Методическая разработка урока географии «Многообразие стран на политической карте мира»
методическая разработка

Николаева Ирина Сергеевна

Урок предназначен для студентов первого курса по профессии "Автомеханик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pkm.docx179.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: "МНОГООБРАЗИЕ СТРАН НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА"

Цель урока: Выявить признаки отдельных типов стран современного мира.

Задачи:

Образовательные: изучить типологию стран, основанную на количественных и качественных признаках. Формировать  ключевые компетенции – готовность  обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Развивающие: формировать у обучающихся познавательный интерес к дисциплине география,  продолжить формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации.

Метапредметные: выделять главное, составлять таблицы и схемы, анализировать, обобщать и делать выводы, систематизировать и классифицировать материал; организовать себя на выполнение поставленной задачи, развивать коммуникативные и творческие способности  обучающихся, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательные: формировать самостоятельность, навыки учебного труда, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, повышение географической культуры  обучающихся.

Тип урока: 

По дидактической цели - изучение нового материала.

По способу организации -  творческая мастерская.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, здоровьесозидающая, информационно-коммуникативные технологии обучения.

Методы:частично-поисковый, наглядный, проблемный, практический, исследовательский.

Приемы: «мозговой штурм», систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, схемы, дискуссия.  

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация. Политическая карта мира, Атласы для 10-11 кл.;

Формы работы:  индивидуальная, групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, создание доброжелательной рабочей атмосферы.

2. Проверка домашнего задания

Блиц-опрос по терминам:

 Что такое политическая карта мира?        

Страна-это территория, имеющая определенные границы.

Государство – политическая система власти, установленная на определенной

территории.        

Суверенное государство- это политически независимое государство, обладающее са-мостоятельностью, во внутренней и внешней политике.

С чем связаны количественные изменения? Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств.(Привести примеры с использованием политической карты)

А с чем связаны качественные изменения?

Качественные изменения – это смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства, образование новых союзов. (Привести примеры с использованием политической карты мира)

3 .Мотивационно-целевой блок

Этап1.Задание 1. Найти в классе любой предмет и сформулировать некоторое количество признаков этого предмета.

Этап 2. Ученик зачитывает признаки предмета, а группа должна определить какой предмет имелся в виду. Например, глобус. Шарообразный, шар на оси и наклонен по отношению к подставке, уменьшенная модель Земли.

Задание 2. Запишите в тетради слово «признак» и дайте определение этому понятию.

Этап 3. Класс делится на группы и каждая «четверка» пытается дать общее понятие термина «признак» из тех формулировок, которые имелись у каждого.

Этап 4. Каждая группа зачитывает свое определение признака. Все вместе  определяем наиболее удачную формулировку.

Признак – это характерная черта, указывающая на принадлежность к определенному виду.

Этап 5. Учитель сообщает количество стран на политической карте мира и отмечает, что каждая страна своеобразна, а в сумме они создают многообразный мир. Отличаются страны друг от друга по совокупности признаков.

Как можно сформулировать цель сегодняшнего урока?

Цель урока формулируют обучающиеся: «Выявить признаки стран современного мира»

4. Изучение нового материала

Задание 3. Какие признаки могут быть у страны? Каждый записывает свой набор признаков в тетради.

Этап 5. Работа в группах. Все «четверки» сводят свои признаки в единый список.

Этап 6. Каждая группа зачитывает свой список главных признаков.  Определяем общий перечень главных признаков. Записываем на доске в виде кластера.

Задание 4. Выберите любую страну и опишите ее по набору определенных признаков.
Этап 7. Каждый ученик индивидуально описывает страну по набору значимых признаков.

Этап 8.Задание 5 по группам. Каждая группа получает свое задание по учебнику. Использует инструктивную карточку.

Задание для 1группы.

А) Группировка стран  по величине территории. Для заполнения таблицы используйте учебник стр.10 первый столбик и форзац учебника «Визитная карточка» стран мира.

Б) Группировка стран  по численности населения. Для заполнения таблицы используйте

учебник стр.10 первый столбик и стр.388 таблица 14(число жителей в 2000г.)

Основание

Крупнейшие

Микро-государства

По величине территории

Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан

Люксембург, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн

По численности

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония

Монако, Сан-Марино, Науру, Ватикан, Маврикий, Барбадос

Задание для 2группы.

А) Группировка стран  по географическому положению. Для заполнения таблицы используйте учебник стр.10 первый столбик и атлас стр.2-3.

Основание

Не имеют выход к морю

Имеют выход к морю

приморские

полуостровные

островные

страны-архипелаги

По географическому положению

Монголия, Парагвай, Австрия, Непал

Бразилия, Мексика, Канада, Саудовская Аравия, Швеция

Италия, Индия, Республика Корея

Мадагаскар, Великобритания, Исландия

Япония, Индонезия, Филиппины

Задание для 3группы.

Группировка стран  по уровню социально-экономического развития.

 Для выполнения задания  используйте учебник стр.10-11 п.2 «Типология стран».

 и атлас стр.2-3.

А) Определите, по каким критериям оценивается уровень социально-экономического развития страны. Определения запишите.

ВВП – это показатель, который:

  • характеризует стоимость выпущенной продукции страной за 1 год,
  • исчисляется в долларах США (для международных сравнений).

ИЧР – это показатель, который:

  • учитывает уровень душевых доходов людей,
  • учитывает среднюю продолжительность жизни,
  • уровень их образования.
  • Уровень преступности
  • Уровень экологической безопасности

Б) Заполните таблицу, используя учебник стр.11-12 п.3 «Экономически развитые страны»

Тип стран

Подтип

Страны

Экономически развитые страны (ЭРС)

«Большая семерка»

США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония

Менее крупные страны Европы

Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия

Внеевропейские

Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль

Задание для 4группы.

Группировка стран  по уровню социально-экономического развития.

 А) Определите, по каким критериям оценивается уровень социально-экономического развития страны. Определения запишите. Для выполнения задания  используйте учебник стр.10-11 п.2 «Типология стран».

Б) Заполните таблицу, используя учебник стр.12-13 п.4 «Развивающиеся страны»

Развивающиеся

Ключевые

Китай, Индия, Бразилия, Мексика

Страны относительно высокого уровня социально-экономического развития

Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Чили

НИС

Республика Корея,  Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия

Нефтеэкспортирующие

Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия, Бруней и др.

Наименее развитые

Бангладеш, Непал, Афганистан, Мали, Нигер, Чад, Гаити и др.

Задание для 5группы.

Группировка стран  по уровню социально-экономического развития.

 А) Определите, по каким критериям оценивается уровень социально-экономического развития страны. Определения запишите. Для выполнения задания  используйте учебник стр.10-11 п.2 «Типология стран».

Б) Заполните таблицу, используя учебник стр.13-14 п.4 «Страны с переходной экономи-кой»

Страны с переходной экономикой

Россия, страны СНГ, страны Восточной Европы

Этап 9.Каждая группа презентует свою схему или таблицу. На доске появляется вторая группа признаков стран.

Этап 10.

Задание 6. Сопоставьте прочитанное в учебнике с результатами своей работы. Выявите преимущества и недостатки вашей классификации и типологии предложенной в учебнике.


5. Рефлексия

Логическая задача.  Систематизируйте  понятия: ключевые, Кувейт, Франция, страны, Италия, «Большая семёрка», Тайвань, Япония, Австралия, развивающиеся, ЮАР, НИС, Сингапур, развитые, Эфиопия, Мексика, внеевропейские, Индия, отстающие в своём развитии, Чад, Нигер, нефтеэкспортирующие, Ливия.

Страны

экономически развитые

«Большая семёрка»

Франция, Италия, Япония

внеевропейские

Австралия, ЮАР

развивающиеся

ключевые

Мексика, Индия

НИС

Тайвань, Сингапур

отстающие в своём развитии

Эфиопия, Чад, Нигер

нефтеэкспортирующие

Кувейт, Ливия

6. Итог урока

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

7. Домашнее задание

Определите, какой признак лежит в основе объединения стран G20.

Выполните картосхему любой типологии стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа №1 по географии в СПО «Ознакомление с политической картой мира»

Практическая работа №1 по географии в СПО «Ознакомление с политической картой мира»Работа дана по вариантам. Первое задание во всех вариантах разное, второе-общее для всех....

Урок обобщения темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу 2018"

урок по географии 10класс Обобщение темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу"...

Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"

Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей....

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...

Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"

Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"...

Учебно-методическая разработка урока по учебному предмету ОУП 12 География на тему: Составление сравнительной характеристики населения и хозяйства стран, отраслей международной специализации Европы и Азии

При организации урока по предмету География, для создания целостного восприятия мира необходимо проводить межпредметную интеграцию, т.к. география не отделима от ряда предметных областей, а в некоторы...

Презентация к уроку географии "Политическая карта мира"

Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: о...