Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму для 10 класса
рабочая программа

Сырова Екатерина Владимировна

Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся  10  классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся  10  классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.

Программа составлена  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  на основе авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000 г. и  Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000 г.

 Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 4

- практических работ - 9

Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:

- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;

- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой  «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи  возможно не  обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».

В программе представлены несколько  разделов: «Экономика как хозяйство», «Человек и собственность», «Человек как работник», «Повторение». Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.

Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы.

Работа над терминологией  и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются.

Раздел 1.  Экономика как хозяйство. (16ч)

Цели:

дать понятие об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе;

сформировать умения устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека.

Основные понятия: экономика , ограниченные экономические блага, услуги, ресурсы, безграничные потребности, выбор, цена выбора.

Раздел 2. Человек и собственность. (32ч.)

Цели:

дать понятие о собственности общественной(государственной) и частной; приватизации как процессе преобразования государственной собственности в частную; о назначении, этапах и способах приватизации в России; о приватизации жилья; о рынке жилья; об агентах недвижимости;

 сформировать умения проводить анализ местных и непроизводственных объектов; представляют ди они государственную или частную собственность; составлять документы на передачу собственности(доверенность на пользование, акт дарения, завещательное распоряжение); анализировать реальные сюжеты о мошенничество в сфере торговли приватизационным жильём.

Основные понятия: собственность личная, частная(приватная), общественная (государственная); приватизация; приватизация жилья, агенство недвижимости.

Раздел 3. Человек как работник (16ч)

Цели:

дать понятие о трудовом контракте; о сдельной и повременной, номинальной м реальной зарплате; о причинах различий в уровне оплаты труда;

сформировать умения письменно заполнять бланк трудового контракта, ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов, решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платыпри сдельной и повременной работе.

Основные понятия: трудовой контракт; зарплата сдельная, повременная; тариф; тарифная ставка; оклад.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи.

При изучении той или иной темы следует опираться на знания учащихся , полученных на уроках истории, естествознания, чтения, математики, труда, домоводства. Так  за счёт реализации межпредметных связей можно преодолеть неизбежные трудности в осмыслении учащимися собственно экономических понятий.

Раздел 4. Повторение(2 ч)

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношение к культуре других народов;
  3. формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

            4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  1. развитие элементарных навыков самостоятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  6.  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень освоения программы по экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;

- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

           Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:

- отличать экономические термины от неэкономических;

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий.

Учебно-тематический план

№ раздела

Название раздела и темы

Кол-во часов

10 класс

1

Экономика как хозяйство

16

1.1 Понятие об экономике

1.2 Натуральное хозяйство. Бартер.

1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

2

Человек и собственность

32

2.1 Собственность, приватизация

2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

2.3 Бедность и богатство.

2.4 Инфляция

3

Человек как работник

16

3.1 Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата.

3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

3.3 Безработица. Биржа труда.

4.

4.1 Повторение

4

Итого:

68

Тематическое  планирование

Экономический практикум

10 класс

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

№ темы п/п

Наименование темы урока

Кол-во

часов

  1. Экономика как хозяйство

16

1.1 Понятие об экономике.

4

1

Первичный инструктаж по ТБ. Экономика. Экономические блага.

1

2

Экономические услуги. Экономические потребности

1

3

Выбор. Цена выбора.

1

4

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».

1

1.2 Натуральное хозяйство. Бартер.

4

5

Натуральное хозяйство.                

1

6

Натуральный обмен (бартер).        

1

7

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»        

1

8

Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство»

1

1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

8

9

Разделение труда.

1

10

Специализация.

1

11

Товарное хозяйство.

1

12

Производительность труда.

1

13

Закрепление по теме: "Товарное хозяйство".

1

14

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

1

15

Контрольная работа №1 .Экономика как хозяйство.

1

16

Работа над ошибками        

1

2.      Человек и собственность

32

  1. Собственность, приватизация.

7

17

Собственность.

1

18

Общественная (государственная собственность).

1

19

Частная собственность.

1

20

Приватизация.

1

21

Национализация.

1

22

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».

1

23

Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».

1

2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации.

Рынок ценных бумаг.

7

24

Ценные бумаги: акции.        

1

25

Дивиденд.        

1

26

Облигация.

1

27

Вексель. Сберегательный сертификат.

1

28

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».

1

29

Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги».        

1

30

Контрольное тестирование. Собственность. Ценные бумаги.

1

2.3 Бедность и богатство.

9

31

Бедность и богатство.        

1

32

Прожиточный минимум.        

1

33

Личное имущество.        

1

34

Движимое имущество.

1

35

Недвижимое имущество.        

1

36

Аренда.        

1

37

Рента.        

1

38

Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство».        

1

39

Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда».

1

2.4 Инфляция

9

40

Инфляция.        

1

41

Рост стоимости жизни.

1

42

Риски при высокой инфляции.

1

43

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции».

1

44

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам»

1

45

Закрепление знаний по теме: «Инфляция»

1

46

Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция».

1

47

Контрольная работа №3. Человек и собственность

1

48

Работа над ошибками

1

3.Человек как работник.

16

3.1. Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата.

7

49

Рабочая сила. Цена рабочей силы.

1

50

Трудовой контракт.

1

51

Зарплата. Сдельная и повременная.

1

52

Тарифная ставка.

1

53

Закрепление знаний по теме: «Заработная плата».

1

54

Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта»

1

55

Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи».

1

3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

5

56

Условия труда.

1

57

Охрана труда.

1

58

Профсоюзы.

1

59

Льготы.

1

60

Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда».

1

3.3 Безработица. Биржа труда.

4

61

Безработица.

1

62

Биржа труда.

1

63

Контрольная работа №4. Человек как работник.

1

64

Работа над ошибками

1

4. Повторение.

4

65

Повторение пройденного материала.

1

66

Решение задач экономического содержания.

1

67

Решение задач экономического содержания.

1

68

Решение задач экономического содержания.

1

Итого:

68

Планируемые результаты освоения курса «Экономический практикум»

Планируемые результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;

- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

- отличать экономические термины от неэкономических;

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

- развитие элементарных навыков самостоятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.);

- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение программы

Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

Интернет-ресурсы:

•        http://www.edu.ru/

•        http://school-collection.edu.ru/

•        http://fcior.edu.ru/

•        http://katalog.iot.ru/index.php

•        http://window.edu.ru/

•        http://rusedu.ru/

•        http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

  1. Персональный компьютер.
  2. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОУД.07 «Информатика» программы подготовки квалицированных рабочих и служащих По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке циф...

статья "Адаптированная образовательная программа по индивидуальным логопедическим занятиям в 5 классе"

Речь -   важнейшее средство общения,позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от п...

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51 на 2018 – 2019 учебный год со второй младшей группе компенсирующей направленности...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса

Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования

Рабочая программа  профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   по специальности среднего профессионального образования...