Рабочая программа по основам геодезии
рабочая программа

Рабочая программа по основам геодезии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_geodezii.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы геодезии

основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

г. Курск


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦК СЭЗС

Протокол №_____

«____»_____________201  г.      

Председатель ЦК

   _____________     Соляник Ю.А.                                          

СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора по учебно-методической работе

____________________О.Б. Грунева

«____»______________201  г.                        

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 965.

Разработчик:

Черных Г.В., преподаватель ОБПОУ «КМТ»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы геодезии

  1. Область применения рабочей программы.

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.

         Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь 

- читать ситуации на планах и картах;

- определять положение линий на местности;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятие и термины, используемые в геодезии;

- назначение опорных геодезических сетей;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

- систему плоских прямоугольных координат;

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

- виды геодезических измерений.

 В результате освоения дисциплины должны формироваться общие и профессиональные компетенции:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающего - 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов,

в том числе вариативной части – 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

  лабораторные работы

6

  практические занятия

12

  контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающего (всего)

30

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий;

-учебно-индивидуальная работа обучающегося;

-оформление лабораторных работ;

-оформление практических работ;

- решение задач;

- выполнение чертежей, схем.

12

5

1

3

7

2

Итоговая аттестация  в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.04 «Основы геодезии».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи

21

Тема 1.1. Общие сведения

Содержание учебного материала

3

1

Предмет и задачи геодезии в строительстве. Определение положение точек земной поверхности.

Высота точек. Превышения. Балтийская система высот. Основные термины и понятия: горизонтальное проложение, угол наклона, горизонтальный угол, карта, план.

2

Самостоятельная работа

1

- проработка конспекта занятия, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий.

1

Тема 1.2. Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки

Содержание учебного материала

6

1

Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Методика решения стандартных задач на масштабы.

Условные знаки, классификация условных знаков. Методика чтения топографических (карт) планов (описание ситуации по заданному маршруту).

2

Практическое занятие №1

2

Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный, расчет точности масштаба. Определение длин отрезков на плане в мерах длины на местности и откладывание заданных длин на плане.

Самостоятельная работа

2

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий;

- решение задач.

1

1

Тема 1.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах

Содержание учебного материала

3

1

Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии.

2

Самостоятельная работа

1

- решение задач.

1

Тема 1.4. Ориентирование направлений

Содержание учебного материала

3

1

Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы передачи дирекционного угла.

2

Самостоятельная работа

1

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий.

1

Тема 1.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте. Прямая и обратная геодезическая задачи

Содержание учебного материала

6

1

Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач.   Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схема определения прямоугольных координат заданной точки.

2

Практическое занятие №2

2

Вычисление длин линий и дирекционных углов по координатам начальной и конечной точек.

 Самостоятельная работа

2

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий.

- решение задач.

1

1

Раздел 2. Геодезические измерения

30

Тема 2.1. Сущность измерений. Классификация и виды геодезических измерений

Содержание учебного материала

3

1

Виды измерений: непосредственные, косвенные, необходимые, дополнительные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Понятие о государственной системе стандартизации и метрологии измерительной техники. Факторы, влияющие на точность измерения. Основные методы линейных измерений.

2

 Самостоятельная работа

1

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий;

1

Тема 2.2. Линейные измерения

Содержание учебного материала

3

1

Методика измерения длин линий. Точность измерений, факторы, влияющие на точность измерений линий. Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линий. Контроль линейных измерений. Методика типовых задач.

2

Самостоятельная работа

1

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий.

1

Тема 2.3. Угловые измерения

Содержание учебного материала

12

1.

Принцип горизонтального угла. Основные части и оси теодолита. Требования к взаимному положению осей и плоскостей. Поверки теодолита. Устройство теодолита, уровней, зрительной трубы, сетки нитей, отсчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом.

2

2

2.

Технология измерения горизонтального угла. Факторы, влияющие на точность измерения горизонтального угла. Требования к точности центрирования и визирования. Современные теодолиты: электронный и лазерный, электронный тахеометр. Тригонометрическое нивелирование.

 Лабораторные работы №1, №2

2

2

1.

Изучение теодолита.

2.

Измерение горизонтальных и вертикальных углов.

Самостоятельная работа

4

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий.

 - выполнение чертежей, схем;

 - оформление лабораторных работ.

2

1

1

Тема 2.4. Геометрическое нивелирование

Содержание учебного материала

12

1.

Классификация нивелирования по методам определения превышений. Сущность и способы геометрического нивелирования. Устройство, оси, поверки нивелира с цилиндрическим уровнем.

2

2

2.

Порядок работы по определению превышения на станции: последовательность наблюдения, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Современные нивелиры: цифровые, ротационные. Определение высот точек спутниковыми навигационными системами.

Лабораторная работа №3

2

Изучение нивелира.

Контрольная работа по теме «Геодезические измерения»

2

Самостоятельная работа

4

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий

- выполнение чертежей, схем;

- решение задач.

2

1

1

Раздел 3. Понятие о геодезических съемках.

9

Тема 3.1. Теодолитный ход

Содержание учебного материала

2

2

1.

Назначение и виды геодезических съемок. Общие сведения о плановых и высотных государственных геодезические сети. Закрепление точек геодезических сетей на местности. Сети сгущения.

2.

Теодолитный ход как простейший метод построения плановой сети для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки к пунктам геодезической сети. Состав полевых  и камеральных работ по проложению теодолитного хода.

Практическая работа №3

2

Вычислительная обработка теодолитного хода

Самостоятельная работа

3

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий

- решение задач.

- оформление практической работы.

1

1

1

Раздел 4 Понятие о геодезических работах при трассировании линейных сооружений

18

Тема 4.1. Содержание и технология выполнения полевых работ по трассированию линейных сооружений

Содержание учебного материала

9

1.

Порядок работ по разбивке пикетажа и поперечников. Ведение пикетажного журнала, плюсовые точки.

2

2

2

2.

Круговая кривая: основные элементы круговой кривой, главные точки круговой кривой. Расчет пикетажных обозначений главных точек круговой кривой. Расчет, разбивка и закрепление основных элементов кривых на трассе.

3.

Порядок работ по нивелированию трассы. Обработка результатов нивелирования: порядок вычисления высот связующих точек, плюсовых точек и поперечников.

Самостоятельная работа

3

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий;

- решение задач.

1

2

Тема 4.2. Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы.

Содержание учебного материала

9

1.

Порядок работы по составлению продольного профиля трассы и поперечников. Расчеты и нанесение проектной линии: формулы и порядок расчета проектных уклонов, проектных высот, вычисление рабочих отметок; точки нулевых работ и расчет расстояний, необходимых для их выноса в натуру.

2

Практическая работа №4

4

Построение профиля трассы

Самостоятельная работа

3

- учебно-индивидуальная работа обучающегося;

- оформление практической работы.

2

1

Раздел 5. Геодезические работы при вертикальной планировке площадки.

           

12

Тема 5.1. Нивелирование поверхности участка как вид подготовки топографической основы

Содержание учебного материала

3

1.

Технология полевых работ при нивелировании поверхности по квадратам: методика построения прямых углов теодолитом; разбивка квадратов и закрепление вершин квадратов; составление полевой схемы; нивелирование вершин квадратов.

2

Самостоятельная работа

1

- учебно-индивидуальная работа обучающегося.

1

Тема 5.2. Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка

Содержание учебного материала

9

1.

Формулы расчета проектной высоты горизонтальной площадки при условии минимального объема земляных работ, порядок вычислений. Картограмма земляных работ. Вычисление рабочих высот, определение положения точек нулевых работ.

2

2

2.

Порядок вычисления объемов земляных работ. Заполнение ведомости вычисления земляных работ.

Практическая работа №5

2

Обработка полевой схемы нивелирования поверхности по квадратам. Выполнение расчетов по проектированию горизонтальной площадки.

Самостоятельная работа

3

- учебно-индивидуальная работа обучающегося;

- оформление практической работы.

2

1

Итого

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геодезия».

Оборудование учебного кабинета:

- Геодезия [Электронный ресурс] + Приложение к комплекту электронных плакатов [Текст]: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ;  НПИ  "Учебная техника и технологии ЮУрГУ". -Челябинск, 2014 . - 1  электрон. опт. диск (CD-R 52х)

- объемные макеты: «рельеф местности», «изображение рельефа горизонталями».

Технические средства обучения:

- комплекты теодолитов: 4Т30П,

- комплекты нивелиров: 4Н3К; VEGA P 251; VEGA L 24

- мерный комплект.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Киселев,М.И. Геодезия [текст] :  учебник. Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"/ М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев. - 13-е изд.,стер. - М.: Академия, 2017. - 384 с . - (Профессиональное  образование)

2. Поклад, Г. Г. Геодезия / Г.Г. Поклад, С.П. Гриднев. - М.: Академический проект, 2013. - 544 c.

https://studfiles.net/preview/2905492/

https://studopedia.ru/2_119064

Дополнительные источники:

1. . Геодезия / А.Г. Юнусов и др. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011. - 416 c.
2 .  Геодезия / Е.Б. Клюшин и др. - М.: Академия, 2012. - 496 c.

3.  Свод правил. СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве» Актуализированная редакция. СНиП 3.01.03-84. Москва 2012.

4.  Брадис В.М.Четырехзначные математические таблицы. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 93, [3] с.: ил

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- читать ситуацию на планах и картах

Оценка выполнения и защиты практических работ

- определять положение линий на местности

Оценка выполнения и защиты практических работ

- решать задачи на масштабы

Оценка выполнения и защиты практических работ

- решать прямую и обратную геодезическую задачу

Оценка выполнения и защиты практических работ

- пользоваться приборами и инструментами, используемые при измерении линий, углов и определения превышений

Оценка выполнения и защиты лабораторных работ

- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования

Оценка выполнения и защиты практических работ

Знания:

- основные понятия и термины, используемые в геодезии

Оценка устного фронтального и индивидуального опроса

- назначение опорных геодезических сетей

Оценка устного фронтального и индивидуального опроса

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба

Оценка устного фронтального и индивидуального опроса

- систему плоских прямоугольных координат

Контрольная работа

- виды геодезических измерений

Анализ результатов письменного тестирования

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений

Оценка устного фронтального и индивидуального опроса

Разработчики:         

ОБПОУ «КМТ»  

(место работы)            

________________ (подпись)

преподаватель

 (занимаемая должность)

Г.В.Черных

 (инициалы, фамилия)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.

Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения...

Рабочая программа по "Основы экономической теории"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...

Рабочая программа по основам социологии и политологии

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы социологии и политологии Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

Рабочая программа ОП.10 Геодезия

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...