Методическая разработка " Рабочая тетрадь по физике"
методическая разработка

Сазанова Елена Васильевна

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса специальностей технического профиля, позволяет более рационально распределить познавательные задания и виды учебной работы, акцентировать внимание на учебной информации, недостаточно представленной в учебниках, учесть особенности восприятия и усвоения учебного материала, предложить варианты текущего контроля в процессе изучения нового материала, а так же предназначена для заполнения студентами основных понятий, определений, формул .

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса поможет:

- более прочному усвоению теоретических знаний;

-продолжению развития мышления у студентов;

- приобретению практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;

- контролю за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине;

- повторению и закреплению пройденного материала;

- проведению индивидуальной работы;

- как средство текущего контроля, самоконтроля.

Рабочая тетрадь включает  раздел «Колебания и волны», связанные в дальнейшем с изучением дисциплины «Электротехника и электроника» и раздел «Оптика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_po_fizike.docx613.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  тетрадь по дисциплине «Физика»

для студентов I курса специальностей технического  профиля

Автор: Сазанова Елена Васильевна, преподаватель

Ковылкино

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                   

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                      

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  

РАЗДЕЛ 1.КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ    

Тема 1. Механические волны

Тема 2. Электромагнитные колебания                              

РАЗДЕЛ 2. ОПТИКА  

Тема 2.1 Геометрическая оптика

Тема 2.2 Волновая оптика                                                    

3.ЛИТЕРАТУРА                                                                        

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса специальностей технического профиля, позволяет более рационально распределить познавательные задания и виды учебной работы, акцентировать внимание на учебной информации, недостаточно представленной в учебниках, учесть особенности восприятия и усвоения учебного материала, предложить варианты текущего контроля в процессе изучения нового материала, а так же предназначена для заполнения студентами основных понятий, определений, формул .

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса поможет:

- более прочному усвоению теоретических знаний;

-продолжению развития мышления у студентов;

- приобретению практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;

- контролю за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине;

- повторению и закреплению пройденного материала;

- проведению индивидуальной работы;

- как средство текущего контроля, самоконтроля.

Рабочая тетрадь включает  раздел «Колебания и волны», связанные в дальнейшем с изучением дисциплины «Электротехника и электроника» и раздел «Оптика»

РАЗДЕЛ 1 КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

ТЕМА 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ

1.Свободными называются колебания, происходящие ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вынужденными называются колебания, происходящие____________________________________________________

____________________________________________________________

 физических величин происходит____________________________________________________________________

По графикам определить амплитуду, смещения, период. Рассчитать по формуле частоту и записать уравнения колебаний.

График 1

График  2

График  3

Приложение к блоку 5 "Тригонометрическая функция" - Методические рекомендации по формированию понятий "функция".

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e7f934124ceaa942d036299752d40d05-103-144&n=21

Уравнение гармонического колебания, амплитуда, частота, периода, циклическая частота. Тест - курсы по физике

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.Установите соответствие

Уравнение гармонических колебаний имеет вид x=10 sin(2πt+ π/6) см.

Установите соответствие между частями текста:

Фаза колебаний равна...

А. 2π Герц

Начальная фаза колебаний равна

Б. π /6  рад

Амплитуда колебаний равна

В. (2πt+ π/6 ) рад

Циклическая частота колебаний равна

Г. 0,1 м

Д. 20 см

Е. 2πt Герц

3. Точка совершает колебания по гармоническому закону. Амплитуда колебаний равна 5 см, а период – 4 секунды. Каковы максимальная скорость колеблющейся точки и её ускорение?

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

4.Гиря массой 4 кг, подвешенная на стальной пружине, совершает свободные колебания с периодом 2 с. С каким периодом будет совершать свободные колебания гиря массой 1 кг, подвешенная на этой пружине?

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

5.Самый высокогорный город мира — маленький перуанский шахтёрский городок Серро-де-Паско, расположенный в Центральных Андах на высоте 4380 метров над уровнем моря. На сколько будут отставать маятниковые часы за сутки, выверенные на уровне моря, если их поднять на эту высоту? Принять маятник в часах за математический, а Rз = 6370 км.

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                  _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

6.Выполните   экспериментальные   задания.

Первая группа

Задание 1

Подвесить на нитях одинаковой длины два шарика .Один пластмассовый . другой – стальной Отклонить их на одинаковый угол от положения равновесия . Подсчитайте их периоды . Сравните полученные значения . Сделайте вывод . – зависит ли период колебаний от массы шарика .

Задание 2 Втора группа

Приведите в движение математический маятник . Измените длину маятника так . чтобы частота увеличилась в двое . Проверьте правильность своего расчета на опыте . Сделайте вывод о том . как меняется частота колебаний математического маятника от его длины .

Третья группа

Задание 3

Подвесьте наручные механические часы на прочной веревке . Если к часам не прикасаться . то через некоторое время они все равно придут в слабое движение . Проверьте . так ли это, Приведите часы в колебательное движение так . чтобы они сделали 50 колебательных движений. Как отразилось такое движение на точности хода этих часов,

Четвертая группа

Задание 4

Измерьте период колебаний математического маятника . Измерьте время 30 его колебаний .Опустите маятник в воду и снова измерьте время 30 его колебаний Определите период колебаний маятника в воде . Сравните результаты . Сделайте вывод , как зависит период колебаний маятника от среды

ТЕМА 2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

1.Периодические изменения со временем электрических и магнитных величин в электрической цепи, называются_____________________________________

Свободные колебания – это_____________________________________

Вынужденные электромагнитные колебания - это _____________________

__________________________________________________________________

2.Как называется прибор, представленный на рисунке?

3.Подпишите элементы колебательного контура

C:\Users\User\Desktop\контур.png

4. В колебательном контуре раздвинули пластины конденсатора. Как при этом изменятся частота  и период собственных колебаний электрического заряда в контуре? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться 

Частота колебаний заряда

Период колебаний заряда

5.Лампа и конденсатор включены последовательно в сеть переменного тока. Если включить еще один конденсатор параллельно первому, то ____________________________________________________________________

6.К колебательному контуру подсоединили источник тока, на клеммах которого напряжение гармонически меняется с частотой  Индуктивность  катушки колебательного контура можно плавно менять от максимального значения  до минимального, а емкость его конденсатора постоянна. Студент постепенно уменьшал индуктивность катушки от максимального значения до минимального и обнаружил, что амплитуда силы тока в контуре всё время возрастала. Опираясь на свои знания по электродинамике, объясните наблюдения студента.

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Как изменится период собственных колебаний контура (см. рисунок), если ключ  К перевести из положения 1 в положение 2?

____________________________________________________________________

8.На рисунке приведен график гармонических колебаний тока в колебательном контуре.

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=89478&png=1

Если конденсатор в этом контуре заменить на другой конденсатор, емкость которого в 16 раз меньше, то каков будет период колебаний?

____________________________________________________________________

9.В идеальном колебательном контуре радиоприёмника происходят электромагнитные колебания. Зависимость заряда q конденсатора от времени t имеет вид: 

q(t)=6 Пи умножить на 10 в степени минус 7 косинус левая круглая скобка дробь: числитель: 2 умножить на 10 в степени 6 Пи , знаменатель: 3 конец дроби t плюс дробь: числитель: Пи , знаменатель: 3 конец дроби правая круглая скобка . Определите длину электромагнитной волны, на которую настроен этот контур.

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

           _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

10.Чтобы увеличить частоту электромагнитных колебаний в идеальном колебательном контуре в 2 раза, достаточно индуктивность катушки в контуре

_________________________________________________________________

11.Контур радиоприемника настроен на длину волны 30 м. Как нужно изменить индуктивность катушки колебательного контура приемника, чтобы он при неизменной электроемкости конденсатора в контуре был настроен на волну длиной 15 м?

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

           _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

12.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С = 400 пФ и катушки индуктивностью L = 10 мГн. Найти амплитуду колебаний силы тока Im, если амплитуда колебаний напряжения Um = 500 В.

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

           _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

13.Каков диапазон частот собственных колебаний в контуре, если его индуктивность можно изменять в пределах от 0,1 до 10 мкГн, а ёмкость – в пределах от 50 до 5000 пФ?

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

_____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

14.Учащиеся изучали протекание электрического тока в цепи, изображённой на схеме (рис. 1). Передвигая рычажок реостата, они следили за изменением силы тока и построили график зависимости силы тока от времени (рис. 2).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=41266&png=1

 

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) В процессе опыта сила тока в цепи изменялась в пределах от 4 до 7 А.

2) В промежутке времени от t2 до t3 сопротивление реостата оставалось неизменным.

3) В промежутке времени от 0 до t1 рычажок реостата перемещали вправо.

4) В промежутке времени от t3 до t4 рычажок реостата перемещали влево.

5) В промежутке времени от t3 до t4 напряжение на резисторе уменьшилось в 2 раза.

15.В катушку 2, замкнутую на гальванометр, вносят нижний торец катушки 1, подключённой к источнику тока (рис. 1). При движении катушки 1 в катушке 2 наблюдают возникновение индукционного тока, который фиксируется гальванометром. Изменяя направление и скорость движения катушки 1, получают график зависимости индукционного тока в катушке 2 от времени (рис. 2).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59830&png=1

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) В промежутке времени от t1 до t2 катушка 1 покоится относительно катушки 2.

2) В промежутке времени от 0 до t1 катушка 1 движется относительно катушки 2 равноускоренно.

3) В промежутке времени от t2 до t3 катушку 1 не перемещают относительно катушки 2.

4) В промежутке времени от t2 до t3 катушка 1 движется относительно катушки 2 с большей скоростью, чем в промежутке от 0 до t1.

5) В промежутке времени от t2 до t3 катушку 1 вносят в катушку 2 нижним торцом.

16.Прочитайте текст и вставьте на место пропусков словосочетания из приведённого списка.

 1) оставаться неподвижным

2) перемещаться вслед за магнитом

3) отталкиваться от магнита

4) совершать колебания

5) выдвигать из кольца

6) вдвигать в кольцо

 

На рисунке изображён момент демонстрационного эксперимента по проверке правила Ленца, когда все предметы неподвижны. Южный полюс магнита находится внутри сплошного металлического кольца, но не касается его. Коромысло с металлическими кольцами может свободно вращаться вокруг вертикальной опоры. Если начать выдвигать магнит из сплошного кольца, то кольцо будет _______________________________. Если магнит начать ______________________с разрезом, то кольцо будет ___________________________.

17.Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В 1896 г. А. С. Поповым была передана первая телеграмма с помощью беспроволочного телеграфа, использующего _____________________________. В декабре 1901 г. Маркони передал сигнал через Атлантический океан. По сути, он поставил в повестку дня задачу исследовать распространение радиоволн вокруг Земли. В первых «трансатлантических» опытах он нашёл, что можно передавать сообщения на значительные расстояния не только с помощью длинных радиоволн (около 8 км), которые вследствие ________________________________ огибают Землю, но и с помощью волн с длиной волны около 300 м, которые, как мы сегодня знаем, способны отражаться от ________________________________ Земли. Поэтому радиосигнал в этом диапазоне длин волн лучше принимается ночью.

 Список слов (словосочетаний)

1) электромагнитные волны

2) звуковые волны

3) явления дифракции

4) явления интерференции

5) ионосферы

6) тропосферы

Возможно ли появления индукции в неподвижных проводниках? Ответ поясните.

18.Прочитайте текст и выполните задания

В 1831 г. — М. Фарадей обнаружил, что в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного поля возникает так называемый индукционный ток. При всяком изменении магнитного потока через проводящий замкнутый контур в этом контуре возникает электрический ток. Появление тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур, свидетельствует о действии в контуре сторонних сил (или о возникновении ЭДС (электродвижущая сила) индукции). ЭДС описывает свойства и характеристику работы сторонних сил, то есть абсолютно любых сил неэлектрической природы, действующих в цепях постоянного или переменного тока.

Явление возникновения ЭДС в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного поля (потока), пронизывающего контур, называется электромагнитной индукцией ε.

Возникающий электрический ток зависит от свойств контура (сопротивление): Ii = ε/R, также он зависит от количества заряда, прошедшего через некоторую поверхность за время и от этого промежутка времени: I= Δq/Δt.

Электромагнитная индукция ε не зависит от свойств контура: ε = |ΔФ/Δt|. ЭДС индукции в замкнутом контуре прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока через площадь, ограниченную этим контуром.

При проведении опытов по изучению электромагнитной индукции измеряют изменение магнитного потока ΔФ, пронизывающего замкнутый проволочный контур, и заряд Δq, протекший в результате этого по контуру. В таблице полученные данные в этом эксперименте.

  Вб

0,01

0,02

0,03

0,04

 мКл

5

10

15

20

Вычислите чему равно сопротивление контура? Ответ запишите в Ом._________________

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 Из таблицы видно, что в опыте вместе с __________ растет изменение магнитного потока. Величина тока через контур обратно пропорциональна ___________ прохождения заряда через этот контур.

19.В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.

 с

 0 

  1 

 2 

   3

 4 

   5

 6 

  7

 8 

  9

 Кл

2

1,42

 0

-1,42

-2

-1,42

 0

1,42

 2

1,42

 

Вычислите по этим данным примерное значение максимальной силы тока в катушке. Ответ приведите в миллиамперах, с точностью до десятых.

20.При настройке колебательного контура радиопередатчика его индуктивность уменьшили. Как при этом изменятся следующие три величины: период колебаний тока в контуре, частота излучаемых волн, длина волны излучения? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

 Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Период колебаний

тока в контуре

Частота

излучаемых волн

Длина

волны излучения

 21.Вычислить:

ЗАДАНИЯ

 

 

Число витков в первичной обмотке

Напряжение в первичной обмотке, В

Сила тока в первичной цепи, А

Мощность в первичной цепи, Вт

Коэффициент трансформа-
ции

Число витков во вторичной обмотке

Напряжение во вторичной цепи, В

Сила тока во вторичной цепи, А

Мощность во вторичной цепи, Вт

11

100

0,5

5

76

22

400

1200

450

1200

33

80

400

1

600

44

300

220

2

4

55

8

700

2200

0,8

66

400

500

300

0,5

77

90

100

0,09

45

88

550

0,03

606

11

99

400

0,25

800

0,2

110

1500

200

40

22. Прочитайте текст и выполните задания

Алессандро Вольта, профессор Тессинского университета в Италии заметил одну незначительную деталь опытов с «животным электричеством», на которую не обратил внимания сам Гальвани: когда к лягушке присоединяли провода из разнородных металлов, мышечные сокращения становились сильнее.

Вольта предположил, что два металла, разделенные телом, в котором много воды, хорошо проводящей электрический ток, рождают свою собственную электрическую силу.

Решающий эксперимент Вольта провел... на самом себе. «Я накладываю на глазное яблоко конец оловянного листочка, беру в рот серебряную монету или ложку и затем привожу обе эти обкладки в соприкосновение при помощи двух металлических острий — описывал Вольта свой оригинальный физический опыт. — Это оказывается достаточным, чтобы тотчас же или каждый раз, как производится соприкосновение, получить явление света или преходящей молнии в глазу».

20 марта 1800 года в письме к сэру Джозефу Бэнксу, президенту Лондонского Королевского общества, Вольта подробно расскажет об изобретенном им новом источнике электричества: «...я взял несколько дюжин круглых медных пластинок, а еще лучше серебряных диаметром примерно в один дюйм и такое же количество оловянных или лучше цинковых пластинок. Затем из пористого материала, который может впитывать и удерживать много влаги (картон, кожа), я вырезал достаточное количество кружков.

Все эти пластинки я расположил таким образом, что металлы накладывались друг на друга всегда в одном и том же порядке и что каждая пара пластинок отделялась от следующей влажным кружком из картона или кожи...».

Электрохимические батареи, которые сначала все называли «вольтовыми столбами», начали свое победное шествие по земному шару. Из лабораторий ученых они сейчас проникли всюду, путешествуя в самые отдаленные уголки земли.

Батареи, созданные Вольта, назывались ______________________________________________

На рисунке представлена современный гальванический элемент. Какое явление обуславливает его работу?

_________________________________________________________

Вариант 1

Нужно ли на тепловых электростанциях ставить фильтры, улавливающие частицы сажи, возникающие в процессе сгорания топлива? Ответ объясните______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

23. В 1896 г. А. С. Поповым была передана первая телеграмма с использованием электромагнитных волн. Им был изобретён первый         .В декабре 1901 г. Маркони передал сигнал через Атлантический океан. По сути, он поставил в повестку дня задачу исследовать распространение  радиоволн  вокруг  Земли.  В  первых «трансатлантических» опытах он нашёл, что можно передавать сообщения на значительные расстояния не только с помощью         (с длиной волны около 8 км), которые вследствие                 огибают Землю, но и с помощью волн с длиной волны около 300 м, которые, как мы сегодня знаем, способны отражаться от ионосферы Земли.

Список слов (словосочетаний)

1)        беспроволочный телеграф

2)        аппарат Морзе

3)        длинных радиоволн

4)        коротких радиоволн

5)        явления дифракции

6)        явления дисперсии Ответ:135.

 Роутер (маршрутизатор)

 C:\Users\User\Downloads\3755291_1582538685.jpg

Для работы мобильной связи, модемов, спутниковых систем и многих других устройств используются беспроводные технологии. Одним из примеров использования беспроводных технологий является Wi-Fi. Обязательным условием беспроводной связи устройства с сетью Интернет является наличие точки доступа — роутера или маршрутизатора. Связь между точкой доступа (роутером) и устройством осуществляется с помощью электромагнитного излучения определённого диапазона, которое излучается роутером, распространяется в воздухе со скоростью света и принимается устройством (например, ноутбуком). Каждый роутер работает в определённом диапазоне частот, в котором выделяется центральная частота. На сегодняшний день стандарты Wi-Fi сети поддерживаются двумя центральными частотами: 2,4 ГГц и 5 ГГц (ГГц — гигагерц — 109 Гц). Наиболее часто встречающаяся рабочая центральная частота — это 2,4 ГГц.

1.        Какое физическое явление лежит в основе работы роутера (маршрутизатора)?

2.        Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, которые определяют преимущества беспроводной связи перед проводной, и запишите номера, под которыми они указаны.

1)        Небольшие задержки во время соединения.

2)        Подключение нескольких устройств одновременно.

3)        Ограниченное расстояние между точками связи устройств.

4)        В диапазоне 2,4 ГГЦ работает множество устройств (например, Bluetooth, микроволновые печи).

5)        Излучение от Wi-Fi-устройств в момент передачи данных в несколько раз меньше, чем у сотового телефона.

РАЗДЕЛ 2. «ОПТИКА»

Тема 2.1 Геометрическая оптика

Алгоритм решения задач.

При решении задач по геометрической оптике рекомендуется:

1.Нарисовать ход лучей в оптической системе  (желательно с помощью линейки), показать при этом различными линиями лучи, которые образуют действительные изображения;  и продолжения лучей,  которые образуют мнимые изображения.  

2.Записать формулы,  выражающие законы геометрической оптики,  а также соотношения, которые следуют из геометрических построений.

3.Провести алгебраические преобразования,  решить полученную систему уравнений и найти искомую величину.  

При решении задач по волновой оптике нужно:

1.Определить оптическую разность хода между интерферирующими лучами,  записать условия максимумов и минимумов интенсивности в интерференционной картине, определить искомые величины из этих соотношений.

2.Записать условия главных максимумов для дифракции на дифракционной решетке,  дополнить их необходимыми геометрическими соотношениями и определить искомые величины.  При этом следует учитывать,  что дифракционная картина симметрична относительно центрального максимума

1.При переходе луча света из одной среды в другую угол падения равен 53 градусов, а угол преломления 37 градусов ( синус 37 градусов=0,6,  синус 53 градусов=0,8).  Каков относительный показатель преломления второй среды относительно первой?

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

2Луч света падает из воздуха на поверхность стекла. Угол падения луча можно изменять. В таблице приведена зависимость угла преломления β луча от угла падения α луча (углы выражены в градусах). Чему равен показатель преломления стекла? Ответ округлите до десятых долей.

 α, °

10

20

30

40

50

60

70

80

β, °

55,86

11,61

17,10

22,22

26,78

30,63

33,56

35,40

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

3.Предмет находится на расстоянии 21 см от собирающей линзы, его изображение на расстоянии 36 см от линзы. Найти фокусное расстояние и оптическую силу линзы. 

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

4.На рассеивающую линзу падает сходящийся пучок лучей. После прохождения через линзу лучи пересекаются в точке, лежащей на расстоянии 15 см от линзы. Если линзу убрать, то точка пересечения лучей переместится на 5 см ближе к линзе. Определите фокусное расстояние (по абсолютной величине, в см) линзы.

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

5.Преподаватель на уроке провёл серию опытов по преломлению светового луча на границе различных прозрачных сред: воздух–вода и воздух–стекло (см. рисунок).

Какой вывод можно сделать на основании проведённых опытов?

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=41379&png=1

________________________________________________________________

6 .Выполнить тест по теме «Законы отражения и преломления света. Линзы»

1.На рисунке показа световой луч, падающий на зеркальную поверхность. Укажите, какой из углов является углом падения?

1) 2

2) 1

3) 3

4) На рисунке угол падения не обозначен

2.Луч света падает на зеркальную поверхность под углом 300 к ее поверхности. Чему равен угол отражения?

1) 900

2) 1200

3) 600

4) 300

3.На сколько градусов отклониться отраженный от зеркала луч, если зеркало повернуть на 100?

1) 50

2) 200

3) 150

4) 100

4.На сколько изменится угол между падающим и отраженным лучами, если угол падения уменьшится на 150?

1) увеличится на 150

2) уменьшится на 300

3) уменьшится на 150

4) увеличится на 300

5.Человек приближается к зеркалу со скоростью 7 м/с. С какой скоростью он приближается к своему изображению?

1) 7 м/с

2) 3,5 м/с

3) 10,5 м/с

4) 14 м/с

6.Предмет находится на расстоянии 10 см от плоского зеркала. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть от зеркала еще на 10 см?

1) 0,2 м

2) 0,6 м

3) 0,3 м

4) 0,4 м

7.Каким должен быть угол падения светового луча, чтобы отраженный луч составлял с падающим угол в 500?

1) 500

2) 750

3) 200

4) 250

8.Могут ли линзы давать мнимые изображения предметов?

1) могут только собирающие линзы

2) могут только рассеивающие линзы

3) могут собирающие и рассеивающие линзы

4) никакие линзы не могут давать мнимые изображения

9.На рисунке показаны тонкая собирающая линза L. её фокусы F, главная оптическая ось линзы OO' и предмет P, имеющий вид направленного отрезка, наклонённого к оси OO'. Какой из направленных отрезков (P_1, P_2, P_3 или P_4) является изображением предмета P в этой линзе?

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7368&png=1

 1) P_1

2) P_2

3) P_3

4) P_4

10.Какой из образов 1 − 4 служит изображением предмета AB в тонкой линзе с фокусным расстоянием F?

 

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=18359&png=1

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

7.На поверхности реки, озера или моря в направлении Луны видна сверкающая лунная дорожка. Объясните, как она образуется. Можно ли наблюдать лунную дорожку на идеально гладкой спокойной поверхности воды? Почему дорожка всегда направлена на наблюдателя?

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

8.В середине ХХ в. инженер-физик Чарльз Као сделал открытие, проложившее дорогу оптическим волокнам, которые используются сегодня для телевидения и интернет-связи. Оптическое волокно способно передавать цифровую информацию в форме светового импульса. Какое явление объясняет ход светового луча вдоль оптического волокна (см. рис.)?

Тема 2.2 Волновая оптика

1.Интеференцией света называется____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какое явление объясняет многообразие красок в природе?

____________________________________________________________________

Дисперсия наблюдается в результате

_______________________________________________________________

Дифракция – это ________________________________________________________________

2.На рисунке изображены четыре дифракционные решётки. Максимальный период имеет дифракционная решётка под номером

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7443&png=1

____________________________________________________________________

3.Расстояние между двумя щелями в опыте Юнга d = 0,5 мм (λ = 0,6 мкм). Определите расстояние l от щелей до экрана, если ∆x интерференционных полос равна 1,2 м.

Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

                 _____________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

4.На узкую щель шириной  a = 2  10-4см  падает по нормали плоская монохроматическая волна (λ=0,66 мкм). Определите ширину центрального дифракционного максимума на экране, если расстояние от щели до экрана равно1 м.
  Дано: ________________________________________________________

Найти: _______________________________________________________

Решение: _____________________________________________________

              _____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ответ:_________________________________________________________

5.Два точечных источника света и находятся близко друг от друга и создают на удаленном экране устойчивую интерференционную картину (см. рис.).

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=491

Это возможно, если и   — малые отверстия в непрозрачном экране, освещенные

 1)  каждое своим солнечным зайчиком от разных зеркал

2)  одно  — лампочкой накаливания, а второе  — горящей свечой

3)  одно синим светом, а другое красным светом

4)  светом от одного и того же точечного источника монохроматического света

6.Для определенных длин волн угол преломления световых лучей на границе воздух-стекло увеличивается с увеличением длины волны излучения. Ход лучей для трех цветов при падении белого света из воздуха на границу раздела показан на рисунке.  Цифрам соответствуют цвета

 https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3439

 

1)  1  — синий, 2  — зелёный, 3  — красный

2)  1  — синий, 2  — красный, 3  — зелёный

3)  1  — красный, 2  — зелёный, 3  — синий

7. В морозный вечер обратите внимание на радужные кольца вокруг фонарей, если смотреть на них через покрытые морозными узорами стекла (ближе к источнику радужные круги имеют сине-голубой свет, дальше от источника – оранжево-красный). Объясните наблюдаемое. Если человек видит радужные кольца вокруг источников света в чистом воздухе, то доктора считают это признаком помутнения прозрачных сред глаза (начала возникновения катаракты). Почему?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Выполните экспериментальные задания:

Наблюдение интерференции и дифракции света”.

 Оборудование: две чистые стеклянные пластинки небольшого размера, соломинка для выдувания мыльных пузырей, проволочное кольцо, раствор мыла, два специально закреплённых лезвия, отверстия разного диаметра в картоне или плёнке, мощная лампа с прямой нитью накала.

Изучение явления интерференции

1. Чистые стеклянные пластинки положите одну на другую, прижмите и в отражённом свете на тёмном фоне поищите (особенно по краям) цветные интерференционные полосы.

Выделите особенности наблюдаемого явления: постоянная картина или нет, есть ли максимумы, окрашены ли полосы.

 Вид картины зарисуйте, выполните рисунок с объяснением метода образования когерентных источников света.

Изучите, при каких условиях интерференционная картина изменяется.

Можно ли провести опыт в проходящем свете?

____________________________________________________________________

2. Получите мыльную плёнку на проволочном кольце и мыльные пузыри.

Как доказать, что и в этом случае наблюдается интерференционная картина?

____________________________________________________________________

 Отличается ли она от картины в опыте с пластинками?

____________________________________________________________________

 В каком свете наблюдается интерференционная картина?

____________________________________________________________________

 О чём свидетельствует изменение вида полос на мыльной плёнке?

____________________________________________________________________

 Сколько максимумов можно зафиксировать?

____________________________________________________________________

Изучение явления дифракции

1.Сквозь вертикальную щель, образованную двумя пластинками, наблюдайте источник света.

Можно ли заметить разделение светового потока на линии?

____________________________________________________________________

Много ли этих линий? Какого они цвета? ____________________________________________________________________

Чем являются окрашенные световые линии: максимумами или минимумами интерференционной картины?

___________________________________________________________________

Почему происходит разделение белого света в спектр при прохождении им щели?

____________________________________________________________________

Выполните рисунок картины дифракции от щели.

Изменится ли наблюдаемая картина, если размер щели увеличить?

_________________________________________________________________

2. Пронаблюдайте дифракцию на круглом отверстии.

Чем отличается вид полученной картины от картины дифракции на щели?

____________________________________________________________________

Докажите, максимум или минимум наблюдается в центре картины.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 Выполните примерный рисунок наблюдаемой картины; на рисунке чётко обозначьте, как расположены цвета в спектре относительно центрального максимума.

3. Сравните дифракционные картины, получаемые с помощью полоски капрона, части грампластинки или CD-диска. В каком случае спектр ярче и почему? Для пояснения ответа сделайте схематический рисунок.

10.Прочитайте текст и выполните задания

Радуга — это красивейшее оптическое природное явление, которое наблюдается при освещении солнечным светом множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радугу можно наблюдать только когда солнце выглянуло из-за туч и в стороне, противоположной солнцу. Если встать лицом к солнцу, то радуги не увидеть. Центром радуги является точка, диаметрально противоположная Солнцу. Чаще всего мы видим только одну часть радуги, половину дуги над линией горизонта. Радугу можно наблюдать и в результате преломления солнечных лучей в каплях воды после дождя, и в отражённых лучах от водной поверхности морских заливов, озёр, водопадов или больших рек. Цвета радуги расположены всегда в одном и том же порядке. Самая яркая внешняя часть радуги — красная полоса. Каждый следующий цвет бледнее предыдущего. Солнечный луч освещает каплю дождя. Проникая внутрь капли, луч слегка преломляется. Как известно, лучи различного цвета преломляются по- разному, то есть внутри капли луч белого цвета распадается на составляющие его цвета. Это явление дисперсии. Пройдя каплю, свет отражается от её стенки, как от зеркала. Отражённые цветные лучи идут в обратном направлении, ещё сильнее преломляясь. Весь радужный спектр покидает каплю с той же стороны, с которой в неё проник солнечный луч. Человек видит огромную цветную радугу, раскинувшуюся по всему небу, — свет, преломлённый и отражённый миллиардами дождевых капель.

В таблице представлено условное разделение всего видимого спектра солнечного излучения по цветам (1 нм = 10-9 м).

Цвет

Диапазон длин волн, нм

Красный

620—780

Оранжевый

585—620

Жёлтый

575—585

Зелёный

550—575

Голубой

510—550

Синий

480—510

Фиолетовый

380—450

 В ниже расположенной таблице приведено соотношение между длинами волн электромагнитного излучения видимого диапазона с показателями преломления воды при нормальном атмосферном давлении и температуре 20 °С.

Длина волны, нм

Показатель преломления

381,1

1,343

486,1

1,3371

546,1

1,3345

589,3

1,3330

643,8

1,3314

656,3

1,3311

768,2

1,3289

Перечислите цвета начиная от внешней части радуги, которые выделяют в солнечном спектре

____________________________________________________________________

Как можно увидеть практически всю радугу?

____________________________________________________________________

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

В солнечном спектре выделяют семь цветов. Перечислим их по порядку, начиная от внешней части радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, _________, __________.

Литература

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика-10:- М.: Просвещение, 2022

2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,  Физика. 11 класс. -  М.: Просвещение, 2022

3.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021

4.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021

5.www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

6.www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

7.www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

8.www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей тетради по дисциплине «Землеустроительное проектирование» для студентов III курса специальности: 120701 «Землеустройство»

В данной методической разработке в форме рабочей тетради изложены: методика выполнения практических работ по дисциплине «Землеустроительное проектирование» в плане составления проекта планировки и зас...

Методическая разработка «Рабочие тетради как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы обучающихся»

Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый ди...

методическая разработка рабочей тетради по ОГСЭ 01. Основы философии

рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов при изучении курса ОГСЭ 01 "Основы философии"...

Научно-методическая разработка "Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.03 Материаловедение (специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий)"

Научно-методическая разработка Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.03 Материаловедение (специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология ш...

Методическая разработка " Рабочая тетрадь студента"

Методическая разработка "Рабочая тетрадь студента "...

©Пахомова И.А. Методическая разработка "Рабочая тетрадь студентов ОП.08 Психология. Раздел 1. Общая психология"

Рабочая тетрадь включает в себя рабочие листы к 8-ми темам раздела 1. Общая психология: «Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии»«Психологические ос...