РП АСТРОНОМИЯ
рабочая программа

Суюнова Венера Абдувелиевна

Работая программа учебного предмета Астрономия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_astronomiya.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт Советский

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________

               

«    »       20    г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.06 АСТРОНОМИЯ

 

специальности   35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

               

  2022г.

 

   

 

 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 апреля 2022 год № 235.

Разработчик(и): Суюнова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории

 

Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии социально-гуманитарных и естественно-математических наук

                         

Протокол № ____    от «_____»_______________20__ г.  

 

Председатель  _________________________  А.С.Абибуллаева

 

                         

                         

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.06 Астрономия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности     35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебного предмета:

В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

        Содержание программы учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:

• понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных

законов природы и современной естественно-научной картины мира;

• знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции

Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее

важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

• умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыка ми практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных

источников информации и современных образовательных технологий;

• умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;

• научного мировоззрения;

• навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

1.4. Результаты изучения учебного предмета

«Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

•        сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития астрономической науки;

•        устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

•        умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

•        умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

•        владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

•        умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

•        владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

•        сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

•        понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

•        владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

•        сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

•        осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лекционные занятия

14

семинарские занятия

26

контрольные работы

4

Итоговая аттестация в форме    дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета   

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Применение современных образовательных технологий

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

2

Просмотр учебного фильма

Контрольная работа №1 Входящий контроль

2

Тестирование

Раздел 2 История развития астрономии

8

Тема 1.

Астрономия дальнего космоса

1

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

2

Просмотр учебного фильма

1

2

3

4

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение).   Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

Демонстрация Карта звездного неба.

Семинарское занятие № 1   Звездное небо

2

Интерактивные экскурсии

Семинарское занятие № 2   История советской космонавтики

2

Семинарское занятие № 3   Астрономия дальнего космоса

С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.
https://hi-news.ru/tag/kosmos

2

Раздел 3 Устройство Солнечной системы

12

Тема 1.

Система «Земля — Луна»

Содержание учебного материала:                        

1

Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).

2

Просмотр учебного фильма

Тема 2.

Планеты земной

Содержание учебного материала:        

1

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая

2

Просмотр

1

2

3

4

группы

характеристика атмосферы, поверхности

Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).

учебного фильма

Тема 3.

Астероиды и метеориты

Содержание учебного материала:                

1

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбита астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. Исследования Солнечной системы.

 
Демонстрация
Видеоролик «Луна» https://www.youtube.com/watch?v=gV8eT2DtP1I
Google Maps посещение планеты Солнечной системы

 

Используя сервис Google Maps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.
 Самостоятельное изучение Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

2

Просмотр учебного фильма

Семинарское занятие № 4 Система «Земля — Луна»

2

Ролевая игра

Интерактивные экскурсии

Семинарское занятие № 5 Планеты земной группы

2

Семинарское занятие № 6 Астероиды и метеориты

2

1

2

3

4

Раздел 4

Строение и эволюция Вселенной

20

Тема 1

 Физическая природа звезд

Содержание учебного материала

1

Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины).

Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).

Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности).

Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).

Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

2

Тема 2 

Галактики и движение звезд в ней

Содержание учебного материала:

1

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности,

межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики.

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура

2

Просмотр учебного фильма

1

2

3

4

Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики).
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы.

Семинарское занятие № 7 Физическая природа звезд

2

Интерактивные экскурсии

Круглый стол

Семинарское занятие № 8 Галактики и движение звезд в ней

2

Семинарское занятие № 9 Самое интересное о метеоритах

2

Семинарское занятие № 10 Живая планета

2

Семинарское занятие № 11 Достижение космоса

2

Семинарское занятие № 12 Экскурсии, в том числе интерактивные в Музей космонавтики  

2

Семинарское занятие № 13 Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум»

2

Контрольная работа №2 Итоговое тестирование

2

Итого:

44


3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.

Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Материалы, используемые для контроля результатов освоения по предмету, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.1. Учебно-методическое обеспечение

 Основная учебная литература:

1.Астрономия   учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08243-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424694

2. Язев, С. А.  Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424697  ).

Дополнительная учебная литература:

1. Перельман, Я. И.  Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422780 

2. Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

 Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н. Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] Режим доступа:

 http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

 4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по астрономии "Венера"

Материал содержит основные сведения и характеристику планеты Венера....

Методическое пособие для преподавателя Астрономии

Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Ве-льяминова, Е. К. Страута.Учебник соответствует ФГОС среднего (п...

Рабочая программа "Астрономия." Базовый уровень. 11 класс

Рабочая программа  календарно тематическое планирование ориентированы на   учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. Сп...

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии 51 час...

Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...

Что изучает астрономия

Технологическая карта к уроку астрономии...

"День в музее", квест по астрономии

Данный материал предполагает занятие в Музее космонавтики....