Рабочая программа по предмету "Культура речи"
рабочая программа

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего  профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей  21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kr1_1.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического Совета СПб ГБ ПОУ КПСС

Протокол №  142

от «23»   05    2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

СПб ГБ ПОУ КПСС

от  «24»  05  2019 года № 35 ОД

Директор СПб ГБ ПОУ КПСС

______________И. А. Ивилян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                         

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 21.02.08 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

 

Санкт-Петербург 2019

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего  профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей  21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»

Разработчик:

СПб ГБ ПОУ КПСС                        Преподаватель:                       Маркарян И.К.

                                                    Методист:                        Перегудова Е.Э.                        

                           

Рассмотрено и согласовано

Предметно- цикловой комиссией  гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Протокол №  10  от  «22»   05  2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                   

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                                       стр.

ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА  

РЕЧИ»                                                                                                     4                                                                                                                                           

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                   6                  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           16              

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                             19                                                                

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины входит в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) базового уровня в соответствии с ФГОС СПО по укрупненной группе специальностей  21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», по специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»

  1. Место учебной дисциплины в структуре  ППССЗ:

Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Процесс изучения дисциплины способствует формированию общих компетенций (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 89 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

            Программа составлена за счет вариативных часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

89

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:

Подготовка реферативных сообщений

Выполнение упражнений

Работа со словарями

Составление схем и таблиц

Анализ текстов

Подготовка публичного выступления

Составление диалогов

Оформление документов

Информационная переработка текста

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

Контрольная работа

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Русский язык и культура речи»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Значение литературного языка в формировании культуры  устной и письменной речи русского народа.

Содержание учебного материала:

1

1

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо).

Раздел 1.

Литературный язык и языковая норма.

10

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала:

1

1

1

Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.                          

Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка                                                                                                                                                       

Содержание учебного материала:

2

  2                        

1

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. 

Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала

1

2

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

Самостоятельная работа обучающихся № 1.  Подготовка докладов на тему:

«Язык как средство общения и форма существования национальной культуры».

6

Раздел 2.

 Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

                55

Тема 2.1.  Фонетика, орфоэпия, орфография      

Содержание учебного материала

                                7

2

1

 Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

    Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.  Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.    Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.  Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

2

 Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

Практические занятия №1

1

 Орфографический тренинг.

Самостоятельная работа обучающихся № 2: Составить алгоритмы по теме «Орфография».

3

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4

2

1

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм.

2

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов

Практические занятия 2

1

Орфографический тренинг.

Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка.

Содержание учебного материала

3

2

1

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

Практическое занятие 3

1

Орфографический тренинг.

Тема 2.4. Морфология.

Содержание учебного материала

9

2

1

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.   Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Практические занятия 

1

1

1

Практическое занятие №  4. Употребление местоимений в речи.

Практическое занятие №  5. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов.  

Практическое занятие №  6. Правописание причастий.

Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

8

2

1

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

2

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

3

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной  речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Практические занятия

1

1

Практическое занятие № 7. Разбор предложения по членам предложения.

Практическое занятие № 8.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Контрольная работа №1: «Синтаксис и пунктуация».

1

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Подготовка доклада по одной из тем: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Молодежный сленг и жаргон». 

Самостоятельная работа  обучающихся № 4

Подготовка доклада по одной из тем: «Строение русского слова», «Исторические изменения в структуре слова». 

Самостоятельная работа: № 5 Подготовка доклада по одной из тем: «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста», «Русская пунктуация и ее назначение». 

4

4

4

Раздел 3. 

Текст как речевое произведение.

19

Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки

Содержание учебного материала

2

2

1

Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Практическое занятие  9

1

Лингвостилистический анализ текста.

Тема 3.2. Функциональные стили русского языка

Содержание учебного материала

7

2

1

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

2

Научный стиль. Устная и  письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия).  Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

3

Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

4

Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

5

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

6

Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

Практическое занятие   10

                   

                    1

Орфографический тренинг.

Самостоятельная работа обучающихся № 6

Написать доклад по одной из тем: «Средства и виды связи предложений в тексте», «План», «Тезисы», «Конспект». 

Самостоятельная работа обучающихся№7 Подобрать тексты разных стилей с доказательством их принадлежности к тому или иному стилю.

4

4

Дифференцированный зачёт. Контрольная работа. Тест.

4

Всего:                                                                                                                                  максимальной учебной нагрузки обучающегося

89

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  часов

50

самостоятельной работы обучающегося  часов

29

                    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому  обеспечению

Для реализации учебной дисциплины  требуется наличие учебной аудитории. Занятия проводятся в учебных аудиториях   русского языка .

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный материал.

          В процессе обучения используются методические разработки практических занятий по ключевым темам курса, подготовленные преподавателем.

    Для проведения тестового контроля используется мультимедийный компьютерный класс.        В учебном процессе используются предметы, схемы, печатные тексты, которые предъявляются с помощью мультимедийного оборудования.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.   Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред.проф.учеб. заведений М.,2017

2.        Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум,4-е издание, Москва. Юрайт,2017г.

Дополнительные источники:

1.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2014

2.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. - М.:Логос, 2014;

3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:

Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015

Интернет-ресурсы:

1. «Грамота.ру» -  gramota.ru

2. «Культура письменной речи» - gramma.ru

3. «Русские словари» - slovari.ru

4. « Русский язык для делового человека» - mylanguage.ru

5. Портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке - russianforall.ru

6. Сайт РУДН – russianword.ru

7. Сайт Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина – pushkin.edu.ru

8. Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова – cie.ru

9. Сайт СПбГУ – russian4foreignes.ru

10. Дистанционныe курсs изучения русского языка и культуры – dist-learn.ru, speak-russian.cie.ru/time_new/

11. «Филологический портал» - philology.ru

12. «Электронная научная библиотека» - elibrary.ru

13. «Журнальный зал» - magazines.russ.ru

14. Информационно-справочная система «Национальный корпус языка» - ruscorpora.ru

15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru

Словари

 1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М.: Русский язык, 1986.

 2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, М.: 1988

 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1992.

 4. Орфографический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1982.

 5. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.– М.: Русский язык, 1997.

 6. Современный словарь иностранных слов: М.: Русский язык, 1992.

 7. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.  Словарь морфем русского языка: Ок.          52000 слов.– М.: Рус. яз., 1986.– 1136 с.

 8. Новый орфографический словарь русского языка.– М.: Издательство «Лукоморье», 2002.– 608 с.

9. Львов М.Р.         Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Наглядные средства обучения

  Таблицы:

 «Нормы русского литературного языка»

 «Качества хорошей речи»

 «Принципы русской орфографии»

«Функциональные стили речи»

 «Композиция публичного выступления»

 «Формулы речевого этикета»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

практические занятия, Тестирование  внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа по развитию речи.

Рабочая программа по развитию речи....

Рабочая программа по спецкурсу"Речь"

Рабочая программа по спецкурсу "Речь"....