история религии мира
рабочая программа по теме

программа  по предмету история религии мира, дает возможность донести учащимся ДХШ культурологического отделения понимание того, что религия на протяжении веков играла особую роль в постижении вечных проблем духовной жизни человечества, его культуры и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_religiy.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Апшеронский район

Краснодарский край

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детская художественная школа г. Хадыженска МО Апшеронский район

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

АВТОРИЗОВАННАЯ

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МИРА

 3-4 класс

ДХШ для Культурологического отделения

 (12-15 лет.)

                                                                       СОСТАВИЛ:

                                                                                                      Преподаватель высшей категории

                                                                                            Додеркина Алла Петровна

Пояснительная записка

«История религий мира» - это предмет, рассказывающий о возникновении, истории и о современном состоянии религий мира. Актуальность программы курса «История религий мира» заключается в донесении учащимся ДХШ понимания того, что религия на протяжении веков играла особую роль в процессе воспитания и образования подрастающего поколения. Дает возможность прикоснуться к вечным проблемам духовной жизни человечества, его культуре и истории. Для художественных  школ не разработаны программы по «Истории религий мира»,  поэтому возникла необходимость в создании таковой. Эта программа является одной из модификаций программы  курса «История мировых религий» для учащихся 6-9 классов И.Е.Панкратова, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории религии и культуры Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Модифицированная (авторизованная) программа «История религии мира» для 3-4 классов «ДХШ»  учитывает  возраст и уровень подготовки учащихся.  

Курс «История религий мира» включает в себя две части, связанные между собой –«Библейские истории»  (1-2 класс) ДХШ  и «История религий мира»  (2- 3 класс) ДХШ .

«История религий мира» охватывает огромный временной отрезок, дает общие представления об истории древнейших государств, народов, образе жизни и хозяйственных занятиях  людей того времени, их обычаях и представлениях. Основная часть уроков посвящена истории религии с выявлением специфики вероучения, культа, структуры разных  конфессий. Эта программа поможет учащимся  ориентироваться в сложной современной религиозной  ситуации, которая характеризуется усилением влиянии мистики и оккультизма в различных слоях современного общества и прежде всего в молодежной среде.

Предмет «История религий мира» способствует лучшему восприятию учащимися ДХШ отделения «Культурология» других предметов гуманитарного цикла. Для развития мотивации изучения этого предмета возможны экскурсии в краеведческие музеи, выставки, знакомство с памятниками природы, культуры.

 Цель программы по «Истории религий мира» - познакомить учащихся ДХШ культурологического отделения с возникновением, развитием и современным состоянием религии, возрождением православия в России и на Кубани.

Задачи курса соответствуют целям дисциплины «История религий мира» и состоят в том, чтобы:

При освоении программы по предмету «История  религии мира» решаются ряд задач: обучающие, воспитательные, развивающие. 

Обучающие:

- на основе приобщения учащихся ДХШ  культурологического отделения к изучению проблем возникновения, истории и современного состояния религий мира сформировать у них целостное представление об этой важной составной части мировой культуры;

- познакомить учащихся со специфической терминологией, знание которой поможет учащимся развивать каналы информации, приобщаться к гуманитарным наукам.

 - представить религию как динамический процесс в единстве;

 -овладение учащимися культурологического отделения профессиональной   терминологией, привитие     профессионального вкуса, приобщение учащихся к гуманитарным наукам;

Развивающие:

- дать возможность учащимся прикоснуться к вечным проблемам духовной жизни человечества, его истории и культуры и этим самым закреплять представления о нравственных и духовных ценностях;

  - нацелить учащихся на необходимость  работы с литературой;

  - поощрять внимание, любознательность учащихся к предмету история религий мира через работу над рефератами и презентациями;

- способствовать осознанному самостоятельному выбору учащимися ДХШ профессии, путем изучения индивидуальных предметов культурологического отделения.

Воспитательные:

  - приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения памятникам природы, народным традициям;

- формирование здорового образа жизни, коммуникативные навыки  и культуры поведения;

- воспитание самостоятельности, инициативности, стремления к саморазвитию.

Особенность этой программы строится на предварительной подготовке учащихся по целому ряду предметов культурологического цикла.

Для освоения программы необходимо учитывать возраст учащихся. Эта программа рассчитана на два года обучения (3-4 класс).

Программа по курсу «История религий мира» предполагает обучение учащихся группы отделения  «Культурология», состав группы постоянный. Общее количество  часов-34.

 В неделю-1 час, один раз в неделю.

 Учащиеся должны знать определение религии, историю возникновения мировых религий, их особенности, термины и понятия, выдающиеся религиозные памятники.

 Учащиеся отделения «Культурологи» по предмету «История религий мира» должны различать определенный набор морально-нравственных ценностей любого вероучения, уметь пользоваться терминами и понятиями и применять их.

В ходе занятий учащиеся изучают религиозную культуру, которая несет огромный нравственный потенциал. Новые социальные условия - открытость, приверженность демократическим институтам, отказ от односторонней идеологизации светского образования  - вызвали активный интерес российского общества к ценностям традиционной духовной культуры, религиозному просвещению. Эти условия  способствуют формированию осознанной позиции учащихся к извечным проблемам добра и зла, права и ответственности, долга и совести, патриотизма и милосердия. Во время занятий используются  технические средства (компьютер, видео DVD ,аудио), вырабатываются у учащихся навыки самостоятельной работы с литературой.

Нормативные правовые документы, на основании  которых разработана рабочая программа:

 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции 10.02.2009 № 18

- ст.9.- Образовательные программы,  п.8 – Дополнительная образовательная программа

- ст.14 Общие требования к содержанию образования (п.5 – содержание образования определяется образовательной программой)

- ст.26 – Дополнительное образование, п.2- Реализация дополнительных образовательных программ

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, принятое на заседании Педагогического совета школы, протокол №1 от 30 августа 2010 г.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания:

Данная рабочая программа «История религий мира» для 3-4 классов культурологического отделения детской художественной школы разработана на основании авторизованной  программы «История религий мира» для 3-4 классов культурологического отделения детской художественной школы преподавателя культурологического отделения МБОУДОД ДХШ г.Хадыженска А.П.Додеркиной, г.Хадыженск 2007г.

Указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная структурная перестановка порядка  изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений:

отличительные особенности  рабочей программы по сравнению с авторизованной программой  состоит в изменении часов на отдельные темы, это связано с тем, что учебный процесс школы разбит на 4 четверти. В конце каждой четверти проводится зачет по пройденному материалу.

Перечень учебно-методического обеспечения

- таблицы, схемы;

- анкеты;

- раздаточный материал;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- мультимедийные программы;

- презентации.

Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам обучения предмету «История религий мира» обучащиеся за 2 года обучения должны освоить следующие

Знания:

- определение религии

- историю возникновения мировых религий, их особенности

           - термины и понятия,  выдающиеся религиозные памятники

Умения:

- различать набор морально-нравственных ценностей любого вероучения

- уметь пользоваться терминами и понятиями, применять их

- разбираться в специфики вероучения,культа, структуры разных конфессий

- ориентироваться в сложной современной религиозной ситуации, которая характеризуется усилением влияния мистики и оккультизма в различных слоях современного общества и в молодежной среде

Навыки:

- навыки самостоятельного анализа учебного материала по предмету

- навыки пользования  литературой, современными техническими средствами

Организация образовательного процесса:

Комплектность группы:  в среднем 10 человек

Возрастная группа: от 13 до 15 лет

Режим занятий:  1 раз в неделю по 1 часу (Общее количество часов 68,34 в год)            

продолжительность урока – 40 минут

Ступень обучения: основная

Сроки и этапы реализации программы: 2 года

Контроль уровня обученности: 

Вид контроля

   Формы контроля

                  сроки

Вводный

Диагностика знаний

В начале учебного года

Текущий

Открытые уроки

Викторины

 Выполнении письменной творческой работы - написание рефератов

Выполнение презентиции

В течение учебного года

Итоговый

Тестирование, зачеты 1 раз в четверть


Ноябрь, декабрь, март, май

Особые виды контроля

Выступления на семинарских занятиях, подготовкой и посещение культовых мест различных религиозных конфессий,  экскурсии в музеях, выставочных залах


В течение учебного года

 Учебно-тематический план

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МИРА 3 класс

культурологическое отделение


п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

            авторизованная

                программа

       Рабочая

        программа

Введение

2

             2

1

Ранние исторические формы религии

6

             7

2

Национально-государственные религии. Иудаизм

6

       7

3

Мировые религии. Буддизм

8

11

4

Мировые религии. Христианство

11

7

Повторительно-обобщающий урок

1

-

                                                                                                             Итого:    34  часов                            34 часа

       

 

 

Учебно-тематический план

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МИРА 4 класс

культурологическое отделение


п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

            авторизованная

                программа

       Рабочая

        программа

5

Христианство. Католицизм

5

               5

6

Христианство. Протестантизм

4

               4

7

Христианство. Православие

14

              18

8

Мировые религии. Ислам

7

                5

9

Новые нетрадиционные религиозные движения

3

                2

Повторительно-обобщающий урок

1

               

                                                                                                             Итого:    34  часа                   34 часа

       

Календарно-тематическое планирование

История религий мира 3 КЛАСС

Культурологическое  отделение

1 четверть


те

мы


уро

ка

содержание

занятия



кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

   план

    факт





1





2

Введение.


Возникновение науки о религии.





Место религии в современном мире.







2


1





 1



Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер

1



3







4

Ранние исторические формы религии.


Тотемизм.







Культ предков.









7


1







1









Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

5








6







7






8







9

Табу.








Причины возникновения фетишизма.







Анимизм.






Шаманизм.







Первобытная магия.



1









1








1







1









1









Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


2 четверть


те

мы

№ уро

ка

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

2




10





11







12








13







14







15







16

Национально – государственные религии. Иудаизм.


Иудаизм как классический тип национально- государственной религии.



Источники вероучения иудаизма.







Танах и его структура.








Особенности учения о Миссии.







Основные типы истории  иудаизма.







Предписания, праздники, обряды иудаизма.






Памятники религиозной культуры иудаизма.






7



1





1







1








1







1







1







1


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


 

Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


 

3 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

3


17




18







19





20









21




22







23





24








25








26






27







28


Мировые религии. Буддизм.




Время и место возникновения буддизма.






Вероучение буддизма.





Раннебуддийские предания о жизни Будды.








Четыре  священных истины буддизма.




Этика  Буддизма.







Основные направления в буддизме.





Ад и рай в буддизме.








Буддийский пантеон.








Культ в буддизме.






Ламаизм, дзен – буддизм.







Буддизм России.


11




1







1





1









1




1







1





1








1








1






1







1

Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  



Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


 Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.





Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.



Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная Комьютер.культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.

4 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

4



29







30







31





32





33







34

Мировые религии. Христианство.


Причины возникновения христианства.







Новый Завет - основной источник вероучения и истории раннего христианства.





Переход от общины к церкви.





Символы веры христианства.





Превращение христианства в государственную религию Римской империи.





Распад в Римской империи и разногласия в христианстве.





7


1







1







1





1





1







1







Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Рабочая тетрадь.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г. Рабочая тетрадь.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Рабочая тетрадь.

Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь Комьютер  





                                                                                   Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ МИРА 4 КЛАСС

Культурологическое  отделение

1 четверть


те

мы


уро

ка

содержание

занятия



кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

   план

    факт

5





1






2






3







4







5


Христианство – католицизм.



Организационные особенности католицизма.





Ватикан и национальные церкви.






Монашеские ордены в католицизме.







Крестовые походы и инквизиция







Догматические особенности католицизма.



5



1






1






1







1







1



Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


6




6






7




8







9


 Христианство. Протестантизм.


Причины и предпосылки Реформации в Западной Европе.





Основные особенности вероучения, культа и организации протестантизма.



Первые течения протестантизма.







Протестантизм в России.


4



1







1




1








1








Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

2 четверть


те

мы

№ уро

ка

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

7



10







11







12







13







14







15







16





Христианство. Православие.


Особенности вероучения, культа и  организации православия.






Причины принятия христианства на Руси.






Становление Русской православной церкви.






Митрополит Иона и автокифалия Русской православной церкви.






Иов- первый митрополит Русской православной церкви.






Патриарх Никон и раскол в русском православии.






Монашество в РПЦ.






18


1







1







1







1







1







1








1



Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

 

Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

 Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура.

Рабочая тетрадь. Доска. Комьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


 

3 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт


17





18


19


20



21






22






23








24







25








26









27








Церковная реформа Петра 1





Казачество и Православие.


Просветители Кубани. Росинский  Р.К.


Возрождение Кубани к православной культуре.


Храмы, монастыри Кубани.






Октябрьская революция и РПЦ.






РПЦ в годы ВОВ.








Православные праздники.







Символика куполов и внутреннее устройство православного храма.







РПЦ в СССР 50- начала 90-х гг.









Возрождение России к православной культуре.






1





1


1


1



1






1






1








1







1








1









1


Абросимова М., Антонова – Овсиенко

И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г. Рабочая тетрадь. Доска.


ТрехбратовБ.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIIIв. Учебник 5-7 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание, стереотипное. – Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004 г. Мусихина Л.В., Полубабкина Л.В.

Кубановедение. Образовательная видеопрограмма для художественного развития детей.  Кубановедение    

  5 мультимедийных уроков. Рабочая тетрадь. Доска. Комьютер


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  

Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Лобазова Е.Ф. Религоведение. Учебник 3 издание; - М.: Ростов-на- Д. Феникс, 2004 г.  Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.




Абросимова М., Антонова – Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1. –М.: Аванта +, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

4 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

8



28







29






30






31












32








33







34

Мировые религии. Ислам.


Исторические условия возникновения ислама.






История Мухаммеда.






Распространение ислама.






Религия народов Кавказа.












Ислам и современность.





Новые  нетрадиционные религиозные движения.


Причины возникновения и распространения  новых нетрадиционных религиозных движений.




Типы нетрадиционных религий.



5

 

1







1






1






1












1





2



1







1



Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Рабочая тетрадь.


ТрехбратовБ.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIIIв. Учебник 5-7 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание, стереотипное. – Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004 г. Мусихина Л.В., Полубабкина Л.В.

Кубановедение. Образовательная видеопрограмма для художественного развития детей.  Кубановедение    

  5 мультимедийных уроков.


Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г. Рабочая тетрадь.





Дубровская О. Древние религии мира.

-М.: РИПОЛ.  КЛАССИК. (Тайны, находки, сенсации), 2003 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь Комьютер.


Абросимова М.. Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 . – М.: Аванта+, 1996 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Комьютер.

                                                     Итого:       34 часа

Используемая литература:

Абросимова М., Антонова-Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 чать 1.- М.: Аванта +, 1996г.

Абросимова М., Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2. – М.: Аванта+, 1996г.

Библия Ветхий Завет Бутромеев  В.В., Бутромеев В.П. 2000 лет в мировом изобразительном искусстве. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004г.

Дубровская О. Древние религии мира.- М.: РИПОЛ  КЛАССИК, 2003г.

Каджан А. От Христа к Константину. –М.: Знание, 1965.

Кулабанов М.М. Возникновение Христианства. – М.: Наука, 1974г.

Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник 3-е изд; и спр. и доп. – М.: Ростов н/Д. Феникс,2004г.

Письменный М. Пересказ. Библейские легенды.- М.: Детская литература, 1991г.

Содержание предмета.

Введение. 2ч.

Возникновение науки о религии. Место религии в современном мире.

Задачи:

1. Вызвать интерес учащихся к предмету.

2. Познакомить учащихся с основными причинами и предпосылками возникновения и существования религии. Храмы, монастыри Кубани.  

   

Тема 1: Ранние исторические формы религии. 7ч.

Табу. Причины возникновения фетишизма. Анимизм. Шаманизм. Первобытная магия. Тотемизм. Культ предков.

Задачи:

1. Способствовать формированию у учащихся интереса к религиозной культуре.

2. Изучить причины и характерные черты ранних исторических форм религии.

3. Воспитание у учащихся целостного представления о зарождении религий мира.

Тема 2: Национально – государственные религии. Иудаизм. 7ч.

Иудаизм как классический тип национально- государственной религии. Источники вероучения иудаизма. Танах и его структура. Особенности учения о Миссии. Основные типы истории иудаизма. Предписания , праздники, обряды иудаизма.

Памятники религиозной культуры иудаизма.

Задачи:

1. Способствовать формированию у учащихся интереса к религиозной культуре.

2. Изучить причины и характерные черты ранних исторических форм религии.

3. Воспитание у учащихся целостного представления о зарождении религий мира.      

Тема 3: Мировые религии. Буддизм. 11ч.

Время и место возникновения буддизма. Вероучение буддизма. Раннебуддийские предания о жизни Будды. Четыре  священных истины буддизма. Этика  Буддизма. Основные направления в буддизме. Ад и рай в буддизме. Буддийский пантеон. Культ в буддизме. Ламаизм, дзен – буддизм. Буддизм России.

Задачи:

1. Поощрять внимание и любознательность учащихся через межпредметные связи (история, география, мировая художественная культура)

2. Научить учащихся ДХШ культурологического отделения систематизации, анализу основных направлений буддизма.

3. Создавать условия для раскрытия личности учащегося, воспитание высших духовных

Тема 4: Мировые религии. Христианство. 7ч.

Причины возникновения христианства. Новый Завет - основной источник вероучения и истории раннего христианства.

Переход от общины к церкви. Символы веры христианства. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Распад в Римской империи и разногласия в христианстве.

Задачи:

1. Развивать у учащихся интереса к новому материалу через практическую работу (рефераты), приобщения к компьютерным технологиям.

2. Помочь учащимся усвоить необходимый объем знаний по причинам возникновения христианства, его структуре.

3. Используя примеры из жизни библейских героев, приобщать учащихся  к извечным проблемам добра  зла.

Тема 5: Христианство – католицизм. 5ч.

Организационные особенности католицизма. Ватикан и национальные церкви. Монашеские ордены в католицизме.

Крестовые походы и инквизиция. Догматические особенности католицизма.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к духовной культурной ценности традиционных религиозных конфессий  через светскую основу подачи материала.        6

2. Познакомить учащихся ДХШ культурологического отделения с организационным особенностями историей развития католицизма используя знания учащихся по истории искусств.

3. Создать условия для закрепления образованию на основе светского начала.

Тема 6: Христианство. Протестантизм. 4ч.

Причины и предпосылки Реформации в Западной Европе. Основные особенности вероучения, культа и организации протестантизма. Первые течения протестантизма. Протестантизм в России.

Задачи:

2. Изучить причины и предпосылки Реформации в Западной Европе, основные особенности вероучения Протестантизм.

3. Воспитывать у учащихся уважение к личности любого человека, сострадание, милосердие

Тема 7: Христианство. Православие. 18ч.

Особенности вероучения, культа и  организации православия. Причины принятия христианства на Руси. Становление Русской православной церкви. Митрополит Иона и автокифалия Русской православной церкви. Иов- первый митрополит Русской православной церкви. Патриарх Никон и раскол в русском православии. Монашество в РПЦ. Церковная реформа Петра 1. Казачество и Православие. Просветители Кубани. Росинский  Р.К. Возрождение Кубани к православной культуре.

Храмы, монастыри Кубани. Октябрьская революция и РПЦ. РПЦ в годы ВОВ. Православные праздники. Символика куполов и внутреннее устройство православного храма. РПЦ в СССР 50- начала 90-х гг. Возрождение России к православной культуре.

Задачи:

1. Способствовать возникновению у учащихся культуры восприятия нравственного потенциала религии через историю, историю искусств, литературу, музыку.

2. Изучить особенности вероучения, его историю.

 Неоценимый вклад в формирование российской государственности, культуры.

3. Воспитание у учащихся чувства национальной гордости в рамках толерантности в отношении других религий и национальностей.

                                             

Тема 8: Мировые религии. Ислам. 5ч.

Исторические условия возникновения ислама. История Мухаммеда. Распространение ислама. Религия народов Кавказа.

Ислам и современность.

Задачи:

1. Развивать у учащихся ДХШ потребность к диалогу культур на материале по исламу через предметы: история, литература, география, история искусств, культурология.

2. Изучить исторические условия возникновения ислама, пять «столпов веры» в исламе. Личность Мухаммеда.

3. Прививать учащимся чувство исторической культурной преемственности нравственных основ всех религий.

Тема 9: Новые  нетрадиционные религиозные движения. 2ч.

Причины возникновения и распространения  новых нетрадиционных религиозных движений. Типы нетрадиционных религий.

Задачи:

1. Создание ориентиров для учащихся в самопознании духовных ценностей как важных основ жизни человека, через светский характер приобщения к религиозному просвещению, исключая однозначно- критический подход к религии.

2. Научить учащихся пользоваться знаниями по истории религий мира в сложной современной религиозной ситуации, которая характеризуется усилением влияния мистики,  оккультизма, прежде всего в молодежной среде.

3. Воспитывать чувство уважения к вкладу разных народов в развитие духовно-нравственных ценностей.

Всего: 68 часов

.