МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка урока направленна на формирование  у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРМАВИРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

352930 г.Армавир, ул.Новороссийская 104, тел./факс 7-85-27  ИНН-230201

(Е: mail)  GouNPOPU620051@Yandeх.ru

_______________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

«Политические партии и партийные системы»

                                                                                                Разработала: преподаватель

                                                                                               истории и обществознания

                                                                                Т.Ю. Бутурлакина

г. Армавир – 2013

Тема: «Политические партии и партийные системы».

Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

образовательные:

1)рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;
2)изучить сущность и типологию партийных систем;
3) сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции;
4)продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

1)закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
3)способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

1)стимулировать мотив к поиску новых знаний;
2)способствовать формированию толерантного мышления;
3)воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала (1 час).

Основные понятия: партия, партийная система, избирательный процесс.

Оборудование урока: Компьютерная презентация;  опорный конспект урока; интеллект – карты.

Ход урока:

Роль гражданина, как и любая другая профессия, требует тщательной подготовки.

Ральф Кетчем

      I. Актуализация ранее усвоенных  знаний.

Проведение «Идеального опроса».

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом преподавателю.

1. Найдите ошибки в тексте:

Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум. Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.

(оценка 5);

2.Какие обязанности, записаны в Конституции? (вопрос на оценку 5)

  1. Назовите ветви власти? (вопрос на оценку 4);
  2. Укажите признаки правого государства? (вопрос на оценку 4);
  3. Назовите дату и год принятия конституции РФ? (вопрос на оценку 3);
  4. Дайте определение понятию конституция? (вопрос на оценку 3).

II. Изучение нового материала.

План урока:

1. Политическая партия

2. Избирательное право

3. Партийные системы

4. Законодательно – регулируемая деятельность партий в РФ

1. Политическая партия

Слово преподавателя. Политическая партия - особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи владеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Политическая партия:

  1. Длительное по времени объединение участников.
  2. Наличие устойчивых местных организаций.
  3. Цель – завоевание  и осуществление власти.
  4. Формализованная внутренняя организация.
  5. Определенная идеологическая направленность.
  6. Обеспечение народной поддержки.

Партия как политический институт представительной демократии  выполняет следующие функции:

  1. политическая - овладение государственной властью;
  2. представительская - выражение интересов определённых  групп и слоёв населения;
  3. электоральная - организация и участие в избирательных компаниях;
  4. социализации - воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;
  5. рекруиторская - отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.

Вопрос.  Какие функции наиболее активно выполняют сейчас политические партии?

Слово преподавателя. Так как интересы социальных групп разнообразны, следовательно, и партии их представляющие отличаются разными критериями. По каким же критериям классифицируются партии?

По шкале политического спектра:

  1. Левые (за реформы, за вытеснение частного сектора, социальная защита трудящихся, радикально – революционные методы действия);
  2. Центристские (компромисс, сотрудничество);
  3. Правые (за сильное государство, охрана частной собственности, за стабильность, отрицательное отношение к революции);

По участию в осуществлении власти:

  1. Правящие – это партии, которые находятся у власти;
  2. Оппозиционные (легальные, нелегальные) – это те партии, не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть;

По характеру членства:

  1. Массовые – многочисленные, в них преобладает воспитательная функция, отличается тесной связью между членами партии, в них есть жёсткая дисциплина, есть первичные парторганизации, их деятельность проводится систематически;
  2. Кадровые – немногочисленны, в них свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, проводят деятельность только в период выборов.

Проанализируйте по критериям  классификации одну из современных российских партий, например «Единую Россию».   

2. Избирательное право.

Статья 3 Конституции РФ

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации».

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

Избирательное право

Активное право                           Пассивное право

право выбирать, и                                          допускает, что гражданин

отзывать депутатов, участвовать                 может быть выбран

в плебисцитах, референдумах                      депутатом или

            главой государства

Статья 3 Конституции РФ.

«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

Равное избирательное право

(ст. 5 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

1. Избиратель наравне с другими имеет только один голос

2. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Равенство голосов избирателей обеспечивается:

а)обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства;

б) выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность;

в) росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Участие избирателей в выборах осуществляется на равных основаниях путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства и  избирательных участков.

Прямые выборы

(ст. 6 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Современное избирательное законодательство устанавливает: выборы депутатов являются прямыми.

Это означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.

Тайное голосование

(ст. 7 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Законодательством предусмотрено такой способ голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам.

Тайна голосования обеспечивается тем, что:

1) избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить

личность голосующего;

2) в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты.

В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

3. Избирательный процесс.

Избирательный процесс–это содержащаяся в избирательном законодательстве совокупность правил, регулирующих важнейшие вопросы организации и проведения выборов.

Избирательные системы:

Пропорциональная – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количество мест;

Мажоритарная – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом количество голосов;

Смешанная - предлагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы.  

4. Партийныесистемы.

Партийная система – это совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

Монопартийная

  1. единственная партия (партия власти)монополизирует государственную власть;
  2. срастается с государственным аппаратом;
  3. перестает выражать  интересы  народа.  

Двухпартийная

  1. только 2 партии являются влиятельными (Великобритания и США)

Многопартийная

  1. более 2-х партий, обладающих политическим влиянием.

1. Назовите страны с однопартийной, двухпартийной и многопартийной системой.

2.Какую политическую систему вы считаете наиболее эффективной, почему?

5.Законодательно – регулируемая деятельность партий в РФ

Подготовка творческого задания учащимися: сообщения о политических партиях РФ (программа).

Программа политической партий «Единая Россия».

  1. Национальный мир-защита общего культурного пространства.
  2. Укрепление суверенитета России. Определение национальных интересов России
  3. Экономический рост за 4 года составил до 7 процентов. Россия рассчиталась с внешними долгами.
  4. Более чем в 2 раза выросли среднемесячная заработная плата и средний размер пенсий. Сократилось число живущих за чертой бедности в 1.5 раза.
  5. Срок несения военной службы сокращен с 2-3 лет до 1 года.

Программа политической партий «КПРФ».

  1. национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан;
  2. сломать систему тотальных фальсификаций при проведении выборов;
  3. осуществить срочную программу мер по борьбе с бедностью, ввести государственный контроль над ценами на товары первой необходимости;
  4. восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, расширить государственное жилищное строительство;
  5. ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободить от уплаты налогов граждан с низкими доходами;

Программа политической партий «ЛДПР».

  1. Провести свободные, честные выборы. Мы за то чтобы каждый гражданин России получил возможность избирать власть на любом ее уровне (даже Губернатора);
  2. Ликвидировать, списать  долги по квартплате, за электричество и газ для всех пенсионеров и граждан с низкими доходами менее 7 тысяч рублей  за счёт дополнительных доходов федерального бюджета;
  3. Расходы  бюджета на душу населения должны быть равными для всех регионов страны.

Программа политической партии «ЯБЛОКО».

  1. Запрещения занимать государственные должности действующим бизнесменам и их ближайшим родственникам;
  2. Провести тотальную проверку деклараций чиновников и уволить с государственной службы тех, кто не смог доказать легальность доходов и имущества;
  3. Отменить привилегии чиновников и депутатов в жилищно-бытовом, медицинском, транспортном и другом обслуживании, отменить «мигалки»;
  4. Против национальной вражды и нетерпимости;
  5. Упрощение регистрации политических партий и снижение до 3% порога полученных голосов для политических партий;
  6. За эффективную внешнюю политику;
  7. Развитие новых форм сотрудничества России со странами Европы и Европейским союзом, отмену визового режима.

Программа политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

  1. Стратегическая собственность и главные национальные богатства принадлежат народу;
  2. Защита жизни и здоровья - приоритет в деятельности органов власти. Обеспечение доступного жилья;
  3. Обеспечить качественную работу ЖКХ;
  4. Семья должна стать предметом особой заботы государства;
  5. Обеспечение доступного бесплатного качественного образования для всех российских детей;
  6. Проведение целенаправленной молодежной политики;
  7. Развитие науки, культуры;
  8. Новая индустриализация российской экономики;
  9. Возрождении ценности труда;
  10. Упорядочивание миграционных процессов;
  11. Необходима боеспособная, современная армия;
  12. Восстановить историческое единство русского, белорусского и украинского народов как единого великорусского народа.

Программа политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

  1. Преодолеть социальное неравенство;
  2. Сократить разницу в доходах между богатыми и бедными;
  3. Поддержка создания новых профсоюзов;
  4. Поднять пенсии на достойный уровень;
  5. Больше конкретной помощи российским семьям;
  6. В России не должно быть детских домов. Каждый ребенок должен жить в семье!
  7. Обеспечить граждан доступным жильем;
  8. Поддержать село. Остановить рост цен на продукты питания;
  9. Вернуть бесплатную медицину;
  10. Повысить долю малого и среднего бизнеса;
  11. Борьба с коррупцией;
  12. Построить эффективную систему безопасности и правопорядка;
  13. Справедливость для всех народов России!
  14. Меры по улучшению экологии;
  15. Взять культуру под защиту государства.

Программа политической партии «ЗА ЖЕНЩИН РОССИИ».

  1. повсеместное создание условий для востребованности всех россиян;
  2. оказание всемерной поддержки матерям-одиночкам и их детям, старикам, инвалидам; укрепление молодых семей, воспитывающих детей.
  3. создать повсеместно по стране Советы общественного спасения (СОС).учредить Всероссийский Общественный Совет Мудрецов (ВОСМ), для проведения независимой экспертизы принимаемых важнейших законопроектов и государственных решений;
  4. ввести в оборот для безналичных денежных расчётов, связанных с использованием бюджетных средств, казначейский рубль – «карбованец» (КРБ);
  5. реформа системы налогообложения;
  6. приравнять необоснованное повышение цен на продукты первой необходимости, на тарифы и услуги ЖКХ, на лекарства к уголовно наказуемому преступлению.

Оценка деятельности: Выставление оценок за урок.  Отметить работу детей, их активность и старательность.

А теперь оценим свою работу на уроке. Оценку можно начать с фраз, данных на экране. Мне было интересно с вами работать, у нас сложился хороший союз, у нас прошла продуктивная работа.

Сегодня на уроке я узнал новые понятия:

__________________________________________________________________

После сегодняшнего урока я сделал выводы

__________________________________________________________________

Мне урок запомнится (или нет) тем, что

__________________________________________________________________

Я хотел бы еще узнать по этой теме о

__________________________________________________________________

Я активно работал на уроке, т.к

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Система 1С: Предприятие (Учет расчетов с покупателями)» по дисциплине «Информационные технологии» на сайте

Тема    Система 1С: Предприятие. Учет расчетов с покупателямиЦель          Образовательная – формирование теоретических и практических навыков ра...

Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.

Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...

Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."

Материал предназначен для преподавания  в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики  в 9-11 классах средней школы....

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федераци"

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федерации" по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...