Рабочая программа СПО Экономическая теория
рабочая программа

Коротков Александр Борисович

Рабочая программа СПО Экономическая теория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.10_ekonomicheskaya_teoriya_modulnaya.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

Директор колледжа

учебно-методического управления

________________ С.В. Попова

_______________ Ю.Ю. Каганер

«____» _____________ 20____г.

«____» _____________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Экономическая теория

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО

38.02.07 Банковское дело

                                      38.02.04 Коммерция (по отраслям)

              38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Москва

2016

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) Комиссией Дисциплин математического общего естественного цикла; общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей технического профиля, права   и сервиса

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

Протокол №___от «__»_______20__г

38.02.07 «Банковское дело»

Председатель предметной

( цикловой) комиссии колледжа:

______________ /Жукова М.А./

Разработчик (составитель):

Коротков А.Б. – преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю. Витте.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Экономической теории»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • использовать          источники          экономической информации, различать  основные  учения,  школы, концепции и направления экономической науки;
  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных    факторов    на   основе экономических моделей;.
  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
  • разбираться        в        основных        принципах ценообразования;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения     с     учетом     действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения        потребителя,        особенности функционирования  рынков       производственных ресурсов;
  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели      состояния   экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
  • задачи и способы осуществления макроэкономической        политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
  • закономерности    и    модели    функционирования открытой   экономики, взаимосвязи   национальных экономик.

Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2 Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3 Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4 Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5 Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;

самостоятельной работы обучающегося 23 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем, час

Максимальная нагрузка (всего)

108

Самостоятельная работа

23

Обязательная аудиторная нагрузка,

85

в том числе:

Модуль 1. Введение в экономическую теорию

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

9

Обязательная,

27

из них:

Лекции, уроки

10

Практические занятия

17

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 2.  Микроэкономика

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

7

Обязательная,

29

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

17

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 3. Макроэкономика

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

7

Обязательная,

29

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

17

Формы контроля

Текущий контроль

Курсовое проектирование

-

Итоговая форма контроля

Экзамен

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Экономическая теория        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1

Введение в экономическую теорию

36

Тема 1.1. Предмет и история экономической теории

Содержание учебного материала

2

2

7

4

1

История экономической теории. Функции и инструменты экономической науки

1

2

Предмет и методы экономической теории.

1

Практическое занятие

1. Основные школы и направления экономической науки

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 1.2

Общие проблемы экономической теории

Содержание учебного материала

2

2

10

5

2

1

2

Формы собственности. Типы экономических систем.

1

Проблемы переходной экономики

Практическое занятие

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

2

Тестовый контроль

Модуль 2  

Микроэкономика

36

Тема 2.1

Рынок и механизм его функционирования

Содержание учебного материала

1

-

1

Рынок, его сущность, функции и структура. Товар и его свойства. Основные теории стоимости. Сущность и значение ценообразования

1

Практическое занятие

1. Цены и ценообразование

2. Определение стоимости товара

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 2.2

 Спрос, предложение и рыночное равновесие

Содержание учебного материала

2

2

2

1

2

Спрос и закон спроса. Кривая спроса.

1

Ценовые и неценовые факторы изменения спроса

3

Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения. Рыночное равновесие. Теория поведения потребителя

1

Практическое занятие

1

Определение товарного  спроса и предложения

2

2      Определение поведения потребителя в условиях рынка

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 2.3

Издержки производства, прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

1

2

1

1

Издержки производства. Прибыль предприятия. Себестоимость продукции. Рентабельность. Определение точки безубыточности.

1

Практическое занятие

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 2.4

Воспроизводство общественного капитала

Тема 2.5.

Ценообразование на факторы производства

Тема 2.6.

Модели современного рынка

Тема 2.7.

 Монополии и конкуренция

Тема 2.8.

 Распределение доходов

Тема 2.9.

Инфляция и антиинфляционная политика государства

Содержание учебного материала

1

2

1

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

Теория воспроизводства Ф. Кенэ, К.Маркса

1

2

Современная модель экономического кругооборота (экономикс)

1

Практическое занятие

2

1

Особенности теорий: абстрактной теории реализации; • теории национального дохода;  • теории экономических кризисов

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

  1. Факторы производства
  2. Цены на факторы производства

Практическое занятие: определение цены на фактор производства- рента, прибыль, процент и др.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

Конкуренция: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

Практическое занятие

1.Анализ моделей рынка

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1.Виды монополий

2.Виды конкуренции. Антимонопольное регулирование.

Практическое занятие

  1. Методы антимонопольного регулирования

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1.Государственное регулирование распределения доходов

2. Доходы. Принципы и методы перераспределения доходов в обществе различных типов формаций.

Практическое занятие

Система национальных счетов. Анализ показателей.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1.Инфляция, ее виды. Причины возникновения, влияние на процессы в экономике.

2. Методы борьбы с инфляцией. Дефляторы.

Практическое занятие

1.Определение влияния инфляции. Расчет индексов. Решение задач.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тестовый контроль

Модуль 3 Макроэкономика

36

Тема 3.1.

Цели и основные макроэкономические показатели национальной экономики

Содержание учебного материала

1

1

Основные макроэкономические проблемы, показатели. Система национальных счетов.

1

Практическое занятие

  1. Расчет основных макроэкономических показателей

2

  1. Система национальных счетов

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 3.2.

 Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование

Содержание учебного материала

2

2

2

1

Макроэкономическое     равновесие и его структурные элементы. Модель AD - AS

2

Измерение спроса и предложения. Понятие равновесной цены.

1

Практическое занятие

1.Особенности макроэкономических моделей закрытой и открытой экономики.

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 3.3.

Экономическая динамика и макроэкономическая нестабильность

Содержание учебного материала

1

2

1

1

Экономическая динамика. Экономические циклы.

1

2

Методы исследования экономической динамики

1

Практическое занятие

  1. Графический анализ как один из методов изучения экономической динамики

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема 3.4 Содержание, формы и методы регулирования экономики на

макроуровне

Содержание учебного материала

1

2

1

1

1

Рынок и государство. Проблемы социальной   политики государства. Государственная политика  занятости  и регулирования безработицы. Распределение доходов      и      измерение степени    их    неравенства. Кривая Лоренца

Практическое занятие

1

Измерение уровня доходов

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тема3.5. Социальная политика государства

Тема 3.6.

Актуальные вопросы международной интеграции

Тема3.7.

Международные аспекты экономического развития

Тема 3.8.

Основы международной торговли и торговая политика

Тема 3.9.

Международная валютная система и курс валют

Содержание учебного материала

2

2

-

1

2

1

1

2

1

1

-

1

2

-

1

2

1

Социальная политика государства. Стратегии. Задачи и принципы реализации.

1

Практическое занятие

  1. Социальная политика зарубежных стран

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1.Сущность. Уровнн интеграции: экономический и валютный союз, преференциальная зона, таможенный союз, еврорынок

2. Цели и задачи интеграции. Преимущества интеграции

Практическое занятие

Анализ создания еврозоны.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1.Сущность. Уровнн интеграции: экономический и валютный союз, преференциальная зона, таможенный союз, еврорынок

2. Цели и задачи интеграции. Преимущества интеграции

Практическое занятие

Анализ создания еврозоны.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

Основы международной торговли. Институты международной торговли. Порядок регулирования торговли. Торговая политика, тарифные и не тарифные барьеры. Стандарты и нормы международной торговли.

Практическое занятие

Тарифные и нетарифные барьеры как метод регулирования потока импорта, защиты собственного производителя.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Содержание учебного материала

1. Валютные системы. Цели создания валютного союза.

2. Курсы валют. Валютный рынок, инструменты валютного регулирования.

Практическое занятие

Расчет Кросс-курсов, котировки.

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой

Тестовый контроль  

Дифференцированный зачет        

2

Всего:        

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины происходит в кабинете №510.

ПАСПОРТ

Кабинета (аудитории)

Кабинета экономической теории

№  510

  1. Данные кабинета:
  1. Закреплен за колледжем

Экономическая теория

  1. Ответственный:

Грибкова М.М.

уч. степень (звание), должность, ФИО

  1. Количество посадочных мест:

16

  1. Общая площадь:  

9,59 х 2,97м   =    28,3 м2

  1. Система техники безопасности и защиты обучающихся:
  1. Средства первичного пожаротушения (огнетушитель: порошковый) находится в коридоре
  2. Устройство защитного отключения электроснабжения;
  1. Назначение кабинета:
  1. Кабинет предназначен для проведения теоретических и практических занятий по экономической теории, для специальностей  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.07 «Банковское дело», реализуемых в учебном заведении
  1. Перечень оборудования
  1. Мебель:

Преподавательский стол- 1; столы обучающихся - 8; стулья - 19; классная доска – 1; стенд - 1

  1.  Оборудование

  1. Характеристика ПК: Компьютер ____________.
  2. Программное обеспечение:

Наименование,

производитель

Пакет

Версия

  1. Перечень методического наполнения кабинета: наглядные пособия (перечислить).

Плакаты

Плакаты: Модель комплексного анализа финансовой деятельности предприятия; Финансовый анализ; Основные типы конкуренции; Экономика организации; Анализ финансово-хозяйственной деятельности; Основные элементы экономической теории; Модель комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; Экономическая теория - 2 шт.; Баланс; Прибыль; Основные функции экономики; Стенд пробковый с информацией (Структура экономики-инструменты экономической политики, формы и методы государственного регулирования, экономическая устойчивость организации, структура национального богатства, система налогообложения-3, формы организационной деятельности фирм, факторы экономического роста); Стенд-План счетов

Методические пособия

(___ позиций)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бардовский, В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА – М, 2013.
  2. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2013.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2013.
  4. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
  5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2012.
  6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М. Экономика, 2012.
  2. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2012.
  3. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2013.
  4. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2013.
  5. Под ред. Ларионов И.К., /Экономическая теория: Учебник для бакалавров / - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 408 с.: . - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-02917-2

https://znanium.com/catalog/product/351685

  1. Войтов А.Г. /Экономическая теория: Учебник для бакалавров / - М.:Дашков и К, 2018. - 392 с.: . - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01690-5

https://znanium.com/catalog/product/351691

  1. Кочетков А.А /Экономическая теория /., - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 696 с.: ISBN 978-5-394-02120-6

https://znanium.com/catalog/product/414974

  1. Николаева И.П /Экономическая теория /., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 330 с.: ISBN 978-5-394-03045-1 

https://znanium.com/catalog/product/415107

  1. Салихов Б.В /Экономическая теория /., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 724 с.: ISBN 978-5-394-01762-9

https://znanium.com/catalog/product/430529

  1. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков /Экономическая теория : учебник /. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 608 с. — (Классический университетский учебник

https://znanium.com/catalog/product/792660

  1. В.Г. Слагода. /Экономическая теория. Рабочая тетрадь /— 5-е изд, испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 176 с. — (Среднее профессиональное образование)

https://znanium.com/catalog/product/892518

  1. В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова /Экономическая теория : учебник /. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 399 с. — (Среднее профессиональное образование)

https://znanium.com/catalog/product/1016441

  1. Под ред. Журавлева Г.П., /Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 / - 8-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 934 с.: ISBN 978-5-394-02916-5 

https://znanium.com/catalog/product/414965

Internet-ресурсы:

  1. www.cbr.ru (сайт Банка России)
  2. www.government.ru (сайт Правительства России)
  3. www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
  4. www.miniin.ru (сайт Минфина РФ)
  5. www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  6. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  7. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  8. www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  9. www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
  10. www.beafmg.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • использовать          источники          экономической информации, различать  основные  учения,  школы, концепции и направления экономической науки;
  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных    факторов    на   основе экономических моделей;.
  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
  • разбираться        в        основных        принципах ценообразования;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения     с     учетом     действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

усвоенные знания:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения        потребителя,        особенности функционирования  рынков       производственных ресурсов;
  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели      состояния   экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
  • задачи и способы осуществления макроэкономической        политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
  • закономерности    и    модели    функционирования открытой   экономики, взаимосвязи   национальных экономик

- рейтинг теоретических знаний, составленный на основе тестового контроля знаний по темам дисциплины;

- рубежный контроль знаний по отдельным темам на практических и семинарских занятиях;

- практическая проверка знаний и умений в процессе решения ситуационных задач на практических занятиях;

- изучение курса завершается дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний студентов и приобретенных практических навыков.