Рабочая программа по биологии.
рабочая программа
Рабочая программа по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Председатель МО ______ Протокол № _______ от «__» _____ 20 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. по УМР _______ от «___» _____ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ от «__»__________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИЯ
на ___2020-2021 гг.___
Специальность: повар, кондитер
Преподаватель Ф.И.О: Жамсаранова Светлана Нимаевна
Квалификационная категория: первая
с. Иволгинск
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка……………………………………………….……..……3 | |
2 | Место учебного предмета в учебном плане………………………………….....4 | |
3 | Общая характеристика учебного предмета…………………………………….5 | |
4 | Планируемые результаты освоения учебной дисциплин…………………….7 | |
5 | Содержание учебной дисциплины………………………….………………….10 | |
6 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины ……………… ……………………………...…………….19 | |
7 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………………..…………21 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы среднего общего образования по биологии и ориентирована на использование учебника: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2017.
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
В профессиональных образовательных организациях дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ, который реализуется на базе основного общего образования с получением среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО и СПО.
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: входит в профильны дисциплины общеобразовательного цикла.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно ФГОС СОО учебные предметы, изучаемые в старших классах имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение биологии в СПО продолжает общеобразовательную линию курса биологии основной школы.
Учебная дисциплина «Биология» изучается в объеме: максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов; самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
При изучении учебного предмета «Биология» в значительной степени проявляется метапредметная роль биологии. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а биология предоставляет для их решения свою методологию и инструменты.
При изучении курса «Биология» изучаются следующие разделы:
1. Основы цитологии.
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
3. Основы селекции и генетики.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС – деятельностном подходе к обучению. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, самостоятельных работ, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете. Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- к личностнымрезультатам;
- к метапредметнымрезультатам;
- к предметнымрезультатам.
При изучении курса «Биология»в соответствии с требованиями ФГОСформируются следующие результаты:
Личностные:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий − аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других − заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Метапредметные:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание − мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том − числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой − природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение − обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке − естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
Предметные:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин-формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
При изучении курса «Биология» изучаются следующие разделы:
- Основы цитологии.
Введение. В этом разделе актуализируются знания о предмете биология. Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
- Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.Размножение организмов.
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
- Основы генетики и селекции.
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия в том числе контрольные работы | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
№ п/п | Распределение учебного времени | Максимальное количество часов | в том числе | Самостоятельная работа | Общие компетенции | ||
Аудиторные занятия | Практические/ лабораторные | Курсовой проект | |||||
1 | 1 семестр ПД.03 Биология | 27 | 8 | 10 | 9 | ОК. 1 - ОК.9 | |
2 | 2 семестр ПД.03 Биология | 27 | 8 | 10 | 9 | ОК. 1 - ОК.9 | |
Всего часов | 54 | 18 | 20 | - | 18 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п занятий | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | В том числе по видам учебных занятий | Самостоятельная работа | Общие компетенции | |||
Лекции | Практическая работа | Контрольная работа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
ПД.03 Биология | ||||||||
Раздел 1.Основы цитологии | ||||||||
1 | Тема 1.1 Введение. | 4 | 2 | 2 | ОК. 1, ОК. 2, ОК.6ОК.8. | |||
2 | Тема 1.2. Учение о клетке. | 6 | 2 | 2 | 2 | ОК. 2,ОК. 3 | ||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | ||||||||
1 | Тема 2.1. Размножение. | 8 | 2 | 4 | 2 | ОК. 2, ОК.6 | ||
2 | Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма. | 9 | 2 | 4 | 3 | ОК. 2,ОК. 4. | ||
Раздел 3. Основы селекции и генетики. | ||||||||
1 | Тема 3.1. Генетика | 12 | 4 | 4 | 4 | ОК. 2,ОК.4, ОК. 6 | ||
2 | Тема 3.2 Селекция. | 13 | 4 | 4 | 5 | ОК.2,ОК.4,ОК 5.ОК.3. | ||
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||||||
Итого | 54 | 16 | 20 | 18 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
№ | Наименование разделов и тем занятий | Длительность часов | Тип занятия | Планируемый результат | Самостоятельная работа |
1 семестр | 27 | ||||
Раздел 1Основы цитологии | 10 | ||||
Тема 1.1. Введение | 4 | ||||
1 | Введение. Общая характеристика биологии как науки. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. | 2 | лекция | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране | Пользуясь источниками интернета найти и выписать признаки живых организмов. |
Тема 1.2. Учение о клетке. | 6 | ||||
1 | Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов. Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке | 2 | лекция | Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов отдельного человека, государства, общества.Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. | Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке». |
2 | Зарисовка схемы строения клетки. Анализ строения гена. | 2 | практическое занятие | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных. Описание клеток растений и животных. Сравнение строения клеток растений и животных. Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК | |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 17 | ||||
Тема 2.1 Размножение. | 8 | ||||
1 | Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов, полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | лекция | Знать как возникло бесполое размножение.Знать что лежит в основе всех форм бесполого размножения. Для кого бесполое размножение характерно. Знать у каких организмов впервые появился половой процесс. Знать при помощи каких клеток у животных осуществляется половое размножение. Знать чем половое размножение отличается от бесполого. | Работа со справочной литературой по теме «Размножение» |
2 | Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы. | 2 | практическое занятие | Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки | |
3 | Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы | 2 | практическое занятие | Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки | |
Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма | 9 | ||||
1 | Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья. Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | лекция | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека | 1.Сообщение на тему: Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ на человека. 2. Доклад на тему: Влияние на человека загрязнения среды (1час) |
2 | Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ,загрязнения среды на развитие человека». | 2 | практическое занятие | Уметь подготавливать и организовывать презинтации. Знать последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | |
2 | Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». | 2 | практическое занятие | Уметь подготавливать и организовывать презинтации. Знать последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | |
2 семестр | 27 | ||||
Раздел 3. Основы селекции и генетики. | 25 | ||||
Тема 3.1. Генетика | 12 | ||||
1 | Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 2 | лекция | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | Решение генетических задач. |
2 | Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики. | 2 | лекция | Знать биографию Г.Мендель – основоположника генетики. Знать генетическую терминологию и символику. Уметь решать генетические задачи. | Решение генетических задач. |
3 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
4 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
Тема 3.2 Селекция. | 13 | ||||
1 | Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции. | 2 | лекция | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. | 1.Выполнение сообщения по теме «Основы селекции и генетики». 2. Выполнение сообщения на тему: Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. |
2 | Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. | 2 | лекция | Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов | 1. Работа со справочной литературой по теме «Методы гибридизации и искусственного отбора (1 ч.) |
3 | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | практическое занятие | Уметь составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания | |
4 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
1 | Промежуточная аттестация | 2 | дифференцированный зачет | Актуализация знаний. Проверка уровня обязательной подготовки обучающихся. | |
Итого | 54 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по истории;
- комплект практических работ;
- справочные материалы;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2017.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2017. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2017.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2017.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2017.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2017.
Дополнительные источники:
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2017.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2017. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М.,20017.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2017.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб.пособие для вузов. — М., 2017.
Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2017.
Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2017.
Интернет – ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднего общего образования:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; • биологическую терминологию и символику; уметь: • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | Оценка результатов самостоятельных, проверочных, контрольных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов Оценка творческих работ Оценка результатов проверочных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и самостоятельных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка самостоятельной работы Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, самостоятельной работы Оценка результатов дифференцированного зачета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-247066-1368515726.jpg)
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-470760-1411903533.jpg)
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-72283-1383221876.jpg)
рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-479819-1410452902.jpg)
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...