статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"
методическая разработка

описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся.

Сморыго Ольга Викторовна, учитель ГБОУ лицей №533, высшая квалификационная категорияИнновационные технологии в преподавании истории

Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учитель – мотивированный ученик» можно получить положительный результат.

 Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. А для того, чтобы достичь этой цели, нужно применять эффективные методики и инновационные технологии. Инновационный процесс в образовании имеет тесную связь с исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.

Инновационные технологии в преподавании истории позволяют развивать: 

- умение классифицировать; 

- умение высказать суждения, делать умозаключения и выводы; 

- умения и навыки наблюдения; 

- умения и навыки работы с имеющейся информацией, ее нахождение и ранжирование; 

- навыки экспериментирования; 

- познавательные способности и потребности; 

- навыки творческого проектирования и исследовательского поиска. 

К инновационным технологиям относится проектная деятельность. Очень удачно позволяет сочетать устоявшиеся методические способы традиционной системы и новые подходы к обучению система опорных конспектов, которая может быть использована на уроках истории. Эта система повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала, способствует систематизации знаний. Также использование опорных конспектов предполагает управление познавательной деятельностью школьников, развитие умений самостоятельной работы, самоконтроля. 

К инновационным технологиям в преподавании истории также относятся информационно-коммуникационные технологии. Учитель может использовать презентации и мультимедийные уроки. В данном случае школьники также могут самостоятельно составлять опорные конспекты и представлять их в форме презентации, что одновременно будет являться и элементом проектной деятельности. 

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания позволяет школьникам развивать навыки межличностного взаимодействия, способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Учащиеся лучше усваивают причинно-следственные и хронологические связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес школьников к предмету, формирует их историческое сознание.

В своей работе я реализую данную тематику в разных направлениях:

1. в урочной деятельности: Метод проектов на уроках истории нацелен на формирование способностей, которые позволяют эффективно действовать в реальной жизненной ситуации. Темы, предлагаемые в качестве исследовательских, должны быть посильны пониманию школьников. В процессе исследовательской работы ученик пытается решить проблему, выдвигает гипотезы, задает вопросы, делает выводы. Проектирование учит четкости в работе, формирует целеустремленность и самостоятельность. 

Уроки истории и обществознания, а также привлечение межпредметных связей через уроки музыки, МХК , финансовой грамотности позволяют формировать у обучающихся необходимые предметные знания, умения и навыки, важные не только для учебной деятельности, но и имеющие перспективу использования в дальнейшей жизни моих учеников. ( методическая разработка урока представлена в приложении)

2.во внеурочной деятельности: аспекты работы с проектами перекликаются с урочной работой, т.к. выбирая формы и тематику мероприятий я стараюсь отталкиваться от интересов обучающихся , возможности использования полученных результатов в практической деятельности, как ученика, так и учителя. Это разноплановые мероприятия, такие как беседы, диспуты, круглые столы, также внутришкольные научно-практические конференции учащихся («Виртуальные экскурсии», «Охтинские чтения») и Конкурсы разных уровней (сертификаты и дипломы обучающихся представлены в приложении)

3. в работе классного руководителя, через реализацию социальных проектов, мероприятий патриотического направления, активное взаимодействие с детьми и родителями обучающихся (приложение)

4 .в методической работе, публичном представлении своего опыта на семинарах и других мероприятиях разного уровня (приложение)

        Приложения:



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 КЛАССА

Сморыго Ольг Викторовны,

Учителя истории и обществознания ГБОУ лицея 533

22.12.16

Из  принципа, озвученного на самопрезентации  «от идеи – к действию» . я сформулировала тему моего мастер-класса  следующим образом « К компетенции ученика от компетентности учителя»,

В соответствии с требованиями, которые сегодня предьявляются к современному  уроку с  учетом  ФГОС, учителя активно используют различные педагогические технологии. я считаю, что только компетентный учитель может грамотно

При выборе технологии учитель иногда подменяет необходимость ее использования желанием  формально соответствовать современным требованиям. я считаю, что только компетентный учитель может грамотно совестить эти потребности.

Я считаю, что осуществляя этот выбор, нужно поставить три вопроса:

-Для чего мы используем технологии?

- какой результат мы хотим получить?

-какой конкретно технологический прием использовать наиболее эффективно в данном случае?

В качестве иллюстративного материала я предлагаю взять шаблонный урок по обществознанию для 8 класса на тему «Моральный выбор – это ответственность.»

С точки зрения типологии уроков это будет урок- ознакомления с новым материалом.

Автор УМК

Боголюбов Л.Н. и др.  Обществознание Учебник. 8 класс. М.: 2016.

Тема урока

Моральный выбор – это ответственность

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.

Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.

Что я добавляю: разнообразить, украсить эмоционально урок с целью мотивации учащихся к  самостоятельному освоению нового знания и развитию морально-нравственных представлений учащихся

С каждым годом приходят дети, все менее заинтересованные в учении, продукты общества потребления воспитанные в искаженных ценностях сегодняшнего дня

Этап урока

Технологический прием,

Предметные задачи

        Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Личностные УУД:

Проявление эмоционального отношения к

учебно-познавательной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

Понятия мораль, моральные нормы, долг Что такое долг?

Какие стороны долга вы знаете?

Каково происхождение слова «совесть»?

Что значит «иметь совесть»?

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

Познавательные УУД:  закрепление и углубление знаний

полученных на

 прошлом уроке.

Коммуникативные УУД:

умение точно и полно выражать свое мнение.

Регулятивные УУД:

умение оценивать свои знания и адекватно

воспринимать оценку других.

3. Актуализация знаний.

 Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

                                                                                        (тема урока)

ТРКМ

«стадия вызова»

Песня В.Высоцкого «Книжные дети»

О чем мы будем сегодня говорить?

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка и точнее, моральный выбор. Но случаи бывают посложнее.

Так существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? На эти вопросы нам и предстоит ответить на уроке

Личностные УУД:

Принятие социальной роли обучающегося.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта;

выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.

Познавательные УУД: выделение нужной информации из текста;

Познавательные УУД:

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Познавательные УУД: умение ставить и решать

Личностные УУД:

принятие социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в

разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к

общему решению; умение работать в группе

4. Изучение новой темы.

                                                                          (понятия: ответственность, свобода, независимость от общественного мнения, моральные нормы, совесть, уважение к правам других людей, моральный выбор, исполнение законов, способность к самоограничению)

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор – это…( из методической разработки к уроку)

Технология диалогового взаимодействия;

Работа в парах (обсудить, соотнести свое мнение с мнением партнера, вынести общее решение)

Притча Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц,, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек. Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!
И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле стоял комок, а на сердце ложилась печаль.
Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.

В чем философский смысл притчи?

ТРКМ

Кластер

Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся.

Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к

общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Познавательные УУД: умение выделять нужную

информацию из текста.

Регулятивные УУД:

умение формулировать свои мысли, аргументировать позицию

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

5.систематизация знаний

                                                     (тест , работа с книгой, выполение заданий по параграфу учебника…)

Технология диалогового взаимодействия

Работа в группах (парах) по ситуациям:

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Практические УУД: умение применять свои знания.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

Коммуникативное УУД: владение устной и письменной речью.

6. Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки за урок.

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Обдумаем каждое слово в этом определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит?

Но И.Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твёрдые принципы, а к твёрдым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости

Рефлексия «Сегодня я понял…» Продолжите мысль

7. Домашнее задание (эссе на тему «Моральный выбор)

Объяснение домашнего задания

А теперь пообщайтесь с Вашими ровестниками:

Домашнее задание : провести интервью : что значит моральный выбор?

Что мы получили в сухом остатке:

- не создавали новых приемов

-эффективно использовали только 2 технологии, ровно столько, сколько необходимо для этого урока

-создали эмоциональную атмосферу

-привлекли учащихся к активной самостоятельной, не репродукивной деятельности, при этом соответствовали требованиям ФГОС и решили поставленные задачи



Предварительный просмотр:

1. Выпишите в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Понятия, связанные со словом «свобода»:

Понятия, не связанные со словом «свобода»

2. Моральный выбор

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

3. Перед вами по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Объясните выбор

1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать! Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

1. Выпишите в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Понятия, связанные со словом «свобода»:

Понятия, не связанные со словом «свобода»

2. Моральный выбор

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

3. Перед вами по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Объясните выбор

1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать! Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

-по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

  • лекция;
  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • упражнения;
  • решение задач;
  • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
  • использование технических средств;
  • просмотр кино- и телепрограмм;
  • практические:
  • практические задания;
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • объяснительный;
  • иллюстративный;
  • проблемный;
  • частичнопоисковый;
  • исследовательский;
  • по логичности подхода:
  • индуктивный;
  • дедуктивный;
  • аналитический;
  • синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично поисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

методическая разработка на тему "Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты современных инновационных технологий"

Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учите...

Проектная деятельность обучающихся как способ формирования компетенций

Проектная деятельность обучающихся позволяет формировать компетенции и компетентности обучающихся на творческом уровне, формировать интерес к учебным дисциплинам, выходя за рамки обязательного програм...

Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся

В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....

Развитие интереса к народной культуре через проектную деятельность обучающихся

Важной и актуальной задачей современного образования становится создание необходимых условий для развития интересов, формирования практических навыков и творческих способностей учащихся на каждом уров...