Урока географии в 6 классе на тему "Изображение на карте высот и глубин"
учебно-методический материал

Технологическая урока географии в 6 классе на тему "Изображение на карте высот и глубин"

Комбинированный урок с выполнением практической работы.

Цель урока: Изучение особенностей изображения высот и глубин на географической карте, сформировать представление о способах изображения на картах рельефа, построение карты высот и глубин

Задачи:

Образовательные:

  • ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:

  •          формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

География. Начальный курс. 6 кл.: учебник/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюдова. 2016г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.6 КБ
Файл marshrutnaya_karta.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая   карта урока

Тема урока

Изображение на карте высот и глубин

Предмет

География

Класс

6

Методическая информация

Тип урока

 Комбинированный урок с выполнением практической работы

Цели урока

Изучение особенностей изображения высот и глубин на географической карте, сформировать представление о способах изображения на картах рельефа, построение карты высот и глубин

Задач урока

Образовательные:

  • ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.

Развивающие: 

  • развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные: 

  • формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Используемые педагогические технологии, методы  приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образец, карты, атласы, учебник, схемы и таблицы.

Технологии формирования УУД:

  1. проблемно-диалогическая технология;
  2. организация учебного сотрудничества;
  3. проектная деятельность;
  4. критическое мышление;
  5. информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  1. поисковый метод обучения
  2. исследовательский метод

Организационные формы: групповая,  в парах, фронтальная, задания творческого характера

Время реализации урока

40 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия, которые актуализируют/приобретут/ закрепят обучающиеся в ходе урока)

Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником  и картами атласа для исследования.

Термины и понятия

Абсолютная высота, горизонтали, изобары, географическая широта, географическая долгота

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, карта полушарий, Атласы за 6 и 7 классы, цветные карандаши, карточки критического мышления

 Дидактическое обеспечение урока

Маршрутные карточки для парной и групповой работы, карто-схемы для работы в парах

Список учебной и дополнительной литературы

География. Начальный курс. 6 кл.: учебник/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюдова. 2016г.

 

Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.

  1. Мотивация и актуализация знаний.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня совершим с Вами небольшое кругосветное путешествие на воздушном шаре и обогнем весь земной шар. И посмотрим на нашу планету с высоты птичьего полета, определим её особенности.

Но для того, чтобы нам лучше разглядеть нашу цель, нужно спуститься чуть пониже, следовательно, скинуть некоторый груз. И этим грузом будет – вот эта РЫБА.

На доске нарисована РЫБА, а в ней основные определения на урок.

  1. Абсолютная высота

2.Горизонтали

3.Географическая широта

4.Географическая долгота

Каждая группа учащихся вспоминает определение для своей группы, из группы выходят по одному учащемуся и обосновывают своё определение и приводят пример.

  1. Создание проблемной ситуацию.

Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Мы с Вами уже делали вывод о схожести топографического плана и географической карты. Скажите какие элементы у них схожи? (Ответ: цвет обозначения условных знаков) А почему есть такое различие в цветах на карте: от зеленого до темно коричневого, от светло голубого до темно синего?

А теперь попробуйте догадаться о чем мы будем говорить? И что мы будем разглядывать с высоты нашего полета?

Молодцы! Правильно!

С помощью чего на топографической карте изображается рельеф? (С помощью горизонталей)

А на физической карте изображены горизонтали? Попробуйте их найти.

А почему мы их толком не видим? Верно, они закрашены цветами.

Какие цвета мы видим на карте? Верно, и каждый цвет что-то обозначает.

Горизонтали на физической карте проводят через сотни километров друг от друга, поэтому, для удобства, пространства между ними закрашивают цветами. Такой способ изображения рельефа называют послойной окраской.

Увидеть высоту этих линий можно с помощью шкалы высот и глубин, которую можно увидеть в нижней части карты или сбоку от неё.

Посмотрите пожалуйста на шкалу.

Так на географической карте цветовым фоном показывают горизонтали 200, 500, 1000 м и выше. Так как точную высоту рельефа таким способом определить нельзя, то говорят, что высота местности не превышает 200, 500 или 1000 метров и выше.

И говорят, что точка расположена на участке рельефа, например, с высотой от 200 до 500 м.

  1. «Открытие нового знания»

Цель этапа:  умение вести самостоятельный поиск информации, развитие умений поисковой деятельности учащихся, анализ данных

Работа с Маршрутными картами.

Посмотрите у Вас на столах лежат Маршрутные карты.

Выполните Задание №1. Время на выполнение 3 минуты. Защищают данную работы ученики под цифрой 2. (Екатеринбург, Москва, Улан-Батор, г. Аконкагуа)

А теперь мы пролетаем над океаном, давайте разберемся как же обстоят дела с обозначением глубины здесь.

Маршрутная карта задание № 2.

Защита выполненного задания предстоит учащимся с номером 3. Молодцы.

  1. Применение нового знания.

Цель этапа: применение знаний в новой форме работы

Пришло время узнать и мне как вы усвоили данный материал.

Задание № 3 в Маршрутной карте. Для его выполнения Вам понадобятся зарисовки карт у Вас на столе. Карты в конце парной работы склеиваем. Если есть вопросы по выполнению задания поднимайте руку.

Защищают данную работу ученики под цифрой 4. Покажите, что у Вас получилось?

А давайте сравним с оригиналом.

  1. Рефлексия

Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Молодцы. Итак, давай те попробуем сделать выводы. Что вы узнали?

  1. Домашнее задание

Параграф 13 изучить, задание № 5 после параграфа письменно.

  1. Итог работа

На доске у меня висит мишень, поставьте пожалуйста оценку за данный урок. Понравился он Вам или не очень?



Предварительный просмотр:

Маршрутная карта

  1. На карте определите каким цветом и какие высоты у некоторых форм рельефа

Форма рельефа

Высота, м

Цвет

Низменность

200-500

Возвышенность

500-1000

Горы

0-200

 Найдите самую высокую точку на материке Евразия, определите ее координаты и абсолютную высоту.

Название

Высота

Широта

Долгота

Найдите точку на карте с координатой: 56°с.ш. 60°в.д.

        55°с.ш. 37°в.д.

        47°с.ш. 106°в.д.

        32°ю.ш. 70°в.д.

  1. Найти и изучить понятие «ИЗОБАРА».

Определите их на географической карте и их цвета с глубиной.

Найдите самую глубокую точку, запишите её глубину и её координаты.

  1. Работа с картой.
  1. Найдите на карте нулевую горизонталь, подумайте, что она обозначает.
  2. Определите направление и показатели горизонталей и изобар.
  3. Определите их послойную окраску в соответствии со шкалой высот и глубин
  4. Закрасьте карту соответствующими цветами в легенде.

ИТОГ: сделайте вывод о значимости определения высот и глубин на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку географии 5 класса по теме «Природа Земли»

Данная методическая разработка может использоваться на уроках географии в 5 классе по теме "Природа Земли". Разработка содержит тесты ....

Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»

ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...

разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс

Разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс...

Методическая разработка урока географии «Многообразие стран на политической карте мира»

Урок предназначен для студентов первого курса по профессии "Автомеханик"...

Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"

Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"...

Презентация к уроку географии "Политическая карта мира"

Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: о...

конспект урока географии 10 класс по теме :«Размещение и миграции населения»

Сформировать представление  знаний об особенностях размещения населения по планете , ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире....