Конспект открытого урока по физике по теме "Линзы"
план-конспект урока

Материал содержит конспект занятия и 2 приложения Презентации. 

Приложение 1 - файл с заданиями на отработку и закрепление знаний.

Приложение 2 включает в себя презентацию с новым материалом и домашним заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_po_teme_linzy.docx74.85 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt1.41 МБ
PDF icon prilozhenie_1.pdf1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Линзы

Предмет: физика

Время проведения: 2 часа

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, различные виды демонстрационных линз.

Тип урока: комбинированный.

Цель: расширить представления о линзах через знакомство с видами, физическими характеристиками и применением в повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

  • формировать понятие о линзе, её видах;
  • дать понятие о главной оптической оси, оптическом центре линзы, фокусе;
  • рассмотреть оптические свойства линз;

развивающие:

  • развивать творческие способности обучающихся;
  • формировать у школьников приёмы применения знаний в новых условиях;
  • способствовать развитию интереса к изучению окружающего мира через уроки физики;

воспитательные:

  • воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя, товарищей).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

Написание самостоятельной работы и обобщение теоретического материала (Приложение 1)

  1. Изложение нового материала. Презентация к уроку (Приложение 2)

Явление преломления света лежит в основе действия линз и многих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.

        Линза обычно – это прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.

        Существует два вида линз: 1. выпуклые и 2. вогнутые (на доске – схема классификации с рисунками линз)

Выпуклые:

  • Двояковыпуклая;
  • Плосковыпуклая;
  • Вогнутовыпуклая.

      Вогнутые

  • Двояковогнутая;
  • Плосковогнутая;
  • Выпукловогнутая.

Собирающие линзы

Рассеивающие линзы

   Собирают свет.

  Рассеивают свет.

   Середина толще, чем края.

  Середина тоньше краев.

Собирающую линзу можно представить в виде совокупности большого числа треугольных призм, расширяющихся к середине линзы.

Рассеивающую линзу можно представить, как совокупность большого числа треугольных призм, расширяющихся к краям.

Фокус линзы - действительный (F>0), так как пересекаются сами лучи.

Фокус линзы - мнимый (F<0), так как пересекаются продолжения лучей.

    Обозначение:      sob

    Обозначение:      ras

Линза называется положительной (собирающей), если ее фокусное расстояние положительно (F>0), и отрицательной (рассеивающей), если ее фокусное расстояние меньше нуля (F<0). Все выпуклые линзы являются  собирающими, а все вогнутые – рассеивающими.

Рис. 1. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах (F – фокус)

В школьном курсе физике изучаются так называемые тонкие линзы.

  • Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей называется тонкой линзой.
  • Главное свойство тонкой линзы: все приосевые лучи, вышедшие из какой-либо точки предмета и прошедшие сквозь тонкую линзу, собираются этой линзой снова в одной точке

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся – рассеивающими.

        Построение в линзах.

                Построение линзой изображения предметов, имеющих определённую форму и размеры, получается следующим образом: допустим, линия AB представляет собой объект, находящийся на некотором расстоянии от линзы, значительно превышающем её фокусное расстояние.

                От каждой точки предмета через линзу пройдёт бесчисленное количество лучей, из которых, для наглядности, на рисунке схематически  изображен ход только трёх лучей.

6.bmp 

                Если предмет находится на бесконечно далёком от линзы расстоянии, то его изображение получается в заднем фокусе линзы F’ действительным, перевёрнутым и уменьшенным до подобия точки.

7.bmp

                Если предмет помещён между передним фокусом и двойным фокусным расстоянием, то изображение будет получено за двойным фокусным расстоянием и будет действительным, перевёрнутым и увеличенным.

8.bmp 

                Если предмет помещён на двойном фокусном расстоянии от линзы, то полученное изображение находится по другую сторону линзы на двойном фокусном расстоянии от неё. Изображение получается действительным, перевёрнутым и равным по величине предмету.

9.bmp 

                Если предмет приближён к линзе и находится на расстоянии, превышающем двойное фокусное расстояние линзы, то изображение его будет действительным, перевёрнутым и уменьшенным и расположится за главным фокусом на отрезке между ним и двойным фокусным расстоянием.

9.bmp

                Если предмет находится в плоскости переднего главного фокуса линзы, то лучи, пройдя через линзу, пойдут параллельно, и изображение может получиться лишь в бесконечности.

13.bmp 

                Если предмет поместить на расстоянии, меньшем главного фокусного расстояния, то лучи выйдут из линзы расходящимся пучком, нигде не пересекаясь. Изображение при этом получается мнимое, прямое и увеличенное, т. е. в данном случае линза работает как лупа.

14.bmp

        Рассмотрим ход пучков света через собирающую линзу.  

        Если дорисовать сферические поверхности двух сторон линзы до полных сфер, то прямая, проходящая сквозь центры этих сфер, будет являться оптической осью линзы. Фактически, оптическая ось проходит сквозь самое широкое место выпуклой линзы и самое узкое у вогнутой.

        Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы, называется главной оптической осью линзы

        На этой оси находится точка, где собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу. В случае же рассеивающей линзы можно провести продолжения расходящихся лучей, и тогда мы получим точку, также расположенную на оптической оси, где сходятся все эти продолжения. Эта точка называется фокусом линзы.

        Фокусом линзы называют точку на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно главной оптической оси после их преломления линзой.

        У собирающей линзы фокус действительный, и расположен он с обратной стороны от падающих лучей, у рассеивающей фокус мнимый, и располагается он с той же стороны, с которой свет падает на линзу.

        Точка на оптической оси ровно посередине линзы называется ее оптическим центром. Расстояние от оптического центра до фокуса линзы – это фокусное расстояние линзы.

        Фокусное расстояние зависит от степени кривизны сферических поверхностей линзы. Более выпуклые поверхности будут сильнее преломлять лучи и, соответственно, уменьшать фокусное расстояние. Если фокусное расстояние короче, то данная линза будет давать большее увеличение изображения.

Чем меньше фокусное расстояние линзы, тем большее увеличение даёт линза.

Фокальная плоскость плоскость, проведенная через фокус, перпендикулярно главной оптической оси.

Оптическая сила линзы — величина, обратная к фокусному расстоянию линзы , выраженному в метрах.

\Large D=\frac{1}{F}=\frac{1}{d }+\frac{1}{f }                

D — Оптическая сила линзы

 FФокусное расстояние линзы

d — Расстояние от предмета, до линзы

 f— Расстояние от линзы, до изображения

= дптр

Одна диоптрия — это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м. Для собирающей линзы, оптическая сила будет положительной, а вот для рассеивающей линзы, она отрицательна.

  1. Закрепление изученного материала

Вопросы к обучающимся:

  1. По какому признаку можно узнать: собирающая эта линза или рассеивающая, если судить только по форме?
  2. Почему выпуклую линзу называют собирающей?
  3. Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?
  4. Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: выучить конспект, построить изображение в линзе (по вариантам)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМУЛЫ 1 ПОСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ О – оптический центр 1. Формула тонкой линзы ТОНКАЯ ЛИНЗА: 15 ЛИНЗЫ – прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими поверхностями ВЫПУКЛАЯ – СОБИРАЮЩАЯ ВОГНУТАЯ – РАССЕИВАЮЩАЯ Середина толще , чем края Середина тоньше , чем края Толщина много меньше радиусов поверхностей F – главные F 1 – побочные фокусы AB A ' B ' фокальные плоскости O F – главная O F 1 – побочная оптические оси Ход световых лучей обратим Используются три удобных луча мнимое прямое уменьшенное действительное обратное равное 2 . Увеличение линзы 3 . Оптическая сила линзы = f 1 d 1 + F 1 = F 1 D = Г d f = h H = D D 1 + D 2 + … F < 0 – фокус мнимый f < 0 – изображение мнимое H – размеры изображения h – размеры предмета = 1 Дптр = 1 м –1   D А А ' В ' В O F F F 1 F F h H f d F F 2F 2F F 1

Слайд 2

Домашнее задание на 31.01.2020г Вариант 1 Построить изображение в рассеивающей линзе, если предмет находится ЗА фокусом Вариант 2 Построить изображение в собирающей линзе, если предмет находится ПЕРЕД фокусом Выучить конспект (15)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по физике 10 класс

Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный....

Открытый урок по физике на тему "Испарение и конденсация"

Урок по физике на тему "Испарение и конденсация"  проводится для учащихся I курса по профессии "Повар, кондитер"...

Открытый урок по физике: "От Эрстеда до Ампера"

Принимала участие в зональном конкурсе в Озинках. Показывала открытый урок: "От Эрстеда до Ампера"...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок по физике «Виды энергии»

ТЕМА: «Виды энергии». ТИП УРОКА: комбинированный План урокаI.          Организационный момент (2 мин).II....

Открытый урок по физике «Внутренняя энергия»

ОТКРЫТЫЙ УРОКТЕМА: «Внутренняя энергия».Тип урока: комбинированный.План урока1.                  Организационн...