коэффициент смертности)
Δy/Δt=k
При Δt→0 получим lim Δy/Δt=у’ (t) Вывод: Рост численности населения равен производной численности населения в момент времени t.
3-я группа - «Экономический смысл производной»
Экономический смысл производной связан с производительностью труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. В экономике очень часто объем произведенной продукции задается формулой. Например, пусть объем продукции выпущенной в течение дня задан формулой у = -2t³ +10t² +50t – 16, где t – время, выраженное в часах. Для нахождения производительности труда в определенный промежуток времени t0, необходимо найти предельное значение средней производительности за период времени Δt, т.е. у´(t).
На языке математики производительность - функция, а время - аргумент.
ВЫВОД: производительность труда есть производная объема выпускаемой продукции.
Задача: Вычислить производительность труда во время каждого часа работы, при условии, что объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией у = -2t³ +10t² +50t – 16, t– время (ч).
Решение: 1. Найдем производную у´(t) = -6t² +20t + 50
2. Найдем значение производной в течение каждого часа:
t=1 y’(1) = -6*1² +20*1 + 50= 64
t=2 y’(2) = -6*2² +20*2 + 50= 66
t=3 y’(3) = -6*3² +20*3 + 50= 56
t=4 y’(4) = -6*4² +20*4 + 50= 34
t=5 y’(5) = -6*5² +20*5 + 50= 0 Вывод: После второго часа работы производительность работы начинает падать. Такой результат является следствием усталости, ухудшением условий в помещении и много других факторов, влияющих на производительность труда. Можно сделать вывод, что продуктивными являются первые два часа работы.
Предлагаю вам в качестве домашнего задания задачи:
Вычислить производительность труда во время первых 4 часов работы, если объем продукции у в течение рабочего дня представлен функцией и сделать выводы.
1 группа: у = -t³ +10t² +40t – 16, t– время, ч.
2 группа: у = -2t² +10t+50, t– время, ч.
3 группа: у = -3t³ +20t² +100t – 6, t– время, ч.
4 группа: y = -0,5t³ + 20t² + 30t -4, t- время, ч.
Преподаватель: Сделайте вывод «Производная, всемогущая?»
Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».
10.Теперь повторим свойства функций и свойства производных
На рисунке изображён график дифференцируемой функции y = f(x).
- На оси абсцисс отмечены девять точек: x1, x2, ..., x9. Среди этих точек найдите все точки, в которых производная функции y = f(x) отрицательна.
2)По графику функции y=f1(x) ответьте на вопросы:
Сколько точек максимума имеет эта функция? (1) назовите её?
Для этого определим знак производной на каждом из трёх интервалов. На интервале -7< х<- 4 производная положительна – значит, на этом интервалах функция возрастает. На интервале
-4<х<0 производная отрицательна – значит, на этом интервале функция убывает. Значит х= - 4 - точка максимума
2. Назовите точки минимума функции. (0)
На интервале -4<х<0 производная отрицательна – значит, на этом интервале функция убывает. На интервале 0< х< 7 производная положительна – значит, на этом интервале функция возрастает. Значит, х = 0 – точка минимума.
3.Сколько промежутков возрастания у этой функции? (2)
4. Найдите длину промежутка убывания этой функции. (4) На интервале
-4<х<0 производная отрицательна – значит, на этом интервале функция убывает
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам в конце учебного года и на ЕГЭ.
- Вспомните, каковы были цели, поставленные нами в начале урока?
- Достигнуты ли цели?
- Что удалось?
- Какой этап урока вам показался наиболее интересным?
- Что не получилось?
Понравился ли вам урок? Вернемся к оценочным листам, те, кто набрал от 10-12 баллов получают «5»,8-10 – «4» ДЗ вы получили.
Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали.
И в заключение урока я хочу вам прочитать стихотворение:
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Урок окончен. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Изучение темы "Степенная, показательная, логарифмическая функции" в группах 1 курса"
Разработка содержит методические рекомендации по изучению данной темы....

Открытый урок по теме "Логарифмическая функция и ее свойства"
Урок по алгебре на тему "Логарифмическая функция и ее свойства" предназначен НПО 2 курс (11класс). Урок закрепления изученного материала....
изучение свойств логарифмической функции
Решение простейших логарифмических неравенств используя свойства логарифмической функции...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Показательная и логарифмическая функции»
Данное методическое пособие представляет собой дополнение к основному учебнику, которым равноценно могут пользоваться как преподаватель, так и обучающиеся.Методическое пособие состоит из трех разделов...
Открытый урок по теме « Графики показательной и логарифмической функции»
Цели:повторить и обобщить знания студентов об основных графиках функций;расширить представление учащихся о логарифмической о показательной функции; продолжить работу по формированию у учащихся у...

Конспект открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"
Разработка открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Раздел 6: Функции и графики Тема: «Показательная функция, её график и свойства. Логарифмическая функци
Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Показательные и логарифмические функции». В процессе практического занятия сту...