РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 БИОЛОГИИ
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 БИОЛОГИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
– 23.02.03 "Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.74 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09 БИОЛОГИЯ
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
– 23.02.03 Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям)»
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 1-2
Когалым, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.09 Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии;
– 23.02.03 Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям)»
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж»
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении естественнонаучного цикла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена – 23.02.03 Техническая эксплуатация и ремонт
Протокол №________ от «__ »__ 2015 г.
Руководитель МО ____________ Н.А. Елфимова
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
Протокол № от
Председатель МС ____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________ Н.А.Михеева
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
При освоении профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов;
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно - научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» студент должен знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 7 |
практические занятия | 17 |
Контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Индивидуальные творческие задания | 16 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 20 |
исследовательская работа | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология» | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 2 | ||
Теме 1. Признаки живых организмов. | Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. | 1 | |
Тема 2. Методы познания живой природы. | Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биологи», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | |
Демонстрации. Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. | |||
Раздел I Учение о клетке | 12 | ||
Тема 1.1. Строение и функции клетки | 8 | ||
1.1.1.Строение клетки | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. | 1 | 2 |
1.1.2. Химический состав клетки. | Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | 2 | 2 |
1.1.3. Строение и функции органоидов клетки. Вирусы | Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | 2 | 2 |
Демонстрации Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз. | 2 2
2 | 2 2 2 | |
Лабораторная работа №1 Наблюдение, сравнение клеток растений и животных, их описание. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №2 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (кожицы лука ). | 1 | 2 | |
Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 4 | ||
1.2.1. Обмен веществ | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 2 |
1.2.2. Типы обмена веществ | Энергетический обмен. Пластический обмен. | 2 | 2 |
Контрольная работа №1 по разделу 1 «Клетка, Обмен веществ» | 1 | 3 | |
Демонстрации. Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз. | |||
Самостоятельная работа. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью растений и животных. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях. Клеточная теория строения организмов. | 8 | ||
Раздел II. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 8 | ||
Тема 2.1. Организм - единое целое. | 3 | ||
2.1.1. Размножение организмов. | Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Организм - единое целое. Многообразие организмов. | 1 | 2 |
2.1.2. Половое и бесполое размножение | Образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма | . | 5 | |
2.2.1. Онтогенез | Индивидуальное развитие организма, этап онтогенеза. Основные этапы эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства | 2 | 2 |
2.2. 2. Репродуктивное здоровье | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. | 1 | 2 |
Демонстрации Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных. | |||
Практическое занятие №1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных. Доказательство их эволюционного родства | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. Биологическое значение чередования поколений. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. | 6 | ||
Раздел III. Основы генетики и селекции | 11 | ||
Тема .3.1. Основы генетики | 8 | ||
3.1.1. Генетика | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | 1 | 2 |
3.1.2. Законы генетики | Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1 | 2 |
3.1.3. Изменчивость. Виды изменчивости | Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. | 1 | 2 |
Лабораторная работа №3. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 2. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания | 1 | 2 | |
Практическое занятие № 3. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Селекция | . | 3 | |
3.2.1. Селекция. Одомашнивание | Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений | 1 | 2 |
3.2.2. Методы селекции | Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 1 | 2 |
Контрольная работа № 2 по разделу 2 и 3 «Организм. Основы генетики и селекции» | 1 | 3 | |
Демонстрации: Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. | |||
Самостоятельная работа. Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Центры многообразия и происхождения домашних животных. История происхождения отдельных сортов культурных растений | 6 | ||
Раздел IV. Эволюционное учение | 12 | ||
Тема 4.1. Эволюционное учение Ч. Дарвина | 4 | ||
4.1.1. История развития эволюционных идей | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 2 | 2 |
4.1.2. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира | 2 | 2 |
Тема 4.2. Движущие силы эволюции | 5 | ||
4.2.1. Вид. Критерии вида. | Концепция вида, его критерии. Естественный отбор. | 2 | |
4.2.2. Популяция | Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 1 | 2 |
| Лабораторная работа № 4. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 2 | 1 |
Тема 4.3. Основные направления эволюционного прогресса. | 3 | ||
4.3.1. Движущие силы эволюции | Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов | 2 | 2 |
4.3.2. Основные направления эволюционного прогресса. | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора. | 7 | ||
Раздел V. История развития жизни на Земле | 8 | ||
Тема 5.1. Развитие органического мира | .. | 2 | |
5.1.1. Гипотезы происхождения жизни | Теория Опарин и других ученых. | 1 | 2 |
5.1.2 Развитие органического мира | Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | 2 |
Тема 5.2. Эволюция человека | 6 | ||
5.2.1. Доказательства происхождения человека | Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 4. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземной- воздушной, почвенной ). | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 3 по разделу 4 и 5 «Эволюция мира, человека. Развитие органического мира» | 1 | 3 | |
Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы. | |||
Самостоятельная работа. Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения жизни. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Влияние движения материков и Современный этап развития человечества. Человеческие расы. | 5 | 2 | |
Раздел VI. Основы экологии | 22 | ||
Тема 6.1. Экология и экологические системы | 9 | ||
6.1.1. Экология. Экологические факторы | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 1 | 2 |
6.1.2. Экологические системы | Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 2 | 2 |
6.1.3. Взаимоотношения в экосистеме | Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | 1 | 2 |
6.1.4. Искусственные сообщества | Агроэкосистемы и урбоэкосистемы | 1 | 2 |
Практические занятия № 6. Решение экологических задач. | 2 | 1 | |
Практические занятия №7. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 2 | 1 | |
Тема 6.2.. Биосфера - глобальная экосистема | 13 | ||
6.2.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского. | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере | 2 | 2 |
6.2.2. Биомасса | Роль живых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. | 2 | 2 |
6.2.3. Человек и окружающая среда. | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду | 2 | 2 |
6.2.4. Глобальные экологические проблемы | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 2 | 2 |
Практическое занятие №8. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 9. Сравнительное описание одной из естественных природных систем ( сосновый лес ) | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 4. По разделу 6 «Биосфера. Экология» | 1 | 3 | |
Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России. | |||
Самостоятельная работа. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества. | 6 | ||
Раздел VII. Бионика | 3 | ||
Тема 7.1. Бионика | 3 | ||
7.1.1. Бионика, одно из направлений биологии и кибернетики | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 2 | 2 |
Демонстрации Модели складчатой структур, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике. | |||
Самостоятельная работа. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов. | 4 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
ВСЕГО: | 78 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных зада)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология и география».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий по биологии;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- персональный компьютер
- проекционный экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология .-М.,2010.
- Константинов В.М. Биология: эл. учебник . – М.: Академия, 2011
Дополнительные источники:
- Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа:www.krugosvet.ru
- Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности. | тестирование, практическиезанятия, |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем. | тестирование, лабораторные работы |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере. | тестирование, практическиезанятия |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки. | Индивидуальная работа обучающихся |
биологическую терминологию и символику | тестирование, |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | тестирование, лабораторные работы, практическиезанятия, |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | практические занятия |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | практические занятия |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | практические занятия, исследовательская работа |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | практические занятия |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | практические занятия |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | исследовательская работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-381643-1391428800.jpg)
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология (по специальностям СПО 030912)
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управленияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБиология (по специальностям СПО 030912) Рабочая программа учебной дисциплины разработана на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-451928-1417772826.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальнос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540366-1417116482.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540366-1417116482.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-620638-1447605712.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-620638-1447605712.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА) для всех специальностей
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-63096-1357209414.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную прог...