ПАТОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.03 Основы патологии
учебно-методический материал

Овчаренко Зинаида Владимировна

Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.03  Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело.  В разработке  представлено описание содержания обучения в соответствии с темой по  ТП, заданий для закрепления материала и коррекции полученных знаний.   Методический материал систематизирован в соответствии с особенностями проведения мероприятия, как в очной форме, так и для  дистанционного режима. Работа предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин.

 

Составитель: Овчаренко З.В., преподаватель высшей квалификационной категории анатомии и физиологии человека ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_zdravoohraneniya_goroda_moskvy.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

З.В. Овчаренко

ПАТОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Методическая разработка

теоретического занятия

по дисциплине ОП.03 Основы патологии 

 

 

 

 

 

        

Москва

2023 г.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «»     г. №

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» ______ 20 __ г. № ___

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Методическая разработка теоретического занятия по теме «Патология мочевыделительной системы» составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.03 Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

  Количество часов, предусмотренное для изучения  темы, составляет 2 часа.

Методическая разработка включает: цели, мотивацию, междисциплинарные связи, материалы опорного конспекта, раздел закрепления материала и коррекцию полученных знаний,  заключение.

Методическая разработка поможет организовать продуктивную деятельность обучающихся на теоретическом занятии.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.Технологическая карта занятия

5

2.Мотивация

10

3.Опорный конспект

11

4.Закрепление полученных знаний

21

5.Домашнее задание  

22

6.Источники информации

22

7.Заключение

22

         

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1. Дисциплина: ОП.03 Основы патологии

2. Тема: Патология мочевыделительной системы  

3. Занятие: №  21

4. Тип занятия:  комбинированное

5. Форма проведения: теоретическое занятие

6. Время проведения: 2 ч. (90 мин.)

7. Место проведения: учебная аудитория

8. Цель занятия: сформировать умение решать профессиональные задачи на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, патогенез которых включает расстройства мочевыделительной системы.

Знать:

  • расстройства процесса фильтрации почек, нарушение канальцевой реабсорбции, экскреции и секреции
  • понятие, патогенез, исход заболеваний мочевыделительной системы: гломерулонефрита, пиелонефрита, нефросклероза, мочекаменной болезни
  • понятие хронической почечной недостаточности
  • основные показатели общего анализа мочи в норме и при патологии

Уметь:

  • дифференцировать заболевания мочевыделительной системы
  • владеть медицинской терминологией    

9. Уровень усвоения: продуктивный.

10. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных

возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

11. Междисциплинарные связи: обеспечивающие - Биология, Анатомия и физиология человека; обеспечиваемые - Основы латинского языка с медицинской терминологией, Гигиена и экология человека, МДК 01.01, МДК 01.03, МДК 02.01.

12. Оснащение занятия:

  • оборудование  для демонстраций, муляжи, презентация, видеосюжеты, анатомический стол «Пирогов»;
  • дидактические материалы: раздаточный материал - опорный конспект;
  •  технические средства обучения (ТСО): ПК, экран, мультимедийная установка.

 13.Учебная литература:

13.1.        Основные печатные издания

  1. Основы патологии: учебник /В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин/ – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 272 с.: ил.
  2. Основы патологии: учебник /В.С. Пауков/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 284 с.: ил.

13.2. Электронные издания

1. Электронное издание на основе:  Основы патологии: учебник                                 /В.П. Митрофаненко, И.В.Алабин  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. -272 с.: ил.

Режим доступа: http://www.studentlibrary. ru  /book/ ISBN 978-5-9704-4286-9

13.3.         Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. www.studentlibrary.ru
  2. www.medcollegelib.ru 

13.4.        Дополнительные источники

1. Основы патологии: учебник / И.В. Ремизов – Москва: КНОРУС,  2018. –  240 с. - (Среднее профессиональное образование).

2. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник /В.С. Пауков, П.Ф. Литвицкий/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 256 с.: ил.

 14. Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

5 мин

беседа

1. Приветствие обучающихся

2. Заполнение журнала, запись темы занятия, проверка отсутствующих

3. Подготовка рабочего места

Готовятся к занятию, записывают в тетради тему и цели занятия

II

Определение цели и основных вопросов занятия

8 мин

Проблемный (беседа)

Определяет цель и основные вопросы занятия

 Записывают цель и основные вопросы в тетрадь

III

Мотивация учебной деятельности

2 мин

Объяснительно-иллюстративный (беседа)

Мотивирует обучающихся к изучению нового материала

IV

Объяснение нового материала

45 мин

Словесный, беседа

Объясняет новый материал

Конспектируют лекцию

V

Закрепление нового материала и коррекция полученных знаний

15 мин

Самостоятельнаяработа

Обсуждение

1. Проводит контроль усвоения материала

2. Отвечает на вопросы обучающихся

Закрепляют новый материал, задают вопросы

VI

Рефлексия

5 мин

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивает индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов

VII

Подведение итогов занятия

5 мин

Беседа

Перечисляет основные дидактические единицы занятия и выставляет отметки

Фиксируют основные моменты лекции

VIII

Домашнее задание

5 мин

Объяснение

Задает задание на дом

Записывают задание для самостоятельной внеаудиторной работы и домашнее задание

Общее время занятия  

90 мин

МОТИВАЦИЯ

 Мочевая  система  играет  важную  роль  в  поддержании   гомеостаза  в организме  человека.  Это  во  многом  связано  с  экскреторной  функцией  мочевой  системы,  которая заключается в выведении с мочой конечных продуктов обмена. Кроме того, почки принимают участие в  регуляции  артериального  давления;  обмене  ионов  (натрия,  калия,  кальция,  хлора,  фосфора); поддержании  кислотно-щелочного  равновесия;  стимуляции  эритропоэза.  Следует отметить, что функции выделения и поддержания гомеостаза являются жизненно необходимыми. Заболевания  мочевыделительной  системы  могут  вести  к  развитию  хронической  почечной  недостаточности.

Знание  структурных  основ  функционирования  почки  необходимо  для  понимания  нормальной  и патологической  физиологии  органа,  и  является  отправной  точкой  в  выборе  адекватной диагностической и терапевтической тактики при лечении больных с нефрологической патологией.

Знание данной темы позволит обучающимся:

  • понимать причины хронической почечной недостаточности
  • изучить механизм развития заболеваний: гломерулонефрита, пиелонефрита, нефросклероза, мочекаменной болезни
  • успешно освоить последующие клинические дисциплины, касающиеся заболеваний мочевыделительной системы
  • определять наличие, локализацию и течение патологических процессов
  • оказывать терапевтическую  и хирургическую помощь

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока дисциплина ОП. 12. «Основы сельскохозяйственного производства» тема: Кормление молодняка крупного рогатого скота

Кормление молодняка крупного рогатого скота  является актуальной, носит прикладной характер и имеет  значение для  формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения круг...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строит...

Методическая разработка. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ по профессии 54.01.17 Реставратор строительный

Методическая разработка содержит учебную программу по материаловедению для профессии "Реставратор строительный". Разработал программу учитель технологии Стеценко Геннадий Александрович....

Методическая разработка теоретического занятия по ОП.02 Основы электротехники

Методическая разработка проведения теоретического занятия по теме: «Соединение фаз в трёхфазных системах  «звездой»» основана на познавательной активности, способности к системному анализу произв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Формулы приведения»

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Формулы приведения », проводимого со  студентами 1 курса,ориентирова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Площадь криволинейное трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Интеграл»

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Площадь криволинейной трапеции.Формула Ньютона-Лейбница.Интеграл. », пров...