ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по теме
Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое общение, взаимное понимание. Если педагог толерантен, он уверен, доброжелателен, открыт, он выступает в роли наставника. А подростки должны уметь оптимально реагировать на замечания, на критику вне зависимости справедливая она или нет, отстаивать свою позицию, не ущемляя достоинства другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №23» Хамавова Альбина Исмаиловна
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Альбина Исмаиловна Хамавова
ГБОУ НПО ПУ-23 г. Хасавюрт
психолог
«Пока живем, мы должны
учиться искусству жить»
(Сенека)
Формирование толерантного сознания занимает важное место среди проблем, решаемых в обществе. Для формирования активной гражданской позиции требуется серьезное обсуждение этой проблемы. В связи с меняющейся социально-экономической, политической ситуацией мира проблема толерантности обострилась. Наблюдается стремление человечества к отличительности. Растет число стрессогенных факторов, которые ставят психологическую устойчивость человека под угрозу. Проблема толерантности входит в круг психолого-педагогических проблем. Необходимо глубокое изучение связей толерантности с личностными и когнитивными особенностями человека. Для решения этой проблемы важно вести работу на уровне общества в целом. Для того, чтобы сделать общество более толерантным ,следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. В интересах международного согласия, существенно, важно, чтобы отдельные люди, общины и нации уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия- невозможны без мира. Если мы сегодня научим человека терпимо относиться к своему ребенку, близким, коллеге по работе, то завтра он окажется способным проявить толерантность к человеку другой страны, национальности, веры. Необходимо научить человека ставить себя на место другого, быть самокритичным, тем самым приобрести мировоззренческую толерантность. Если в семье толерантные установки сформированы, то ребенок впитывает их, и его поведение отличается от поведения тех, чьи родители не уважают права личности. Всякое развитие личности способствует проявлению толерантности, поскольку зрелая личность включает в себя креативность, уважительное отношение к другим, общечеловеческие ценности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Образование призвано воспитывать у обучающихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Отсутствие у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях-вот основные причины предрассудков по отношению к чужим культурам.
Воспитание-это наиболее эффективный способ формирования у подрастающего поколения, глобальной проблемы толерантности. Воспитание способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления основанных на моральных ценностях. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Учитель был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы решить проблему формирования толерантных отношений обучающихся, учителю самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков.
Педагогическая толерантность-это терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства. Хороший учитель - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с ними, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Педагог умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с обучающимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь обучающимся вправе ожидать, что дети будут относиться к нему с достаточной степенью уважения.
Педагоги должны уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, родной культуре.
Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое общение, взаимное понимание. Если педагог толерантен, он уверен, доброжелателен, открыт, он выступает в роли наставника. А подростки должны уметь оптимально реагировать на замечания, на критику вне зависимости справедливая она или нет, отстаивать свою позицию, не ущемляя достоинства другого человека.
Список использованной литературы:
1.Адорно Т. Исследования авторитарной личности. Москва. : Серебряные нити, 2001
2.Бардиев Г.Л. Социальная психология толерантности/ Г .Л. Бардиев. -СПб.: Питер, 2005
3.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование 2001г. №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-54730-1505796704.jpg)
«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект
В среде обучающихся проявилась невосприимчивость друг друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В.
Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В....
Проблемы формирования правовой культуры обучающихся
В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1100664-1547634870.jpg)
Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе
Сегодня формирование толерантности занимает особое место в системе гражданского образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-944601-1505284347.jpg)
Классный час формирование толерантности у обучающихся
Классный час формирование толерантности у обучающихся...