РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.29 БИОЛОГИЯ
рабочая программа на тему

Михеева Надежда Андреевна
Рабочая программа биология предназначена для подготовки профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО по специальности «Переработка нефти и газа». Изучается как профильный учебный предмет в объеме 147 часов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odp.29_biologiya.docx72.24 КБ

Предварительный просмотр:

.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

                                                                                     

                                                                                                             Утверждаю:

  директор БУ «Когалымский

                                                                                                            политехнический колледж»

_______________ И.Г.Енева

«_____»  ___________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.29 БИОЛОГИЯ

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

18.02.09 «Переработка нефти и  газа»

Форма обучения    очная

Курс                        1

Семестр                  1-2            

Когалым, 2015 г.


           Рабочая программа учебной дисциплины  ОДП.29 Биология  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии;

18.02.09 «Переработка нефти и  газа»

Организация-разработчик:  бюджетное учреждение  профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Когалымский  политехнический колледж»

      Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении естественнонаучного  цикла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов   среднего звена   18.02.09 «Переработка нефти и  газа»

Протокол №________  от «__ »__        2015 г.

       Руководитель МО ____________ Н.А. Елфимова

                                       (подпись)

   Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»

      Протокол №     от

      Председатель МС ____________ Е.М. Свищук

                                            (подпись)

            Рабочую программу разработал:

            Преподаватель БУ «Когалымский

            политехнический колледж»                 ________________ Н.А.Михеева

                                                                      (подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

          При освоении  профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО биология изучается как профильный учебный предмет в объеме 147 часов;

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно - научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


        В результате изучения учебной дисциплины «Биология» студент должен знать/понимать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося  221 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  147 часов;

самостоятельной работы  обучающегося 74 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

лабораторные занятия

8

практические занятия

66

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

Индивидуальные  творческие  задания

16

внеаудиторная самостоятельная работа

20

исследовательская работа

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                                    2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

4

Теме 1.   Признаки живых организмов.

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  

2

Тема 2.  Методы познания живой природы.

Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биологи», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной  естественно - научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.  

2

Демонстрации.

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

Раздел I

Учение о клетке

26

Тема 1.1. Строение и

 функции клетки

16

1.1.1.Строение клетки

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.  Клеточная теория строения организмов. 

2

2

1.1.2 – 1.1.3.  Химический состав  клетки.

Химическая организация клетки. Органические и   неорганические вещества клетки и живых организмов.   Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке

4

2

1.1.4. Строение и функции  органоидов  клетки.  

Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

2

  Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

                 

                 

             

                 

2

2

2

Лабораторная работа №1 Наблюдение, сравнение  клеток растений и животных, их описание.

2

2

Лабораторная работа №2  Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (кожицы  лука ).

2

Практическое занятие №  1. Сравнение клеток растений, животных, грибов.

2

1.1.5.  Клетки прокариоты и эукариоты. Вирусы

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2

Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

10

1.2.1.   Обмен веществ

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

2

2

1.2.2. Типы обмена   веществ

Энергетический обмен. Пластический обмен.

2

2

Практическое занятие № 2. Энергетический обмен в клетке.

2

Практическое занятие № 3. Питание клетки. Фотосинтез.

2

Контрольная работа  №1     «Клетка,  Обмен веществ»

2

3

Демонстрации.

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Самостоятельная работа.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью растений и животных. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.  Клеточная  теория строения организмов.

14

Раздел II. Организм.  Размножение  и индивидуальное развитие организмов

                 10

Тема 2.1. Организм - единое целое.

4

2.1.1.   Размножение   организмов.

Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Образование  половых  клеток  и  оплодотворение

2

2

Практическое занятие № 4.  Половое и бесполое размножение.

2

2

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма

.

6

  Практическое занятие №  5.  Онтогенез

2

2

2.2. 1.   Репродуктивное здоровье

Индивидуальное развитие организма, этап онтогенеза. Основные этапы эмбрионального развития.  Сходство  зародышей  представителей  разных  групп  позвоночных  как  свидетельство  их  эволюционного  родстваПоследствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.   Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека.

2

2

Практическое  занятие № 6.  Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных. Доказательство их эволюционного родства.

2

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Самостоятельная работа.

Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.  Биологическое значение чередования поколений. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

10

Раздел III. Основы генетики и селекции

33

Тема .3.1. Основы генетики

21

3.1.1.  Генетика.  Задачи генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2

2

3.1.2.  Методы  генетики

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование..   Закономерности изменчивости..

1

2

Практическое занятие №  7. Законы генетики. Сцепленное наследование

2

3.1.3. Значение генетики

 

Значение генетики для селекции и медицины.  Наследственная или генотипическая изменчивость.  Модификационная изменчивость

2

2

Практическое занятие № 8.  Изменчивость. Виды изменчивости

2

2

Лабораторная работа №3.  Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

2

2

3.1.4. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.  

Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика

2

Практическое занятие № 9.   Составление простейших схем моногибридного и  дигибридного  скрещивания

2

2

Практическое занятие № 10.   Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости

2

2

Практическое занятие. № 11.  Анализ фенотипической изменчивости

2

Практическое занятие. № 12.  Решение генетических задач.

2

Тема 3.2. Селекция

.

12

3.2.1.  Селекция.    Задачи селекции.

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

2

2

Практическое занятие. № 13. Одомашнивание

2

Практическое занятие. № 14 (33-34). Методы селекции

2

3.2.2. Достижения современной селекции

 Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.  

2

2

3.2.3.  Биотехнология

Биотехнология,  ее  достижения  и  перспективы  развития.

2

Контрольная работа № 2  «Организм. Основы генетики и селекции»

1

3

Дифференцированный зачет

1

Демонстрации:

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения  культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Самостоятельная работа.

Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Центры многообразия и происхождения домашних животных. История происхождения отдельных сортов культурных растений

10

Раздел IV. Эволюционное учение

20

Тема 4.1. Эволюционное учение Ч. Дарвина

4

4.1.1.  История развития эволюционных идей

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

2

4.1.2.   Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Основные положения.

2

2

Тема 4.2. Движущие силы эволюции

8

4.2.1.   Вид.   Критерии вида.

Концепция вида, его критерии.  Естественный отбор.

2

4.2.2.   Популяция

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

2

2

4.2.3.  Естественный отбор.

Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира

2

   

Лабораторная работа № 4. Описание особей  одного вида по морфологическому критерию.

2

1

Тема 4.3. Основные направления эволюционного прогресса.

8

4.3.1  Синтетическая теория эволюции.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

4.3.2.    Движущие силы эволюции

Макроэволюция. Доказательства эволюции.  Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.   Причины вымирания видов

2

2

Практическое занятие. №  15. Микроэволюция, Макроэволюция

2

4.3.3.   Основные направления эволюционного прогресса.

Биологический прогресс и биологический регресс.

2

2

Самостоятельная работа.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

10

Раздел V. История развития жизни на Земле

16

Тема 5.1. Развитие органического мира

..

4

Теория  Опарин  и других  ученых. Краткая история развития органического мира.   Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

Практическое занятие. №  16  Гипотезы происхождения жизни.

2

2

Практическое занятие. №  17.  История развитие органического мира

2

Тема 5.2. Эволюция человека

12

Практическое занятие. №  18.   Гипотезы о происхождении человека.

2

5.2.1.   Доказательства   происхождения  человека

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2

2

Практическое занятие. №  19  Человеческие расы.

2

Практическое занятие № 20.     Приспособление организмов к разным средам обитания (водной,  наземной- воздушной, почвенной ).

2

2

Практическое занятие № 21.  Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

2

Контрольная работа №  3 «Эволюция мира, человека. Развитие органического мира»

2

3

Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Самостоятельная работа.

Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения  жизни.   Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Влияние движения материков и Современный этап развития человечества. Человеческие расы.

10

2

Раздел VI. Основы экологии

35

Тема 6.1. Экология и экологические системы

12

6.1.1.   Экология.   Экологические факторы

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

2

2

Практические занятия № 22  Экологические системы

2

2

Практические занятия № 23  Взаимоотношения в экосистеме(симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция).

2

2

Практические занятия № 24  Пищевые связи

1

6.1.2.   Искусственные сообщества

 Агроэкосистемы  и урбоэкосистемы

1

2

Практические занятия № 25.   Решение экологических задач.

2

1

Практические занятия № 26. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2

1

Тема 6.2.. Биосфера - глобальная экосистема

23

6.2.1.   Биосфера.   Учение В.И. Вернадского.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.  Роль живых организмов в биосфере.  Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере.

2

2

Практические занятия № 27.  Биомасса. Роль живых организмов в биосфере

2

2

Практические занятия № 28.  Роль  фотосинтеза и дыхания в формировании биосферы.

2

6.2.2.   Человек   и  окружающая   среда.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  

2

2

Практические занятия № 29.  Глобальные  экологические проблемы

2

2

Практическое занятие № 30. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

2

2

Практическое занятие   № 31.  Сравнительное описание одной  из  естественных природных  систем  ( сосновый  лес )

2

2

Практические занятия №32. Сравнительное  описание одной из естественных природных систем (хвойный   лес).

2

6.2.3. Ноосфера.  

Экология как теоретическая  Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.     Ноосфера.   Правила поведения людей в окружающей природной среде Ноосфера.   Правила поведения людей в окружающей природной среде

2

Практические занятия № 33.  Экологические кризисы и экологические катастрофы.

2

6.2.4. Природопользование.

Теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.  

2

Контрольная работа № 4.  «Биосфера. Экология»

1

3

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Самостоятельная работа.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества.

12

Раздел VII. Бионика

3

Тема 7.1. Бионика

3

7.1.1.   Бионика, одно из направлений биологии и  кибернетики

Бионика как одно из направлений биологии и  кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

2

Демонстрации

Модели складчатой структур,  используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Самостоятельная работа.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Рациональное использование и охрана (конкретных)  возобновимых  природных ресурсов.

8

Дифференцированный зачет

1

3

ВСЕГО:

147

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,  решение проблемных зада)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология и география».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических пособий по биологии;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор
  • персональный компьютер
  • проекционный экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология .-М.,2010.
  2. Константинов В.М. Биология: эл. учебник . – М.: Академия, 2011

Дополнительные источники:

  1.   Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа:www.krugosvet.ru
  2. Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.

тестирование, практическиезанятия,

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.

тестирование, лабораторные работы

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

тестирование, практическиезанятия

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

Индивидуальная работа обучающихся

биологическую терминологию и символику

тестирование,

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

тестирование, лабораторные работы,

практическиезанятия,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

практические занятия

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

практические занятия

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

практические занятия,

исследовательская работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

практические занятия

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

практические занятия

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

исследовательская работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология (по специальностям СПО 030912)

Ставропольский техникум сервиса, экономики и управленияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБиология (по специальностям СПО 030912)   Рабочая программа учебной дисциплины разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Биология»  для профессий начального профессионального образования и специальнос...

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"

Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"

Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА) для всех специальностей

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную прог...