Методические рекомендации к практической работе "Исследование естественных и искусственных экосистем родного края"
методическая разработка

Ольга Николаевна Поступинская

В работе предложены виды практической деятельности обучающихся на занятии. Цель: формирование навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через организацию наблюдений, измерений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prak.rabota.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.

Цель работы: формирования навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через организацию наблюдений

Порядок выполнения работы

1. Актуализация знаний:

Мы знаем, что в природе все организмы живут совместно с другими организмами и взаимодействуют со средой обитания.

Задание: ответьте на вопросы письменно

  • Вспомните, что такое биоценоз и агроценоз?
  • Чем агроценозы отличаются от естественных экосистем? Приведите примеры агроценозов.
  • Какая экосистема – естественная или искусственная – характеризуется большим видовым разнообразием?
  • Можно ли парк культуры и отдыха назвать агроценозом? Биоценозом? Почему?

2. Организация работы по маршрутным листам, содержащим вопросы по пройденному материалу, касающемуся темы экскурсии. Инструктаж по организации работы. К маршрутному листу прилагается план местности, на котором указаны контрольные участки. Учащиеся должны их найти на плане (на выбор несколько участков).        

Задание: 

1. Внимательно ознакомьтесь  с заданиями экскурсии-практикума и сделайте каждый себе заготовку (в распечатанном виде или письменном от руки) маршрутного листа - для работы обучающихся на экскурсии-практикуме «Естественные и искусственные экосистемы.» - смотрим Приложение 1.

* Маршрутный лист в каждой группе заполняется идивидуально каждым студентом самостоятельно, по мере выполнения заданий маршрутного листа. Обучающиеся анализируют свои знания, обсуждают пути решения проблемы, совместно в группе выполняют задания, обращаются к преподавателю за помощью в определении незнакомых видов растений или при возникновении каких-либо затруднений.

2. Работа в микро-группах по 4-6 человек. Ознакомьтесь с планом работы:

План экскурсии-практикума

1)Характеристика исследуемых участков парка

2)Определение растений, произрастающих на данном участке по ярусам, их количественный и качественный состав.

3) Выявление устойчивости экосистемы и формулировка выводов.

Задание №1

Общие данные об исследуемом участке:

Фенологические наблюдения.

Растительная ассоциация.

Величина пробной площади.

Географическое положение пробных площадок.

Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади).

Условия увлажнения. Название почвы

Задание №2

Характеристика систем:

ДРЕВОСТОЙ

Состав древостоя. Степень сомкнутости крон. Диаметр стволов. Бонитет.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ)

Степень сомкнутости. Состав. Высота.

Характер распределения.

ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС)

Степень сомкнутости. Состав. Высота.

Обилие. Характер распределения.

ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ

Общее проективное покрытие, % :

из них злаки, осоки, бобовые, разнотравье,

прочее. Высота основной массы травостоя. Общий облик (преобладающие виды, степень однородности покрова). Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность). Мертвый покров (% покрытия, равномерность, степень разложения).

МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ

Общая характеристика (степень покрытия почвы, мощность, равномерность)

Приложение 1.

Маршрутный лист для работы обучающихся на экскурсии-практикуме «Естественные и искусственные экосистемы.»

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравните две небольшие, равные по площади (приблизительно 0,5 га) части парка – естественную часть парка и высаженные насаждения. Данные сравнений занесите в Маршрутный лист вашей группы (можете составить его в виде таблицы):

Задание №1 Общие данные об исследуемом участке:

Дата: ___________________________

Температура воздуха___________________________

Облачность___________________________

Ясность___________________________

Ветер___________________________

Признак для сравнения:

Естественный древесный состав с подлеском (чего? клена остролистного) ___________________________

Насаждения (каких видов деревьев?) ___________________________

Растительная ассоциация:

Величина пробной площади___________________________

Географическое положение пробных площадок___________________________

Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади) ___________________________

Условия увлажнения___________________________

Название почвы___________________________

Задание №2 Характеристика экосистем

Признак для сравнения:

Естественный лес (какой? например: липняк)___________________________

Насаждения (какие виды?)_________________________________________

ДРЕВОСТОЙ:

Состав древостоя___________________________________

Степень сомкнутости крон___________________________

Диаметр стволов___________________________

Бонитет*___________________________

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ)

Степень сомкнутости___________________________

Состав___________________________

Высота___________________________

Характер распределения___________________________

ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС)

Степень сомкнутости___________________________

Состав___________________________

Высота___________________________

Обилие___________________________

Характер распределения___________________________

ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ

Общее проективное покрытие, %___________________________

Из них злаки___________________________

Осоки___________________________

Бобовые___________________________

Разнотравье___________________________

Прочее___________________________

Высота основной массы травостоя___________________________

Общий облик___________________________

(преобладающие виды, степень однородности покрова)

Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность) __________________________

Мертвый покров___________________________

 (% покрытия, равномерность, степень разложения)

* Бонитет – это показатель потенциальной продуктивности древостоя. Различие в условиях произрастания леса в таксации характеризуют несколькими классами бонитета, обозначаемыми порядковыми номерами: I класс означает лучшие условия произрастания леса, а последующие — их постепенное ухудшение.

МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ (если наблюдается)

Общая характеристика___________________________

(степень покрытия почвы, мощность, равномерность)

Задание № 3Сделайте вывод по работе (какой из исследуемых участков является более устойчивым и почему, какой экосистемой можно назвать этот парк)_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рефлексия: Что вы узнали и чему научились на практикуме?

  • знаю что _______________________________________________________________________
  • знаю как _______________________________________________________________________
  • знаю зачем _______________________________________________________________________
  • во мне изменилось _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к практическим занятиям по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания (базовая подготовка).  В пособии представлены рекомендац...

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....