Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ООП.02 Биология
рабочая программа

Фролова Ольга Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе требований ФГОС среднего образования, предъявляемых в структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и специальности среднего профессионального образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_rabochaya_programma_1.docx112.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Петровск – Забайкальский филиал «Читинский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПП.02 БИОЛОГИЯ

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Базовая подготовка

г. Петровск – Забайкальский, 2023


          Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе требований ФГОС среднего образования, предъявляемых в структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной  политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), примерной  программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, по специальности  34.02.01  Сестринское дело

Организация-разработчик: ГПОУ «Читинский медицинский колледж» (далее ГПОУ «ЧМК»)

Разработчики:

Николаева Ольга Владимировна, преподаватель 1 категории

Эксперт (техническая экспертиза): Рыженкова Зинаида Николаевна_____________, методист ГПОУ «ЧМК»                                                                                                  подпись

        

Рассмотрена на заседании

ЦМК  «Общеобразовательного, общего гуманитарного и социально – экономического, математического и общего естественнонаучного циклов»  

Протокол №               от                     г.

Председатель ____________Рубцова Юлия Александровна

                                                подпись

                

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                        3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           15                                

                     29

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                            

                     31      

               

                    35                  


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

        Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 34.02.01  Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат

  1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни

со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению

биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной

личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология» направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно – научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, гипотез( о сущности и происхождения жизни человека) в ходе работы с различными источниками  информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и  окружающей среде, собственному здоровью; уважения  к мнению оппонента при  обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий совей деятельности (и деятельности других людей) по  отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдении правил поведения в природе. 

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование

формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

(метапредметные и личностные)

Дисциплинарные 

(предметные)

ОК 01. Выбирать

способы решения

задач

профессиональной

деятельности

применительно к

различным

контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,

трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и

социальной направленности, способность инициировать,

планировать и самостоятельно выполнять такую

деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной

деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для

сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и

критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий

деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать

задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и

критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи

результаты, критически оценивать их достоверность,

прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую

области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных

областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и

решения;

- способность их использования в познавательной и

социальной практике

- сформировать знания о месте и роли биологии в

системе естественных наук, в формировании

современной естественнонаучной картины мира, в

познании законов природы и решении жизненно

важных социально-этических, экономических,

экологических проблем человечества, а также в

решении вопросов рационального

природопользования; в формировании ценностного

отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе

российских и зарубежных ученых - биологов в развитие

биологии; функциональной грамотности человека для

решения жизненных проблем,

- уметь владеть системой биологических знаний,

которая включает:

основополагающие биологические термины и понятия

(жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,

экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм,

гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка,

биополимеры, дискретность, саморегуляция,

самовоспроизведение, наследственность, изменчивость,

энергозависимость, рост и развитие);

биологические теории: клеточная теория Т. Шванна,

М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного

иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная

теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория

Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория

антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н.

Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах

многообразия и происхождения культурных растений,

А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И.

Вернадского - о биосфере;

законы (единообразия потомков первого поколения,

расщепления признаков, независимого наследования

признаков Г. Менделя, сцепленного наследования

признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана;

гомологических рядов в наследственной изменчивости

Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В.

Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра,

биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера);

принципы (чистоты гамет, комплементарности);

правила (минимума Ю. Либиха, экологической

пирамиды чисел, биомассы и энергии);

гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного

бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т.

Чек);

- сформировать умения раскрывать содержание

основополагающих биологических теорий и гипотез:

клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,

происхождения жизни и человека; владение системой

знаний об основных методах научного познания,

используемых в биологических исследованиях живых

объектов и экосистем (описание, измерение,

проведение наблюдений); способами выявления и

оценки антропогенных изменений в природе;

- сформировать умения раскрывать основополагающие

биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.

Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.

Бэра), границы их применимости к живым системам;

- уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот;

одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,

биогеоценозов, экосистем и биосферы;

строения органов и систем органов растений, животных,

человека; процессов жизнедеятельности, протекающих

в организмах растений, животных и человека;

биологических процессов: обмена веществ

(метаболизм), информации и превращения энергии,

брожения, автотрофного и гетеротрофного типов

питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,

гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального

развития, размножения, индивидуального развития

организма (онтогенеза), взаимодействия генов,

гетерозиса; действий искусственного отбора,

стабилизирующего, движущего и разрывающего

естественного отбора; аллопатрического и

симпатрического видообразования; влияния движущих

сил эволюции на генофонд популяции;

приспособленности организмов к среде обитания,

чередования направлений эволюции; круговорота

веществ и потока энергии в экосистемах;

- приобрести опыт применения основных методов

научного познания, используемых в биологии:

наблюдения и описания живых систем, процессов и

явлений; организации и проведения биологического

эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять

зависимости между исследуемыми величинами,

объяснять полученные результаты и формулировать

выводы с использованием научных понятий, теорий и

законов;

- сформировать умения выделять существенные

признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;

одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,

биогеоценозов и экосистем; особенности процессов

обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,

хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития

и размножения, индивидуального развития организма

(онтогенеза), борьбы за существование, естественного

отбора, видообразования, приспособленности

организмов к среде обитания, влияния компонентов

экосистем, антропогенных изменений в экосистемах

своей местности, круговорота веществ и превращение

энергии в биосфере;

- сформировать умения применять полученные знания

для объяснения биологических процессов и явлений,

для принятия практических решений в повседневной

жизни с целью обеспечения безопасности своего

здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения

здорового образа жизни, норм грамотного поведения в

окружающей природной среде; понимание

необходимости использования достижений

современной биологии и биотехнологий для

рационального природопользования; умение

использовать соответствующие аргументы,

биологическую терминологию и символику для

доказательства родства организмов разных

систематических групп; взаимосвязи организмов и

среды обитания; единства человеческих рас;

необходимости здорового образа жизни, сохранения

разнообразия видов и экосистем, как условия

сосуществования природы и человечества;

- сформировать умения решать биологические задачи,

составлять генотипические схемы скрещивания для

разных типов наследования признаков у организмов,

составлять схемы переноса веществ и энергии в

экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять

причинно-следственные связи между исследуемыми

биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных

результатов;

- сформировать умения критически оценивать

информацию биологического содержания, включающую

псевдонаучные знания из различных источников

(средства массовой информации, научно-популярные

материалы); интерпретировать этические аспекты

современных исследований в биологии, медицине,

биотехнологии; рассматривать глобальные

экологические проблемы современности, формировать

по отношению к ним собственную позицию, умение

оценивать этические аспекты современных

исследований в области биотехнологии и генетических

технологий (клонирование, искусственное

оплодотворение, направленное изменение генома и

создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их

экспериментальными средствами, формулируя цель

исследования, анализировать полученные результаты и

делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе

по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе

школьных научных обществ и публично представлять

полученные результаты на ученических конференциях разного уровня

ОК 02. Использовать

современные

средства поиска,

анализа и

интерпретации информации и

информационные

технологии для

выполнения задач

профессиональной

деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной

практики, основанного на диалоге культур, способствующего

осознанию своего места в поликультурном мире;
 - совершенствование языковой и читательской культуры как

средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность

осуществлять проектную и исследовательскую деятельность

индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников

разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных

видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом

назначения информации и целевой аудитории, выбирая

оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее

соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и

коммуникационных технологий в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с соблюдением

требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформировать умения критически оценивать

информацию биологического содержания, включающую

псевдонаучные знания из различных источников

(средства массовой информации, научно-популярные

материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине,

биотехнологии;

- интерпретировать этические аспекты современных

исследований в биологии, медицине, биотехнологии;

рассматривать глобальные экологические проблемы

современности, формировать по отношению к ним

собственную позицию, умение оценивать этические

аспекты современных исследований в области

биотехнологии и генетических технологий

(клонирование, искусственное оплодотворение,

направленное изменение генома и создание

трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно

взаимодействовать и

работать в

коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и

самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной

и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и

индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять

план действий, распределять роли с учетом мнений

участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,

быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе

результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их

экспериментальными средствами, формулируя цель

исследования, анализировать полученные результаты и

делать выводы; 

- принимать участие в научно-исследовательской работе

по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе

школьных научных обществ и публично представлять

полученные результаты на ученических конференциях

разного уровня

ОК 07. Содействовать

сохранению

окружающей среды,

ресурсосбережению,

применять знания об

изменении климата,

принципы

бережливого

производства,

эффективно

действовать в

чрезвычайных

ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание

влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, осознание глобального

характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей

среде на основе знания целей устойчивого развития

человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей

среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические

последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической

направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

-  владеть системой знаний об основных методах

научного познания, используемых в биологических

исследованиях живых объектов и экосистем (описание,

измерение, проведение наблюдений); способами

выявления и оценки антропогенных изменений в

природе;

- уметь выявлять отличительные признаки живых

систем, в том числе грибов, растений, животных и

человека; приспособленность видов к среде обитания,

абиотических и биотических компонентов экосистем,

взаимосвязей организмов в сообществах,

антропогенных изменений в экосистемах своей

местности;

- уметь выделять существенные признаки

биологических процессов: обмена веществ

(метаболизм), информации и превращения энергии,

брожения, автотрофного и гетеротрофного типов

питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального

развития, размножения, индивидуального развития

организма (онтогенеза), взаимодействия генов,

гетерозиса; действий искусственного отбора,

стабилизирующего, движущего и разрывающего

естественного отбора; аллопатрического и

симпатрического видообразования; влияния движущих

сил эволюции на генофонд популяции;

приспособленности организмов к среде обитания,

чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 11

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
[1]

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 13

Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР 14

Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами

ЛР 15

Соблюдающий нормы медицинской этики, морали, права и профессионального общения

ЛР 17

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

180

в т.ч.

Основное содержание

176

в т. ч.:

теоретическое обучение

76

практические занятия

88

лабораторные занятия

4

контрольные работы

8

Промежуточная аттестация - экзамен

4

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Клетка – структурно – функциональная единица живого

42

Тема 1.1.

Биология  как

наука

Теоретическое  занятие № 1. Биология  как наука

2

ОК 02

ЛР 1

ЛР 17

Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологических знаний. История биологии. Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток

Тема 1.2. Общая

характеристика

жизни

Теоретическое занятие № 2. Общая характеристика жизни

2

ОК 02

ЛР 1

ЛР 17

Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем:

молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой,

экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на разных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие в биосистемах.

Тема 1.3.

Биологические важные химические соединения

Теоретическое занятие №3. Биологические важные химические соединения

2

4

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ЛР 13

ЛР 17

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильно – гидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ.

Практическое занятие №1. Биологические важные химические соединения

Роль белков и жиров в организме человека. Витамины и биологически активные добавки, их значение в жизни организма человека. Гипо – и – авитаминозы их последствия.

Лабораторная работа № 1  «Определение витамина С в продуктах питания».

Подготовка вариантов опыта, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.

Тема 1.4.

Структурно – функциональная организация клеток

Теоретическое занятие №4. Структурно – функциональная организация клеток

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 1

ЛР 17

ЛР 13

Клеточная теория ( Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вихров).  Основные  положения современной клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение проак4ариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической мембраны.. транспортт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура и функции клеточной стенки, грибов.

Тема 1.5.

Структурно – функциональная организация клеток

Теоретическое занятие №5. Структурно – функциональная организация клеток

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 13

Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, периксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение и функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургоро.

Полуавтономные органиды клетки: митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции.

Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки.

Тема 1.6.

Структурно- функциональные факторы наследственности

Теоретическое занятие № 6. Структурно- функциональные факторы наследственности

2

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 13

Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты . ДНК и РНК. Строение  нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная  спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК – экспертиза. Виды РНК. Функции РНК  в клетке.

Практическое занятие № 2 Структурно- функциональные факторы наследственности

Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты . ДНК и РНК. Строение  нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа

Тема 1.7.

Процессы матричного синтеза.

Теоретическое занятие № 7. Процессы матричного синтеза.

2

ОК 01

ОК 02

ЛР 13

Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК. Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная).  Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и ее этапы. Условия биосинтеза белка. Строение  т – РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в синтезе белка.

4

Практическое занятие № 3. Процессы матричного синтеза.

Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК. Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная).  Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства.

Тема 1.8. Неклеточные формы жизни

Теоретическое занятие № 8. Неклеточные формы жизни

2

4

ОК 02

ОК 04

ЛР 13

Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК – содержащих вирусов, РНК – содержащих вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека.

Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия.

Практическое занятие № 4. Неклеточные формы жизни

Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.

Представление эссе, рекомендованных преподавателем.

Тема 1.9.        Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Теоретическое занятие № 9. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

2

ОК 02

ЛР 13

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма.

Тема 1.10.        Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Теоретическое занятие № 10. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

2

ОК 02

ЛР 14

ЛР 17

Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание.

Тема 1.11.   Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Теоретическое занятие № 11. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

2

ОК 02

ОК 04

ЛР 14

Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.

Контрольная работа № 1. Молекулярный уровень организации живого

2

Раздел 2. Строение и функции организма

58

Тема 2.1.    Строение организма

Теоретическое занятие № 12. Строение организма

2

4

ОК 02

ОК 04

ЛР 14

Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

Практическое занятие № 5. Строение организма

Теория клониально – селективного иммунитета П. Эрлиха, И.И. Мечникова. Инфекционные заболевания и эпидемия. Важнейшие эпидемии в истории человечества. Вакцинация как профилактика инфекционных заболеваний.

Представление  устных сообщений с презентацией, рекомендованных преподавателем.

Тема 2.2.        Формы размножения организмов.              

Теоретическое занятие № 13. Формы размножения организмов.              

2

2

ОК 02

ЛР 14

. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование

Теоретическое занятие № 14. Формы размножения организмов.              

Формы размножения организмов. Организм человека.

Тема 2.3.    Онтогенез  животных и человека.

Теоретическое занятие № 15. Онтогенез  животных и человека.

2

2

ОК 02

ОК 04

ЛР 15

Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

Теоретическое занятие № 16. Онтогенез  животных и человека.

Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека. Биологическое старение и смерть. Геронтология.

Тема 2.4.  

Онтогенез растений

Теоретическое занятие № 17. Онтогенез растений

2

ОК 02

Гаметофит и спорофит. Размножение и развитие водорослей. Размножение и развитие споровых растений. Размножение и развитие семенных растений. Рост. Периоды онтогенеза растений.

ОК 04

ЛР 15

Тема 2.5.   Основные понятия генетики                 

 

Теоретическое занятие № 18. Основные понятия генетики

2

ОК 02

ЛР 1

Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно – генетические.

Тема 2.6.

Закономерности наследования

Теоретическое занятие № 19. Закономерности наследования

2

4

ОК 02

ОК 04

ЛР 8

Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза частоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности.

Практическое занятие № 6. Закономерности наследования

Решение задач на определение вероятности наследованных признаков при моно - , ди -, полигибридном и анализирующем скрещивании у человека

Тема 2.7.

Взаимодействие генов

Теоретическое занятие № 20. Взаимодействие генов

2

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 1

ЛР 8

ЛР 15

Генотип как  целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.

Практическое занятие № 7. Взаимодействие генов

Решение генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов у человека

Тема 2.8.

Сцепленное наследование признаков

Теоретическое занятие № 21. Сцепленное наследование признаков

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение6 сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом.

2

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 8

Практическое занятие № 8. Сцепленное наследование признаков

Решение генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании у человека.

Тема 2.9.

Генетика пола

Теоретическое занятие № 22. Генетика пола

2

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 8

Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическое занятие № 9. Генетика пола

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания.

Тема 2.10.

Генетика человека

Теоретическое занятие № 23. Генетика человека

2

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 8

ЛР 17

Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно – статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.

Практическое занятие № 10. Генетика человека

Решение генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания.

Тема 2.11.

Закономерности изменчивости

Теоретическое занятие № 24. Закономерности изменчивости

2

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 8

Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов)

Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции организма. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций.

Практическое занятие № 11. Закономерности изменчивости

Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания.

Тема 2.12.

Селекция организмов

Теоретическое занятие № 25. Селекция организмов

2

ОК 01

ОК 02

ЛР 8

Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм. Алгоритмы решения задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания.

Контрольная работа № 2. Строение и функции организма.

2

Раздел 3. Теория эволюции

20

Тема 3.1.

История эволюционного учения

Теоретическое занятие № 26. История эволюционного учения

2

ОК 02

ОК 04

ЛР 1

ЛР 8

Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и ее значение для формирования идеи эволюции.

Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции. Роль эволюционной теории формировании научной картины мира.

Тема 3.2.

Микроэволюция

Теоретическое занятие № 27. Микроэволюция

2

ОК 02

ЛР 8

Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции.

Движущие силы ( факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Миграция.

Изоляция популяций: географическая ( пространственная), биологическая (репродуктивная).

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии ( признаки). Видообразование как результат микроэволюции.

Тема 3.3. Макроэволюция

Теоретическое занятие № 28. Макроэволюция

2

ОК 02

ЛР 5

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции ( А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.  Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства ( Закон К. Бэра). Биогенетический закон ( Э. Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции.

Тема 3.4.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Теоретическое занятие № 29. Возникновение и развитие жизни на Земле

2

4

ОК 02

ОК 04

ЛР 8

Гипотезы и теории возникновение жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариотов. Основные черты эволюции растительного  мира. Основные черты эволюции животного мира.

Практическое занятие № 12. Возникновение и развитие жизни на Земле

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, рекомендованных преподавателем.

Тема 3.5.

Происхождение человека - антропогенез

Теоретическое занятие № 30. Происхождение человека - антропогенез

2

4

ОК 02

ЛР 1

ЛР 3

ОК 04

ЛР 8

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе.

Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.

Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная, негро – австралоидная, монголоидная, время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас.

Практическое занятие № 13. Происхождение человека – антропогенез

Время и пути расселения человека на планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека.

Написание эссе, рекомендованных преподавателем.

Контрольная работа № 3. Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле

2

Раздел 4. Экология

32

Тема 4.1.

Экологические факторы и среды жизни

Теоретическое занятие № 31. Экологические факторы и среды жизни

2

ОК 01

ОК 07

ЛР 11

Среды обитания организмов: водная, наземно – воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико – химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

Тема 4.2.

Популяция, сообщества, экосистемы

Теоретическое занятие № 32. Популяция, сообщества, экосистемы

2

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР 1

ЛР 3

ЛР 11

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура ( В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем.

Практическое занятие № 14. Популяция, сообщества, экосистемы

Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Решение практико – ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах и составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии.

Тема 4.3.

Биосфера – глобальная экологическая система

Теоретическое занятие № 33. Биосфера – глобальная экологическая система

2

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР 1

ЛР 11

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции.

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности пути их решения.

Практическое занятие № 15. Биосфера – глобальная экологическая система

Решение практико – ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания.

Тема. 4.4.

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Теоретическое занятие № 34. Влияние антропогенных факторов на биосферу

2

4

ОК 01

ОК 02

Ок 04

ОК 07

ЛР 11

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнение как вид антропогенного воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод).

Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействия на горные породы, недра).

Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса, растительные сообщества, животный

мир).

Профессионально – ориентированное содержание практического занятия № 16

Создание мультимедийных презентаций и написание эссе по темам рекомендованных преподавателем.

Тема 4.5.

Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Теоретическое занятие № 35. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

2

2

4

2

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ЛР 11

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).

Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и работоспособность.

Теоретическое занятие № 36. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты рационального питания. Правила безопасного использования бытовых приборов и технических устройств.

Практическое занятие № 17. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Определение суточного рациона питания.

Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности

Профессионально – ориентированное содержание лабораторного занятия № 2 «Умственная работоспособность»

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов.

Контрольная работа № 4. Теоретические аспекты экологии

2

Профессионально – ориентированное содержание прикладного модуля .

Раздел 5. Биология в жизни.

6

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Теоретическое занятие № 37. Биотехнологии в жизни каждого

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 1

ЛР 10

ЛР 11

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно – научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Тема 5.2. Биотехнологии в медицине и фармации

Практическое занятие 18. Биотехнологии в медицине и фармации

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 10

ЛР 11

Развитие биотехнологий в области медицины и фармации и применение их в жизни человека, поиск и  анализ информации из различных источников ( научная и учебно – научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий в медицине и фармации ( по группам).

Защита кейса: представление результатов решения кейсов ( выступление с презентацией)

Раздел 6. Биоэкологические исследования

18

Тема 6.1.   Основные методы биоэкологических исследований

Теоретическое занятие № 38. Основные методы биоэкологических исследований

2

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ЛР 10

Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые, лабораторные, экспериментальные. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный, глобальный.

Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках.

Практическое занятие № 19. Биоэкологическое исследование

Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента по определению оптимальных условий для роста и физиологической активности дрожжевых клеток. Выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов.

 Работы на выбор по мини группам:

  1. Влияние температуры на рост и физиологическую активность дрожжевых клеток.
  2. Влияние углеводов на рост и физиологическую активность дрожжевых клеток.
  3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на рост и физиологическую активность дрожжевых клеток.

Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент

Практическое занятие № 20. Биоэкологический эксперимент

4

4

4

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ЛР 10

ЛР 17

Обзор тем учебно – исследовательских проектов. Выбор учебно – исследовательского проекта из предложенных. Формирование команды проекта. Алгоритм выполнения проекта.

Каждая группа выбирает один из вариантов учебно – исследовательских проектов:

  1. Оценка качества атмосферного воздуха.
  2. Оценка качества почв методом фитотестирования.
  3. Влияние ПАВ на рост и развитие семян высших растений.
  4. Влияние солевого загрязнения на рост и развитие семян высших растений.

Первый этап выполнения проекта:

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования, формулирование гипотезы. Выбор методов исследования. Выбор точек отбора проб на территории исследования.

Постановка целей и задач исследования. Определение формы представления результатов исследования. Определение этапов и составление плана исследования.

Практическое занятие № 21. Биоэкологический эксперимент

Второй этап выполнения проекта: подготовка необходимой посуды и материала для эксперимента, проведение эксперимента, периодическая проверка течения эксперимента, сбор материала в выбранных точках отбора проб.

Третий этап выполнения проекта: получение первичных экспериментальных данных, проведение статистической обработки полученных данных.

Четвертый этап выполнения проекта: выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов, оценка качества исследуемого объекта по результатам биоэкологического анализа.

Практическое занятие № 22. Защита проекта.

Представление результатов выполнения учебно – исследовательских проектов (выступление с презентацией)

Промежуточная аттестация (экзамен)

4

Всего:  теоретические занятия: 76 часов; 

             практические занятия: 88 часов;

             лабораторные работы: 4 часа;

             контрольные работы: 8 часов;

             экзамен: 4 часа

180

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы общеобразовательной дисциплины должен быть предусмотрен:

Кабинет «Анатомии и физиологии человека», оснащенный оборудованием:

- учебный кабинет;

- столы, стулья, шкафы;

- компьютер;

- мультимедийное оборудование;

техническими средствами обучения:

Презентации:

- «Клетка»;

- «Мейоз»;

- «Митоз»;

- «Исчезнувшие виды животных»;

- «Исчезнувшие виды растений»;

- «Бактерии»;

- «Приспособленность растений»;

- «Приспособленность живых организмов»;

- «Ученые естественных наук»;

- «Человеческие расы»;

- «Эволюция человека»;

- «Цитология»;

- «Вирусы»

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основные печатные издания

  1.  Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. «Биология 10 класс», Москва «Просвещение», 2020
  2. Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. «Биология 11 класс», Москва «Просвещение», 2020

             3.2.2. Основные электронные издания

  1. Консультант студента http://www. medcollegelib.ru/book/
  2. www/sbio.info(Вся биология, статьи, новости, библиотека)
  3. www/window.ebu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии)
  4. www.5ballov.ru/test(Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии)
  5. www.vspu,ac,ru/deold/bio/bio.htm(телекоммуникационные викторины пол биологии – экологии )
  6. www.biology.ru(Биология в открытом колледже. Сайт содержит учебник по Биологии, On – lineтесты)
  7. www.informika. ru(Электронный учебник, большой список интернет – ресурсов)
  8. www.nrc,ebu.ru( Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете)
  9. www. Nature.ok.ru(Редкие и исчезающие животные России – проект Экологического цента МГУ им. М.В. Ломоносова)
  10. www. Kolenkoa .ru(Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии и другим предметам)
  11. www/ schoolcity.by(Биология в вопросах и ответах)
  12. www.bril2002 . narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология », «Человек»)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01

Тема 1.3. Биологически важные соединения

Тема 1.4. Структурно – функциональная организация клеток

Тема 1.5. Структурно – функциональные факторы наследственности

Тема 1.6. Процессы матричного синтеза

Тема 2.7. Взаимодействие генов

Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков

Тема 2.9. Генетика пола

Тема 2.10. Генетика человека

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 2.12. Селекция организмов

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Тема 5.2. Биотехнологии в медицине и фармации

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Оценка устного ответа.

Оценка решения экологических задач.

Оценка тестового контроля

Решать элементарные биологические задачи

ОК 02

Тема 1.1. Биология как наука

Тема 1.2. Общая характеристика жизни

Тема 1.3. Биологически важные соединения

Тема 1.4. Структурно – функциональная организация клеток

Тема 1.5. Структурно – функциональные факторы наследственности

Тема 1.6. Процессы матричного синтеза

Тема 1.7. Неклеточные формы жизни

Тема 1.8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Тема 2.1. Строение организма

Тема 2.2. Формы размножения организмов

Тема 2.3. Онтогенез животных и человека

Тема 2.4. Онтогенез растений

Тема 2.5. Основные понятия генетики

Тема 2.6. Закономерности наследования

Тема 2.7. Взаимодействие генов

Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков

Тема 2.9. Генетика пола

Тема 2.10. Генетика человека

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 2.12. Селекция организмов

Тема 3.1. История эволюционного учения

Тема 3.2. Микроэволюция

Тема 3.3. Макроэволюция

Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле

Тема 3.5. Происхождение человека – антропогенез

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы 

Тема 4.3. Биосфера- глобальная экологическая система

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Тема 5.2. Биотехнологии в медицине и фармации

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент

Оценка устного ответа.

Оценка решения экологических задач.

Оценка тестового контроля

Решать элементарные биологические задачи

ОК 04

Тема 1.3. Биологически важные соединения

Тема 1.4. Структурно – функциональная организация клеток

Тема 1.7. Неклеточные формы жизни

Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Тема 2.1. Строение организма

Тема 2.3. Онтогенез животных и человека

Тема 2.4. Онтогенез растений

Тема 2.6. Закономерности наследования

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Тема 3.1. История эволюционного учения

Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле

Тема 3.5. Происхождение человека – антропогенез

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Тема 5.2. Биотехнологии в медицине и фармации

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент

Оценка устного ответа.

Оценка решения экологических задач.

Оценка тестового контроля

Решать элементарные биологические задачи

ОК 07

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Тема 4.3. Биосфера- глобальная экологическая система

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент

Оценка устного ответа.

Оценка решения экологических задач.

Оценка тестового контроля

Решать элементарные биологические задачи

Приложение 1

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН (ОД) С УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ (УД) И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ (ПМ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОД

УД

Тема

ПМ

Тема

Индекс и название дисциплины

Индекс и название дисциплины

Название в соответствии с рабочей программой

Индекс и название ПМ

Название в соответствии с рабочей программой

ОУД 15 Биология

Анатомия и физиология человека

Тема 2.1. Строение организма

Тема 2.3. Онтогенез животных и человека

Генетика

Тема 2.5. Основные понятия генетики

Тема 2.6. Закономерности наследования

Тема 2.7. Взаимодействие генов

Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков

Тема 2.9. Генетика пола

Тема 2.10. Генетика человека

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

ОУД 17 Экология

Тема 4.1. Экологические факторы и среды

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Тема 4.3. Биосфера – глобальная экологическая система

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тема 4.5. Влияние социально – экологических факторов на здоровье человека



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Биология»  для профессий начального профессионального образования и специальнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП. 02 БИОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 280711 Рациональное использование природохоз...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность» для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность»  для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.29 БИОЛОГИЯ

Рабочая программа биология предназначена для подготовки профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО по специальности «Переработка нефти и газа». Изучается как проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 БИОЛОГИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 БИОЛОГИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих –  23.02.03  "Техническая эксплуатация и ремонт автомобильног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика» Базовый уровень программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Содержание программы общеобразовательной дисциплины "Математика"  направлено на достижение результатов её изучения в соответствии с требованиями  ФГОС СОО с учётом профессиональной...