Элективный курс "Христианство и религии мира".
элективный курс на тему

Воронцова Надежда Степановна

Учебный курс для факультатива по истории религии для 10 - 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса

«Христианство и религии мира».

Выполнила: учитель истории высшей категории

МОУ СОШ № 75

Воронцова Надежда Степановна.

 Волгоград

2011 г.


Пояснительная записка элективного курса 10 класса (17 часов).

Актуальность данной темы в настоящее время очень велика. В мире быстро растет интерес к религиозному вопросу общественной жизни. В сложившихся условиях чрезвычайно важной задачей является знакомство обучающихся с духовно-нравственной основной религиозного мировоззрения, которая тесно связана с культурно-историческим прогрессом человечества.

   В настоящем курсе за основу взято изучение истории христианства и других религий мира, ознакомление с основными философскими направлениями в христианстве и других религиозных конфессий, духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Данный курс во многом поможет обучающимся в поисках ответов на основные вопросы: «Кто мы и что мы такое?», «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть?», «Что после смерти?».

Значимость курсов обусловлена необходимостью оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе и исправлению нравственного состояния современной молодежи, переживающий глубокий кризис искания духовного и душевного мира, что выражается в нарушении иерархии ценностей, ориентации на сомнительные идеалы, смутное представление о добродетелях: милосердии, великодушии, мужестве, справедливости, гражданском сознании и патриотизме, веротерпимости.

Этот курс поможет дать достаточную и объективную информацию о различных религиях, вызвать дискуссии и плодотворные размышления.

Цель курса.

Расширить, систематизировать и обобщить знания о религиозных конфессиях обучающихся, полученных в объеме школьных программ.

Задачи курса.

1 . Воспитание навыков самопознания, самосовершенствования и
добродетели.

2.        Познакомить с основными философскими направлениями в мировых
конфессиях, формирование основ мировоззренческой, нравственной
культуры.

3. Формировать  духовно-нравственного   воспитание  обучающихся   на  основе изучения христианства и других мировых религий.

        

Содержание элективного курса  (17 часов).

1.Введение (1 часа). Вечные  вопросы  жизни:  «Кто  мы  и  что  мы  такое?»,  «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть, что после   смерти?».   Цели,   к   которым   стремятся   люди,   условия   их осуществления.

2.        Христианство (6 часов).

Христианство - одна из мировых религий. Бог, каким его знают христиане. Бог и человек. Что христианство может предложить людям. Царство Божие в жизни человека. Связь Царства Божьего с нашим временем. Сомнения, причины сомнений. Обычные заблуждения, главные ереси. Изыскания Нового времени, идеологические штампы. Символ веры о Христе. Христос - истинный Бог. Христос о Святом духе. Новый Завет. Преображение Святаго Духа - цель христианской жизни. Начало мира. Человек и его изначальное величие. Откуда в мире зло, проблемы зла и избавления от него, закон - оружие в борьбе со злом, совесть - закон для всех. Христианская церковь и ее предания. Жизнь христианина - аскета и мистика. Будущее человека и мира, тайна завтрашнего дня. Католицизм. Протестантизм. Атеизм: Фейербах и Маркс. Атеизм: Ницше и Фрейд. Вера и знания. Причины конфликта. История столкновений.

3.        Религии (9 часов).

Иудаизм. Ветхий Завет. Главные обострения иудейской веры.

Ислам. Доисламская религия в Аравии. Раскол в исламе. Ислам сегодня.

Индуизм. История возникновения учения, религиозная жизнь. Индуизм

сегодня.

Буддизм. Учение и идеалы буддизма, богослужение. Буддизм сегодня.

Конфуцианство,   даосизм,   синтоизм.   Первобытная   мысль   в   Китае.

Философская мысль.

Новые культы. Разновидность и особенности новых культов. Секты и

церковь. Псевдохристианские, псевдовосточные и синкретические культы.

Оккультные  течения,   масонство.   Религии   и  общество.   Религиозный

фанатизм и свобода.

Религия и христианство. Общие выводы: особенности религии, главная

проблема человека, ответ христианства.

4.        Защита учебных проектов (1час).

Общие выводы: религии и христианство, особенности религий, главная проблема человечества.

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во

Формы занятия

п/п

часов

I.

Введение.

1

1.

О вечных вопросах жизни. Смысл жизни. Религия, как человеческое явление.

1

Беседа

II.

Христианство

6

1.

Христианская церковь.

1

Лекция

2.

Предания церкви. .

1

Беседа

3.

Будущее человека и мира. Проблема зла и

1

Лекция

4.

Католицизм, протестантизм.

1

Лекция

5.

Атеизм: Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд.

1

Лекция

6.

Вера и знание.

1

Беседа

III

Религии

1.

Иудаизм

1

Лекция

2.

Ислам

1

Лекция

3.

Иудаизм

1

Лекция

4.

Буддизм

1

Лекция

5.

Конфуцианство

1

Лекция

6.

Новые культы: псевдохристианские, псевдовосточные.

1

Лекция

7.

Оккультные течения.

1

Лекция

8.

Религии и общество

1

Лекция

9.

Религиозный фанатизм и религиозная свобода

1

Лекция

IV.

Защита учебных проектов. Общие выводы: религия и христианство, особенности религий, главная проблема человечества.

1

Практикум

Требование к обучающимся:

  1.  Введение. Обучающиеся должны знать, что такое религия и определять ее цели; мировоззрение христианства о смысле жизни; что такое спасение с точки зрения Церкви; существование Бога и поиск Его.
  2. Христианство. Обучающиеся должны знать историю и основы христианства; уметь определять место религии в жизни человека; понимать проблему зла и избавление от него; соотношение свободы и ответственности личности; примеры самореализации человека; многообразие форм человеческих знаний.
  3. Религии. Обучающиеся должны знать историю и основы мировых религий; уметь разбираться в псевдорелигиях; давать оценку предлагаемых фактов, с точки зрения собственных позиций; давать самостоятельную оценку межнациональным и межрелигиозным событиям; делать логические выводы с применением полученных знаний.
  4. Иметь свой взгляд и мнение по данному вопросу, грамотно аргументировать и доказывать его.

Список литературы:

  1. http: // www. megabook.ru
  2. http:// www. avanta.ru
  3. Религии мира. М., 2000. ТТ. 1-2.
  4. Христианство и религии мира. Под ред. П.Иванова. М., 2000.
  5. Христианство и религия. М., 2001.
  6. Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М., 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс «Христианство и религии мира»

для обучающихся 10 класса.

Представленный курс по выбору рассчитан на 17 часа. Курс состоит из введения, с указанием целей и задач указанной программы, содержания, тематического планирования, а также списка учебно-методической литературы для учителя и обучающихся.

Предложенный курс знакомит обучающихся с теологической основой и фундаментальными философскими концепциями существующих мировых конфессий. Значимость указанного курса очевидна. Принципы толерантности и веротерпимости являются ключевыми и характерными в любом цивилизованном обществе, что особенно актуально в свете современных реалий. Также основной из задач предложенного курса, является воспитание навыков самопознания, самосовершенствования, милосердия, а также формирования основ мировоззренческой и нравственной культуры. Религия тесно связана с историей человечества в целом, и очевидно, что для наиболее объективного и всестороннего понимания исторических процессов, знания подобного характера необходимы.

Содержание курса предполагает работу обучающихся с различными видами и категориями нарративных, иконографических и картографических источников, а также с дополнительной учебной и методической литературой.

Данный курс по выбору может быть рекомендован без изменений и уточнений для преподавания в основной школе.

Руководитель М. О. учителей истории и обществознания                                                                              

Красноармейского района        Хижняк И. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история религии мира

программа  по предмету история религии мира, дает возможность донести учащимся ДХШ культурологического отделения понимание того, что религия на протяжении веков играла особую роль в постижении ве...

Элективный курс "Дискотека в мире функций"

Элективный курс представлен в виде презентации. На одном из слайдах есть тематичекое планирование, также представлены основные графики ,изучаемые в основной школе. На последнем слайде представлен один...

презентация на тему "Культура и религии Древнего мира"

в презенциции представлены основные культурные ценности Древнего мира и причины возникновение религий...

Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...

Классный час "Религии мира"

Методическая разработка классного часа "Религии мира" рассказвает об особенностях различных направлений религий...

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира...

Культура и религия Древнего мира

Материал предназначен для проведения самостоятельной работы студентов 1 курсов....