Рабочая программа по биологии
рабочая программа

Жигалкина Татьяна Александровна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология предназначена для изучения естествознания в ПОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.biologiya.master2024.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

 ТИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М. КЛЫКОВА»

РАССМОТРЕНА:

на заседании предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных  дисциплин

Протокол № __ от«__» _____20__ г.

Председатель ПЦМК:_________________.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОБПОУ «Советский социально- аграрный техникум им. В.М. Клыкова»

 _____________ А.Д. Миронов

«____» _____________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.10 БИОЛОГИЯ

Профессия: 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

2024 г.

Разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015 г.).

Организация - разработчик:

Тимский филиал ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Разработчик: Жигалкина Т.А., преподаватель

Содержание

стр.

1.    Пояснительная записка

4

  1. Общая характеристика учебной дисциплины

  1. Место учебной дисциплины в учебном плане

7

  1. Результаты освоения учебной дисциплины

7

  1. Содержание учебной дисциплины

9

  1. Тематическое планирование

11

  1. Тематический план учебной дисциплины

11

  1. Характеристика основных видов учебной деятельности

12

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины ОД.10 Биология

14

  1. Список  используемых источников

15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательного учебной дисциплины ОД.10 Биология предназначена для изучения естествознания в ПОО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих социально-экономического профиля профессионального образования.

Содержание рабочей программы учебной дисциплины ОД.10 Биология направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природной среде

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих социально-экономического профиля.

1.1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.10 БИОЛОГИЯ

Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности.

Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь.

Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию.

При изучении учебного материала по биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОБД.10 Биология завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования

  1.  МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина ОД.10 Биология является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла.

В учебных планах место учебной дисциплины ОД.10 Биология в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического  профиля профессионального образования.

  1.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины ОД.10 Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
  • объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
  • применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

предметных:

  • сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
  • владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
  • сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
  • сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
  • владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
  • сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технический профиль профессионального образования.

Биология как наука. Методы научного познания

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

Демонстрации:

Уровни организации жизни.

Методы познания живой природы.

Самостоятельная работа:

Увеличительные приборы в биологии.

Свойства (признаки) живых систем.

Клетка – структурно-функциональная единица живого

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Практические занятия:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Действие фермента каталаза на пероксид водорода.

Самостоятельная работа:

Составление таблицы «Органоиды клетки»

Современные методы изучения клетки.

Клетка как целостная живая система.

Биогенные элементы.

Жизнь как форма существования белковых тел.

Составление таблицы «Структуры белка»

Индивидуальный проект

СПИД – чума 21 века.

Строение и функции организма

Организм — единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.

Демонстрации:

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма.

Практические занятия:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Самостоятельная работа:

Составление таблицы «Сравнение митоза и мейоза»

Составление схемы «Гаметогенез у человека: сперматогенез и овогенез»

Влияние вредных факторов окружающей среды на процесс образования половых клеток у человека.

Двойное оплодотворение у растений.

Индивидуальный проект

Формы вегетативного размножения растений.

Партеногенез у животных (пчёлы, муравьи).

Основы генетики и селекции

Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.

Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Демонстрации:

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Исследования в области биотехнологии.

Практические занятия:

Решение элементарных генетических задач.

Модификационная изменчивость организмов. Построение вариационной кривой.

Самостоятельная работа:

Влияние алкоголя и ПАВ на развитие зародыша человека.

Грегор Мендель – основоположник генетики.

Хромосомная теория Томаса Моргана.

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом.

Мутации и мутагены.

Н.И. Вавилов и его учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений.

Индивидуальный проект

Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

Теория эволюции

Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса.

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации:

Критерии вида.

Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Редкие и исчезающие виды.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации:

Движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека и человеческих рас.

Практические занятия:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Характеристика основных этапов происхождения человека.

Самостоятельная работа:

Среды обитания организмов: причины разнообразия.

Карл Линней и его труды.

Жан Батист Ламарк и его эволюционная теория.

Чарльз Дарвин и его учение о видах.

Мутации как фактор эволюции.

Борьба за существование как фактор эволюции.

Формы естественного отбора.

Человек и искусственный отбор.

Популяция как единица биологической эволюции.

Современные взгляды на биологическую эволюцию.

 Редкие и исчезающие виды  растений.

Редкие и исчезающие виды животных.

Индивидуальный проект

Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

Окружающая человека среда и ее компоненты.

Экология

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Ярусность растительного сообщества.

Круговорот углерода в биосфере.

Заповедники и заказники России.

Практические занятия:

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсии

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации)

Самостоятельная работа:

Составление таблицы «Сравнение биогеоценоза и агроценоза».

Составление таблицы «Виды взаимодействия организмов в экосистеме»

Научно-технический прогресс и проблемы экологии.

В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

Популяция как экологическая единица.

Государственная политика в вопросе сохранения биоразнообразия.

Природоохранная деятельность в Российской Федерации.

Индивидуальный проект

Путешествие по заповедникам России.

Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

Биология в жизни

Использование природных конструкций в технических сооружениях. Использование особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов в целях создания наиболее совершенных технических приспособлений, устройств, систем. Знание возможностей адаптации человека к факторам среды. Знание проблем сохранения здоровья человека. Защитные механизмы организма человека. Знание причин возникновения болезней. Знание закономерностей наследственности.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины ОД.10 Биология в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 78 часов

2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.10 Биология

п/п

Наименование разделов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Всего

Лабораторные работы

Практические занятия

1

Клетка – структурно-функциональная единица живого

17

2

2

2

Строение и функции организма

21

-

-

3

Теория эволюции

6

-

-

4

Экология

24

-

5

Биология в жизни

8

-

-

-

Дифференцированный зачет

2

Всего часов

78

2

2

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Клетка – структурно-функциональная единица живого

Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом.

Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Строение и функции организма 

Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.

Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов.

Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

Теория эволюции

Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

Экология

Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем.

Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы.

Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

Биология в жизни

Знание возможностей адаптации человека к факторам среды. Знание проблем сохранения здоровья человека. Защитные механизмы организма человека. Знание причин возникновения болезней. Знание закономерностей наследственности.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.10 БИОЛОГИЯ

Освоение программы учебной дисциплины ОД.10 Биология в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, географии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета биологии удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащены типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОД.10 Биология входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект электроснабжения кабинетов;
  • технические средства обучения;
  • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);
  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОД.10 Биология рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен словарями, справочниками по биологии, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные

  1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2024.
  2. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2024.
  3. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования/В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева, - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2018.
  4. Елкина Л. В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2020.
  5. Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. — М., 2014.

Дополнительные

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательныхпрограмм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.
  6. Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. Библиоклуб.ру
  2. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
  3. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  4. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  5. www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
  6. www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС-3

Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                   ПРОФ...

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО....

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии

Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...