Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
план-конспект урока по теме

Гаврилова Валерия Юрьевна

Методическая разработка открытого урока

преподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны.

 

Пояснительная записка.

 

 С 2009 года колледж работает в режиме освоения ФГОС НОО, а с 2011 – ФГОС СПО третьего поколения. Преподавателям необходимо не только  поменять мировоззрение - перейти от знаниевой парадигмы к компетентностной, «примерить на себя» роль инструкторов, консультантов, самим освоить данные стандарты; но и донести их сущность и важность до обучающихся, научить студентов «проживать» и применять полученные знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности. Чтобы студенты на себе «прочувствовали» изменения связанные с внедрением новых стандартов был создан сценарный план урока для междисциплинарного курса «Русский язык с  методикой преподавания», который можно использовать и на других дисциплинах.

Методическая цель такого «конструктора»: активизация познавательной деятельности студентов  в процессе проблемного обучения и деятельностного подхода; формирование умения «учиться»; демонстрация реализации требований к современному уроку в свете ФГОС НОО и ФГОС СПО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика преподавания русского языка. Литературное чтение Гаврилова В.Ю. КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

Слайд 2

Мобилизующая часть урока

Слайд 3

Проверочная работа (самопроверка) № 1. 1б 4 раздела № 2. 1 – 4б методика изучения языковой теории и правописания методика развития связной речи учащихся методика обучения грамоте методика чтения и литературы № 3 . 1б более шести программ

Слайд 4

№ 4. 1-3б требования ФГОС НОО концепцию авторских программ требования к написанию сценарного плана № 5. 1-2б основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников . форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения

Слайд 5

№ 6. 1-2б группа уроков, имеющих определенные интегральные черты особенность методического построения урока в зависимости от поставленных дидактических задач № 7. 1-2б ведущий метод обучения и содержание учебного материала форма организации познавательной деятельности

Слайд 6

№ 8 1-2б принципа целенаправленности (своеобразия жанра произведения) типа учебного материала, дидактической задачи, ведущей деятельности учащихся № 9 1б изучения художественного произведения; повторения, обобщения; уроки развития речи; внеклассного чтения

Слайд 7

№ 10 1-2б урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа, урок-отчет урок изучающего чтения, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок

Слайд 8

Самооценка Критерии оценки « 5» - 11 и более баллов «4» - 9-10 баллов «3» - 8 баллов

Слайд 9

Формулирование темы

Слайд 10

Лесенка достижений

Слайд 11

Алгоритм урока (план) Урок как основная форма обучения. Ф акторы влияющие на виды и структуру современного урока. О тличие типа от вида урока. Т ипология уроков литературного чтения.

Слайд 12

физминутка

Слайд 13

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Урок—это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский

Слайд 14

Традиционно в дидактике выделяют типы уроков: 1) по основной дидактической цели ; 2) по основному способу проведения уроков; 3) по основным этапам учебного процесса . – уроки ознакомления с новым материалом; Уроки в форме беседы, – вводные уроки; – урок закрепления изученного; Уроки-лекции, – уроки первичного ознакомления с материалом; – урок применения знаний и умений; Уроки самостоятельной работы учащихся, – уроки усвоения понятий, законов, правил; – урок обобщения и систематизации знаний; Уроки лабораторных и практических работ, – уроки применения знаний на практике; – урок проверки и коррекции знаний и умений; Уроки сочетания различных форм занятий. – смешанные или комбинированные уроки . – комбинированный (смешанный) урок.

Слайд 15

типы уроков литературного чтения Обычный урок (простой) , на котором решается одна дидактическая задача (например, знакомство с новым объёмным произведением , или обобщение по теме , или контрольный урок и т. д.). Смешанный урок , на котором последовательно решается несколько дидактических задач (например, работа с новым произведением, урок литературного слушания и т. д.). Синтетический урок, на котором одновременно решается несколько дидактических задач (например, контрольный урок, на котором проверяется уровень обученности по изучаемому разделу, одновременно отрабатывается навык чтения вслух и молча, ведётся работа с текстом и т. д.).

Слайд 17

физминутка

Слайд 18

Уроки литературного чтения Виды уроков Нетрадиционные формы организации уроков Уроки изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради 1класс: урок-наблюдение, урок-тренинг, урок-исследование, урок-поиск, урок-сказка; 2-4 класс добавляются: урок-сказка, урок-проект, урок-утренник; урок-конкурс, урок-отчёт. Уроки литературного слушания. Работа с произведениями из учебной хрестоматии, детскими книгами и рабочей тетрадью Проверочные уроки: работа по вопросам рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради Уроки контроля и оценки Творческие уроки: индивидуальное и коллективное литературное творчество на основе изучаемого материала Библиотечные уроки: урок обучения работе с детской книгой

Слайд 19

Типология уроков внеклассного чтения Львов М.Р. Силкин Н.К. Занятие подготовительного этапа Уроки вводного типа Урок начального этапа Подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию произведений Урок основного этапа Уроки анализа Обобщающий урок

Слайд 20

До новых встреч



Предварительный просмотр:

Проверочная тестовая работа по МПРЯ (3 курс)

Ф.И.О. студента _________________________________________

Отметьте знаком правильное утверждение

  1. Методика преподавания русского языка включает:

- 5 разделов                                     - 4 раздела                                - 3 раздела

  1. К основным разделам МПРЯ относятся:

-  методика изучения языковой теории и правописания

- методика развития связной речи учащихся

- методика обучения грамоте

- внеурочная работа по русскому языку

- методика чтения и литературы  

3. В начальной школе по литературному чтению существует:

   - более шести программ          - три программы               - одна программа

4. При подготовке к уроку учитель  обязан знать:

- список класса

- требования к написанию сценарного плана

- концепцию авторских программ

- жанры произведений

- требования ФГОС НОО

- расписание уроков

  1. Урок – это

- форма реализации инновационного педагогического процесса

- основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

- система,  искусственно создаваемая учителем под конкретную цель

-  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения

6. Тип урока - это

- группа уроков, имеющих определенные интегральные черты

- форма урока

- особенность методического построения урока в зависимости от поставленных дидактических задач

Проверочная тестовая работа по МПРЯ (3 курс)

Ф.И.О. студента _________________________________________

Отметьте знаком правильное утверждение

  1. Методика преподавания русского языка включает:

- 5 разделов                                     - 4 раздела                                - 3 раздела

  1. К основным разделам МПРЯ относятся:

-  методика изучения языковой теории и правописания

- методика развития связной речи учащихся

- методика обучения грамоте

- внеурочная работа по русскому языку

- методика чтения и литературы  

3. В начальной школе по литературному чтению существует:

   - более шести программ          - три программы               - одна программа

4. При подготовке к уроку учитель  обязан знать:

- список класса

- требования к написанию сценарного плана

- концепцию авторских программ

- жанры произведений

- требования ФГОС НОО

- расписание уроков

  1. Урок – это

- форма реализации инновационного педагогического процесса

- основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

- система,  искусственно создаваемая учителем под конкретную цель

-  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения

6. Тип урока - это

- группа уроков, имеющих определенные интегральные черты

- форма урока

- особенность методического построения урока в зависимости от поставленных дидактических задач

7.При  делении  урока на виды преобладающим фактором

являются:

- ведущий метод обучения и содержание учебного материала

- мастерство учителя

- форма организации  познавательной деятельности

8. Тип и структура урока литературного чтения зависит от:

- концепции конкретной программы

- принципа целенаправленности (своеобразия жанра произведения)

- типа учебного материала, дидактической задачи, ведущей деятельности учащихся

9. Уроки литературного чтения бывают следующих типов:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование,

урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа,

урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения;

уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок художественного восприятия произведения, урок углубленной

работы над произведением, урок, обобщения работы над произведением

10. Уроки литературного чтения делятся на виды:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование,

урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа,

 урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения;

уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок изучающего чтения, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок

7. При  делении  урока на виды преобладающим фактором являются:

- ведущий метод обучения и содержание учебного материала

- мастерство учителя

- форма организации  познавательной деятельности

8. Тип и структура урока литературного чтения зависит от:

- концепции конкретной программы

- принципа целенаправленности (своеобразия жанра произведения)

- типа учебного материала, дидактической задачи, ведущей деятельности учащихся

9. Уроки литературного чтения бывают следующих типов:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа,

урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения; уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок художественного восприятия произведения, урок углубленной работы над произведением, урок, обобщения работы над произведением

10. Уроки литературного чтения делятся на виды:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа,

урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения; уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок изучающего чтения, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок

КЛЮЧИ к проверочной тестовой работе по МРЯ (3 курс)

  1. Методика преподавания русского языка включает:

- 5 разделов                               - 4 раздела                           - 3 раздела

  1. К основным разделам МПРЯ относятся:

-  методика изучения языковой теории и правописания

- методика развития связной речи учащихся

- методика обучения грамоте

- внеурочная работа по русскому языку

- методика чтения и литературы  

3. В начальной школе по литературному чтению существует:  

   - более шести программ          - три программы               - одна программа

4. При подготовке к уроку учитель  обязан знать:

- список класса

- требования к написанию сценарного плана

- концепцию авторских программ

- жанры произведений

- требования ФГОС НОО

- расписание уроков

- содержание собственных рабочих программ

5.Урок – это

- форма реализации инновационного педагогического процесса

- основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом

участников.

- система,  искусственно создаваемая учителем под конкретную цель

-  форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения

6. Тип урока – это

- группа уроков, имеющих определенные интегральные черты

- форма урока

- особенность методического построения урока в зависимости от поставленных дидактических задач

7. При  делении  урока на виды преобладающим фактором являются:

- ведущий метод обучения и содержание учебного материала

- мастерство учителя

- форма организации  познавательной деятельности

8. Тип и структура урока литературного чтения зависит от:

- концепции конкретной программы

- принципа целенаправленности (своеобразия жанра произведения)

- типа учебного материала, дидактической задачи, ведущей деятельности учащихся

9. Уроки литературного чтения бывают следующих типов:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа, урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения; уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок художественного восприятия произведения, урок углубленной работы над произведением, урок, обобщения работы над произведением

10. Уроки литературного чтения делятся на виды:

- урок- соревнование, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок коллективного анализа творческих работ, контрольная работа, урок-отчет

- изучения художественного произведения; повторения, обобщения; уроки развития речи; внеклассного чтения

- урок изучающего чтения, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок

Критерии

«5» -  11 и более баллов

«4» -  9-10 баллов

«3» - 8 баллов



Предварительный просмотр:

Тема «Типология современного урока литературного чтения».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Цель:  формирование представлений о типе и виде современного урока чтения, их различиях; развитие умений анализировать, обобщать, самостоятельно добывать знания; взаимодействовать в группе, в паре.

Задачи:

Создать условия для положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого курса, темы для будущей профессиональной деятельности.

Познакомить с новыми понятиями: типы и виды уроков.

Способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельности мышления (определять тему, формулировать собственные цели, решать проблему, отбирать информацию).

Побуждать к рефлексии, самооценке. Воспитывать культуру общения и поведения.

Межпредметные связи: русский язык, педагогика.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, АМО, эвристическая беседа, элементы проблемного обучения.

Время проведения урока: 1час 20 минут.

Средства обучения: слово учителя, презентация, учебники по методике русского языка: Львов М.Р., Сальникова Т.П., Антонова Е.С., учебно-методические пособия для начальной школы различных УМК и систем; раздаточный материал (карточки для групповой и парной работы, методические пособия Л.А. Ефросининой, тестовые работы, ватман, маркеры, стикеры), УМК для работы студентов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Оргмомент. Мобилизующая часть урока

Проверка готовности к уроку.

Слайд-энергизатор «Подарим улыбку друг другу»

Настраиваются на работу: «Мы серьезны и внимательны, мы любим учиться. Мы любим сами добывать новые знания и умения»

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Проверочная тестовая работа до 12 минут.

Кто справился с работой? Как оценили себя?

Какие вопросы вызвали затруднения? Чего  вы еще не знаете?   (постановка проблемы)

Выполняют тестовую работу, с помощью слайдов презентации осуществляют самопроверку и самооценку.

Формулируют проблему.

Работа над новым материалом

Формулирование темы урока.

Целеполагание

Сформулируйте тему урока.

Определите границы своего незнания по теме.

Возьмите стикеры, напишите имя, поставьте для себя цель на урок,

отметьте себя стикером на «Лесенке достижений».

Какие цели поставили?

«Типы и виды современного урока литературного чтения».

Студенты записывают и озвучивают цель (стикер прикрепляют к «Лесенке достижений»). Варианты: «Вспомню все, что знаю об уроке из дидактики, педагогики»

«Научусь распознавать типы и виды современного урока литературного чтения».

Планирование деятельности обучающихся: Что узнаем в начале?

Учитель на доске фиксирует алгоритм урока (план):

  • Урок как основная форма обучения.
  • Факторы влияющие на виды и структуру современного урока.
  • Отличие типа от вида урока.
  • Типология уроков литературного чтения.

Какие средства обучения вам помогут достичь цели? 

Студенты выстраивают план урока.

- что такое урок? классификация уроков?

- какие факторы влияют на виды и структуру современного урока?

- в чем отличие типа и вида урока?

- какие типы уроков чтения существуют?

Учебники, речь учителя, презентация, УМК, работа в группах, в паре

ФИЗПАУЗА

Проводится студентами по выбору: речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка для глаз, самомассаж (с использованием «Суджока»)

Работа над новым материалом


Изучение нового материала (поиск решения проблемы)

Эвристическая беседа.

Основную часть урока начнем со слов В.А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему  уроку  всю жизнь...  Урок—это  зеркало  общей  и  педагогической культуры учителя, мерило его  интеллектуального  богатства,  показатель  его кругозора, эрудиции».

Прочитайте, как понимаете, актуальны ли эти слова сегодня, могут ли относится эти слова к каждому из здесь присутствующих? Дайте определение уроку.

Каждый урок входит в тот или иной тип – группу уроков, имеющих определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развитие учащихся.

Откройте свои папки, вспомните, какие типологии уроков занимают ведущее значение в теории и практике обучения?

Какую типологию уроков чтения с учетом специфики учебного предмета предлагают авторы УМК «Начальная школа 21 века»? Отчего зависит тип урока? Чем руководствуется учитель, выбирая тип урока? (если студенты затрудняются ответить на последний вопрос, информацию дает учитель в виде лекции).

Учитель руководствуется, прежде всего, особенностями учебного материала, его объемом и возрастом учащихся.  

Каждый тип урока в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся подразделяется на уроки различного вида. 

При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Видов урока, естественно, больше, чем типов.

Студенты зачитывают эпиграф, высказывают свое мнение;

применяют знания педагогики, раскрывают понятие урока (если затрудняются, прибегают к помощи толкового словаря или других источников):

Урок – это

* основная форма учебного процесса,  характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию… или

* форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Студенты работают с УМК

Ответы обучающихся: обычный (простой), на котором решается одна дидактическая задача; смешанный, на котором последовательно решается несколько дидактических задач; синтетический, на котором одновременно решается несколько дидактических задач.

По ходу лекции студенты фиксируют:

Тип урока – группа уроков, имеющая определенные интегральные черты. 

Вид урока = ФОРМА УРОКА

Метод обучения  – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения.

Физминутка

Проводит студент по собственному выбору

Первичное закрепление материала (работа в группах)

Студенты делятся на три группы и получают комплект карточек. Задание: составить таблицу, используя содержимое конверта.

Группа №1. «Типология уроков внеклассного чтения».

Группа №2. «Типы и виды уроков чтения УМК «Начальная школа 21 века»

Группа №3. «Типология уроков чтения»

Студенты изучают содержимое конвертов, распределяют информацию по своему усмотрению, на ватмане появляется таблица. Представитель от группы дает разъяснения по поводу рассуждений при составлении таблицы, остальные члены группы (при необходимости) дополняют товарища.

В результате у 2 и 3 группы должна появиться таблица «Уроки литературного чтения» слайд 18

Таблица 1-ой группы представлена на слайде 19

Систематизация и обобщение материала

Самостоятельная работа. Задание: прочитать статью, обсудить с соседом в паре, в группе, если необходимо внести поправки в таблицу (результаты групповой работы); оценить свою работу.

Студенты изучают материал:

Группа №1. Львов М.Р. Глава 7, стр. 181,

Группа №2. Методическое пособие. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1, 2, 3 класс

Группа №3. Львов Глава 8, стр. 186

Итог урока

Рефлексия

Над какой темой работали? Какие цели ставили? Какие достигли? Остались ли «белые пятна» в ваших знаниях? Кто продвинулся по «Лесенке достижений», ответ обоснуйте. Где вы будете использовать полученные знания? Продемонстрируйте: определите тип и вид нашего собственного урока.

Можно ли сказать словами Сухомлинского В.А., что сегодняшний урок был показателем  вашего кругозора и эрудиции? Какие отметки каждый из вас сегодня получил? Ответ аргументируйте.        

Контроль и

Студенты оцениваются по нескольким показателям: результаты проверочной работы; активность на уроке (индивидуальные ответы), умение работать в группе.

Рекомендации по домашнему заданию

Используя методическое пособие Ефросининой Л.А. «Литературное чтение: 1 класс: стр.69-70 или 2 класс: стр.61-66» подготовьте вопросы друг другу или сообщение об одном из видов творческих уроков (по выбору).

Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по литературному чтению 4 класс

Обобщение знаний по разделу "Литературные сказки"...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе.Тема урока: "Здравствуй, матушка – зима!"

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.2.Развивать творческие способности обучающихся.3.Формировать метапредметные умения и навыки....