Славянские традиции и обычаи
классный час по теме

Аверина Наталья Викторовна

Сценарий проведения кураторского часа в виде игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Славянские обычаи и традиции»

(фольклорная интеллектуальная игра)

Подготовила:

 Заместитель  директора

 по учебно-воспитательной работе

 Аверина Н.В.

.

Тема: 

«Славянские обычаи и традиции»

(фольклорная интеллектуальная игра)

Цели:

  1. Приобщение студентов к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.
  2. Воспитание духовно-нравственных качеств личности студентов, взаимоуважения девушек и юношей, этических норм поведения.

Оборудование: куб для проведения первых двух туров игры, ребра которого окрашены в красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый и белый цвета, презентация «Славянские обычаи и традиции», компьютер, проектор, грамота для команды-победителя.

Подготовительный период

В учебном коллективе формируется четыре минигруппы. Принцип формирования минигрупп – добровольный. Единственным условием может быть равное количество учащихся в каждой минигруппе. Каждой минигруппе заранее сообщается форма проведения мероприятия, проблемы, по которым будут проводиться конкурсы на каждом из трех этапов интеллектуально-творческой игры.

Члены жюри будут следить за правильностью ответов, и оценивать студентов по следующим критериям:

  • 1 балл – полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;
  • 0,5 балла – ответ дали болельщики команды;
  • 0 баллов – нет ответа на вопрос.

В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик. Цвета сторон куба – красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых туров цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьезными, так и шуточными.

Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап –  «Конкурс смекалистых».

Ход мероприятия

Перед началом учащиеся смотрят видеоролик о  городе первого салюта – Белгороде.

Ведущий:

        Уважаемые друзья! У нас уже сложилась хорошая традиция обращаться  к страницам нашей истории. Мы в  этом учебном году много говорили об истории  города, его возникновении, улицах, храмах… Просматривая ролик, вы, наверное, вспоминали всё это.

        Сегодня же вы поговорим о наших предках – славянах.

        Сегодняшнее мероприятие будет проходить  в форме фольклорно-интеллектуальной игры между четырьмя командами, которые уже заранее определены. Позвольте представить вам жюри, в составе:

А начнем мы наше мероприятие с небольших вопросов к командам, причем за правильный ответ вы уже можете заработать 1 балл для своей команды.

Вопрос № 1. Кто такие славяне?

        Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.

Вопрос № 2. Сколько в настоящее время славян в мире?

        В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.

Вопрос № 3. На какие 3 ветви подразделяются славянские народы?

        Славяне подразделяются на:

  • восточных славян, к которым относятся русские, украинцы и белорусы;
  • южных славян, к которым относятся болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы;
  • западных славян, к которым относятся поляки, чехи и словаки.

Вопрос № 4. Кто из перечисленных народов не относится к славянам?

  • белорусы;
  • поляки;
  • немцы;
  • болгары;
  • сербы.

К славянам не относятся немцы.

Первый этап – «Веселье земли русской»

Ведущий:

А теперь непосредственно переходим к нашей игре. Для проведения первого этапа игры, который называется «Веселье земли русской», приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды должны будут поочередно бросать кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

  • народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);
  • русская кухня (зеленый);
  • быт русского народа (синий);
  • русские народные праздники (желтый);
  • славянская мифология (оранжевый);
  • русские былины (белый).

За вопросы каждой из шести тематик отвечает один из студентов  группы: Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд.

Итак, первой бросает кубик…

Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет):

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)
  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)
  4. Что такое колт? (Височная подвеска.)
  5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения.)
  6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)

Русская кухня (зелёный цвет):

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
  2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
  3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)
  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
  6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа (синий цвет):

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)
  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)
  5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья.)

Русские народные праздники (жёлтый цвет):

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)
  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купала.)
  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)
  4. Что это за обряд – «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)
  5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее.)
  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)

Славянская мифология (оранжевый цвет):

  1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)
  2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)
  4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
  5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)
  6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)

Русские былины (белый цвет):

  1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)
  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)
  4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)
  5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)
  6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)

Ведущий:

 

А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл.

А теперь слово жюри…

Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»

Ведущий:

Переходим ко второму туру «О русских обычаях в шутку и всерьёз». Для проведения этого этапа игры используется тот же кубик, только цвета сторон теперь определяют другую тематику:

Предлагаются следующие темы:

  • знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
  • знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
  • знатоки славянских месяцев (синий);
  • знатоки старинных слов (желтый);
  • знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
  • знатоки русского музыкального мира (белый).

                Так же, как и в первом туре, каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд. За вопросы тура также отвечают – Новикова Мария, Гвозденко Вера, Воронцова Вероника, Власенко Анастасия, Горелова Татьяна, Грушева Инна.

Знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет):

  1.   Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)
  2. Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)
  3. Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71см.)
  4. Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)
  5. Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)
  6. Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
  7. Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
  8. Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км.)
  9. Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
  10. Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га.)
  11. Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)
  12. Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)

Знатоки поэтических образов птиц (зелёный цвет):

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)
  2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)
  3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)
  4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)
  5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)
  6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)

Знатоки славянских месяцев (синий цвет):

  1. Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)
  2. Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)
  3. Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)
  4. Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)
  5. Как древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник.)
  6. Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)
  7. Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)
  8. Как древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник.)
  9. Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)
  10. Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)
  11. Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень.)
  12. Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)

Знатоки старинных слов (жёлтый цвет):

  1. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)
  2. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)
  3. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)
  4. Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
  5. Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине.)
  6. Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)
  7. Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)
  8. Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)
  9. Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)
  10. Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)
  11. Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)

Знатоки славянского мира зверей (оранжевый цвет):

  1. По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)
  2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.)
  3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)
  4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)
  5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака.)
  6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)

Знатоки русского музыкального мира (белый цвет):

  1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
  2. Кто такой кощунник? (Певец мифов.)
  3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)
  4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
  5. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)
  6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)
  7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)
  8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
  9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка.)

Ведущий:

Жюри подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропевает,  свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.

        А теперь слово предоставляется нашему жюри…

Третий этап кураторского часа – «Конкурс смекалистых»

Ведущий:

Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий этого тура  в быстром темпе будет задавать по очереди по 7 вопросов каждой команде. Игроки каждой команды должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ – это 1 балл. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры:

Экспресс-вопросы:

  • Сплюснутый квадрат. (Ромб.)
  • Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)
  • Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)
  • Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)
  • Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. (Лист.)
  • Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. (Дедал.)
  • Получеловек, полуконь. (Кентавр.)
  • Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)
  • Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)
  • Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)
  • Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)
  • Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)
  • Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)
  • Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
  • В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
  • Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)
  • Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
  • Где край света? (Там, где начинается тень.)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  • Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
  • Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
  • Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
  • Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  • Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

Ведущий:

 

        Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.

        Слово жюри. Оценки за третий тур.

        А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.

        Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.

        Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда…. Прошу капитана получить грамоту.

Литература:

  1. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
  2. Щуркова Н.Е.  Игровые методики: Для школьных педагогов, классных руководителей, преподавателей и студентов педвузов, педколледжей и воспитателей детских садов и детских домов / Щуркова Н.Е.; Использованы материалы: С.В. Бадмаевой, Е.Ф. Барановой, И.А. Обуховой и др.. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 218 с.: ил.. - (Папка классного руководителя)
  3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Традиции и обычаи народа ханты"

Авторский проект этнокультурной направленности по возрождению традиций и обычаев народа ханты...

Проект этнокультурной направленности "Традиции и обычаи народа ханты"

Авторский проект, направленный на сохранение традиций, обычаев народа ханты...

Традиции и обычаи осетинского народа

В данной работе говорится о традициях и обычаях осетинского народа....

Традиции и обычаи осетинского народа

В статье рассказывается о традициях и обычаях осетинского народа...

Методическая разработка внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»

Данная методическая разработка направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся первых курсов в рамках изучения дисциплины "Иностранный язык (английский)"....

Презентация к Методической разработке внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»

Презентация к Методической разработке внеучебного занятия по английскому языку «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании»...

Реферат "Традиции и обычаи Великобритании"

Рефера т на тему "Традиции и обычаи Великобритании"...