РП ПД.01 Математика (ИС)
рабочая программа

Василькова Вера Алексеевна

РП ПД.01 Математика (ИС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pd_01_is_2025_rp.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.01 МАТЕМАТИКА

образовательной программы среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

09.02.07 Информационные системы и программирование

        2025 год

Рабочая программа учебной дисциплины ПД.01 Математика разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции), требованиями Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 года № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Математика» для профессиональных образовательных организаций, разработанной и утвержденной на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО «ИРПО» (Протокол № 6/2025 от 18.04.2025 г.) для реализации образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и в соответствии с Письмом Министерства просвещения Российской Федерации  от 14.06. 2024 года № 05-1971 «О направлении рекомендаций» вместе с Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения  образовательной программы среднего профессионального образования.

РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии естественнонаучных и математических дисциплин

Протокол № 10 от «31»  мая  2025 г.

Председатель комиссии ________________

                             /Пенкина Н.А./

ОДОБРЕНО методическим советом техникума

 

Протокол № 9 от «30» мая 2025 г.

Председатель _____________/Кулиева А.И./

Организация-разработчик:  

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

Составитель:

Василькова Вера Алексеевна, преподаватель математики     ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Рецензенты:

Внутренний: Цацаева Татьяна Николаевна, преподаватель математики ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

 Внешний: Елистратова Н.Н., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий Поволжского кооперативного института (филиала) АНО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

СОДЕРЖАНИЕ

        Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        31

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ               33


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПД 0.1 МАТЕМАТИКА

        

  1. Область применения программы

          Общеобразовательная дисциплина «Математика» является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

1.2.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

1.2.1.Цели общеобразовательной дисциплины

Главной  целью общего  математического образования  является  формирование  у  обучающегося  целостного представления о мире и роли математики в создании современной естественнонаучной картины мира.

1.2.2.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

Код и наименование

формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

 - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

 - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных дисциплинаных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике

З.1 Роль и место математики в современной цивилизации, способы описания на математическом языке явлений реального мира.

 З.2 Основополагающие математические понятия, позволяющие описывать и изучать разные процессы и явления.

З.3 Знание понятийного аппарата по основным разделам курса математики, основных теорем, формул.

З.4 Основные методы доказательств и алгоритмы решения.

З.5 Основные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.7 Основные понятия о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основные свойства и формулы.

З.8 Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

З.9 Основные понятия о комплексных числах.

З.10 Основные понятия о множествах, подмножествах, операциях над множествами.

З.11 Основные понятия о среднем арифметическом, медиане, наибольшем и наименьшем значениях, размахах, дисперсиях, стандартных отклонениях числового набора.

У.1 Применять методы  доказательства и алгоритмы решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

У.2 Распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры, применять их свойства  и формулы для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

У.3 Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

У.4 Применять и доказывать теоремы, формулы при решении  математических задач. Находить нестандартные способы решения задач.

У5 Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем

У.6 Использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин, характеризовать поведение функции.

У.7 Составлять вероятностные модели по условию задачи и вычислять вероятности наступления событий.

У.8 Исследовать случайные величины по их распределению.

У9 Моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.

У.10  Оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений, и при решении задач, в том числе из других учебных предметов.

У.11 Оперировать понятиями: комплексное число, сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел.

У.12   Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств.

У.13 Оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, граф на плоскости; умение задавать и описывать графы различными способами; использовать графы при решении задач.

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

 - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

З.1 Роль и место математики в современной цивилизации, способы описания на математическом языке явлений реального мира.

 З.2 Основополагающие математические понятия, позволяющие описывать и изучать разные процессы и явления.

З.3 Знание понятийного аппарата по основным разделам курса математики, основных теорем, формул.

З.4 Основные методы доказательств и алгоритмы решения.

З.5 Основные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.7 Основные понятия о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основные свойства и формулы.

З.8 Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

З.9 Основные понятия о комплексных числах.

З.10 Основные понятия о множествах, подмножествах, операциях над множествами.

З.11 Основные понятия о среднем арифметическом, медиане, наибольшем и наименьшем значениях, размахах, дисперсиях, стандартных отклонениях числового набора.

У.1 Применять методы  доказательства и алгоритмы решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

У.2 Распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры, применять их свойства  и формулы для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

У.3 Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

У.4 Применять и доказывать теоремы, формулы при решении  математических задач. Находить нестандартные способы решения задач.

У5 Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем

У.6 Использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин, характеризовать поведение функции.

У.7 Составлять вероятностные модели по условию задачи и вычислять вероятности наступления событий.

У.8 Исследовать случайные величины по их распределению.

У9 Моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.

У.10  Оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений, и при решении задач, в том числе из других учебных предметов.

У.11 Оперировать понятиями: комплексное число, сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел.

У.12   Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств.

У.13 Оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, граф на плоскости; умение задавать и описывать графы различными способами; использовать графы при решении задач.

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях 

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

З.5 Основные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.7 Основные понятия о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основные свойства и формулы.

З.8 Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

У.2 Распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры, применять их свойства  и формулы для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

У.3 Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

 б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

 - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.8 Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

У.3 Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

У.4 Применять и доказывать теоремы, формулы при решении  математических задач. Находить нестандартные способы решения задач.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста 

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.11 Основные понятия о среднем арифметическом, медиане, наибольшем и наименьшем значениях, размахах, дисперсиях, стандартных отклонениях числового набора.

У.1 Применять методы  доказательства и алгоритмы решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения 

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися междисциплинаные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.11 Основные понятия о среднем арифметическом, медиане, наибольшем и наименьшем значениях, размахах, дисперсиях, стандартных отклонениях числового набора.

У.1 Применять методы  доказательства и алгоритмы решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффетивно действовать в чрезвыайных ситуациях

В области экологического воспитания:

 - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

 - расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

З.5 Основные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.

З.6 Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.7 Основные понятия о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основные свойства и формулы.

З.8 Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

У.3 Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

ПК 5.6  Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.

ПК 12.1 Владеть языками программирования и технологиями разработки ИС управления бизнесом

В части трудового воспитания:

 - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность

В области ценности научного познания:

 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире

В области экологического воспитания:

 - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде

З.1. Роль и место математики в современной цивилизации, способы описания на математическом языке явлений реального мира.

 З.2. Основополагающие математические понятия, позволяющие описывать и изучать разные процессы и явления.

З.3. Знание понятийного аппарата по основным разделам курса математики, основных теорем, формул.

З 4. Основные методы доказательств и алгоритмы решения.

З.5.Основные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем.

З.6. Основные понятия, идеи и методы математического анализа.

З.7. Основные понятия о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основные свойства и формулы.

З.8. Процессы и явления, имеющие вероятностный характер, основные понятия элементарной теории вероятности, комбинаторики и математической статистики.

З.9. Основные понятия о комплексных числах.

З.10. Основные понятия о множествах, подмножествах, операциях над множествами.

З.11. Основные понятия о среднем арифметическом, медиане, наибольшем и наименьшем значениях, размахах, дисперсиях, стандартных отклонениях числового набора.

У1. Применять методы  доказательства и алгоритмы решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

У2. Распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры, применять их свойства  и формулы для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

У3. Находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

У4. Применять и доказывать теоремы, формулы при решении  математических задач. Находить нестандартные способы решения задач.

У5. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем

У6. Использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин, характеризовать поведение функции.

У7. Составлять вероятностные модели по условию задачи и вычислять вероятности наступления событий.

У8. Исследовать случайные величины по их распределению.

У9. Моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.

У10.  Оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений, и при решении задач, в том числе из других учебных предметов.

У 11.  Оперировать понятиями: комплексное число, сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел.

У 12.   Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств.

У 13. Оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, граф на плоскости; умение задавать и описывать графы различными способами; использовать графы при решении задач.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

306

в т.ч.

комбинированные занятия

316

контрольные работы

24

Основное содержание

202

в том числе:

теоретическое обучение

152

практические занятия

50

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

92

в том числе:

теоретическое обучение

32

практические занятия

60

Консультации

6

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

2.2 Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины ПД.01 Математика

Наименование разделов и тем

 п/п

Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

Основное содержание

Раздел 1. Повторение курса математики основной школы

20

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 1.1.

Цель и задачи математики
при освоении специальности.
Множества и логика

Содержание учебного материала

2

1

Цель и задачи математики при освоении специальности. Базовые знания и умения по математике в профессиональной и в повседневной деятельности. Множество, операции над множествами, диаграммы Эйлера-Венна. Использование теоретико-множественного аппарата для описания реальных процессов и явлений в профессиональной деятельности, при решении задач из других дисциплин

Тема 1.2.

Числа и вычисления

Содержание учебного материала

2

2

Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел. Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби. Арифметические операции с рациональными числами, преобразования числовых выражений. Действительные числа. Рациональные и иррациональные числа. Арифметические операции с действительными числами. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений

Тема 1.3.

Тождества и тождественные преобразования Уравнения, неравенства и их системы

Содержание учебного материала

4

3-4

Тождества и тождественные преобразования. Уравнение, корень уравнения. Неравенство, решение неравенства. Метод интервалов. Решение целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств. Применение уравнений и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни. Системы и совокупности рациональных уравнений и неравенств. Системы линейных уравнений. Решение прикладных задач с помощью системы линейных уравнений

Тема 1.4.

Процентные вычисления
в профессиональных задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

5-6

Применение дробей и процентов для решения прикладных задач из различных отраслей знаний и реальной жизни. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений. Разные способы вычисления процентов. Процентные вычисления в профессиональных задачах. Применение уравнений и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни

Тема 1.5.

Последовательности
и прогрессии

Содержание учебного материала

2

7

Последовательности, способы задания последовательностей. Монотонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Формула сложных процентов. Использование прогрессии для решения реальных задач прикладного характера

Тема 1.6.

Функции и графики

Содержание учебного материала

4

8-9

Функция, способы задания функции. График функции. Взаимно обратные функции. Область определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Чётные и нечётные функции

Тема 1.7.

Входной контроль

Содержание учебного материала

2

10

Вычисления и преобразования. Уравнения и неравенства. Прогрессии. Функции и графики

Раздел 2. Степени и корни. Степенная, показательная и логарифмическая функция

48

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 2.1.

Арифметический корень n–ой степени

Содержание учебного материала

4

11-12

Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями n–ой степени

Тема 2.2.

Степени. Стандартная форма записи действительного числа

Содержание учебного материала

4

13-4

Степень с целым показателем. Стандартная форма записи действительного числа. Использование подходящей формы записи действительных чисел для решения практических задач и представления данных. Степень с рациональным показателем. Свойства степени. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем

Тема 2.3.

Степенная функция

Содержание учебного материала

2

15

Степенная функция с натуральным и целым показателем. Её свойства и график. Свойства и график корня n-ой степени

Тема 2.4.

Иррациональные уравнения

и неравенства

Содержание учебного материала

4

16-17

Решение иррациональных уравнений и неравенств

Тема 2.5.

Применение свойств степенной функции

Содержание учебного материала

2

18

Использование свойств степенной функции при решении уравнений и неравенств

Контрольная работа 2.1 по темам - 2.4 раздела 2

Тема 2.6.

Показательная функция,
ее свойства

Содержание учебного материала

4

19-20

Показательная функция, её свойства и график

Тема 2.7.

Показательные уравнения

и неравенства

Содержание учебного материала

4

21-22

Показательные уравнения и неравенства

Тема 2.8.

Применение свойств показательной функции

Содержание учебного материала

2

23

Решение показательных уравнений и показательных неравенств

Контрольная работа по темам 2.6 - 2.7 раздела 2

Тема 2.9.

Логарифм числа. Десятичный

и натуральный логарифмы

Содержание учебного материала

4

24-25

Логарифм числа. Десятичный и натуральный логарифмы

Тема 2.10.

Свойства логарифмов

Содержание учебного материала

4

26-27

Преобразование выражений, содержащих логарифмы

Тема 2.11.

Логарифмическая функция, ее свойства

Содержание учебного материала

4

28-29

Логарифмическая функция, её свойства и график

Тема 2.12.

Логарифмические уравнения и неравенства

Содержание учебного материала

4

30-31

Логарифмические уравнения и неравенства

Тема 2.13.

Логарифмы в природе и технике

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

32-33

Применение логарифма. История развития математики. Логарифмическая спираль в природе. Ее математические свойства. Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из различных областей науки и реальной жизни

Тема 2.14.

Применение

логарифмов к решению задач

Содержание учебного материала

2

34

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Контрольная работа по темам 2.9 - 2.12 раздела 2

Раздел 3 Прямые и плоскости в пространстве

18

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 3.1.

Повторение планиметрии. Основные понятия стереометрии

Содержание учебного материала

4

35-36

Основные фигуры, факты и теоремы планиметрии. Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них

Тема 3.2.

Прямые и плоскости

в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей

Содержание учебного материала

4

37-38

Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в пространстве, параллельность трёх прямых, параллельность прямой и плоскости. Углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей: параллельные плоскости, свойства параллельных плоскостей. Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед, построение сечений

Тема 3.3.

Перпендикулярность прямых

и плоскостей

Содержание учебного материала

2

39

Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорема о прямой перпендикулярной плоскости

Тема 3.4.

Углы между прямыми
и плоскостями

Содержание учебного материала

4

40-41

Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью, двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до плоскости, расстояние от прямой до плоскости, проекция фигуры на плоскость. Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах

Тема 3.5.

Прямые и плоскости

в практических задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

42

Расположение прямых и плоскостей в окружающем мире (природе, искусстве, архитектуре, технике). Решение практико-ориентированных задач

Тема 3.6.

Основные пространственные фигуры

и их взаиморасположение

Содержание учебного материала

2

43

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Построение сечений

Контрольная работа по разделу 3

Раздел 4. Координаты и векторы в пространстве

14

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 4.1.

Векторы в пространстве. Действия с векторами

Содержание учебного материала

4

44-45

Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами

Тема 4.2.

Координаты в пространстве. Простейшие задачи
в координатах

46-47

Содержание учебного материала

4

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач

Тема 4.3.

Практико-ориентированные задачи на координатной плоскости

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

48-49

Координатная плоскость. Вычисление расстояний и площадей на координатной плоскости. Количественные расчеты

Тема 4.4.

Решение задач на координаты
и векторы

Содержание учебного материала

2

50

Координатно-векторный метод при решении геометрических задач. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами. Задачи планиметрии и стереометрии и методы их решения

Контрольная работа по разделу 4

Раздел 5. Основы тригонометрии. Тригонометрические функции

32

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 5.1.

Основы тригонометрии

Содержание учебного материала

4

51-52

Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента. Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента

Тема 5.2.

Основные тригонометрические тождества

Содержание учебного материала

4

53-54

Преобразование тригонометрических выражений. Основные тригонометрические формулы

Тема 5.3.

Периодические функции. Тригонометрические функции

Содержание учебного материала

4

55-56

Функция. Периодические функции. Тригонометрические функции, их свойства и графики

Тема 5.4.

Преобразование графиков тригонометрических функций

Содержание учебного материала

2

57

Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций.

Преобразование графиков тригонометрических функций

Тема 5.5.

Описание производственных процессов с помощью графиков функций

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

6

58-60

Использование свойств тригонометрических функций в профессиональных задачах. Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из других учебных дисциплин и реальной жизни

Тема 5.6.

Обратные тригонометрические функции

Содержание учебного материала

2

61

Обратные функции. Обратные тригонометрические функции. Их свойства и графики

Тема 5.7.

Тригонометрические уравнения

Содержание учебного материала

4

62-63

Решение тригонометрических уравнений

Тема 5.8.

Тригонометрические неравенства

Содержание учебного материала

4

64-65

Примеры тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств в том числе с использованием свойств функций

Тема 5.9.

Решение задач тригонометрии

Содержание учебного материала

2

66

Тригонометрические выражения, уравнения и неравенства

Контрольная работа по разделу 5

Раздел 6. Производная функции, ее применение

32

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 6.1. Монотонность функции. Экстремумы функции. Точки экстремума

Содержание учебного материала

2

67

Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке

Тема 6.2. Понятие

о непрерывности функции

Содержание учебного материала

4

68-69

Непрерывные функции. Метод интервалов для решения неравенств

Тема 6.3.

Производная функции

Содержание учебного материала

4

70-71

Производная функции. Производные элементарных функций. Формулы нахождения производной суммы, произведения и частного

Тема 6.4.

Геометрический смысл производной

Содержание учебного материала

4

72-73

Геометрический смысл производной функции – угловой коэффициент касательной к графику функции в точке. Уравнение касательной к графику функции

Тема 6.5.

Физический смысл производной
в профессиональных задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

74

Физический (механический) смысл производной. Применение производной для определения скорости процесса, заданного формулой или графиком

Тема 6.6.

Применение производной
к исследованию функций
на монотонность и экстремумы

Содержание учебного материала

4

75-76

Возрастание и убывание функции, соответствие возрастания и убывания функции знаку производной. Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы.

Тема 6.7.

Исследование функций
и построение графиков

Содержание учебного материала

4

77-78

Алгоритм исследования функций и построения ее графика с помощью производной. Построение графиков многочленов с использованием аппарата математического анализа. История развития математического анализа

Тема 6.8.

Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке

Содержание учебного материала

2

79

Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах, для определения скорости процесса, заданного формулой или графиком

Тема 6.9.

Нахождение оптимального результата с помощью производной в практических задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

80-81

Прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, их решение средствами математического анализа

Тема 6.10. Решение задач. Производная функции,
ее применение

Содержание учебного материала

2

82

Дифференцирование функций. Исследование функций с помощью производной. Наибольшее и наименьшее значения функции

Контрольная работа по разделу 6

Раздел 7. Многогранники и тела вращения

42

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 7.1.

Многогранники

Содержание учебного материала

2

83

Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника

Тема 7.2.

Призма. Прямая
и правильная призмы

Содержание учебного материала

2

84

Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы; прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Элементы призмы. Правильная призма

Тема 7.3.

Параллелепипед, куб

Содержание учебного материала

2

85

Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Куб. Сечение куба, параллелепипеда

Тема 7.4.

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида

Содержание учебного материала

2

86

Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы пирамиды. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы

Тема 7.5.

Боковая и полная поверхность призмы, пирамиды

Содержание учебного материала

2

87

Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади боковой поверхности усечённой пирамиды

Тема 7.6.

Движение в пространстве. Симметрия в пространстве

Содержание учебного материала

2

88

Движение в пространстве. Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы симметрии в пирамидах, параллелепипедах

Тема 7.7.

Правильные многогранники, их свойства

Содержание учебного материала

2

89

Понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Движение в пространстве. Элементы симметрии в правильных многогранниках

Тема 7.8. Симметрия в профессии. Сечения многогранников

в профессиональных задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

90-91

Симметрия в природе, архитектуре, технике, в быту, в профессии. Использование движений в пространстве при решении профессиональных задач. Сечения призмы и пирамиды. Построение сечений многогранников, используя метод следов. Выполнение выносных плоских чертежей из рисунков простых объемных фигур (вид сверху, сбоку,снизу)

Тема 7.9.

Цилиндр, его составляющие. Сечение цилиндра

Содержание учебного материала

2

92

Цилиндрическая поверхность, образующие цилиндрической поверхности, ось цилиндрической поверхности. Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности. Изображение цилиндра на плоскости. Развёртка цилиндра. Сечения цилиндра (плоскостью, параллельной или перпендикулярной оси цилиндра)

Тема 7.10.

Конус, его составляющие. Сечение конуса

Содержание учебного материала

4

93-94

Коническая поверхность, образующие конической поверхности, ось и вершина конической поверхности. Конус: основание и вершина, образующая и ось; площадь боковой и полной поверхности

Тема 7.11.

Усеченный конус. Сечение усеченного конуса

Содержание учебного материала

2

95

Усечённый конус: образующие и высота; основания и боковая поверхность. Изображение конуса на плоскости. Развёртка конуса. Сечения конуса (плоскостью, параллельной основанию, и плоскостью, проходящей через вершину)

Тема 7.12.

Шар и сфера, их сечения

Содержание учебного материала

2

96

Сфера и шар: центр, радиус, диаметр; площадь поверхности сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости; касательная плоскость к сфере. Изображение сферы, шара на плоскости. Сечения шара

Тема 7.13.

Понятие об объеме тела. Объемы многогранников и тел вращения

97-98

Содержание учебного материала

4

Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел. Объём пирамиды, призмы цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы

Тема 7.14.

Объемы и площади поверхностей подобных тел

Содержание учебного материала

2

99

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей
и объёмами подобных тел

Тема 7.15.

Комбинации многогранников и тел вращения

Содержание учебного материала

2

100

Многогранник, описанный около сферы. Сфера, вписанная в многогранник или в тело вращения. Многогранник, вписанный в тело вращения

Тема 7.16.

Комбинации геометрических тел на практике

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

101-102

Использование комбинаций многогранников и тел вращения на практике

Тема 7.17. Решение задач. Многогранники и тела вращения

Содержание учебного материала

2

103

Вычисление величин (длина, угол, объем, площадь поверхности) геометрических фигур, используя изученные формулы и методы

Контрольная работа по разделу 7

Раздел 8. Первообразная функции, ее применение

14

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК 5.6, ПК 12.1

Тема 8.1.

Первообразная функции

Содержание учебного материала

4

104-105

Первообразная. Таблица первообразных

Тема 8.2. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона – Лейбница

Содержание учебного материала

4

106-107

Интеграл, его геометрический и физический смысл. Вычисление интеграла по формуле Ньютона-Лейбница

Тема 8.3.

Определенный интеграл
в профессиональной деятельности и жизни

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

108-109

Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей

Тема 8.4. Решение задач
на нахождение первообразной
и ее применение

Содержание учебного материала

2

110

Первообразная и интеграл

Контрольная работа по разделу 8

Раздел 9. Теория вероятностей и статистика

34

Тема 9.1.

Представление данных
и описательная статистика

Содержание учебного материала

2

111

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов

Тема 9.2.

Составление таблиц
и диаграмм на практике

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

112-113

Первичная обработка статистических данных. Графическое их представление. Нахождение средних характеристик, наблюдаемых данных. Применение статистических методов для решения профессиональных задач

Тема 9.3.

Операции над событиями,
над вероятностями. Условная вероятность

Содержание учебного материала

6

114-116

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями. Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события

Тема 9.4.

Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала

4

117-118

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона

Тема 9.5.

Вероятность
в профессиональных задачах

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

119-120

Вычисление вероятностей с использованием формул комбинаторики. Оценка вероятности события в профессиональной деятельности. Решение профессиональных задач на вероятность события

Тема 9.6.

Серии последовательных испытаний

Содержание учебного материала

2

121

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли

Тема 9.7.

Случайные величины
и распределения.

Математическое ожидание случайной величины

Содержание учебного материала

6

122-124

Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений

Тема 9.8.

Закон больших чисел Непрерывные случайные величины (распределения). Нормальное распределение

Содержание учебного материала

4

125-126

Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований. Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства. Понятие о нормальном распределении

Тема 9.9. Решение задач комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Содержание учебного материала

2

127

Элементы комбинаторики. Событие, вероятность события. Сложение и умножение вероятностей

Контрольная работа по разделу 9

Профессионально ориентированное содержание

Вариативный прикладной модуль

40

Раздел 10. Математический практикум (пример для УГПС 09.00.00)

40

Тема 10.1.

Матрицы и определители

Содержание учебного материала

10

128-132

Способы решения систем линейных уравнений. Понятия: матрица 2х2 и 3х3, определитель матрицы. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений. Решение прикладных задач. Применение матриц в информатике

Тема 10.2.

Элементы векторной алгебры

Содержание учебного материала

6

133-135

Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости. Геометрический смысл определителя 2х2. Решение прикладных задач

Тема 10.3.

Комплексные числа

Содержание учебного материала

6

136-138

Понятие комплексного числа. Сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа. Форма записи комплексного числа (геометрическая, тригонометрическая, алгебраическая). Арифметические действия с комплексными числами

Тема 10.4.

Графы

Содержание учебного материала

4

139-140

Понятие графа. Связный граф, дерево, цикл граф на плоскости. Решение прикладных задач. Применение графа в информатике

Тема 10.5.

Задачи математической статистики

Содержание учебного материала

6

141-143

Вариационный ряд. Полигон частот и гистограмма. Статистические характеристики ряда наблюдаемых данных

Тема 10.6.

Логические операции
с множествами

Содержание учебного материала

6

144-146

Логические операции. Применение диаграмм Эйлера–Венна для решение теоретико-множественных задач профессиональной направленности, задач информатики и других учебных дисциплин и для описания реальных процессов и явлений

Тема 10.7.

Решение задач математического практикума

Содержание учебного материала

2

147

Применение изученных математических фактов к решению задач из различных областей науки и реальной жизни

Контрольная работа по разделу 10

Консультации

6

148

Арифметический корень n–ой степени

2

149

Степени. Логарифм числа

2

150

Производная. Первообразная

2

Промежуточная аттестация (Экзамен)

6

Всего:

306

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

        Для реализации программы учебного предмета имеется учебный кабинет математики.

Оборудование учебного кабинета:

- учебная мебель;

- рабочее место учителя;

- доска;

- модели по темам геометрии.

Технические средства обучения:

- компьютер;

-мультимедийный  проектор;

- экран;

- аудивизуальные средства  к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

- многофункциальное устройство (принтер, сканер, копир).

        

3.2. Информационное обеспечение обучения

        

Основные источники:

1.        Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачев М. В. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни) 10-11 АО «Издательство «Просвещение», 2023 г.

2.        Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни) 10-11 АО «Издательство «Просвещение», 2024 г.

Дополнительные источники:

1. Богомолов, Н. В.  Алгебра и начала анализа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09525-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561040 (дата обращения: 29.05.2025).

2. Гусев, В. А.  Геометрия : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гусев, И. Б. Кожухов, А. А. Прокофьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 280 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08897-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565226 (дата обращения: 29.05.2025).

Интернет-ресурсы:

  1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». – Режим доступа: http://nsportal.ru/;
  2. Все для учителя. – Режим доступа:www/ uroki.net.


3.3.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение исследовательских проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады, рефераты), а также технические средства контроля по соответствующим темам разделов.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена по завершению курса дисциплины.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

 Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

 

ПК 5.6  Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.

ПК 12.1 Владеть языками программирования и технологиями разработки ИС управления бизнесом

Тема 1.1, 1.2П-о/с, 1.3, 1.4 П-о/с, 1.5П-о/c, 1.6, 1.7.

Темы 2.1 - 2.12, 2.13П-о/с, 2.14.

Темы 3.1 - 3.4, 3.5П-о/с, 3.6.

Темы 4.1, 4.2, 4.3П-о/с, 4.4.

Темы 5.1-5.4, 5.5 П-о/c, 5.6 -5.9.

Темы 6.1- 6.4, 6.5П-о/c, 6.6 - 6.8,
6.9 П-о/c, 6.10.

Темы 7.1- 7.7, 7.8 П-о/c, 7.9 - 7.15, 7.16 П-о/с, 7.17.

Темы 8.1, 8.2, 8.3П-о/с, 8.4.

Темы 9.1, 9.2 П-о/c, 9.3, 9.4,
9.5 П-о/с, 9.6 - 9.9.

Р10 П-о/с

Устный опрос

Индивидуальная самостоятельная работа

Представление результатов практических работ

Контрольная работа

Выполнение экзаменационных заданий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность дисциплинарных результатов, но и развитие личностных и метадисциплинарных результатов обучения.

Результаты

(метадисциплинарные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

Готовимся к ЕГЭ. Математика. ЗАДАНИЕ 11 (Петрашова В. Н. - учитель математики высшей категории)

Готовимся к ЕГЭ. Математика. ЗАДАНИЕ 11 (Петрашова В. Н. - учитель математики высшей категории)...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой –в космический полёт»

Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражнять в счё...

Внеклассное мероприятие по математике: "Математика вокруг нас"

В  начале вечера  объявляю студентам цели проведения: -- расширить знания...