Брейн-ринг "Эпоха Петра Великого"
материал по теме

Игра составлена на основе популярной телепередачи "Брейн - ринг". Разработку можно использовать для учебного занятия, для проведения внеклассного мероприятия. Она не только позволяет в интересной игровой форме повторить историю периода правления Петра Великого, но и способствует развитию навыков коллективной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

 «Волжский политехнический техникум»

Внеклассное мероприятие в форме игры брейн-ринг «Эпоха Петра Великого»

Парецкова Светлана Викторовна,

преподаватель высшей квалификационной категории

2013 г.

Цели и задачи:

- способствовать развитию интереса учащихся к истории нашего государства;

- развивать навыки коллективной работы;

- воспитывать чувство уважения к историческим  личностям и чувство гордости к прошлому нашей страны.

Оборудование:

- магнитная доска;

- портреты исторических деятелей петровской эпохи;

- песочные часы;

- карточки с вопросами.

Правила игры:

Игра составлена на основе некогда очень популярной телевизионной программе «Брейн-ринг»

Группа делиться на 4 команды. Путём жеребьёвки определяется, какие команды будут встречаться друг с другом. После двух этапов определяются проигравшие и выигравшие команды, которые затем встречаются между собой. Т.о. определяется, кто занял 1, 2, 3, 4 место.

Преподаватель выступает в роли ведущего. Он зачитывает вопрос и даёт время на обсуждение. Хорошо использовать песочные часы на одну минуту. Если участники команды готовы отвечать, то они должны дать знак. Для этого можно использовать карманные фонарики, настольные лампы или просто поднять руку. Во время ответа движение времени надо остановить. Если команда ответила неправильно, то у второй команды есть время подумать в оставшийся период.

В случае попытки ответить раньше, чем преподаватель дал команду на обдумывание, команда лишается права отвечать – это фальшстарт.

За один правильный ответ даётся 1 очко. Если обе команды отвечают неправильно, то за следующий вопрос в случае правильного ответа команда получает 2 очка.

Можно провести соревнование между командами разных групп.

Игра идёт до трёх очков.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово преподавателя. Объяснение правил игры.

II. Игра.

Вопросы для команд:

  1. Кто и о ком сказал: «Верная, но вороватая рука»?

 (Пётр I об А.Д.Меньшикове)

  1. Что общего между приписными и посессионными крестьянами?

 (и те, и другие работали на мануфактуре)

  1. Нарва, Дерпт, Нотебург, деревня Лесная, Полтава. Что объединяет это названия?

 (Места сражений в годы Северной войны)

  1. Человек «темного» происхождения, «природы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Куракина, едва умевший расписаться в получении жалования и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его воинских потех, в милости у царя «до» такого градуса взошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой сильный фаворит, что разве в римских гисториях находят.
  2. О ком идёт речь?

 (о А.Д. Меньшикове)

  1. Перед каким сражением Пётр обратился к армии со славами: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру порученное, за отечество… не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали»

(Перед Полтавской битвой)

  1. Убедив царя Петра в своей преданности, тайно вёл переговоры с польским королём Станиславом Лещинским, за тем с Карлом XII.

В 1708 году открыл свои карты и поддержал шведского короля.

После Полтавской биты бежал в Турцию, где и умер.

(Гетман Мазепа)

  1. Кого в России называли «око государево»?

(Генерал-прокурора)

  1. В какой книге можно прочесть следующие правила поведения: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно в часах маятник, для того, что бодрый господин ободряет и слуг…

Рыгать, кашлять и подобныя такия грубыя действия в лицо другаго ни чини…, но всегда либо рот рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой.

Ещё же зело непристойно, ковда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях…»

 («Юности честное зерцало»)

  1.  Какая картина В. Сурикова отразила жестокий нрав Петра?

(«Утро стрелецкой казни»)

  1. У купца она оценивалась в 100 рублей, у дворянина – в 60 рублей, у горожанина – в 30 рублей, у крестьянина – в 1 копейку.

(Борода)

  1. Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым?

(Под именем Петра Михайлова Петр I был в составе Великого посольства)

  1. Какой год в России предшествовал 1700г. и почему?

(7208г., т.к. летоисчисление велось от сотворения мира)

  1. В честь какого события и кем была выбита медаль с изображением плачущего Петра с надписями: «Бе же Пётр стоя и греяся», «изшед вон, плакася горько»

(Шведами, после сражения под Нарвой)

  1. Каждый, прибывающий в этот город гужом, должен был доставить на возу три камня весом не менее 5 фунтов, а на каждом судне – по 10-30 камней.

 (Петербург)        

  1.  Обер-фискал Нестеров обратился к Петру с доносом, в котором рекомендовал перейти к «поголовщине». Что это означало?

(Объявить единицей обложения не двор, а мужскую душу)

  1. О каком нововведении Петра говорится в документе? «…Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платёж за оное, которых уже и принесено…»

(о создании первого в России музея - Кунсткамеры)

  1. В январе 1719 года Пётр вместе с женой отправился на первый в России курорт. Где он находился?

(В нескольких десятках километров от нынешнего Петрозаводска)

  1. Эти некогда потешные роты были преобразованы в полки, ставшие опорой молодого царя. Назовите их.

 (Преображенский и Семёновский полки)

  1. Петру не удалось скрыть своего пребывания в составе великого посольства. Его внешний вид запоминался всякому, кому хоть раз доводилось с ним встретиться? Почему?

(Благодарю росту – 2 метра 4 сантиметра)

  1. Анонимный автор описания Санкт-Петербурга в 1716-1717 гг. отметил: «Судя по модели… это будет нечто прекрасное, подобно чему в России пока ещё не найти нельзя. Башня – колокольня уже готова до стропил, она необычайно высока и хорошей каменной кладки… хороших пропорций… Башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни Германии». О каком сооружении идёт речь?

(О соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге)

  1. Архитектор – первостроитель Петербурга

(Доменико Трезини)

  1. Учреждение этого органа означало решительный шаг в сторону полного подчинения духовной власти царю.

 (Синод)

  1. Определите, о каком событии идёт речь? «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и по истине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей, конечно, ободрила, и мать полтавской баталии, как ободрение людей, так и временем»

(Битва при деревне Лесной)

  1. О каком нововведении Петра говорится? «…Во-первых… в комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и сукотня, вовсе не уместные при дамах и при музыке, и во-вторых… дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так, что с ними не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова: когда не танцуют – все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга » (Ассамблеи)
  2. «… Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чём неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный Регламент и отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха; - вот вам духовный патриарх, а противомыслящим сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом, встав, вышел вон. После чего оставлено прошение об избрании патриарха и учреждён…» Какой орган власти был учреждён?

(Синод)

  1. Хотя, кроме подозрений, не было оснований для обвинения её как соучастницы мятежа стрельцов, тем не менее, Пётр созвал Собор из всех чинов для судей над ней. Он решил постричь её в монахини. Собор дал добро. По велению Петра перед кельей Сусанны в Новодевичьем монастыре было повешено 195 стрельцов, а у самих окон висели трое с челобитными в руках. Их трупы провисели там пять месяцев. Как звали Сусанну до пострига и кем она была Петру? (Царевна Софья – сестра Петра)
  2. О каком событии написал А.С. Пушкин? В каком году оно произошло?

На берегу пустынных волн

 Стоял Он, дум великих полн,

 И вдаль глядел…

 И думал Он:

 Отсель грозить мы будем шведу.

 Здесь будет город заложен

 Назло надменному соседу.

 Природой здесь нам суждено

 В Европу прорубить окно,

 Ногою твердой стать при море.

 Сюда по новым им волнам

 Все флаги в гости будут к нам,

 И запируем на просторе

(Основание Петербурга, 1703 г.)

  1. В память избавления Петра I и его армии от опасности во время Прусского похода был учреждён орден. Как он назывался?

(Орден святой великомученицы Екатерины)

  1. Историк С.М. Соловьёв написал о нём: «… был тяжел на подъём, неспособен к напряжённой деятельности, к сильному труду, чем отличался от отца его; он был ленив физически и потому домосед, любивший узнать любопытные вещи из книги, и разговаривать только. Сын, по природе своей, жаждал покоя и ненавидел всё то, что требовало движения, выхода из привычного положения и окружения» (Царевич Алексей)
  2. Одним из лучших дней в жизни Петра было 22 октября 1721 года. Почему?

(День официального празднования мира со Швецией и провозглашение Петра I императором)

  1. По этому случаю была сделана новая корона по европейскому образцу, для которой Пётр приказал вынуть часть бриллиантов из своей короны. Её украсили необыкновенной величины рубином, вставленным под бриллиантовым крестом.

 (Коронация Екатерины – супруги Петра)

  1. 5 февраля 1722 года Пётр, принятием акта под названием «Устав о наследии престола », утвердил новый порядок престолонаследия.  В чём он заключался?

(Вопрос о выборе преемника решался царствующим самодержцем)

  1. О каком событии написал В.О. Ключевский? «Очевидцы, свои, чужие, описывают проявление скорби, даже ужаса, вызванные вестью… Все почувствовали, что упала сильная рука, как-никак, но поддерживающая порядок, а вокруг себя видели так мало прочных опор этого порядка, что поневоле шевелился тревожный вопрос: что же будет дальше?»

 (О смерти Петра)

  1. О каком нововведении говорится в тексте: «Сими литеры печатать исторические и мануфактурные книги. А которые подчернены, тех в вышеописанных книгах не употреблять».

(Введение гражданского шрифта)

  1. О каком нововведении говорится в документе? «… Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел… следующие к тому потребные и надлежащие учредить…

А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, комерц, штатс-контор,… и мануфактур…» (Учреждение коллегий)

  1. Этой повинности, введённой в 1705 году, подлежали все податные сословия. Освобождены были дворяне, позже освободили купцов и семьи священнослужителей.

(Рекрутская повинность)

  1. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели, на условном праве и вотчин, безусловных владений. Как назывался указ Петра, который это оформил?

(Указ о единонаследии)

  1. Этот документ окончательно зафиксировал принцип чиновной, бюрократической выслуги.

 (Табель о рангах)

  1. Перед каким историческим событием А.С.Пушкин описал Петра?

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

(Перед началом Полтавской битвы)

  1. Какой документ требовался дворянам в России в первой четверти XVIII века для вступления в брак?

(Свидетельство от окончании школы)

  1. Кем было установлено в России звание «гардемарин»? Что оно означает?

(Петром I в 1716 году. В переводе с французского – «морская гвардия»)

  1. Кто создатель Андреевского флага и рисунка к нему? Что он означал? (Пётр I создал рисунок флага: на белом поле – синий крест. Белый цвет означает веру, косой крест – символ верности. На кресте распят Андрей Первозванный, которого на Руси считали Апостолом Русской земли, принёсшим на неё учение Христа)
  2. Высший судебный орган в России?

(Сенат)

  1. В связи с каким событием М.В. Ломоносов написал: «Мужественное российское воинство обратило против неприятеля оружие, приготовленное из гор российских российскими руками»

(С победой под Полтавой)

  1. Что за «аптекарский огород» был основан в 1714 году?

(Ботанический сад)

  1. Какой русский художник посвятил свою картинку сложным отношениям Петра I с сыном Алексеем?

(Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»)

  1. О каком событии написал Пётр начальнику Пушкарского приказа А.А. Виниусу: «Зело жесток был сей орех, однако, слава Богу, счастливо разгрызен»?

(захват крепости Орешек – Шлиссельбург)

  1. Первое сооружение Санкт-Петербурга. Её постройка началась 16(26) мая 1703 года в Троицын день. Это принято считать днём рождения города.

(Петропавловская крепость)

  1. В 1723 году на Неве его ожидала торжественная встреча – были выстроены военные корабли, встречавшие «дедушку российского флота» орудийными залпами. У руля стоял сам Пётр, а его адмиралы гребли на вёслах. Кого так торжественно встречали?

(Ботик Петра, на котором он совершил свои первые плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. Помещен в  он был в Ботный домик перед входом в Петропавловский собор)

  1. В 1723 году Пётр издал указ о сохранении его для потомков. По приказу Екатерины II над ним был сооружен кирпичный футляр. О каком сооружении идёт речь?

(домик Петра, по преданию, срубленный им самим)

  1. По преданию, «большую перспективную дорогу» прокладывали через лес, навстречу друг другу, солдаты от Адмиралтейства и монахи от Александро-Невской лавры. Встреча произошла около нынешнего Московского вокзала. Его длина превышает 4 км. О каком сооружении идёт речь?

 (Невский проспект)

  1. В июне 1710 году царь объезжал Петербург и «осматривал места, где быть строениям». На одном из мест, которое понравилось царю, был водружён крест с надписью: «Во имя Отца и Сына и святого духа, повелением царского пресветлого Величества на сём месте имеет создаться монастырь». Какое название он получил?

(Александро-Невская лавра)

  1. С самого начала на неё были возложены просветительские функции. Она была передана Академии Наук. Всех желающих пускали и показывали им коллекции бесплатно. Мало того, каждому посетителю полагалось угощение: или чашка кофе, или рюмка водки и бутерброд с салом.

 (Кунсткамера)

  1. Долгие годы этот собор был своеобразным музеем славы русского оружия. Эта традиция началась в 1710г., когда после взятия Выборга в нём были установлены 38 захваченных в бою шведских знамён. Позднее его стены украшались многочисленными трофейными знамёнами – турецкими, польскими, шведскими, французскими; в нём хранились ключи от захваченных городов и крепостей. (Петропавловский собор)
  2. В разное время в её казематах побывали царевич Алексей, Бирон, Миних, Остерман, Радищев, княжна Тараканова.

(Петропавловская крепость)

  1. Мощи этого святого благоверного князя, находившиеся в Рождественском монастыре во Владимире, были перевезены в Петербург 30 августа 1724 года. Предполагалось, что «угодник Божий, бывший постоянным хранителем сего края при своей жизни, пребудет самым надёжным защитником и покровителем его и по смерти, как сильный перед Богом…». О каком  святом идёт речь?

(Святой благоверный князь Александр Невский)

III. Подведение итогов игры.

Заключительное слово преподавателя.

Список литературы:

Голубева Т. Царские династии. – М.: РОСМЭН, 2001г.

Павленко П. Пётр I и его время. – М.: «Просвещение», 1989г.

Смирнов П.Т. Несколько дней в пригородах Петербурга. – С-П.: Петроградский и К, 2001г.

Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М.: Дрофа, 1999г.

Дидактические материалы по истории. – М,: Дрофа, 2000г.

Урок даёт история. Под ред. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова. – М., 1989г.

Школьная энциклопедия. Чубарьян А.О. т. «История России XVIII-XIXвв.»- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

Методическая разработка проведения бинарного урока по учебным дисциплинам: «Основы бухгалтерского учета» и «История», на тему: «Реформы Петра Великого. Бухгалтерский учет»

Методическая разработка бинарного урока по учебным дисциплинам «История» и «Основы бухгалтерского учета» позволяет продемонстрировать возможности применения нетрадиционного вида урока для обучения сту...

Урок Петр Великий: тиран или реформатор?

Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться еще на пол...

Доклад "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи"

Доклад  "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи" был подготовлен к Круглому столу «Духовное просвещение в эпоху секуляризации&raqu...

"Известный неизвестный Петр I" (Указы Петра I по развитию сельского хозяйства России)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 350-летию Петра I....

Сценарий внеурочного мероприятия "Петр Великий"

Данное мероприятие проводится с целью актуализации и обобщения знаний обучающихся по истоии эпохи правления и основных реформах Петра Первого....