Конспект по окружающему миру
учебно-методический материал

Заварина Лариса Александровна

план-конспект по окружающему миру, 3 класс, тема: вода и её свойства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_l.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного в 3 «А» классе

обучающейся Завариной Ларисы Александровны

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России» 3 класс

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр.51-54)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 07.10.2022 г.

Время: 13.45 –14:25.

Место: МАОУ СОШ №6 г.Черняховска, кабинет №10

Класс: 3 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Вода. Свойства воды.

Цель: организовывать деятельность обучающихся с целью формирования представлений о круговороте воды в природе как важнейшем природном явлении.

Задачи:

Образовательные: создание благоприятных условий для формирования у учащихся понятие о разных состояниях воды, о её свойствах и значении в жизни человека.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к окружающему миру; желанию учиться и делать открытия;  умению слушать других; воспитание бережного и экономного отношения к водным ресурсам.

Здоровье сберегающие: способствовать повышению умственной работоспособности; создание положительного эмоционального настроя; охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Планируемые результаты:

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;

- актуализация своего опыта.

Предметные:

- узнать о значении воды;

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

- различать три состояния воды.

Метапредметные:

- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать с учебником, в листах самоанализа и самоконтроля.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение;

- осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной, умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- ориентирование в учебнике;

- контроль своих действий; оценка результатов своих действий;

- прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация, листы самоконтроля.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.
Здравствуйте, меня зовут Лариса Александровна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

3) Мотивация учебной деятельности

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Обратите внимание на слайд и скажите о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Д: О воде.

У.: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Д.: Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней

У.: Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Впереди у нас еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем больше о воде и проведём несколько опытов.

III. Открытие новых умений, знаний.

  1. Лекция с элементами беседы.

У.: Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

-Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц», главный герой которой сегодня будет помогать нам на уроке.

-Какие свойства воды указаны в отрывке?

Д.: Без вкуса, без цвета, без запаха.

У.: Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.

Прочитайте текст «цепочкой» на стр.

 51 по одному предложению и найдите два предложения, в которых коротко раскрывается значение воды для живых существ.

IV. Физминутка.

- А теперь мы с вами проведём небольшую физминутку:

И.п. - сидя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо,

2 - и.п.,

3 - поворот головы налево,

4 - и.п.                                    

Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

1 - резко повернуть таз направо.

2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

Практическая работа.

У.: Предлагаю вам побыть в роли исследователей. Кто такие исследователи?

Д.: Наблюдатели, разгадывающие загадки.

У.: Верно. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду?

Д.: Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

У.: Правильно. А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

При практической работе необходимо соблюдать технику безопасности. Обратите внимание на слайд, маленький принц подсказывает нам несколько правил:

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

Сыпучие вещества разрешается трогать руками.

После наших опытов мы заполним таблицу о свойствах воды. Будьте внимательны.

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта

Определение запаха воды.

Определение вкуса воды.

Расскажем о результатах наблюдений.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу №1.

-О каких свойствах воды идет речь?

Д.: Без вкуса и без запаха.

Опыт №2.

-Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

Возьмём чистую воду, опустим в неё ручку/ карандаш.

Посмотрим на свет.

Заполним таблицу №1.

Опыт №3.

У.: Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

-Зачитаем план опыта.

Возьмите стакан в руки. Наклоните стакан немного в сторону. Обладает ли текучестью вода?

Д. да.

У.: Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Перелейте воду из стакана в соседнюю ёмкость, затем из колбы обратно.

Что происходит с формой воды.

Сделайте вывод.

-О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.

Заполняем таблицу №1.

Опыт №4.

У.: Вопрос: Может ли  вода изменять свои свойства? Как?

-Зачитаем план опыта.

Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, масло).

Перемешаем палочкой.

Пронаблюдаем за полученной смесью.

О результатах наблюдения расскажем.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу №1.

Дети выполняют опыт.

Изменились ли свойства воды? Почему?

Д.: Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

У.: Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.

-Подтвердилось ли наше предположение?

-Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Д.: Сахар.

У.: Вывод: Вода – уникальный растворитель.

-Какие вещества оказались нерастворенными?

Д.: масло.

Опыт №5.

У.: Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.

Проблема: Можем ли мы определить качество воды?

Д.: Предположения: можем, не можем.

У.: Я вам предлагаю это проверить.

К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.

Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?

Д: цвет, запах, прозрачность, вкус (предположение)

Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей.

Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.

Учитель вместе с детьми заполняет таблицу№2 на доске.

Вывод: Мы не можем определить качество воды.

Давайте обратимся за помощью к нашему гостю- Маленькому принцу.

Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

Есть несколько способов: Фильтрование, Кипячение, Отстаивание.

Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.

Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей

VI. Закрепление изученного материала.

Сделаем вывод по проведенной нам работе.

-Какие свойства имеет вода? озвучивание таблицы

-Как нам помогают те или иные свойства воды?

-Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?

- Оцените свои знания на конец урока

Сегодня на уроке

-Мы узнали, что …

-Я запомнил, что…

-Самым важным было…

-Меня поразило…

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Свойства воды.

№1

№2

№3

Вкус (предположения)

Запах

Цвет

Прозрачность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Конспект урока окружающего мира по теме: " Мы – зрители и пассажиры ". 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: " Мы - зрители и пассажиры" 2 класс....

конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"

конспект по окружающему миру 2  класс на тему "Город и село"...