Элективный курс "Христианство и религии мира".
элективный курс на тему

Воронцова Надежда Степановна

Учебный курс для факультатива по истории религии для 10 - 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса

«Христианство и религии мира».

Выполнила: учитель истории высшей категории

МОУ СОШ № 75

Воронцова Надежда Степановна.

 Волгоград

2011 г.


Пояснительная записка элективного курса 10 класса (17 часов).

Актуальность данной темы в настоящее время очень велика. В мире быстро растет интерес к религиозному вопросу общественной жизни. В сложившихся условиях чрезвычайно важной задачей является знакомство обучающихся с духовно-нравственной основной религиозного мировоззрения, которая тесно связана с культурно-историческим прогрессом человечества.

   В настоящем курсе за основу взято изучение истории христианства и других религий мира, ознакомление с основными философскими направлениями в христианстве и других религиозных конфессий, духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Данный курс во многом поможет обучающимся в поисках ответов на основные вопросы: «Кто мы и что мы такое?», «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть?», «Что после смерти?».

Значимость курсов обусловлена необходимостью оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе и исправлению нравственного состояния современной молодежи, переживающий глубокий кризис искания духовного и душевного мира, что выражается в нарушении иерархии ценностей, ориентации на сомнительные идеалы, смутное представление о добродетелях: милосердии, великодушии, мужестве, справедливости, гражданском сознании и патриотизме, веротерпимости.

Этот курс поможет дать достаточную и объективную информацию о различных религиях, вызвать дискуссии и плодотворные размышления.

Цель курса.

Расширить, систематизировать и обобщить знания о религиозных конфессиях обучающихся, полученных в объеме школьных программ.

Задачи курса.

1 . Воспитание навыков самопознания, самосовершенствования и
добродетели.

2.        Познакомить с основными философскими направлениями в мировых
конфессиях, формирование основ мировоззренческой, нравственной
культуры.

3. Формировать  духовно-нравственного   воспитание  обучающихся   на  основе изучения христианства и других мировых религий.

        

Содержание элективного курса  (17 часов).

1.Введение (1 часа). Вечные  вопросы  жизни:  «Кто  мы  и  что  мы  такое?»,  «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть, что после   смерти?».   Цели,   к   которым   стремятся   люди,   условия   их осуществления.

2.        Христианство (6 часов).

Христианство - одна из мировых религий. Бог, каким его знают христиане. Бог и человек. Что христианство может предложить людям. Царство Божие в жизни человека. Связь Царства Божьего с нашим временем. Сомнения, причины сомнений. Обычные заблуждения, главные ереси. Изыскания Нового времени, идеологические штампы. Символ веры о Христе. Христос - истинный Бог. Христос о Святом духе. Новый Завет. Преображение Святаго Духа - цель христианской жизни. Начало мира. Человек и его изначальное величие. Откуда в мире зло, проблемы зла и избавления от него, закон - оружие в борьбе со злом, совесть - закон для всех. Христианская церковь и ее предания. Жизнь христианина - аскета и мистика. Будущее человека и мира, тайна завтрашнего дня. Католицизм. Протестантизм. Атеизм: Фейербах и Маркс. Атеизм: Ницше и Фрейд. Вера и знания. Причины конфликта. История столкновений.

3.        Религии (9 часов).

Иудаизм. Ветхий Завет. Главные обострения иудейской веры.

Ислам. Доисламская религия в Аравии. Раскол в исламе. Ислам сегодня.

Индуизм. История возникновения учения, религиозная жизнь. Индуизм

сегодня.

Буддизм. Учение и идеалы буддизма, богослужение. Буддизм сегодня.

Конфуцианство,   даосизм,   синтоизм.   Первобытная   мысль   в   Китае.

Философская мысль.

Новые культы. Разновидность и особенности новых культов. Секты и

церковь. Псевдохристианские, псевдовосточные и синкретические культы.

Оккультные  течения,   масонство.   Религии   и  общество.   Религиозный

фанатизм и свобода.

Религия и христианство. Общие выводы: особенности религии, главная

проблема человека, ответ христианства.

4.        Защита учебных проектов (1час).

Общие выводы: религии и христианство, особенности религий, главная проблема человечества.

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во

Формы занятия

п/п

часов

I.

Введение.

1

1.

О вечных вопросах жизни. Смысл жизни. Религия, как человеческое явление.

1

Беседа

II.

Христианство

6

1.

Христианская церковь.

1

Лекция

2.

Предания церкви. .

1

Беседа

3.

Будущее человека и мира. Проблема зла и

1

Лекция

4.

Католицизм, протестантизм.

1

Лекция

5.

Атеизм: Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд.

1

Лекция

6.

Вера и знание.

1

Беседа

III

Религии

1.

Иудаизм

1

Лекция

2.

Ислам

1

Лекция

3.

Иудаизм

1

Лекция

4.

Буддизм

1

Лекция

5.

Конфуцианство

1

Лекция

6.

Новые культы: псевдохристианские, псевдовосточные.

1

Лекция

7.

Оккультные течения.

1

Лекция

8.

Религии и общество

1

Лекция

9.

Религиозный фанатизм и религиозная свобода

1

Лекция

IV.

Защита учебных проектов. Общие выводы: религия и христианство, особенности религий, главная проблема человечества.

1

Практикум

Требование к обучающимся:

  1.  Введение. Обучающиеся должны знать, что такое религия и определять ее цели; мировоззрение христианства о смысле жизни; что такое спасение с точки зрения Церкви; существование Бога и поиск Его.
  2. Христианство. Обучающиеся должны знать историю и основы христианства; уметь определять место религии в жизни человека; понимать проблему зла и избавление от него; соотношение свободы и ответственности личности; примеры самореализации человека; многообразие форм человеческих знаний.
  3. Религии. Обучающиеся должны знать историю и основы мировых религий; уметь разбираться в псевдорелигиях; давать оценку предлагаемых фактов, с точки зрения собственных позиций; давать самостоятельную оценку межнациональным и межрелигиозным событиям; делать логические выводы с применением полученных знаний.
  4. Иметь свой взгляд и мнение по данному вопросу, грамотно аргументировать и доказывать его.

Список литературы:

  1. http: // www. megabook.ru
  2. http:// www. avanta.ru
  3. Религии мира. М., 2000. ТТ. 1-2.
  4. Христианство и религии мира. Под ред. П.Иванова. М., 2000.
  5. Христианство и религия. М., 2001.
  6. Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М., 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс «Христианство и религии мира»

для обучающихся 10 класса.

Представленный курс по выбору рассчитан на 17 часа. Курс состоит из введения, с указанием целей и задач указанной программы, содержания, тематического планирования, а также списка учебно-методической литературы для учителя и обучающихся.

Предложенный курс знакомит обучающихся с теологической основой и фундаментальными философскими концепциями существующих мировых конфессий. Значимость указанного курса очевидна. Принципы толерантности и веротерпимости являются ключевыми и характерными в любом цивилизованном обществе, что особенно актуально в свете современных реалий. Также основной из задач предложенного курса, является воспитание навыков самопознания, самосовершенствования, милосердия, а также формирования основ мировоззренческой и нравственной культуры. Религия тесно связана с историей человечества в целом, и очевидно, что для наиболее объективного и всестороннего понимания исторических процессов, знания подобного характера необходимы.

Содержание курса предполагает работу обучающихся с различными видами и категориями нарративных, иконографических и картографических источников, а также с дополнительной учебной и методической литературой.

Данный курс по выбору может быть рекомендован без изменений и уточнений для преподавания в основной школе.

Руководитель М. О. учителей истории и обществознания                                                                              

Красноармейского района        Хижняк И. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история религии мира

программа  по предмету история религии мира, дает возможность донести учащимся ДХШ культурологического отделения понимание того, что религия на протяжении веков играла особую роль в постижении ве...

Элективный курс "Дискотека в мире функций"

Элективный курс представлен в виде презентации. На одном из слайдах есть тематичекое планирование, также представлены основные графики ,изучаемые в основной школе. На последнем слайде представлен один...

презентация на тему "Культура и религии Древнего мира"

в презенциции представлены основные культурные ценности Древнего мира и причины возникновение религий...

Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира...

Культура и религия Древнего мира

Материал предназначен для проведения самостоятельной работы студентов 1 курсов....