Применение ИКТ на уроках русского языка
статья по теме
Содержится теоретический материал по использованию ИКТ на уроках русского языка, а также небольшой каталог сайтов с возможностью прохождения он-лайн тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении орфографии.
Выполнила
преподаватель
русского языка и литературы
ГБОУ СПО МО «ОЗСГК»
Самошкина А.Ю.
В современном обществе информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития, а современные технологии ее обработки и распространения только усиливают данное утверждение. Также это означает увеличение темпа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня мобильности, образованности, адаптивности людей к постоянно изменяющимся условиям.
Учитель - это человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самовоспитание и самообразование, целью которого является овладение преподавателями новыми различными методами и формами преподавания.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Для современных молодых людей компьютер является основным источником работы и отдыха. Следовательно, преподаватель на сегодняшний день должен стремиться к изменению своей роли в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со студентами и не отставать от прогресса.
Так, Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Он может оказать помощь в изучении любого учебного предмета, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для обучающихся пользоваться дополнительной информацией, проверять свои знания, умения и навыки, быть в курсе современных открытий. Доступ к сети Интернет дает возможность и преподавателям воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.
Сегодня происходит смена образовательной парадигмы: отход от традиционной «репродуктивной» модели обучения, «пассивно-знаниевой» к «активно-деятельностной». Сегодня к обучающемуся предъявляются требования обладать навыками поиска, оценки, отбора и организации информации, уметь самостоятельно осваивать и исследовать материал, уметь работать в группе, уметь выявлять проблемы, находить пути их решения и применять на практике полученные знания. При этом обучающиеся получают новую информацию в ходе решения теоретических и практических задач, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Преподаватель же мыслится не как «транслятор» учебного материала, а как организатор познавательного взаимодействия между учебным материалом и студентами. Деятельность педагога заключается в том, чтобы при изложении учебного материала систематически создавать проблемные ситуации и управлять мыслительной (поисковой) деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний путем коллективного (или самостоятельного) решения учебных проблем.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
Применение ИКТ решает специальные практические задачи, лежащие в основе программ по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.
А также при организации самостоятельной работы обучающихся по формированию основополагающих знаний по русскому языку и литературе, по коррекции и учету знаний студентов используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
Использование тестовой технологии
В учебных заведениях компьютер становится электронным посредником между педагогом и студентом. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Студент, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым студентом в отдельности.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога студента с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый студент отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний обучающихся. Это очень важно для студента. Он видит, что отметка не зависит от желания преподавателя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Студент может посмотреть процент и качество своих знаний.
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
В своей работе провожу тесты в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях студентов и позволяет оценить степень их подготовленности.
Например, предложенные студентам 30 вопросов по теме "Орфография" были выполнены за 40 минут с качеством знаний 86% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль - существенно повышают уровень обучения.
Хотелось бы представить несколько электронных образовательных ресурсов, позволяющих проходить он-лайн тесты по различным темам русского языка. Отмечу, что я широко применяю данные сайты на своих уроках.
http://www.urokirus.com/online/test.html
http://yarus.aspu.ru/?id=8&id_dictant=57
http://testruslit.ru/rus.php?tem=7
http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_russkomu
http://test.uginfo.com/test-o-e-posle-shypyashih-i-c-v-sufiksah-i-okoncha.html
http://samsdam.net/ruslang/00157.php
Благодаря ИКТ преподаватель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам.
Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.
Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИКТ, как впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью.
Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить методику к требованиям сегодняшнего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-85937-1608568004.jpg)
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-85937-1608568004.jpg)
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-724515-1696094408.jpg)
Статья на тему "ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от группы, мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденном...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-686833-1444713675.jpg)
Применение технологии диалога культур на уроках русского языка
Применение технологии диалога культур на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/14/picture-809940-1676381192.jpg)
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-855900-1480357410.jpg)
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...
«Применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
В презентации представлено применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....