Конспект урока-проекта по литературному чтению для 3 класса на тему: "Происхождение сюжетной части басни. Эзоп "Лисица и виноград". И.Крылов "Лисица и виноград"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА ПО литературному чтению
ТЕМА: Происхождение сюжетной части басни.
Эзоп « Лисица и виноград» И. Крылов «Лисица и
виноград»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель первой квалификационной категории:
Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
Цель:формирование образовательных компетенций через реализацию проекта по литературному чтению на тему: Происхождение сюжетной части басни. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»
Учебные задачи монопроекта:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- эмоционально-личностная способность учащихся рассматривать события на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
-умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
-осуществление продуктивного взаимодействиясо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи с помощью учителя на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не
не известно;
- умение принимать и сохранять учебную задачу, определение последовательности промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата;
- определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- внесение необходимых корректив после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий персонажей;
- умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение;
- проявление готовности совместно договариваться о правилах общения в группе и соблюдение их.
Познавательные УУД:
- умение вести поиск и структурировать найденную информацию в нужной форме;
- формулирование логической цепи рассуждений и изложение в устной форме.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сравнение двух басен и формирование представления о происхождении сюжетной части басни;
-совершенствование умения находить и объяснять мораль басни;
- понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий, поступков персонажей;
- создание сборника рассказов – историй из своей собственной жизни по мотивам сюжетов авторских басен.
Оборудование:
1.Учебник по литературному чтению 3 класс (2 ч) Н. А. Чуракова. Изд: М., АКАДЕМКНИГА/ УЧЕБНИК 2012 год
2.Тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению.
3.Толковые словари и происхождения слов, сборники пословиц и поговорок;
4.Листы А-4, карандаши, фломастеры, гуашь, краски;
5.Листы самооценки, инструкционные карты;
6.Карточки с фамилиями баснописцев;
7.Интерактивная доска и мультимедийная зарядка для глаз.
Содержание взаимодействия с учащимися
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Эмоциональное начало урока | «Здравствуйте!» - слово какое чудесное, Доброе, ласковое, чуточку нежное. «Здравствуйте» - скажем мы новому дню. Здоровья желаем тебе и ему! | Встают в круг вместе с учителем, крепко взявшись за руки. Произносят слова и показывают на того, кому желают здоровья. | |
Выход на тему урока в сотворчестве с учителем | Организует отгадывание кроссворда 1.Дом-хранилище для книг 2. 3. 4 Назовите имя, отчество и фамилия поэта, написавшего стихотворение «Морозное утро» ( «Мороз и солнце.День чудесный!...») 5.Имя мужчины, чаще всего повторяющееся в русских народных сказка ( …. – царевич, … - дурак) - Определите тему урока. Какие задачи для решения поставим перед собой? - Какое произведение называется басней? Найдите это понятие в словаре происхождения слов. | Отгадывают кроссворд, читают получившееся ключевое слово: БАСНИ. Будем работать над баснями Эзопа и И. Крылова. Сравнивать и работать над их содержанием. Работают со словарями происхождения слов. | Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Работа над этапами проекта -Постановка проблемы -Деление класса на группы -Планирование деятельности | -Чем отличаются басни от других произведений? -А откуда баснописцы брали основной сюжет будущего произведения? -Вот сегодня вы постараетесь подобрать такие сюжеты, работая над баснями. -Кого из баснописцев не хватает на ленте времени? С помощью карточек с фамилиями баснописцев организует деление на группы. -Каждая группа будет готовить сообщения по басне. -Для выполнения творческого задания пользуйтесь инструкционной картой. -Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе. -Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата. | В них всегда присутствует мораль. Высказывают различные предположения. Работают в тетради для самостоятельных работ по литературному чтению с. Не хватает С. Михалкова. Выбирают карточки и делятся на 4 рабочие группы Называют установленные правила: “ Будем вежливы. “ Помогаем друг другу. “ Не перебиваем, позволяем высказаться до конца. “ Уважаем мнение каждого. | Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Физ. Минутка | На интерактивной доске воспроизводится мультимедийная зарядка для глаз. | Повторяют движения по аналогии | |
Самостоятельная работа учащихся по решению поставленной проблемы. Оформление результатов. Презентация проектов | В качестве эксперта-помощника наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок Организует презентацию полученных результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умение общаться и работать сообща для получения общего результата, слушать, обосновывать свое мнение. | Самостоятельно выполняют запланированные действия, по необходимости обращаясь к учителю за помощью. Оформляют проект, участвуют в коллективном обсуждении его положительных и отрицательных результатов. По ходу действия вносить необходимые изменения. Осуществляют защиту проекта. Демонстрируют понимание проблемы, целей, задач, т. д. и их осуществление на практике. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта с помощью «Листка самооценки» | Оценивают результат своего участия в подготовке коллективного продукта с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане - определенных знаков. | Регулятивные УУД Личностные УУД |
Домашнее задание | Выучить, по выбору, басню наизусть. |
Инструкционный лист 1 группа
1.Прочитайте басню Эзопа « Лисица и виноград».
2.Ответьте на вопрос. Что значит «винить обстоятельства»? Обратитесь к толковому словарю, и
найди значение слова «обстоятельство».
3.Сформулируй мораль басни. Можете воспользоваться материалом из учебника на странице 22.
4.Подготовьте выразительное чтение басни по ролям.
5.Проиллюстрируйте сюжет басни.
6.Подберите пословицы, которые можно использовать в качестве вывода к басне.
7.Приготовьте презентацию подобранного материала.
Инструкционный лист 2 группа
- Прочитайте басню Эзопа « Лисица и виноград».
- Найдите строчки, которые можно считать моралью изучаемой басни.
- Ответьте на вопрос: кого же винит лисица, говоря, что виноград зелен?
- Может быть, вы вспомните случай из собственной жизни, когда вы сами винили обстоятельства, а не самого себя.
Пример таких случаев прочитайте в учебнике на странице 22.
- Попробуйте так же честно и бесстрашно, как Миша и Маша, рассказать подобную историю о себе. (Когда вы сами были виноваты в неудаче, а винили при этом обстоятельства!)
Для презентации красочно оформите составленную вами историю.
Инструкционный лист 3 группа
1.Прочитайте басню Ивана Крылова «Лисица и виноград».
2.Воспользуйтесь толковым словарем для выяснения значений незнакомых слов.
3. Ответьте на вопрос: как успокоила себя лисица после неудачи?
4. Сформулируй мораль басни. Можете воспользоваться материалом из учебника на странице 24.
5. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям.
6. Найдите в тексте басни пословицу, которую можно использовать в качестве вывода к басне.
Объясните ее смысл.
7. Проиллюстрируйте сюжет басни.
8. Приготовьте презентацию подобранного материала.
Инструкционный лист 4 группа
- Прочитайте басню И. Крылова « Лисица и виноград».
- Воспользуйтесь толковым словарем для выяснения значений незнакомых слов.
- Ответьте на вопрос: кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите в тексте басни пословицу, которую можно использовать в качестве морали.
- Может быть, вы вспомните случай из собственной жизни, когда вы сами винили обстоятельства, а не самого себя.
Пример таких случаев прочитайте в учебнике на странице 22.
- Попробуйте так же честно и бесстрашно, как Миша и Маша, рассказать подобную историю о себе. (Когда вы сами были виноваты в неудаче, а винили при этом обстоятельства!)
Для презентации красочно оформите составленную вами историю.
Кроссворд для выхода на тему урока в сотворчестве с учителем
Б | И | Б | Л | И | О | Т | Е | К | А | |||||
А | Л | Е | К | С | А | Н | Д | Р | ||||||
С | Е | Р | Г | Е | Е | В | И | Ч | ||||||
П | У | Ш | К | И | Н | |||||||||
И | В | А | Н |
1.ДОМ – ХРАНИЛИЩЕ ДЛЯ КНИГ.
2. 3. 4. НАЗОВИТЕ ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЯ ПОЭТА, НАПИСАВШЕГО СТИХОТВОРЕНИЕ «Морозное утро»
( «Мороз и солнце.День чудесный!...»)
5.Имя мужчины, чаще всего повторяющееся в русских народных сказка
( …. – царевич, … - дурак )
Карточки с фамилиями баснописцев
Эзоп | И. А. Крылов |
Ф. Лафонтен | С. Михалков |
Лист сомооценки участников проекта
Группа _______
№ | Формируемые умения в учебном проекте | Мои результаты |
1 | Я умею принимать и сохранять учебную задачу | |
2 | Я умею планировать, контролировать свою деятельность | |
3 | Я умею оценивать свою деятельность | |
4 | Я умею работать с информацией (источники информации: ____________ ___________________________________ | |
5 | Я умею слушать и слышать товарищей | |
6 | Я умею четко излагать свои мысли | |
7 | Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения | |
8 | Я умею работать в паре и группе | |
9 | Я умею заполнять инструкционный лист | |
10 | Материал, изучаемый на уроке: | *Я уже знал *Узнал сегодня *Это очень интересно для меня |
Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале в соответствии с уровнем усвоения формируемого умения, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по литературному чтению 4 класс
Обобщение знаний по разделу "Литературные сказки"...
Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"
Тема. Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс КВН "Цветик-семицветик"
Учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение....
Тематическое планировние по литературному чтению 1 класс "планета знаний"
Тематическое планированиепо литературному чтению 1 класс к программе "Планета знаний"...
Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе.Тема урока: "Здравствуй, матушка – зима!"
1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.2.Развивать творческие способности обучающихся.3.Формировать метапредметные умения и навыки....
Урок по литературному чтению 4 класс на тему: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс...