Применение ИКТ на уроках русского языка
статья по теме

Содержится теоретический материал по использованию ИКТ на уроках русского языка, а также небольшой каталог сайтов с возможностью прохождения он-лайн тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor_na_r.ya_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении орфографии.

        Выполнила

преподаватель

русского языка и литературы

ГБОУ СПО МО «ОЗСГК»

Самошкина А.Ю.

В современном обществе информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития, а современные технологии ее обработки и распространения только усиливают данное утверждение. Также это означает увеличение темпа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня мобильности, образованности, адаптивности людей к постоянно изменяющимся условиям.
Учитель - это человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самовоспитание и самообразование, целью которого является овладение преподавателями новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Для современных молодых людей компьютер является основным источником работы и отдыха. Следовательно, преподаватель на сегодняшний день должен стремиться к изменению своей роли в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Педагогу  необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со студентами и не отставать от прогресса.

Так, Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Он может оказать помощь в изучении любого учебного предмета, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для обучающихся пользоваться дополнительной информацией, проверять свои знания, умения и навыки, быть в курсе современных открытий. Доступ к сети Интернет дает возможность и преподавателям воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Сегодня происходит смена образовательной парадигмы: отход от традиционной «репродуктивной» модели обучения, «пассивно-знаниевой» к «активно-деятельностной». Сегодня к обучающемуся предъявляются требования обладать навыками поиска, оценки, отбора и организации информации, уметь самостоятельно осваивать и исследовать материал, уметь работать в группе, уметь выявлять проблемы, находить пути их решения и применять на практике полученные знания. При этом обучающиеся получают новую информацию в ходе решения теоретических и практических задач, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Преподаватель же мыслится не как «транслятор» учебного материала, а как организатор познавательного взаимодействия между учебным материалом и студентами. Деятельность педагога заключается в том, чтобы при изложении учебного материала систематически создавать проблемные ситуации и управлять мыслительной (поисковой) деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний путем коллективного (или самостоятельного) решения учебных проблем.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Применение ИКТ решает специальные практические задачи, лежащие в основе программ по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

А также при организации самостоятельной работы обучающихся по формированию основополагающих знаний по русскому языку и литературе, по коррекции и учету знаний студентов используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Использование тестовой технологии

В учебных заведениях компьютер становится электронным посредником между педагогом и студентом. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Студент, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым студентом в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога студента с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый студент отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний обучающихся. Это очень важно для студента. Он видит, что отметка не зависит от желания преподавателя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Студент может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

В своей работе провожу тесты в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях студентов и позволяет оценить степень их подготовленности.

Например, предложенные студентам 30 вопросов по теме "Орфография"  были выполнены за 40 минут с качеством знаний 86% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль - существенно повышают уровень обучения.

Хотелось бы представить несколько электронных образовательных ресурсов, позволяющих проходить он-лайн тесты по различным темам русского языка. Отмечу, что я широко применяю данные сайты на своих уроках.

http://www.urokirus.com/online/test.html   

http://yarus.aspu.ru/?id=8&id_dictant=57 

http://testruslit.ru/rus.php?tem=7 

http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_russkomu 

http://test.uginfo.com/test-o-e-posle-shypyashih-i-c-v-sufiksah-i-okoncha.html 

http://samsdam.net/ruslang/00157.php 

Благодаря ИКТ преподаватель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам.

Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.

Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИКТ, как впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью.

Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить методику к требованиям сегодняшнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Статья на тему "ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от группы, мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденном...

Применение технологии диалога культур на уроках русского языка

Применение технологии диалога культур на уроках русского языка...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...

«Применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

В презентации представлено применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....