Рабочая программа ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
рабочая программа на тему

Акборисова Юлия Юрьевна

Рабочая программа ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._rp_oet_b-26_2014-2015_gotovo.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ОПОП подготовки специалистов среднего звена 

по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Мегион, 2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Организация – разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский политехнический колледж»

Автор: Акборисова Юлия Юрьевна, преподаватель специальных дисциплин

Рекомендовано цикловой методической комиссией экономических дисциплин, протокол № 1 от «10» сентября 2014 г.

Утверждена приказом № ________ от «__» _________ 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                 стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                               4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                    11

  1.    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    12

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

  1. . Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в профессиональных образовательных организациях.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Основы экономической теории относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;

- применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, метод и функции экономической теории;

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

- построение экономических моделей;

- характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;

- основы формирования государственного бюджета;

- рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

- понятия мировой рынок и международная торговля;

- основные направления экономической реформы в России

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 125 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 40 часов.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Вид учебной работы

Объем часов

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

125

Обязательная учебная нагрузка (всего)

85

в том числе:

         практические занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

         Итоговая аттестация в форме зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел I. Общая экономическая теория

35

Тема 1.1

Предмет и методы экономической теории

Содержание учебного материала

2

       Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности.

Структура экономической теории: микроэкономика и макроэкономика.

       Методы экономического исследования: наблюдение и сбор фактов, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, исторический и логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, графический.

      Функции экономической теории: познавательная, методологическая, образовательная, практическая.

2

Практическая работа

-

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект

1

Тема 1.2

История развития экономической теории

Содержание учебного материала

-

       Исторические этапы развития экономической теории. Функции и инструменты экономической науки.

2

Практическая работа: Основные этапы развития экономической мысли

2

Самостоятельная работа студентов: Работать с литературой

1

Тема 1.3

Основные школы и направления экономической науки

Содержание учебного материала

-

      Основные идеи и главные теоретики меркантилизма. Школа физиократов и рыночная школа. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса. Проблема идеологизации экономической теории. Экономикс – курс на «неполитическую экономию». Различия концептуальных положений неоклассического, кейнсианского и монетаристского направлений.

2

Практическая работа: Составление таблицы «Школы и направления экономической науки» 

2

Самостоятельная работа студентов: Составить кроссворд с использованием экономических терминов

1

Тема 1.4

Ограниченность ресурсов и её влияние на экономические механизмы человека

Содержание учебного материала

-

      Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Четыре группы ресурсов: природные, материальные, финансовые и трудовые. Факторы производства: земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Доходность каждого фактора. Потребность как экономическая категория. Уровни потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возвышения потребностей

2

Практическая работа: Виды ресурсов

2

Самостоятельная работа студентов: Составить экономический кроссворд

1


Тема 1.5

Формы собственности

Содержание учебного материала

2

      Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности. Формы собственности

2

Практическая работа

-

Самостоятельная работа студентов: Учить определения терминов

1

Тема 1.6

Товарно-денежные отношения в обществе

Содержание учебного материала

-

      Товарное производство, товар его свойства. Развитие товарообменных отношений. Полноценные деньги. Неполноценные деньги и демонетизация золота.

      Функции денег и закон денежного обращения. Оптовая и розничная торговля. Товарные биржи.

      Ценные бумаги. Виды и деятельность бирж

2

Практическая работа: Полноценные и неполноценные деньги

6

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Виды денег. Участники рынка ценных бумаг

3

Тема 1.7

Два основных типа экономических систем.

Содержание учебного материала

2

      Два основных типа экономических систем.

2

Практическая работа: Рыночная экономика и её преимущества. Минусы рынка и проблема внешних эффектов. Смешанная и социально-рыночная экономика

6

Самостоятельная работа студентов

3

Раздел II. Микроэкономика

45

Тема 2.1

Рынок и его современные организационные формы

Содержание учебного материала

2

      Сущность и основные факторы рынка. Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Функции рынка.

      Основные элементы рынка: товар, цена, спрос и предложение.

      Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение.

      Основные этапы развития товарообменных отношений: непосредственный товарообмен, обмен через товар-посредник, товарно-денежный обмен. Деньги как всеобщий эквивалент

2

Практическая работа: Рынок и его функции. Основные факторы рыночного саморегулирования

Функции государства в рыночном хозяйстве

4

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Ответить на вопросы теста

Составить таблицу «Модели рыночного хозяйства»

2

Тема 2.2

Конкуренция и монополия

Содержание учебного материала

-

      Сущность и основные признаки монополизма. Монополия естественная и искусственная. Монополия и конкуренция: модели современного рынка. Плюсы и минусы монополии и её регулирование

2

Практическая работа: Конкуренция и монополия

2

Самостоятельная работа студентов: Решить задачу

1


Тема 2.3

Спрос и предложение товаров

Содержание учебного материала

2

      Рыночный спрос и его факторы. Рыночное предложение и его факторы. Рыночная цена. Государственное регулирование цен

2

Практическая работа: Рыночное предложение и его факторы. Формирование рыночной цены

4

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Определить названия кривых спроса по рисункам. Сформулировать определение термина «спекуляция»

3

Тема 2.4

Понятие предприятия. Производственные фонды предприятия

Содержание учебного материала

2

     Производство – процесс создания полезного продукта. Три стадии развития производства: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Признаки постиндустриальной экономики. Основные сферы производства: материальное и нематериальное производство. Простое и расширенное воспроизводство. Стадии воспроизводства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.

      Потребность как экономическая категория. Уровни потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возвышения потребностей. Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения» и «эффекта дохода». Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Свойства бюджетной линии. Кривые безразличия. Карта безразличия. Равновесное положение потребителя

2

Практическая работа: Предпринимательство и теория фирмы. Теория потребительского поведения

4

Самостоятельная работа студентов: Организационно-правовые формы предпринимательства. Сформулировать определение термина «полезность»

2

Тема 2.5

Издержки производства и прибыль

Содержание учебного материала

2

      Два пути доходности бизнеса. Издержки явные, неявные и экономические. Прибыль нормальная и экономическая. Издержки постоянные, переменные и общие; средние и предельные издержки. Издержки и прибыль в условиях изменений объема производства. Закон убывающей отдачи ресурсов. Рентабельность производства

2

Практическая работа: Экономика риска, неопределенности и ассиметричной информации. Прибыль нормальная и экономическая. Рентабельность производства

4

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Решить задачу. Написать формулы средней и максимальной прибыли

3

Тема 2.6

Рынок труда и заработная плата

Содержание учебного материала

2

      Экономическое значение рынка труда. Механизмы формирования заработной платы. Причины возникновения устойчивых различий в заработной плате. Роль профессиональных союзов на рынке труда.

2

Практическая работа: Механизмы формирования заработной платы. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки

4

Самостоятельная работа студентов: Решить задачу. Проблема бедности и пути её решения

2


Раздел III. Макроэкономика

45

Тема 3.1

Структура экономики страны

Содержание учебного материала

2

      Возникновение экономики как основы современного общества. Отраслевая структура российской экономики. Макроэкономика как составная часть общей экономической теории. Понятие «макрорынка», его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, ЧНП, НД. Способы подсчета ВВП: по доходам и по расходам. Показатели уровня развития страны. ВВП и НД на душу населения. Отраслевая структура национальной экономики. Производство основных видов продукции на душу населения. Уровень и качество жизни населения. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Показатели экономической эффективности.

2

Практическая работа: Возникновение экономики как основы современного общества. Отраслевая структура российской экономики

4

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Методы расчёта ВНП. Составить список отраслей промышленности РФ

3

Тема 3.2

Инфляция и её влияние на экономику страны

Содержание учебного материала

2

      Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Ожидаемая и непредвидимая инфляция. Открытая и подавленная инфляция. Сбалансированная и несбалансированная инфляция. Ползучая, галопирующая и гиперинфляция. Показатели инфляции: индексы цен, дефлятор. Негативные последствия инфляции. Инфляционный налог. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.

2

Практическая работа: Экономическая природа инфляции и её разновидности. Номинальные и реальные доходы граждан и влияние на них инфляции

4

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Инфляционная спираль зарплаты и цен. Учить по конспекту

3

Тема 3.3

Безработица и методы её сокращения

Содержание учебного материала

2

      Причины безработицы. Основные формы безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая, скрытая, профессиональная, застойная. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Негативные последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости и регулирование безработицы. Система государственной защищенности граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов.

2

Практическая работа: Нарисовать график экономического цикла и его фазы

-

Самостоятельная работа студентов: Понятие полной занятости

1

Тема 3.4

Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

-

      Рынок и государство. Проблемы социальной политики государства. Государственная политика занятости и регулирования безработицы. Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца

2

Практическая работа: Составить таблицу «Прямое и косвенное вмешательство государства в экономику»

2

Самостоятельная работа студентов: Государство – защитник экономических свобод

1


Тема 3.5

Несовершенства рынка и их последствия

Содержание учебного материала

-

      Слабости рынка. Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка. Монополизация рынка. Общественные блага. Внешние (побочные) эффекты. Смягчение неравенства доходов и богатства. Теневая экономика.

2

Практическая работа: Провести анализ по схеме «факты-понятия-прогнозы»

2

Самостоятельная работа студентов: Способы устранения последствий

1

Тема 3.6

Проблемы государственных финансовых налогов

Содержание учебного материала

2

      Источники финансирования государственных расходов. Налогообложение. Механизмы налогообложения. Акциз. Организация государственной финансовой деятельности. Бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг. Сокращение бюджетных расходов. Государственные заимствования. Государственный долг

2

Практическая работа: Бюджетный дефицит и государственный долг

2

Самостоятельная работа студентов: Читать конспект. Государственные ценные бумаги

3

Тема 3.7

Экономический рост и экономические кризисы

Содержание учебного материала

-

      Понятие экономического роста. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Факторы ускорения экономического роста. Рост капиталовооруженности труда. Совершенствование технологии производства. Повышение образовательного уровня работников. Улучшение методов распределения ограниченных ресурсов. Использование эффекта масштаба производства. Цикличность экономического роста и методы её регулирования. Коммерческие циклы

2

Практическая работа: Экономический рост и экономические кризисы. Факторы ускорения экономического роста. Цикличность экономического роста и методы её регулирования

6

Самостоятельная работа студентов: Понятие экономического кризиса. Особенности экологической обстановки в России. Три теории экономических циклов

3

Тема 3.8

Международные экономические отношения

Содержание учебного материала

1

      Международная торговля и валютный рынок. Причины возникновения международной торговли. Импорт. Экспорт. Внешнеторговая политика и национальная экономика. Протекционизм. Таможенная пошлина. Международная валютно-кредитная система. Валютный курс. Девальвация. Актуальные проблемы мировой экономики. Интеграция российской экономики в мировую

2

Практическая работа: Заполнить таблицу «Протекционистские меры»

-

Самостоятельная работа студентов: Подготовка к зачету, работа с литературой

1

Зачет

2

Всего:

127


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных наглядных пособий;

- стенды.

Технические средства обучения и программное обеспечение:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика – М.: Дело и Сервис, 2009.
  2. Борисов Е.Ф. основы экономической теории: – М. Высшая школа, 2009.
  3. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: – М. Финансы и статистика, 2009.
  4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: – М. Финансы и статистика, 2010.
  5. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес: – М. Вита-Пресс, 2010
  6. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Вита  - Пресс, 2015.
  7. Сажина М.А. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Экономика, 2010.
  8. Слагода В.Г. Экономическая теория: - М. : ФОРУМ, 2010.
  9. Слагода В.Г. Экономическая теория. Рабочая тетрадь: - М. : ФОРУМ, 2009.
  10. Современная экономика. Лекционный курс. Учебное пособие под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов н/Д: Феникс, 2011
  11. Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова: – М. БЕК, 2012

Дополнительные источники:

  1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: – М. Республика, 2012

Интернет-ресурсы, действующие на 01.09.2014:

http://bibliotekar.ru/biznes-38/9.htm

http://www.aup.ru/books/i000.htm

http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/16_3.html


  1.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;

- применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

-построение экономических моделей;

- характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;

- основы формирования государственного бюджета;

- рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

- понятия «мировой рынок» и «международная торговля»;

- основные направления экономической реформы в России.

тестирование, устный опрос;

тестирование, индивидуальные задания, подготовка докладов;

практические работы;

тестирование, самостоятельная работа;

практические работы, контрольные работы;

устный и письменный опрос, индивидуальные задания;

устный и письменный опрос;

практические работы;

практические работы;

тестирование, устный опрос;

устный и письменный опрос;

устный опрос, практическая работа;

тестирование;

индивидуальное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по "ОСНОВЫ экономической теории"

Часть поурочного планирования, тема "Понятие «спрос». Эластичный и неэластичный спрос."...

Рабочая программа по "Основы экономической теории"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)...

Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ по специальности 21.02.05. Земельно-имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01.  ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ основной профессиональной образовательной программы –  программы подготовки специалистов среднего зве...

Рабочая программа СПО Экономическая теория

Рабочая программа СПО Экономическая теория...