Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Антибиотики - "за" и "против"
методическая разработка

Данный вид внеаудиторного мероприятия (сценка «Суд над Антибиотиком») ставит своей основной целью повысить интерес у студентов к дисциплинам Основы микробиологии и иммунологии и Фармакология, закрепить понимание их значимости для освоения профессиональных дисциплин. Выбранная тема позволяет расширить представление о вкладе отечественных и зарубежных учёных в развитие медицины как науки.

   В соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело в результате подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия, обучающиеся осваивают следующие компетенции:

 

ОК 1

  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды подчинённых, за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

 

Форма мероприятия даёт возможность преподавателю осуществлять как индивидуальную работу со студентами, так и работу с малыми группами и группой в целом.

      Под руководством преподавателя студентами составляется общий сценарий мероприятия,  разрабатывается содержание каждого выступления на «судебном заседании». Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам выступлений, готовят презентацию.

      Время проведения мероприятия: 45-60 минут.

 

Цели

 

  • Повысить интерес у обучающихся к дисциплинам Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология  и смежным дисциплинам. 
  • Привлечь внимание обучающихся к становлению медицины как науки.
  • Привлечь внимание обучающихся к проблеме бесконтрольного применения антибактериальных препаратов населением и формирования резистентности микроорганизмов к антибиотикам.
  • Развивать информационную компетентность: способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • Развивать коммуникативную компетенцию: владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, овладение различными социальными ролями и т.д.

 

Сценарий

 

 

  1. Вступительное слово преподавателя
  2. Введение
  3. Историческая справка. Определение проблемы
  4. Судебное заседание:
  • Открытие заседания
  • Представление сторон: подсудимые – Антибиотики, сторона обвинения – Органы и системы организма человека, сторона защиты – Фармацевты и провизоры
  • Выступление стороны обвинения о действии Антибиотиков на организм человека
  • Выступление стороны защиты о иммуномодулирующем и противовоспалительном действии Антибиотиков на организм человека
  • Выступление стороны обвинения о побочных эффектах Антибиотиков
  • Выступление стороны защиты о правилах применения Антибиотиков в терапии
  • Выступление стороны обвинения о проблеме возникновения аллергических реакций при применении Антибиотиков
  • Выступление стороны защиты о снятии аллергических реакций и прогнозировании возможности их развития у пациентов
  • Выступление стороны обвинения о тератогенном действииАнтибиотиков
  • Выступление стороны защиты о применение антибиотиков во время беременности
  • Выступление стороны обвинения о глобальной проблеме антибиотикорезистентности
  • Выступление стороны защиты об эффективных мероприятиях по предотвращению роста устойчивости бактерий к антибиотикам
  • Заключительное слово подсудимых Антибиотиков
  • Оглашение приговора суда
  1. Сообщение студентов ЛД о посещении выставки «СУПЕРМИКРОБЫ. Борьба за жизнь» в Государственном биологическом музее  имени К.А. Тимирязева.
  2. Заключительное слово преподавателя, представителей администрации

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

 

Хаустова Л.И., Мусиенко А.Б., Корнева О.В., Майорова М.Е.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

Инсценировка

«Антибиотики – «за» и «против»»

(Материалы судебного заседания)

 

 

 

Дисциплина:   ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

                         ОП. 07. Фармакология

Специальность: 34.02.01. Сестринское  дело

        

Москва

2019 г.

Одобрено

ЦМК №2

Протокол №4

от «  20  » ноября 2019 г.

Председатель ЦМК №2

Майорова М.Е./ _______________

                                     подпись

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01

Сестринское дело

Авторы:  

Хаустова Л.И., к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

 Корнева О.В., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

 Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»

Пояснительная записка

  Данный вид внеаудиторного мероприятия (сценка «Суд над Антибиотиком») ставит своей основной целью повысить интерес у студентов к дисциплинам Основы микробиологии и иммунологии и Фармакология, закрепить понимание их значимости для освоения профессиональных дисциплин. Выбранная тема позволяет расширить представление о вкладе отечественных и зарубежных учёных в развитие медицины как науки.

   В соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело в результате подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия, обучающиеся осваивают следующие компетенции:

ОК 1

  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды подчинённых, за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Форма мероприятия даёт возможность преподавателю осуществлять как индивидуальную работу со студентами, так и работу с малыми группами и группой в целом.

      Под руководством преподавателя студентами составляется общий сценарий мероприятия,  разрабатывается содержание каждого выступления на «судебном заседании». Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам выступлений, готовят презентацию.

      Время проведения мероприятия: 45-60 минут.

Цели

  • Повысить интерес у обучающихся к дисциплинам Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология  и смежным дисциплинам.  
  • Привлечь внимание обучающихся к становлению медицины как науки.
  • Привлечь внимание обучающихся к проблеме бесконтрольного применения антибактериальных препаратов населением и формирования резистентности микроорганизмов к антибиотикам.
  • Развивать информационную компетентность: способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • Развивать коммуникативную компетенцию: владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, овладение различными социальными ролями и т.д.

Сценарий

  1. Вступительное слово преподавателя
  2. Введение
  3. Историческая справка. Определение проблемы
  4. Судебное заседание:
  • Открытие заседания
  • Представление сторон: подсудимые – Антибиотики, сторона обвинения – Органы и системы организма человека, сторона защиты – Фармацевты и провизоры
  • Выступление стороны обвинения о действии Антибиотиков на организм человека
  • Выступление стороны защиты о иммуномодулирующем и противовоспалительном действии Антибиотиков на организм человека
  • Выступление стороны обвинения о побочных эффектах Антибиотиков
  • Выступление стороны защиты о правилах применения Антибиотиков в терапии
  • Выступление стороны обвинения о проблеме возникновения аллергических реакций при применении Антибиотиков
  • Выступление стороны защиты о снятии аллергических реакций и прогнозировании возможности их развития у пациентов
  • Выступление стороны обвинения о тератогенном действииАнтибиотиков
  • Выступление стороны защиты о применение антибиотиков во время беременности
  • Выступление стороны обвинения о глобальной проблеме антибиотикорезистентности
  • Выступление стороны защиты об эффективных мероприятиях по предотвращению роста устойчивости бактерий к антибиотикам
  • Заключительное слово подсудимых Антибиотиков
  • Оглашение приговора суда
  1. Сообщение студентов ЛД о посещении выставки «СУПЕРМИКРОБЫ. Борьба за жизнь» в Государственном биологическом музее  имени К.А. Тимирязева.
  2. Заключительное слово преподавателя, представителей администрации

Вступительное слово преподавателя. Актуальность темы

   В. Хендерсон утверждает, что уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью,  в связи с этим студентам медицинского колледжа, будущим медицинским работникам предстоит выполнение очень важной миссии. Их профессиональная деятельность является залогом успеха в изменении взглядов человечества на свое здоровье и в формировании бережного к нему отношения.

   Самое страшное для пациента, страдающего от инфекционного заболевания, узнать, что назначенное ему лекарство не работает. Это означает, что потрачено время, болезнь прогрессирует, состояние ухудшается, а остановить инфекцию нечем. Пока врачи еще справляются с большей частью таких случаев. Но если человечество не научится контролировать свое употребление антибиотиков — оно проиграет войну с бактериями.    

   Когда человечество открыло антибиотики, казалось, что медицина вступает в свой золотой век: бактериальные инфекции, уносившие жизни сотен тысяч людей, превратились в заболевание, которое можно вылечить всего за несколько дней. Туберкулез, менингит, скарлатина, пневмония — еще не так давно заболеть любым из этих недугов означало получить смертный приговор... Антибиотики, бесспорно, стали самым важным достижением человечества XX века.

И вот, не прошло и ста лет, как многие бактерии научились бороться с лекарствами против них. Список методов борьбы поражает своим разнообразием: они вырабатывают новые, не свойственные им ранее, ферменты, способные инактивировать действующее вещество лекарств; меняют проницаемость клеточных мембран; образуют биопленки — уникальные по своим защитным свойствам образования, и т. п.

7 апреля 2011 года Всемирная организация здравоохранения объявила о глобальной проблеме антибиотикорезистентности, охватившей уже весь мир.

Хотя резистентность бактерий к лекарствам существовала всегда, ученые выделяют несколько факторов, которые значительно ускорили процессы формирования резистентности к антибиотикам в наше время:

  • доступность антибиотиков, возможность купить препарат без рецепта, что ведет к неправильному применению антибиотиков. Именно поэтому по всему миру постепенно вводится на запрет продаж антибиотиков без рецепта
  • активное использование антибиотиков в сельском хозяйстве в виде кормовой добавки для ускорения роста животных
  • попадание антибиотиков из фармацевтических производств в сточные воды из-за их некачественной очистки
  • активное применение антибактериальных веществ в невысоких концентрациях в окружающей среде — косметика и средства для ухода за кожей с бактерицидным эффектом.

Чем может ответить на угрозу резистентности бактерий человечество, которому вовсе не хочется лишаться такого эффективного средства, как антибиотики?

Сценарий

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости нашего мероприятия! Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми аспектами и проблемами, возникающими при применении антибиотиков  для лечения опасных бактериальных инфекций.  

Эффективность антибиотиков вселила людям мысль о победе над бактериальными инфекциями, но что-то пошло не так… Угроза резистентности бактерий, а также побочные эффекты антибиотиков являются глобальной проблемой медицины и здравоохранения

Прошло  чуть  менее ста лет  с момента официального открытия и признания антибиотиков, но  создание новых антимикробных препаратов и использование уже известных,  становится невозможным в  условиях быстро возникающей резистентности к ним возбудителей бактериальных инфекций.

Слайд 2 -№3

История использования человеком антибиотиков началась задолго до их официального открытия. Упоминания об использовании плесени в лечебных целях встречаются в трудах персидского ученого Авиценны и швейцарского врача и философа Парацельса.

Боливийский специалист по этноботанике Энрике Облитас  Поблете в 1963 г. описал применение плесени индейскими знахарями в эпоху инков.

Слайд № 4

Люди с древних времён знали о целебных свойствах некоторых продуктов в отношении инфекционных заболеваний. Ещё 2500 лет назад в Китае забродившая соевая мука использовалась для лечения гнойных ран, а ещё раньше индейцы майя применяли плесень с особого вида грибов.

В Египте времён строительства пирамид заплесневевший хлеб являлся прототипом современных антибактериальных средств: повязки с ним значительно повышали шанс выздоровления в случае ранения.

Слайд №5

Еще в Древнем Египте плесневелый хлеб использовали для дезинфекции порезов. Хлеб с плесневыми грибками в лечебных целях применяли и в других странах и во многих древних цивилизациях,  в Древней Сербии, Китае и Индии для предотвращения развития инфекций его прикладывали к ранам.

Слайд №6

В 1980 году антрополог и медицинский химик из Университета Эмори (Джорджия, США), проводившие химический анализ костей древних нубийцев, обнаружили в них большую концентрацию тетрациклина. Возраст мумий составлял примерно 2500 лет.

Слайд №7

Ученые предположили, что эти нубийцы на протяжении длительного времени потребляли тетрациклин. Скорее всего, его источником были бактерии Streptomyces или другие актиномицеты, содержащиеся в зернах растений, из которых древние нубийцы делали пиво.

Слайд № 8

В XIX веке было открыто такое явление, как антибиоз – умение живых микроорганизмов уничтожать другие и лишать их способности размножаться. Ближе всех к разгадке подобрался военно-полевой врач французского происхождения Эрнест Дюшен. По примеру арабских конюхов он стал применять  плесень для лечения повреждений спины у лошадей.

Слайд 9

Итальянец Бартоломео Гозио в 1896 году получил в ходе экспериментов микофеноловую кислоту, ставшую одним из первых антибактериальных средств.

Слайд № 10

1871 году – российские врачи Полотебнов и Манассеин обнаружили губительное действие плесневых грибов на некоторые болезнетворные бактерии и новые возможности в терапии венерических заболеваний. К сожалению, их идеи, изложенные в совместном труде «Патологическое значение плесени», не обратили на себя должного внимания и на практике широко не применялись.

В 1899) немецкие врачи Эммерих и Лов открыли пиоценазу, подавляющую жизнедеятельность возбудителей дифтерии, тифа и холеры.

Слайд № 11

В 1913 году ученые из США Альсберг и Блэк синтезировали из плесени Penicillium пенициллиновую кислоту, с помощью которой можно было бороться с бактериями. Война прервала исследование врачей, которые так и не смогли запатентовать результат своих трудов

Слайд № 12

Официально, «золотая эра антибиотиков» начинается с открытия пенициллина. Это произошло в 1928 году, и первооткрывателем официально считают британского бактериолога Александра Флеминга. Ему удалось определить вещество, вызвавшее гибель бактерий, оно было названо «пенициллином».

Слайд № 13

Ученые из Оксфорда Говард Флори и Эрнст Чейн выделили препарат в чистом виде и изучили его терапевтические свойства. 12 февраля инъекция пенициллина впервые была сделана человеку. В 1945 г. Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине. В 1945 г. Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Слайд № 14

Параллельно разработка антибиотиков велась США и России. Американскому исследователю Зельману Ваксману в 1943 удалось получить эффективный в отношении туберкулёза и чумы стрептомицин.

Слайд № 15

В СССР микробиолог Зинаида Ермольева в 1942 году получила антибиотик, названный пенициллин-крустозин,  из активного штамма Penicillium crustosum. Его использовали на одном из фронтов во время Великой Отечественной войны для профилактики послеоперационных осложнений и лечения ран.

Слайд № 16

С 1943 года пенициллин стал выпускаться фармацевтическими компаниями в промышленных объёмах и спас миллионы людей, увеличив  среднюю продолжительность жизни.

Слайд № 17 суд

  1. Судебное заседание

Представление сторон: судья Иммунитет, подсудимые – Антибиотики, сторона обвинения – Органы и системы организма человека, сторона защиты – Фармацевты и провизоры

Судья Иммунитет:

Судебное заседание по делу антибиотиков объявляется открытым!

Просьба свидетелям занять места в зале судебного заседания, судебный процесс начинается!

Подлежит рассмотрению административное дело по обвинению антибиотиков, являющихся главными средствами при лечении инфекционных заболеваний в оказании побочных неблагоприятных действий в отношении организма человека, приводящих к серьезным нарушениям здоровья вышеуказанного человека.

Суд проходит под председательством судьи Иммунитета. Сторону обвинения представляют Органы и системы организма человека. Сторону защиты -  Фармацевты и провизоры. В качестве потерпевшего в деле выступает Здоровье  человека. Подсудимые антибиотики в зал суда доставлены.

Судья Иммунитет:

Подсудимые, встаньте. Вы имеете право знать, в чем вы обвиняетесь; возражать против обвинений; давать показания по предъявленному вам обвинению либо отказаться от дачи показаний.  Вам понятны ваши права?

Подсудимые Антибиотики:

 Да, Ваша честь.

Судья Иммунитет:

Подсудимые, встаньте. Представьтесь, суду.

Подсудимые Антибиотики:

Антибиотики (от др. - греч. ἀντί «против» + βίος «жизнь») — вещества природного, полусинтетического или синтетического происхождения, подавляющие рост живых клеток, чаще всего прокариотических или простейших.

Судья Иммунитет: 

Подсудимые, ознакомлены ли вы с материалами административного дела?

Подсудимые Антибиотики: 

Да, ознакомлены.

Судья Иммунитет: 

Слушанье по делу объявляется открытым! (стукнул молотком) Слово предоставляется стороне обвинения Органам и системам организма человека.

Слайд №18

Сторона обвинения:

Ваша честь, как было сказано выше, лечебное воздействие антибиотиков часто сопровождается побочными явлениями.

Возникает вопрос: Антибиотики – против болезни?  Или против жизни?

Слайд № 19

Сторона обвинения

Ваша честь, Антибиотики разрушают нормальную микрофлору, что способствует активному размножению грибков и условно-патогенных бактерий.

Слайд № 20 21

Сторона обвинения 

Антибиотики нарушают состояние равновесия  в микробных ассоциациях, что приводит к количественному и качественному изменению состава микрофлоры различных биотопов тела, т.е. к дисбактериозу. На фоне усиления условно-патогенной микрофлоры происходит развитие аутоинфекций и возникновение гнойно-воспалительных процессов.

Слайд № 22

Сторона обвинения 

Резистентность к антибиотикам является проблемой  глобального масштаба. Приводит к повышению показателей заболеваемости, смертности и увеличению расходов на госпитализацию. Наблюдается как в больницах, так и вне стационаров. Возникает в результате действия различных факторов, например, неправильного использования антибиотиков.

Слайд №23

Сторона обвинения

Бактериальная сопротивляемость антибиотикам становится все более серьезной…..!

При оценке резистентности различными методами, например, диско-диффузионным методом, выявляется резкое сокращение диаметров зон отсутствия роста микробных культур вокруг дисков пропитанных антибиотиками для разных видов антибиотиков.

Слайд № 24

Сторона обвинения 

ВОЗ опубликовала доклад, содержащий список бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Организация предупреждает, что распространение инфекционных супербактерий каждый год приводит к тысячам смертельных случаев. Глава отдела здоровья ВОЗ подчеркивает:

«Устойчивость к антибиотикам растет, и у нас быстро заканчиваются варианты лечения. Сопротивляемость к антибиотикам распространяется по всему миру».

Слайд №25

Сторона обвинения:

Ваша честь, антибиотики могут влиять на иммунную систему пациента, угнетая как неспецифический, так и специфический иммунитет.

Показано, что   тетрациклины подавляют функции фагоцитов. Макролиды, бета-лактамные антибиотики, цефалоспорины  III поколения и аминогликозиды подавляют  пролиферацию лимфоцитов.

Слайд №  26

Сторона обвинения:

Таким образом, многие группы известных антибиотиков оказывают супрессивное действие на иммунные реакции. Это приводит к подавлению образования антител, угнетению функции Т-лимфоцитов, ослаблению фагоцитарной активности.

Слайд № 27

Сторона обвинения:

Ваша честь, антибиотики нарушают процесс формирования полноценного иммунитета после перенесения инфекционного заболевания.

Слайд № 28

Сторона обвинения:

Ваша честь, антибиотики могут вызывать аномалии в синтезе белка (гентамицин). Аномальный белок и клетка с этим белком могут распознаваться  как чужеродные,  и уничтожаться иммунной системой. В итоге запускается механизм аутоиммунной реакции,  осуществляемый аутоантителами (антителами к собственным белкам) и цитотоксическими Т-лимфоцитами (лимфоцитами, действие которых может быть направлено  против собственных клеток).

Аутоиммунный процесс может принять форму экземы, красной волчанки, болезни Крона, ревматоидного артрита  и др.

Сторона обвинения:

Судья Иммунитет:

Предоставляется слово для защиты Подсудимых антибиотиков. Рассматривается иммунодепрессивное действие антибиотиков. Прошу Вас.

Слайд № 29

Сторона защиты:

Ваша честь, антибиотики обладают иммуномодулирующим  действием на организм, т.е.   их эффект проявляется не только в угнетении иммунных реакций, но и в изменении определенных процессов в иммунокомпетентных клетках, облегчающих течение заболеваний.  Так, некоторые антибиотики могут модифицировать функции фагоцитов, нарушая системы свободных радикалов  этих клетках, являющихся причиной выраженного воспалительного процесса (как местного, так и общего).

Слайд № 30

Сторона защиты:

Ваша честь, примерами антибиотиков, ингибирующих выработку свободных радикалов, являются тетрациклины, пенициллины, макролиды, цефалоспорины.

Тетрациклины), и макролиды обладают выраженными  иммуномодулирующими свойствами,  и рекомендованы для  лечения сепсиса и других состояний, протекающих с сильным воспалительным процессом.

Слайд № 31

Сторона защиты:

Обширный  ряд антибиотиков оказывает мощное противовоспалительное действие, которое может быть преимуществом в случае лечения хронических, системных или протекающих с острым воспалительным процессом инфекций.

Важно, что показатели иммунного ответа быстро  возвращаются в норму после прекращения антибиотикотерапии.

Слайд № 32

Сторона защиты:

Ваша честь, несмотря на причиняемый вред, нельзя полностью отказаться от применения антибиотиков при  тяжелых инфекционных заболеваниях (микоплазменная инфекция легких, иерсиниоз, хламидиоз, и урогенитальные инфекции).

Антибиотики незаменимы, когда жизнь человека оказывается под угрозой, например при сепсисе и интоксикации.

Слайд № 33

Ведущий:

Лечение антибиотиками необходимо, но между антибиотиком и человеком в обязательном порядке должно находиться важнейшее промежуточное звено – ВРАЧ.

Врач должен оценить эффективность применения антибиотика и риск развития осложнений,  прежде чем назначить препарат определённой группы. В антибиотикотерапии существует такое понятие, как "антибиотик выбора ". То есть  для каждой конкретной бактерии рекомендуется антибиотик, который является  наиболее эффективным в отношении данной инфекции.

Слайд № 34

Сторона обвинения:

Ваша честь, побочные эффекты антибиотиков могут быть связаны с их токсическим действием:

Ототоксичность – характерна для    аминогликозидов (канамицин)

Нейротоксичность – стрептомицин, левомицетин, полимиксин, канамицин

Нефротоксичность –цефалоспорины, аминогликозиды

Гепатотоксичность – тетрациклины, пенициллин, эритромицин

Токсический гастрит – тетрациклины, макролиды, ампициллин

Токсический колит – эритромицин, тетрациклины

Поражение ЦНС (длительное применение пенициллина)

Судья Иммунитет:

Предоставляется слово для защиты Подсудимых антибиотиков. Рассматривается токсическое действие антибиотиков. Прошу Вас.

Слайд № 35

Сторона защиты:

Отказ от приема антибиотиков грозит серьезными последствиями даже после завершения активного периода болезни. 

А именно:

  • после острых заболеваний (гайморит, пневмония, бронхит и т.д.) могут сформироваться хронические вялотекущие нарушения в работе организма (хроническая инфекция мочевыводящих путей, хронический гайморит и пневмония);
  • после ангины могут возникнуть различные поражения сердца и почек (миокардит, ревматизм, гломерулонефрит).

В каждом конкретном случае решать должен врач. Как говорил Гиппократ: «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости. Одна лишь доза делает яд незаметным!».

Слайд № 36

Сторона обвинения:

Ваша честь, аллергия на антибиотики – это распространенная проблема, которая знакома многим людям при проведении антибактериальной терапии. Наиболее часто у детей и взрослых наблюдаются негативная реакцияна антибиотики:                                                        

  •  Пенициллин
  •  Ампициллин
  •  Амоксициллин
  • Линкомицин
  • Цефалоспорин
  • Тетрациклин
  • Гентамицин
  • Эритромицин
  • Доксициклин
  • Стрептомицин

Слайд № 37

Возможные типы аллергических реакций после приема антибиотиков:

Аллергия I типа:

Сыпь,  зуд,

аллергический ринит

конъюнктивит, крапивница,

отек Квинке,

анафилактический шок

Аллергия II типа

гемолитическая анемия

аутоимунный тиреоидит

поражение почек

Аллергия III типа

сывороточная болезнь

аллергические альвеолиты

Аллергия IV типа

дерматит

микозы

По заключению  ВОЗ, 1 случай смерти от анафилактического шока приходится на 70 ООО случаев лечения антибиотиками.

Судья Иммунитет:

Предоставляется слово для защиты Подсудимых антибиотиков Рассматривается аллергическое  действие антибиотиков. Прошу Вас.

Слайд № 38

Сторона защиты:

Ваша честь,  аллергические реакции на антибиотики не связаны с прямыми фармакологическими свойствами антибиотиков, а возникают в результате повторного и последующих введений антибиотика или близкого по химической структуре антимикробного средства.  Аллергия от антибиотиков – это ответ иммунной системы организма на контакт с чужеродными для организма веществами, входящими в состав антибиотика.

Возможна также индивидуальная непереносимость препарата, склонность к аллергическим проявлениям,  наследственность, что также может привести к острым аллергическим реакциям.

Слайд № 39

Сторона защиты:

Только лечащий врач назначает подходящий курс лечения, также как и лечение  аллергической реакции при антибиотикотерапии.

Для предупреждения анафилактического шока,  самого опасного проявления аллергии, проводятся  кожно-аллергические пробы, выявляющие повышенную чувствительность пациента к антибиотикам, рекомендуемым для лечения.  

Слайд № 40

Сторона обвинения:

Тератогенное действие          антибиотиков (от греч.             teras – урод

Нарушение процесса эмбриогенеза, пириводящее к возникновению аномалий развития различных органов и тканей, следствием чего является появление потомства с врожденными пороками развития.

Слайд № 41

Сторона обвинения: Ваша честь, Тератогенное действие (theratos - урод) связано с проникновением антибиотиков через плацентарный барьер. Наибольшую опасность в этом отношении, представляют тетрациклины и левомицетины. Препараты проникают через гемато-планцентарный барьер, с последующим накоплением в костях и зубных зачатках плода, нарушая их минерализацию. Они  оказывают прямое токсическое действие на печень плода, нарушают рост костей и в целом скелетообразование, а также формирование зубов.

Таким образом, тетрациклины категорически не должны назначаться беременным. Особенно они опасны в ранние сроки беременности.

Слайд № 42

Сторона обвинения: 

Выраженным тератогенным действием обладают тетрациклины и левомицетины.

Препараты проникают через гемато-плацентарный барьер, накапливаются в костях и зубных зачатках плода, нарушая рост костей, скелетообразование, формирование зубов, вызывают поражение слуховых нервов, печени, почек. Они  оказывают прямое токсическое действие на печень плода. (Критические сроки тератогенного действия - период с 4-й по 8 –ю неделю)

Судья Иммунитет:

Предоставляется слово для защиты Подсудимых антибиотиков. Рассматривается тератогенное действие антибиотиков. Прошу Вас.

Слайд №

Сторона защиты:

Ваша честь, по данным научных исследований примерно 1% аномалий развития плода у беременных женщин вызывает бесконтрольный и неправильный прием лекарственных препаратов. Именно поэтому особое внимание в современной медицине уделяется изучению влияния лекарств на внутриутробное развитие ребенка и на саму беременную женщину на разных сроках беременности.

Слайд № 43

Сторона защиты:

Ваша честь, несомненно, тератогенное действие некоторых антибиотиков на организм требует особой тактики антибиотикотерапии бактериальных инфекций у беременных и родильниц.

У беременных следует учитывать опасность воздействия препарата на развивающийся плод, а у родильниц — влияние антибиотиков, выделяемых с молоком матери, на ребенка.

Во время беременности при необходимости возможно назначение антибиотиков второго поколения, в первую очередь направленных против стафилококка, не оказывающих эмбриотоксического и тератогенного действия, т.е. полусинтетических пенициллинов и цефалоспоринов.

Слайд № 44

Сторона защиты:

Применение антибиотиков во время беременности должно быть регламентировано строгими медицинскими показаниями и осуществляться под наблюдением врача.

При лечении гнойно-воспалительных заболеваний у беременных, кормящих матерей противопоказаны тетрациклины, левомицетин, стрептомицин, рифампицин, хлорамфеникол. аминогликозиды.

Относительно безопасны и для матери, и для плода являются: пенициллин, ампициллин, амоксициллин, цефалоспорины эритромицин.

Назначение антибиотиков во время беременности осуществляется только по показаниям. Ни один лекарственный препарат не является абсолютно безопасным и безвредным.

Помощник судьи:

Слово предоставляется стороне обвинения Органам и системам организма человека.

Слайд № 45

Сторона обвинения:

7 апреля 2011 года Всемирная организация здравоохранения объявила о глобальной проблеме антибиотикорезистентности. Ученые говорят о супербагах — бактериях, устойчивых к подавляющему большинству современных антибиотиков. Невосприимчивость бактерий к антибиотикам ежегодно только в Европе уносит жизни 400 тыс. человек. К 2050 году  предполагается возрастание этой цифры до 10 млн. Потери мировой экономики от этой проблемы составят до 7% глобального ВВП, то есть около $210 трлн. 

Поэтому международными организациями (ООН, ВОЗ) проблема устойчивости к антибиотикам воспринимается как угроза глобальной стабильности, а на уровне отдельных стран — как угроза национальной безопасности.

Слайд № 46

Сторона обвинения:

Неуклонно растет доля штаммов гонореи, которые уже не лечатся предназначенными для них антибиотиками — ученые буквально считают дни до появления неизлечимой гонореи. Бактерии туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью — одна из причин роста заболеваемости туберкулезом в нашей стране. Золотистый стафилококк давно выработал резистентность к самому первому антибиотику — пенициллину. Человек нашел другое вещество, уничтожающее бактерию — метициллин. Но штаммы золотистого стафилококка уже делятся на две больших группы: метициллин-устойчивые и метицилинн-чувствительные, и даже появились штаммы, резистентные и к другим антибиотикам. Этот список можно продолжать до бесконечности.


Слайд № 47

Сторона обвинения:

Ученые выделяют несколько факторов, которые ускоряют процессы формирования резистентности к антибиотикам в наше время:

  • Доступность антибиотиков, неправильное применение антибиотиков — и, как следствие, к развитию резистентности.
  • Активное использование антибиотиков в сельском хозяйстве в виде кормовой добавки для ускорения роста животных. По данным Роспотребнадзора, около 50% антибиотиков, производимых в мире, используются в сельском хозяйстве. Попадая в организм человека через продукты и окружающую среду в небольших количествах, антибиотики запускают механизм привыкания к ним, т.н. «пассивное употребление». По данным Research.Techart, в России животные ежегодно употребляют около 3,5 тыс. тонн антибиотиков.
  • Попадание антибиотиков из фармацевтических производств в сточные воды из-за их некачественной очистки.
  • Активное применение антибактериальных веществ в невысоких концентрациях в окружающей среде — косметика и средства для ухода за кожей с бактерицидным эффектом.

судьи:

Слово предоставляется стороне защиты фармацевтам и провизорам.

Слайд №  48

Сторона защиты:

Ваша честь, В России междисциплинарная комиссия создает национальный план действий по сдерживанию антимикробной резистентности. С 1 марта 2017 года вступил в законную силу Приказ Минздрава № 647 н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». По новым правилам антибиотики, лекарства от давления и гормональные препараты можно купить в аптеке только по рецепту врача. Рецептурный бланк содержит следующую информацию: название лекарственного препарата, рекомендуемую дозировку и способ приема, ФИО, должность и печать доктора. Действует рецептурный бланк от 1-го месяца до 3-х, а при хроническом течении болезни до 1-го года. Также по новым правилам рецептурные лекарственные препараты запрещено выкладывать на витрину. Все эти меры должны снизить количество потребляемых населением антибиотиков и исключить самолечение.

Слайд № 49

Сторона защиты:

Надо помнить об основных правилах приема лекарств, которые следует учитывать также и при приеме антибиотиков: правильный пациент должен получать правильное лекарство в правильное время в правильной дозе и правильным способом применения. Антибиотики узкого спектра, то есть действующие на ограниченное число бактерий, безопаснее и предпочтительнее препаратов широкого спектра. Чем точнее воздействие, тем меньше шансов на выживание патогенных бактерий. В идеале перед назначением антибиотиков следует пройти обследование на чувствительность к тем препаратам, которые будут назначены. Очень важное правило — проводить лечение до конца и не уменьшать назначенные врачом дозировки.

В то же время затягивать прием на более длительный срок тоже нельзя — это дает дополнительный шанс инфекции найти способ борьбы с препаратом.

Слайд № 50

Сторона защиты:

Особое внимание при лечении антибиотиками в больницах следует уделить риску заражения внутрибольничными инфекциями. Это значит, что санитарная обработка и дезинфекция должны проводиться на максимально доступном уровне.

Слайд № 51

Сторона защиты:

Ваша честь, не буду отрицать, что антибиотики активно используются в сельском хозяйстве. Нужно также понимать, что полный запрет антибиотиков в сельском хозяйстве просто невозможен. Антибиотики всегда должны быть доступны для предотвращения распространения заболеваний у животных. Удовлетворить пищевую потребность 7 млрд представляется весьма сложным при полном отказе от антибиотиков, который неизбежно повлечет за собой высокую смертность поголовья скота и потери пищевых ресурсов.

Судья Иммунитет:

Допрос свидетелей окончен. Суд предоставляет последнее слово подсудимым Антибиотикам.

Подсудимые, встаньте, Вам предоставляется последнее слово.

Слайд № 52

Антибиотики:

Ваша честь, антибиотики за сравнительной небольшой срок своего использования смогли спасти сотни миллионов жизней. Была значительно снижена детская смертность, на 15 лет продлена средняя продолжительность жизни. Существуют болезни и случаи, когда лечение антибиотиками — единственный разумный выход. Антибиотики — это серьёзное оружие против бактерий и применять их нужно с умом, тщательно соблюдая инструкции и проконсультировавшись с квалифицированным врачом. Как и во многих других областях, вредят крайности — приём антибиотиков по любому поводу и полный отказ и отрицание таких лекарств. В общем, думайте головой и будьте здоровы!

Слайд № 53

Судья Иммунитет:

Суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора по делу.

Провозглашается приговор суда:

В ходе суда были заслушаны и сторона обвинения, и сторона защиты. Доводы каждой из сторон обоснованы. Суд пришел к выводу, что на современном этапе развития медицины и химиотерапии замены антибиотикам пока не существует. Человечество должно понимать, что антибиотикотерапия – это обоюдоострое оружие, разящее и микроорганизмы, и наносящее вред макроорганизму!!!

Судебное заседание окончено.

Использованная литература:

Интернет-ресурсы:

https://medaboutme.ru/zdorove/publikacii/stati/sovety_vracha/rezistentnost_k_antibiotikam_voyna_na_vyzhivanie/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

http://lifetab.ru/izobretatel-antibiotikov-ili-istoriya-spaseniya-chelovechestva/

https://biomolecula.ru/articles/antibiotiki-i-antibiotikorezistentnost-ot-drevnosti-do-nashikh-dnei

http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/amr-report/ru/

https://tass.ru/info/2659525

https://www.news-medical.net/news/20100903/40/Russian.aspx

https://www.gazeta.ru/science/2010/09/04_a_3415391.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия

Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»

Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...