Проектная деятельность обучающихся как способ формирования компетенций
методическая разработка

Масько Татьяна Ивановна

Проектная деятельность обучающихся позволяет формировать компетенции и компетентности обучающихся на творческом уровне, формировать интерес к учебным дисциплинам, выходя за рамки обязательного програмного материала. Оценка тпроектной деятельности осуществяется на основе определенных критериев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_2016.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся

как способ формирования компетенций

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами в  стране, через обеспечение подготовки производительных сил. Образовательный процесс, происходящий в заведениях среднего профессионального образования,  должен быть направлен на формирование компетентностей и способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.

Метод проектов -  совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектная деятельность обучающихся позволяет формировать компетенции и компетентности на творческом уровне, способствуя развитию личности одновременно в нескольких направлениях.

Оценка творческого уровня сформированности компетенций предполагает диагностику креативных умений обучающихся и основывается на следующих критериях:

- способность к творчеству;

- способность генерировать альтернативные варианты решения проблемы;

- владение навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;

- раскрытие индивидуальных особенностей, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего образования обучающегося;

- осуществление социально - профессионального саморазвития;

- генерирование необычных, оригинальных идей;

- готовность к инновациям;

- умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью;

- оценка уровня новизны полученных изделий;

- самостоятельное решение проблем, связанных со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности и др.

Способом оценки уровня сформированности творческих компетенций является проектная деятельность.

Критерии оценки процесса выполнения проектного задания

Уровни оценки

Анализ выполнения проектного задания

Эмоционально - психологический

Эмоционально – психологическая готовность к выполнению проекта

Регулятивный

(оргдеятельностный)

Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и

операций, соблюдение требований ОТ и др.

Социальный

(процессуальный)

Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности

Реализация технологического процесса проекта

Аналитический        

Выявление и анализ ошибок проекта,

поиск путей их устранения

Творческий        

Решение проблемных ситуаций в результате реализации проекта

Уровень самосовершенствования        

Самооценка результатов,

видение путей совершенствования проекта

Проектная деятельность позволяет обучающемуся продемонстрировать лидерские качества, понять их составляющие качества  и способствовать формированию следующих компетенций:

Регулятивные - понимание процесса (планирование использования умений) , умение планировать время;

Социальные - использование (выбор методов исследования, источников информации, в том числе, справочной литературы; умение пользоваться инструментами и применять различные техники технологии; умение работать в команде) сотрудничать.

Аналитические - способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации; понимание и употребление понятий в конкретной области;

способность выполнять задание (создавать, конструировать) действовать;

Творческие - умение разрабатывать, умение решать проблемы, оценивать; презентационные умения;

При защите представленного проекта  необходимо проводить оценивание знаниевой компоненты дисциплин, использованных при выполнении задания.

Оценка уровня самосовершенствования сформированности компетенций предполагает диагностику оценочных умений обучающихся, видения направлений в совершенствовании своей профессиональной деятельности и основывается на следующих критериях:

- умение реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки;

- планирование будущего, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;

- ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания;

- владение разнообразными методами (в том числе и инновационными) для осуществления деятельности на уровне технологического процесса;

- умение осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;

- готовность и способность к быстрой смене профессии (переквалификации),

- решение профессиональных проблем;

- проектирование профессиональной карьеры и др.

Основными результатами проектной деятельности обучающихся являются:

- повышение интереса обучающихся  к предмету через реализацию обучения;

- формирование активной жизненной позиции;

-формирование общих и профессиональных компетенций



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Доклад по теме: Портфолио обучающегося – показатель результативности формирования компетенций

Цель данной работы: показать возможности формирования компетенций посредством применения накопительного портфолио обучающегося....

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

Технология проблемного обучения - эффективный способ формирования компетенций

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации, направляет учащихся на самостоятельную поисковую деятельность...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"

описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...