Статья
статья

Коновалова Вера Александровна

Статья на тему "Экология на железнодорожном транспорте". По учебному предмету "Физика в профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_na_zheleznodorozhnom_transporte.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Экология  на железной дороге.

               Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта. Экологические преимущества железнодорожного транспорта состоят в широком применении электропоездов, которые не выбрасывают вредных веществ в атмосферный воздух, не загрязняют почву тяжелыми металлами. (Слайд 1) Практически во всех субъектах России железные дороги  электрифицированы.   Неблагоприятное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду по сравнению с автомобильным транспортом меньше, но на железной дороге до сих пор широко эксплуатируются  тепловозы с дизельными силовыми установками. Вот они отрицательно  влияют на атмосферу. (Слайд 2) В отработанных газах присутствуют углеводороды, оксиды углерода, азота, серы, различные твердые загрязняющие вещества, выбросы окиси углерода составляют в среднем 10–50 кг/час, окислов азота 20–60 кг/час, окислов серы, углеводородов — 1–5 кг/час, сажи — 0,5 кг/час, можно оценить, в какой мере происходит загрязнение атмосферного воздуха. По сети железных дорог России перемещается более 180 тыс. вагонов в сутки с пылящими грузами, при этом с подвижного состава теряется до 3,5 млн. т угля, 1,5 млн. т руды, 0,36 млн. т минеральных удобрений, 0,15 млн. т солей ежегодно. Все это оседает в почвообразующих слоях, попадает в природные водоемы, содержится в виде аэрозолей в атмосферном воздухе. Болезненным вопросом является наличие  парков отстоя пассажирских поездов,  использование печного отопления (на угле) для подогрева вагонов на стоянках. При этом в атмосферу выделяются вещества, оказывающие негативное воздействие на состоянии здоровья населения. Стационарные источники загрязнения — предприятия железнодорожного транспорта являются не менее опасными. Среди них следует отметить шпалопропиточные, щебеночные, ремонтные заводы, депо, промывочно-пропарочные, дезинфекционно-промывочные станции, котельные. С данных предприятий ежегодно выбрасывается в атмосферу более 80–150 тыс. т твердых частиц (пыль, сажа), 90 тыс. т окиси углерода, 20 тыс. т окислов азота и много других вредных веществ.

 Кроме того, железнодорожный транспорт оказывает сильное шумовое загрязнение окружающей среды и служит источником чужеродных вибраций. (Слайд 3) Загрязняют биосферу и отрасли, которые обслуживают этот транспорт (металлургия, химическая промышленность).  Поэтому в районе населенных пунктов, чтобы исключить влияние вибраций и звуков  на жителей, стали восстанавливать высокие заборы от которых отражаются мощные звуковые волны.         Железнодорожный транспорт загрязняет воздух, воду и почву.  В атмосферу «выбрасываются» опасные вещества.  После использования в технологических процессах на объектах железнодорожного хозяйства вода загрязняется вредными примесями. Со стационарных источников загрязнения только с производственными стоками в природные водоёмы ежегодно попадает более 60 тыс. т минеральных, 6,5 тыс. т взвешенных и около 6 тыс. т органических веществ, 3 тыс. т нефтепродуктов, 4 т фенолов, а также значительное количество тяжелых металлов (свинца, хрома, никеля, меди), поверхностно-активных веществ.  

Но и, безусловно, огромный вред окружающей среде может быть нанесен в результате аварий на железной дороге.  Известно, что в больших объемах по железной дороге  провозятся  очень опасные вещества, которые в результате аварий могут нанести большой вред . Рассмотрим некоторые внештатные ситуации, произошедшие на Юго-восточной железной дороге в нашей Воронежской области:

  1. 20.09.2006 г  грузовой состав № 3040 внезапно заглох  на перегоне Икорец - Битюг под Бобровом. Сработала автоматическая аварийная система, а это значит, что-то не в порядке с локомотивом. Пока машинисты разбирались,  состав в 73 вагона неожиданно тронулся и покатился назад. Уклон там  - семь метров на каждый километр - и поезд набрал скорость больше 30 км/час. А потом все четыре тысячи тонн врезались в другой товарный   поезд, который стоял на путях.  Второй состав не пострадал абсолютно. А у первого 43 вагона сошли с рельсов.  Поезд вез соль, пиво, стекловату. Были цистерны с остатками серной кислоты. Такие случаи редки, и ущерб от них огромен. В почву могло попасть 60 тонн серной кислоты. С рельсов сошло 15 цистерн с остатками серной кислоты. (Слайд 4)
  2. 17 июня 2007  не далeко от станции Лиски пассажирский поезд,  врезался в хвост грузового состава. Были пострадавшие.  Пассажирский поезд  неожиданно - он и скорость еще не набрал, а пассажиры едва разложили вещи - догнал грузовой состав и врезался в него. Последние вагоны товарного поезда опрокинулись - просыпались тонны удобрений. Пассажирам повезло - рядом овраг и будь скорость выше, столкновение могло стать настоящей катастрофой.(Слайд 5)
  3. Авария случилась днем 14 марта 2019 года на станции Абрамовка Таловского района. Здесь от железнодорожного состава, перевозившего нефтепродукты и ехавшего из Валуек в Пензу, оторвались пять цистерн, две из которых сошли с рельсов.

 К счастью, ЧП обошлось без пострадавших и без серьезных повреждений, поскольку поезд следовал на малой скорости. (Слайд 6)

  1. 19 августа 2021 г.  на станции Лиски в Воронежской области два вагона с зерном и соей сошли с рельсов и перевернулись во время маневровых работ по роспуску грузового состава. (Слайд 7)

Решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития отрасли: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и на повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства. Пытаются внедрять экологически чистые технологии, для меньшего воздействия  на окружающую среду.

Внедрение новых технологий на железнодорожном транспорте должно  стать основой её эффективного развития. Именно инновационное и технологическое развитие перевозочного процесса позволяет наладить эффективные коммуникации как  рамках  железной дороги.        

В последнее время  на Юго-Восточной магистрали ведется планомерная работа по снижению техногенного воздействия от хозяйственной и иной деятельности железной дороги на окружающую среду, реализуются природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия. За это время выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились на 1 875 тонн, сброс загрязненных сточных вод уменьшился на 1,4 млн. куб. метров. Общее потребление воды на Юго-Восточной железной дороге снизилось на 7 млн. куб. метров. В ОАО «РЖД» принята и реализуется Экологическая стратегия на перспективу до 2030 г. (Слайд 8)   Обеспечение права граждан  на благоприятную окружающую среду принято, как одна из стратегических целей в  документе развития железнодорожной отрасли России.

Список литературы

1 Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – С.255

2 Зубрев Н.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. – М.: УМК МПС России, 1999. – С. 380-395

3 Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение. - М.: Маршрут, 2004. – С. 218-231

4 Сидоров Ю.П. Практическая экология на железнодорожном транспорте. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С.228

5.         Доклад о состоянии окружающей природной среды Воронежской области в 2005 году. — Воронеж: ВГУ, 2006. — 143 с.

 6.         Казанский Н. Н. Экономическая география транспорта / Н. Н. Казанский, В.С Вампи-лов, В. Г. Галабурда. — М.: Проспект, 1991. -322 с.

 7.         Маслов Н. Н. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте / Н. Н. Маслов. — Л.: ЛИИЖТ, 1990. — 54 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....