Использование ИКТ на уроках астрономии
статья

Cкриголовская Ольга Викторовна

Ообщение и закрепление материала проводится в виде игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО АСТРОНОМИИ

Тема занятия:  Знатоки космоса

Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала

Вид занятия: Интеллектуальная игра (Викторина)

Продолжительность занятия: 45 мин.

Цель

Актуализация и систематизация знаний в области освоения и изучения космического пространства;

Задачи

- Повышение познавательной активности и интереса обучающихся к изучению космоса и истории  космонавтики.

-Формирование интереса к наукам социально-гуманитарного и естественного цикла, проверить творческие способности обучающихся, познания в области покорения космоса, физические основы космических полётов.

-Воспитание чувство патриотизма и гражданственности, гордость за свой народ и страну.

Междиcциплинaрные cвязи: История, физика

Плaнируемые результaты (в cooтветcтвии c ФГOC)

Предметные результаты:

  1. Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и         Вселеной, пространственно-временных масштабах        Вселенной;
  2. понимание        сущности        наблюдаемых во Вселенной        явлений;
  3. владение         основополагающими астрономическими         понятиями, теориями, законами и закономерностями,  уверенное         пользование         астрономической терминологией        и символикой;
  4. сформированность         представлений о значении         астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем        научно-техническом        развитии;
  5. осознание роли        отечественной науки в освоении  и использовании космического пространства и развитии         международного сотрудничества        в этой        области.;

  Личнocтные результaты

1 сформированность        научного        мировоззрения, соответствующего современному уровню развития        астрономической        науки;

2. устойчивый интерес к истории        и достижениям в области астрономии;

3. умение анализировать        последствия        освоения        космического        пространства        для        

жизни        и деятельности человека;

Метaпредметные результaты

1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, 3. владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения задач, применению различных методов познания;

4. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

5. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

6. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Принципы oбучения:  Принцип нaгляднocти.

Меcтo прoведения урoкa (зaнятия): Кабинет  физики

Фoрмы oргaнизaции oбрaзoвaтельнoй деятельнocти: Групповая

Методы, средcтвa oбучения: Словесные (эвристическая беседа, рассказ),  наглядные (презентация).

Здоровьесберегающая среда: Достигается через создание безопасных условий труда, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Образовательныые ресурсы и средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход занятия

1.Организационная часть: Прoверка нaличие группы и её готовность к занятию.

Здравствуйте, свое внеклассное мероприятие я хочу начать со слов великого русского ученного К.Э. Циолковский

«Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала
робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе всё
околосолнечное пространство».

2. Мотивация учебной деятельности. 

Красота звездного неба пробуждает высокие и светлые чувства, его тайны призывают разум к размышлению: что представляют собой небесные тела, из чего состоят, как движутся. Люди издавна мечтали приблизится к звездам, хотели раскрыть для себя тайны Вселенной.

12 апреля 1961г., 60 лет назад, состоялось величайшее событие в истории цивилизации-Первый полет человека в космос.

Выступление студента (доклад о Ю.А. Гагарине)

Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. Родители воспитали в мальчике трудолюбивого и отзывчивого человека. Детство Юрия прошло в деревне Клушино.

 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня  была оккупирована немецкими войсками. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, но мать успела снять его, пока солдат ходил за фотоаппаратом. Два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.

 В 1943 году деревню освободила Красная армия

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение.

В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и поступил в Люберецкое ремесленное училище. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.

 В августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума. В годы учёбы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. 

1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полёт на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб. 3 августа 1955 года саратовская областная газета "Заря молодежи" опубликовала репортаж "День на аэродроме", в котором упоминалось имя Гагарина. "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека", - писал позднее Юрий Алексеевич.

В 1955 году Юрий Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов,

в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова.

В 1957 году Гагарин училище окончил с отличием.

В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку

122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота.

27 октября 1957 года Юрий Гагарин женился на Валентине Ивановне Горячевой, которая стала его верным соратником на многие годы. В их семье выросли две дочери – Елена и Галина

 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Их было 20 молодых лётчиков, которым предстояло готовиться к первому полёту в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Это потом, когда полёт стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полёта, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе. За четыре месяца до полёта практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причём физиологические показатели и знание техники не были доминирующими.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полёт, его высота составила — 327,7 километров. По сравнению с длительностью современных полётов это кажется мало, ведь сегодня они продолжаются месяцами, но этим минутам суждено было стать звёздными в биографии Гагарина и всей нашей страны.

За этот подвиг Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза,  а день полета в космос был объявлен праздником –

Днем космонавтики.

3. Сообщение темы, цели задач занятия

Этот день особенно важен для нашей страны, это день триумфа науки и прогресса, день всех тех людей, которые сегодня работают в космической отрасли и имеют к ней непосредственное отношение.

И сегодня, в честь предстоящего праздника предлагаю вам принять участие в викторине «Знатоки космоса» и проверить насколько глубоки ваши знания о космосе.

Представляю наше уважаемое жюри:

Приветствуем команды участники.  

Внимание , правила викторины.

Правила игры

Викторина, проводится для студентов 1 курсов. В игре принимают участие 2 команды. Каждая команда выбирает себе название.

Студенты зарабатывают баллы во время викторины, учет которых ведёт счётная комиссия.

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы отборочных туров.

В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос.

Команда набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем игры.

4. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

I тур

«Разминка»

Каждой команде задаются по 10 вопросов (правильный ответ -1б )

Вопросы для 1 команды

1 Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо?(Астрономия)

2 Сколько планет в Солнечной системе? (8 планет)

3. Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос? ( космическая ракета (реактивный летательный аппарат)

4. Кого называли «отцом русской космонавтики»?  

(Константина Эдуардовича Циолковского)

5.В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

(4 октября 1957 года)

6. Какие планеты СС вращаются ретроградно?  (Венера,Уран) движение в направлении, противоположном направлению прямого движения.

7. Как звали животных, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись на землю?   (Белка и Стрелка  Собаки-космонавты, совершившие полет на корабле Спутник-5 ,19 августа 1960 года. Полет продолжался 25 ч, за это время корабль совершил 17 витков вокруг Земли ).

8. Как назывался корабль, на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин? ( «Восток-1»)

9. Когда был совершён первый в истории человечества полёт в космос?

( 12 апреля 1961 года)

10. Кто и когда совершил первый выход в открытый космос?

(18 марта 1965 года — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды Герой Советского Союза, совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2»).

Вопросы для 2 команды

  1. Как называют людей, побывавших в открытом космосе? (астронавты)
  2. Как называется оптическкий прибор для исследования космических тел? (телескоп)

3. Спутниками какой планеты являются  Фобос и Деймос? ( Марс)

4. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (нисколько, т.к. отсутствует кислород).

5.Самая большая планета в Солнечной системе? (Юпитер)

6. Когда состоялась первая высадка человека на Луну?

(21 июля 1969 года — первая высадка человека на Луну; американский астронавт Нил Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Он доставил на Землю первые пробы лунного грунта)

7. Кто первая в мире женщина-космонавт?  (Валентина Владимировна Терешкова совершила свой полет 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6. Он продолжался 3 суток. О полете родные В.В. узнали из новостей по радио).

8. Кто руководил запуском 1 ИСЗ и полетом Ю.А.Гагарина? (Сергей Павлович Королев)

9.Как называется, российский космодром, с которого осуществляется запуск пилотируемых космических кораблей? (Байконур)

10.Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина (108 мин)

5. Обобщение и систематизация знаний

  1. Тур

Вопросы разбиты на пять категорий (слайд ):

  1. «Планеты солнечной системы»

Вопросы этой категории связаны с планетами их спутниками Солнечной системы 

  1.  «Реши ребус»

В этой категории с помощью ребусов зашифрованы фамилии космонавтов

  1. «Юрий Алексеевич Гагарин»

В этой категории содержатся вопросы связанные с первым космонавтов.

  1. «У истоков»

“Вашему вниманию предлагается по фотографии ученого назвать его имя и заслуги в астрономии”

  1. «Интересные факты»


ВОПРОСЫ ИГРЫ

1. «Планеты солнечной системы»

1. Ближайшая к Земле звезда – это (Солнце)

2. Как называется единственная планета в солнечной системе, которая была названа не в честь Древнеримских богов или богинь (Земля)

3. На поверхности какой планеты Солнечной системы величина силы тяжести, действующей на тело, максимальна (Юпитер)

4. Планета земной группы, направление вращения вокруг Солнца которой противоположно другим планетам (Венера)

На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты

5. Какая из планет не относится к планетам – гигантам? (Марс)

6. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран)

7. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (Юпитер)

8. Какая планета, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн)

Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная

9. На какой единственной планете астрономы наблюдают короны — округлые образования  с многочисленными выступами?(Венера)

10. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (до 2400 км/час) (Нептун)

Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час

2. «Реши ребус»

1.ГАГАРИН- первый космонавт СССР и мира

2.  Герман ТИТОВ - советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток).

3. Валентина ТЕРЕШКОВА- первой женщины-космонавта

4.  Светлана САВИЦКАЯ- Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос

5.  Алексей ЛЕОНОВ- Космонавт, первым вышедшим в открытый космос

6. Нил  АРМСТРОНГ- первый человек, ступивший на Луну 20 июля 1969 года в ходе лунной экспедиции корабля

7. Сергей КРИКОЛЕВ-  советский и российский авиационный спортсмен и космонавт. С октября 2005 до июня 2015 года — обладатель рекорда по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

8.  Владимир СОЛОВЬЕВ-  лётчик-космонавт СССР

9. Сергей Павлович КОРОЛЕВ-  главным конструктором первого космического корабля

10. Эдуард  ЦИОЛКОВСКИЙ- ученый-самоучка, ставший основоположником современной космонавтики.

3. «Юрий Алексеевич Гагарин»

1. Дата рождения Ю.А. Гагарина (9 марта 1934)

2. Какого цвета был скафандр у Ю.А. Гагарина? (ярко-оранжевого цвета?)

3. Как звали дублера первого космонавта земли? (Герман Титов)

4. Какой пишущий предмет использовал Гагарин, ведя записи в бортовом журнале? (карандаш)

5. как назывался город в котором проходила подготовка Ю.А. Гагарина?

 (Звездный)

6. Первый космический корабль, поднявший человека на околоземную орбиту (Восток-1)

7. Во время отрыва ракеты от земли Гагарин воскликнул… (Поехали!)

8. На какой высоте происходил полет Гагарина? ( на высоте около 300км от Земли)

9.Какого звания был удостоен  за свой полёт Юрий Алексеевич Гагарин ( званий Герой Советского Союза и "Лётчик-космонавт СССР", награждён орденом Ленина).

10. Место приземления Ю.А. Гагарина. (На месте приземления Юрия Гагарина в 27 км к югу от Энгельса в районе села Смеловка в 4 км. от села Узморье создан архитектурный комплекс «Гагаринское поле», центром которого стал монумент Гагарина.

4. «У истоков»

  1. В его трактате о небесных явлениях впервые встречается термин «метеорология».  Считал Землю центром Вселенной (Аристотель)
  2. …ученый, который ещё в III веке до н.э. предположил, что Земля имеет форму шара (Архимед)
  3. Благодаря ему, вы видите «пояс», когда смотрите на Орион. Подробно детализировал 48 созвездий. (Птоломей)
  4. Он использовал время, чтобы составить карту Млечного Пути и построить телескопы (Уильям Гершель)
  5. Он установил теорию Большого Взрыва, предположив, что Солнечная система возникла как большая газовая субстанция( Пьер_Симон Лаплас)
  6. Он по-новому объяснил движение планет и был первым, кто показал, что зрение является процессом преломления света.(Иоганн Кеплер)
  7. Ему принадлежат самые старые из сохранившихся моделей движения Солнца и Луны. С их помощью он вычислял приближение солнечных затмений.(Гиппарх из Никеи (190 - 120 до н.э.)
  8. Он героически защищал гелиоцентризм до римской инквизиции – позицию, от которой он был вынужден отречься, чтобы сохранить жизнь (Галилео Галилей)
  9. …высказывал предположение о том, что Солнце, а не Земля находится в центре планетарной системы. За свои взгляды был сожжен инквизицией на костре (Джордано Бруно)
  10. Основатель гелиоцентрической системы мира. (Н.Коперник)

«Интересные факты»

1.Когда космонавт ложится спать, он привязывает свой спальный мешок и закрывает свое лицо сеткой. Почему?

Невесомость. Чтобы не вдохнуть частицы, которые могут случайно оказаться в отсеке.

2. За две недели до полета первого человека в космос стартовала  собака-"космонавт" полностью повторившая предстоящий путь Юрия Гагарина: взлет, виток вокруг Земли и посадка.  После ее приземления было принято окончательное решение о полете человека в космос. Какая кличка была у собаки?

Звездочка. Памятник собаке - "первооткрывателю" Звездочке был открыт в Ижевске в марте 2006 года, спустя 45 лет после ее полета.  

3. С 1962 по 2009 год в космосе работали 52 женщины, в том числе из СССР и РФ – три, США – 43, Канады – две, Великобритании, Франции, Японии и Кореи – по одной. 16 июня 1963 года в открытый космос полетела первая женщина космонавт - Валентина Терешкова. На советском космическом корабле “Восток”, Терешкова 48 раз обогнула Землю.  Продолжительность полета Терешковой  2 суток 22 часа 50 минут. А кто еще из женщин нашей страны побывал в космосе?

Светлана Евгеньевна Савицкая. Первая женщина, осуществившая выход в открытый космос. Совершила два полета в 1982 и 1984 годах общей продолжительностью 19 суток 17 часов 7 минут (из которых выход в космос занял 3 часа 35 минут).

4. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?

Белые ночи

5. Китайцы верят, что это "небесная река с тысячами рыб". А жители Сибири думали, что небо разрезано на две половины, удерживаемые вместе светлой полосой, небесным швом. О чем идет речь?

Млечный путь

6. Все помнят, что Гагарин летал в космос в скафандре ярко-оранжевого цвета. А в преддверии какого события скафандры советских космонавтов стали белыми?

Выхода в открытый космос. Чтобы лучше отражать солнечные лучи.

7. По словам сотрудников НАСА, туманность "Голова ведьмы" будто бы ДЕЛАЕТ ЭТО. В 1979 году люди узнали о том, что ДЕЛАТЬ ЭТО бессмысленно. Ответьте точно: что именно делать?

Кричать в космос.

Ведьмина голова будто бы кричит в окружающий космос.

8. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Волгограда, а в… де приземлился Гагарин. Как сейчас называют это место?

в Саратовской области, в нескольких километрах от Энгельса.

 Парк покорителей космоса.

9. Ракеты и космические аппараты с почти всех космодромов в мире запускаются на какую сторону света?

(на восток, по направлению вращения Земли. Только израильтяне делают запуски на запад, затрачивая дополнительное горючее. )

10. Космонавты не могут плакать так же, как мы на земле. Почему?

(выделяющиеся слёзы не стекают вниз, а остаются на глазах в виде маленьких шариков. К тому же они могут вызывать неприятное жжение, и слёзы приходится смахивать вручную. Получается, что плач как один из видов психологической разгрузки недоступен человеку в невесомости)

6. Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Заключительное слово

Сегодня астрономические наблюдения и математические расчеты, графическое и компьютерное моделирование, позволяют заглянуть в космическое пространство, не выходя из дома. Но стало это возможно лишь в результате долгого и тернистого пути развития науки. Чем больше мы узнаем о Вселенной, тем больше возникает новых вопросов.     

Интеллектуальная игра «Знатоки космоса» по дисциплине «Астрономия»

Участники: студенты 1курса , группы: Ст11

Дата проведения: _____________

Итоговая ведомость

Команда

Конкурс №

Суммарный балл

Место

1 ранд

2  раунд

1

ЗЕМЛЯ

2.

ГАЛИЛЕО



Команда победителей. Состав участников.

Название:

Участники:

1.

2.

3.

4.

5.

6

7.

8.

Жюри:__________________________ /_________________________

__________________________ /_________________________

__________________________ /_________________________

ГАЛИЛЕО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»

Цели урока:Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений раб...

Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся на уроках астрономии в колледже

      Данное методическое пособие рассчитано на широкий круг преподавателей колледжей, техникумов, ВУЗов и учителей общеобразовательных школ. В нем я делюсь опытом использования ...

Методическая разработка к уроку астрономии "Глаза Вселенной.Телескопы."

27.04.2021г.   Методическая разработка к уроку астрономии "Глаза Вселенной.Телескопы."Телескоп — главный инструмент ученых-астрономов. Название «телескоп» происхо...

Методическая разработка к уроку астрономии "Глаза Вселенной.Телескопы."

27.04 2021г.Методическая разработка к уроку астрономии "Глаза Вселенной.Телескопы."...

урок астрономии в 11 классе

Разработка урока астрономии в 11 классе "Малые тела Солнечной системы"....

Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"

придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...

Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"

придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...