Рабочая программа по "Основы экономической теории"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА»
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
____________ Н.В. Криворучко
___________ 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОП. 10 Основы экономической теории
для специальности 080110 Банковское дело
углублённой подготовки
2013
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Банковское дело углублённой подготовки
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж имени Саввы Морозова» МО
Разработчик: Сорокина Светлана Михайловна, преподаватель экономических дисциплин
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии экономических дисциплин
Протокол № __ от _______________201 г.
Председатель комиссии ______________________ Е.А. Поливанова
Согласовано с работодателем
Наименование организации
__________________________________________________________________
Должность ФИО подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080110 Банковское дело углублённой подготовки.
Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
- анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
- ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
- рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
- роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 116 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 час;
самостоятельной работы обучающегося 36 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 116 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | Не предусмотрено |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем); - изучение материалов СМИ по социально-экономическим вопросам ; - оформление практических работ и подготовка к их защите - ответы на контрольные вопросы - подготовка к тестовым заданиям -поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем - составление опорного конспекта, тезисов - анализ ситуаций | 6 3 6 5 4 5 4 3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объём, часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет и история экономической науки. | ||||
Тема 1. Предмет и история экономической науки. | Содержание | 4 | ||
1 | Предмет и структура экономической теории. Функции и методология | 1 | ||
2 | Исторические этапы развития экономической науки | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1 | Функции, методы экономической теории. Основные направления её развития | |||
Самостоятельная работа: - проработка конспектов занятий; - подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа» - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради. - создание презентации на тему «Экономические школы и их представители»; | 4 | |||
Раздел 2. Общие проблемы экономической теории. | ||||
Тема 2. Общие проблемы экономической теории. | Содержание | 10 | ||
1 | Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. Ресурсы и факторы производства | 1 | ||
2 | Средства производства. Структура и оборот капитала. | 2 | ||
3 | Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности. | 1 | ||
4 | Собственность и её формы. Основные типы собственности. Отношения собственности. | 2 | ||
5 | Экономические системы и их основные типы. | 1 | ||
Практические занятия: | 6 | |||
1 | Построение кривой производственных возможностей. | |||
2 | Характеристика основных видов деловых предприятий. | |||
3 | Тестовые задания «Общественное производство. Средства производства». | |||
Самостоятельная работа: - проработка конспектов лекций; - оформление практической работы и подготовка ее к защите - поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»; - поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы» - создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»; - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради; - создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»; - составление кроссвордов и работа с ними | 10 | |||
Раздел 3. Микроэкономика. | ||||
Тема 3. Микроэкономика. | Содержание | 18 | ||
1 | Основные понятия микроэкономики. Рыночная организация хозяйства. Основные виды рынков. | 1 | ||
2 | Условия функционирования рынка. Инфраструктура рынка. Функции государства в рыночном хозяйстве. | 2 | ||
3 | Закон спроса. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения. | 2 | ||
4 | Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения. | 2 | ||
5 | Рыночные структуры: конкуренция и её виды. Виды монополистических союзов. | 2 | ||
6 | Виды монополистических союзов. Антимонопольная политика. | 2 | ||
7 | Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия. | 1 | ||
8 | Предельная полезность. | 2 | ||
9 | Рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли, рынок капитала. | 2 | ||
Практические занятия: | 10 | |||
1 | Анализ структуры и функций рынка. | |||
2 | Характеристика графической интерпретации законов спроса и предложения. | |||
3 | Выполнение заданий кроссворда «Монополия и конкуренция». | |||
4 | Определение точки максимальной полезности. | |||
5 | Решение задач по определению доходов от факторов производства. | |||
Самостоятельная работа: - проработка конспектов занятий; - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради; - оформление практической работы и подготовка ее к защите - подбор примеров из материалов СМИ на тему «Монополия», «Спрос», «Предложение»; - подготовка к тестовым заданиям; - решение задач; - анализ ситуаций; - построение графиков; - работа по кроссвордам; - подготовка докладов «Антимонопольная политика государства», «Развитие рыночного хозяйства». - создание презентации по теме « Спроса и предложение. Неценовые факторы спроса и предложения» | 11 | |||
Раздел 4. Макроэкономика | ||||
Тема 4. Макроэкономика | Содержание | 8
| ||
1 | Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели. | 1 | ||
2 | Экономическое равновесие на макроуровне. | 2 | ||
3 | Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы. | 2 | ||
4 | Макроэкономическая нестабильность. Экономические и социальные последствия. | 2 | ||
Практические занятия: | 4 | |||
1 | Расчёт стоимости промежуточного и конечного продукта | |||
2 | Описание фаз экономического цикла. | |||
Самостоятельная работа: - составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»; - изучение дополнительной литературы по теме «Кризис и его последствия»; - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради; - оформление практической работы и подготовка ее к защите; - подготовка к тестовым заданиям; - решение задач; - анализ ситуаций; - построение графиков | 5 | |||
Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования | ||||
Тема 5. Механизм макроэкономического регулирования | Содержание | 10 | ||
1 | Задачи и способы осуществления экономической политики государства. | 1 | ||
2 | Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. | 2 | ||
3 | Экономика развития для России. | 2 | ||
4 | Основные направления социальной политики государства. | 2 | ||
5 | Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую. | 2 | ||
Практические занятия: | 8 | |||
1 | Анализ вступления России в ВТО. | |||
2 | Характеристика механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. | |||
3 | Определение критериев оценки общественного благосостояния. | |||
4 | Анализ противоречий и трудностей глобализация мирового хозяйства. | |||
Самостоятельная работа: - подготовка докладов к семинару по теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства» - создание презентации «Макроэкономическая нестабильность»; - подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради; - оформление практической работы и подготовка ее к защите - подготовка к тестовым заданиям; - решение задач; - анализ ситуаций. | 6 | |||
Всего: | 116 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;
мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедиа проектор
- экран
- принтер
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
- Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240 с.- (Среднее профессиональное образование);
Дополнительные источники:
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд./ И.В. Липсиц.- 15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
- Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192с.- (Среднее профессиональное образование);
- Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011;
- Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010.
Интернет-ресурсы:
- http://www.akdi.ru/
- http://www.financial-lawyer.ru
- http://studentam.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; | - тестовый контроль; - оценка результатов составления тезисов и конспектов для ответа по теме; - анализ и оценивание выполнения графических заданий; - оценка решения и анализ ситуационных задач; - оценка результатов выполнения практических работ; - экспертная оценка устных ответов студентов; - оценка результатов диктантов по основным понятиям и определениям; - оценка результатов кратковременных проверочных работ; - оценка результатов выполнения индивидуальных заданий; - оценка и анализ проблем современной экономики, изложенных в СМИ ; - экспертная оценка результатов работы по кроссвордам |
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; | |
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; | |
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; | |
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; | |
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. | |
Знания: | |
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; | - характеристика основных методов и функций экономической теории; -подготовка докладов, сообщений, компьютерных презентаций. - создание на основе полученных знаний презентаций, составление кроссвордов; - анализ ценовых и неценовых факторов спроса и предложения, механизма их влияния на рыночную цену, - определение значимости конкуренции, анализ форм монополистических союзов, - решение ситуационных задач на знание теории потребительского поведения, формулировка выводов; - выполнение заданий кроссворда, оформление компьютерных презентаций, решение задач - оперировать основными макроэкономическими показателями при составлении кроссвордов, тестов; анализировать состояние современной экономики. - решение ситуационных задач на знание макроэкономической политики государства и способов её осуществления; анализ методов государственного регулирования; |
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; | |
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов | |
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; | |
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; | |
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; | |
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Результаты (освоенные общие компетенции) | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов. | Текущий контроль в форме: - практических занятий; - подготовки ответов на вопросы в учебнике; -подготовка ответов на тестовые задания |
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах. | |
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней. | |
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты. | |
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям. | |
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт. |
4.2.Вопросы к экзамену.
- Предмет и структура экономической теории.
- Основные методы экономического исследования.
- Понятия микро-, макро-, международной экономик.
- Основные функции экономической теории.
- Основные этапы развития экономической теории.
- Основные функции рынка.
- Основные виды рынков.
- Условия функционирования рынка.
- Инфраструктура рынка
- Средства производства.
- Основные черты и сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем.
- Основные черты и сравнительная характеристика традиционной и рыночной экономических систем.
- Сущность и цели приватизации и национализации собственности.
- Монополия и ее виды.
- Виды монополистических союзов.
- Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
- Теория потребительского поведения.
- Закон спроса. Эластичность спроса.
- Закон предложения. Эластичность предложения.
- Конкуренция и ее виды.
- Инфляция.
- Безработица
- Рынки факторов производства.
- Равновесная цена.
- Основные макроэкономические показатели.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Функции государства в рыночной экономике.
- Государственные финансы и их функции.
- Государство в рыночном кругообороте.
- Основные направления социальной политики государства.
- Теории потребностей Маслоу и Герцберга.
- Теории потребностей Макклеланда и Герцберга.
- Преимущества и недостатки Индивидуального Предприятия.
- Особенности Акционерных Обществ.
- Экономический цикл и его фазы.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Задачи осуществления экономической политики государства.
- Способы осуществления экономической политики государства.
- Налоговая политика государства
- Бюджетная политика государства
- Макроэкономическое равновесие по Вальрасу
4.3. Критерии оценки знаний
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки выполнения задания |
1. Выполнение практических работ | - правильность выполнения практической работы; - грамотность и аккуратность оформления практической работы; - полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе |
2. Наличие конспекта по дисциплине | - наличие всех лекций по дисциплине; - грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений |
3. Выполнение самостоятельной работы | - правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы; - грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы |
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
75 ÷ 89 | 4 | хорошо |
60 ÷ 74 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)...

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)
Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)...

Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...

Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
Программа учебной дисциплины "Теория государства и права" является частью основной профессиональной образовательной пограммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "Право и организация соци...