статья
статья

Лапштаева Надежда Алексеевна

статья "Развитие читательской грамотности на уроках биологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Н.А. Лапштаева

ГБПОУ РМ «РТЖГТ им. А.П. Байкузова»

 

С самых давних времен человечество полагалось на книгу, как основной источник знаний, а для нахождения информации нужно было много времени и усилий.

В настоящее время, мы используем различные информационные источники альтернативные книге: аудио - и видеолекции, подкасты, телевидение, радио, или достаточно просто ввести в Интернете поисковый запрос.

Сегодня от молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, требуются не только знания, но и обладание определенными качествами, умениями и навыками. Поэтому современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность –это первая ступень к функциональной грамотности.

К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда дефицит знаний, информации, что ведет к сокращению доли читающего населения, к кризису читательской грамотности и культуры. Это проблема всего общества, которую мы можем частично решить[6].

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения. Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательские действия – это умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний [2].

Биология относится к устным предметам, где очень важным является и умение читать, и умение понимать прочитанное. Но не всегда у учащихся появляется желание читать те учебники, по которым они обучаются. Большой объем информации, сложный научный стиль, изобилие терминов – все это «отпугивает» учащихся и на самых разных этапах изучения биологии не стимулирует к познавательной деятельности.

На уроках биологии читательская грамотность играет важную роль, так как биология — это наука, которая требует работы с большим объемом текстовой информации: учебниками, научными статьями, лабораторными инструкциями и другими материалами[3].

Как развивать читательскую грамотность на уроках биологии?

Для формирования у обучающихся читательской грамотности на уроках биологии, мною используются такие форматы:

1.Работа с учебными текстами.   При работе с учебным текстом студенты должны уметь выделять главное и второстепенное в тексте, использовать стратегии активного чтения, такие как составление вопросов к тексту, выделение ключевых слов и понятий, искать информацию в тексте, для того чтобы заполнить таблицу, схему или составить конспект.

Например, при изучении темы «Эволюционная теория Ч. Дарвина», идет работа с текстом параграфа. Дается задание: найти в тексте биографии Дарвина подтверждения основательности, настойчивости и научной ответственности учёного, проявившиеся в работе над теорией эволюции, или какие социально-экономические условия позволили Дарвину сформулировать положения теории об искусственном отборе? Что такое искусственный отбор? Что лежит в основе его?

Задание на поиск информации: Найти в тексте описание процесса фотосинтеза и составить схему, отражающую его этапы.

2. Анализ научных статей и исследований. Здесь подразумевается обучение студентов критически оценивать информацию, находить аргументы и доказательства, сравнивать разные точки зрения.

Для обучения студентов критически оценивать информацию, находить аргументы и доказательства, сравнивать разные точки зрения можно использовать следующие методы:

- Дискуссии. Во время коллективного обсуждения вопроса участники учатся подбирать корректные аргументы и имеют возможность сравнить свою точку зрения с другими.  Этот способ можно применить при  изучении темы

« Возникновение жизни на Земле».

- Мозговые штурмы. Учащиеся выдвигают разные версии решения одной и той же проблемы, а потом анализируют каждую из них и выбирают наиболее удачные. Этот метод применяю при изучении темы «Эволюционные учения».

 -Обсуждение в стиле дебатов. Студентов делят на две команды и дают каждой из них противоположный тезис. Задача команд — найти аргументы, чтобы убедить преподавателя в правильности именно своего тезиса. 

-Постановка вопросов и стимулирование обсуждений. Вопросы типа «почему?», «как?» и «что, если?» помогают студентам углубиться в материал, искать ответы и рассматривать различные точки зрения. 

-Анализ и оценка источников информации. Важно учить студентов критически оценивать источники информации, проверять их достоверность, сопоставлять данные и делать выводы на основе фактов[6].

3. Работа с терминологией. Биология как наука изобилует  разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. Над каждым термином должна идти целенаправленная работа осмысления, определения, правильное понимание сущности понятий.

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от происхождения термина к его семантике, т.к. в  ряде случаев смысловое значение указанных слов, совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином[4]. Соединив смысловое значение двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение. При организации работы с терминами учащиеся используют дополнительную литературу, словари.

4. Лабораторные и практические работы. Это самый распространенный вид работы на занятиях по биологии. Практические работы использую как теоретического, так и практического материала. Проверяются не только знания, но и  порядок выполнения работы, а также анализ полученной информации в теоретической части.

5. Использование визуальных материалов. Следует отметить, что  графики, схемы, таблицы и рисунки часто сопровождают тексты по биологии. Здесь необходимо учить учащихся пользоваться схемами, таблицами, а также самому учиться, используя текст параграфа, составлять схемы и заполнять таблицы.

6. Проектная деятельность.  Включает в себя  задания, требующие самостоятельного поиска и анализа информации, например, подготовку презентаций или рефератов. Важно  научить  учащихся структурировать информацию и логично излагать свои мысли.

7. Использование современных технологий.  Использование на уроке работу с цифровыми ресурсами: научными сайтами, онлайн-базами данных, интерактивными моделями[6].

Преимущества развития читательской грамотности на уроках биологии:

- Учащиеся лучше понимают и запоминают материал.

- Развивается критическое мышление и способность к самостоятельному обучению.

-Учащиеся учатся работать с разными источниками информации, что важно для успешной учебы и жизни в современном мире.

Таким образом, читательская грамотность на уроках биологии не только помогает учащимся осваивать предмет, но и развивает навыки, необходимые для успешного обучения и адаптации в обществе[5].

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 31 мая 2021 года №287»)

2. Методические рекомендации для формирования читательской грамотности обучающихся. (Аналитические материалы о результатах диагностической работы по оценке сформированности читательской грамотности в 10 классах в 2023 году.

3.Методические рекомендации для учителей. « Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности». Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования» 2022 г.

4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы Изд. Учитель: Волгоград, 2023. 74 с. Борзова З.В.

5.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах/М.В. Высоцкая Изд. Учитель: Волгоград, 2024.

6.Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития. Библиотековедение, 2017, №66(1):41-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....