аналитическая классификация анионов
методическая разработка

Завьялова Нина Владимировна

аналитическая классификация анионов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_klassifikatsiya_anionov.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая классификация анионов

Анионы по элементарному составу сложнее, чем катионы, но анализ осуществляется проще, т.к. они не мешают открытию друг друга. Поэтому анализ выполняется дробным методом, не соблюдая строгой последовательности в их обнаружении.

Классификация анионов основана на различном отношении их к солям бария и серебра.

№ группы

Анионы

Групповой реагент

I

SO42-, SO32-, S2O32-, CO32-, PO43-, SiO32-

BaCl2 в нейтральной или слабощелочной среде

II

Cl-, Br-, I-, S2-

AgNO3 в присутствии HNO3

III

NO3-, NO2-, CH3COO-

Не имеет

Больше всего нитратов NO3- попадает в организм с растительной пищей — до 70%. Азот — основной строительный материал для любого растения, поэтому для нормального развития растений и получения хороших урожаев используются органические и неорганические азотосодержащие удобрения: аммиачная селитра, калиевая, натриевая селитра, сернокислый аммоний и др. Чтобы исключить возможность превышения норм нитратов в овощах и фруктах, инструкции запрещают вносить удобрения незадолго до сбора урожая.

Нитриты NO2- в пищу обычно попадают с мясными продуктами (колбасами, беконом, ветчиной, сосисками). Они используются при копчении, солении, мариновании в качестве консерванта, антибактериального и подсаливающего ингредиента. Термообработка и высокое содержание белка способствуют превращению нитритов в канцерогены.

В продуктах питания можно найти разные консерванты ( Е220-229), которые помогают продлить срок годности. Часто это  сульфиты SO32-, добавляемые в напитки, сухофрукты и другую еду, чтобы остановить рост бактерий. При производстве вин сульфиты используют, чтобы остановить процесс брожения и предотвратить потемнение белых сортов вин. Также они улучшают качество и текстуру теста, предназначенного для выпечки хлебобулочных изделий. Предотвращают окисление нарезанных фруктов и овощей. С их помощью можно исключить появление черных пятен на лобстерах и креветках. Сульфиты также добавляют в майонез, кетчуп, сырный соус. Сульфиты не полностью безопасны. Детям они полностью противопоказаны.

Хлор Cl-  необходим человеку в больших количествах. У животных и человека, ионы хлора участвуют в поддержании осмотического равновесия и регуляции водно-солевого обмена. Он необходим для нормальной нервной и мышечной деятельности, способствует пищеварению, помогает выводить засоряющие организм вещества, принимает участие в очищении печени от жира, требуется для нормальной работы головного мозга. В избыточном количестве хлор способствует удержанию воды в организме.

Систематический ход анализа соли

Для анализа берут 0,5г соли, содержащий один катион и один анион. Соль растворяют в 10мл воды. Раствор следует разделить на 2 части для анализа и контроля.

Предварительные испытания состоят из следующих операций.

  1. Оценка внешнего вида неизвестного вещества, агрегатного состояния, цвета, запаха. По цвету можно определить  присутствие катиона хрома(III) Сr 3+ (сине-фиолетовый цвет), марганца(II) Мn2+ (светло-розовый), железа(III) Fe3+ (желто-бурый), кобальта(II) Со2+ (розовый), никеля(II) Ni2+ (зеленый), меди(II) Сu2+ (голубой). По запаху – летучие соединения.
  2. Окрашивание пламени различными элементами: натрий -- желтая, барий -- зелено-желтая, калий -- фиолетовая, медь, висмут -- зеленая, кальций -- кирпично-красная, свинец, олово, сурьма, мышьяк -- бледно-синяя, стронций -- карминово-красная.
  3. Действие гидроксидов на катионы. Действие гидроксидов позволяет открыть катион по цвету выпавшего осадка, по растворимости в избытке щелочи, или в растворе NH4OН.

Реактив

Катионы

Cu2+

Ag+

Pb2+

Fe3+

Mn2+

Al3+

Zn2+

Cr3+

Mg2+

NaOH

Голубой осадок

Чёрный осадок

Белый осадок

Красно-бурый осадок

Белый, на воздухе буреет

Белый осадок

Белый осадок

Серо-зелёный осадок

Белый осадок

Избыток щелочи

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Раство

рим

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Раство

рим

Раство

рим

Раство

рим

Нераст

ворим

Избыток

NH4

Раство

рим:

Темно-синий

Раство

Рим:

бесцвет

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Раство

рим

Нераст

ворим

Нераст

ворим

Обнаружение катионов. С помощью групповых реактивов определите, катионы какой аналитической группы присутствуют в растворе. Испытания начинают с IV группы. Образование осадка укажет на присутствие катиона этой группы. Затем открывают другие группы.

Обнаружение анионов. Определив катион и проведя реакцию с реактивами BaCl2 и AgNO3, находим анион.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны

Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы...

Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева. Урок-исследование с элементами мастерской

Урок-исследование с элементами мастерскойТема: «Не то, что мните вы, природа…» (Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева)...

Методические рекомендации по аналитической химии для самоподготовки к практическому занятию №1 по теме: "Качественные реакции на катионы I- II аналитических групп: калия,натрия, аммония, серебра, свинца (II)"

Задания для внеаудиторной работы,предложенные  в методических рекомендациях, помогут студентам подготовиться к практическому занятию по аналитической химии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лабораторной работы по дисциплине «Аналитическая химия» для специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» на тему: Анализ катионов IV аналитической группы

Игра «Суд над ΙV аналитической группой катионов» -  эвристическая беседа с элементами объяснения, актуализация опорных знаний обучающихся методом фронтального опроса, постановка пробл...

Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов

Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой   ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...