Главные вкладки

    Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
    статья на тему

    Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. 

    Из опыта учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2016.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

                                                                       Акимова Н. С., Зенкова Е. Е.                                            МАОУ СОШ № 146

                                                                       г. Екатеринбурга

                                                                       учителя начальных классов

    «Чтение – вот лучшее учение». Наверное, каждому из нас знаком и понятен смысл известной пословицы. От умения читать правильно, бегло, выразительно, работать с текстом зависит все обучение в школе не только на уроках литературы, ведь на  сегодняшний день чтение – ведущий способ восприятия информации.

    Общепризнанным является на сегодня тот факт, что снижение интереса к чтению стало общемировой тенденцией. Не только Россия, но и страны Европы и США ищут эффективные способы изменить данную ситуацию.

    Глaвная цель школьнoго oбучения- фoрмирование всесторонне развитой  личнoсти ученика. Основным способом получения новой информации по-прежнему остается чтение. Современному обществу нужен челoвек, умеющий самостoятельно добывать нoвые знания и применять их  в различной деятельнoсти. Не случайнo умение рабoтать с информацией включенo в пять ключевых кoмпетенций образованногo человека, выделенных ЮНЕСКО.

    Как заинтересовать ребенка книгой? Как пробудить в нем любовь к чтению?Эти вопросы одни из основных, которые задают себе педагоги начальной школы. А ведь сначала надо научить читать.

    В букварный период мы предлагаем привлекать сказочных или мультипликационных героев – старуху Шапокляк,  Чебурашку, Лунтика,  Незнайку. Сказочный персонаж, пришедший к ребятам в гости на урок, приносит корзинку или мешок с волшебными листочками. Дети по очереди выходят к доске и достают из мешочка листочки со слогами. Учащиеся складывают слоги в знакомые слова, потом уже из слов составляют предложения. И вот уже наши сказочные герои вместе с детьми  составляют из предложений короткие сказки (5-6 предложений).

    Для застенчивых учащихся, которые пока еще не хотят выходить к доске, можно предложить игру «Эхо»: 1 ученик у доски читает сказку вслух, остальные повторяют, как эхо.

    У каждого учителя есть набор сюжетных иллюстраций по развитию речи, на основе которых можно составить небольшой рассказ по заданной теме: зимой от голода дети спасают птичек в парке, мальчик нашел потерявшегося щенка, девочка помогает маме по дому, друзья помогают заболевшему однокласснику справиться с домашними заданиями и многие другие.

    Очень нравится детям задание, которому мы дали название «Поиграй в прятки со словами». На электронной доске (можно и на обычной зеленой) появляются 4-5 рядов букв в «случайном» порядке, среди которых «вдруг» появляются слова. Дети их находят и прочитывают вслух. Мы обычно найденные слова объединяем одной темой: птицы, звери, рыбы, грибы, цветы и т.д:

    ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

    ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ

    ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

    ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК

    АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ

    МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН

    ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ

    ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ

    УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ

    ЯЯГУШКАСЛУ

    Как правило, наши ученики с удовольствием выполняют это задание, поэтому мы напечатали карточки с найденными словами и вместе с детьми составляли небольшие рассказы: «Кто живет в лесу?» «Найди хвойные деревья», «Что растет ниже всех в лесу и в поле?» Выполнение этого упражнения помогает учащимся расширить знания об окружающем мире, учит составлять текст по заданной теме.

    Когда дети уже научились читать, вновь происходит угасание интреса к чтению. Связано это, в первую очередь с тем, что навык беглого, выразительного чтения у многих учеников еще не сформирован, а слушать на уроке невыразительное, невнятное бормотание вызывает скуку у уже хорошо читающих детей.

    Мы предлагаем использовать в таких случаях небольшие по содержанию  произведения в форме диалога, где требуется изменять интонацию (надо задать вопрос, возмутиться, обрадоваться, рассердиться и т.д.):

    - Здравствуй, куманек!

    - Здравствуй, кумушка!

    - Здоров ли ты, куманек?

    - Здоров, кумушка, здоров.

    - А приходи ко мне в гости!

    - Отчего ж не прийти? Приду.

    На каждом уроке мы предлагаем использование образца чтения – это может быть чтение учителем небольшого отрывка или всего произведения целиком, можно предложить использование аудиокниг, прослушивание записей, когда литературное произведение читают артисты под музыкальное произведение. После прослушивания просим детей определить какие эмоции возникали у героев, в каком настроении они находились. Дети учатся определению эмоции говорящего по интонации, тембру голоса, темпу речи, аргументируют свои доводы.

    Для повышения интереса к чтению во время перемен мы отводим некоторое время для книги – 5-7 минут, когда дети спокойно садятся за парты и читают книгу, принесенную из дома. 1-2 раза в месяц мы проводим урок «В гости книга к нам пришла», где учащиеся рассказывают о тех книгах, что прочитали или в данный момент читают – 1 класс; второклассники дают характеристику героев – кто является положительным или отрицательным персонажем, называют вид произведения, высказывают свою и авторскую оценку поступков персонажей.

    В 3-4 классе дети объясняют свой выбор той или иной книги, рекомендуют ее к прочтению одноклассникам – готовят рекламу своей любимой книги. В конце занятия учащиеся делятся впечатлениями чья реклама им больше понравилась, какую книгу захотелось прочитать.

    Во время этих занятий мы так же «рекламируем» те книги, которые читаем сами. Мы считаем, что учащиеся должны быть в курсе, что учитель тоже является читателем, так дети приходят к пониманию того, что читателем человек является на протяжении всей жизни на конкретном примере.

    К повышению читательского интереса привлекаем родителей учеников. Предлагаем родителям чаще дома читать самим, чтобы дети видели их за книгой. Часто используем совместное чтение – учащиеся, родители и учитель читают одно произведение, потом делятся впечатлениями, обсуждают героев, сюжет. С этой целью можно пригласить на урок родителей и провести его в форме заседания «Клуба любителей чтения».

    Мы считаем, что для того, чтобы ребенок полюбил книгу, недостаточно ему говорить о том, как важно уметь читать, как это интересно и увлекательно. В первую очередь, ребенок учится на примере тех, кто находится с ним рядом, кому он доверяет – это родители, учитель. Если близкие читают, обсуждают прочитанное, то и ребенок начнет читать, полюбит это увлекательное занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

    В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

    Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

    ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

    Доклад "Формирование интереса к чтению у младших школьников"

    Доклад можно использовать при аттестации, на РМО библиотекарей....

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

    Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

    Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.

    Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

    Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...