цели и идеалы патриотического воспитания
статья по теме

Цели и идеалы

гражданско-патриотического воспитания

 

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В. 

 

Среди задач, поставленных жизнью, на первое место сегодня выдвигается гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Без преданности Родине, готовности её защищать не возможно создание сильного государства, подъёма статуса его в мире.

Цель гражданско-патриотического воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Её определение следует начать с установления общих ориентиров - идеалов воспитания, своего рода наивысших вершин, к покорению которых нужно стремиться - представление о совершенном человеке - герое сказок, песен, поговорок - смелом, честном, храбром, справедливом. Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идёт общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запланированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объём необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать внимания на ценности, которые принимает нынешняя молодежь, идеалы, которые она считает значимыми для своего дальнейшего развития. Наблюдения выявляют довольно пеструю картину: молодежь далеко не однородна и разброс ценностей находится во всём возможном спектре - от примитивных, до возвышенных. Для понимания механизма образования идеалов и возникновения ценностей у подрастающего человека следует рассмотреть диалектику их замещения с возрастом.

Бесспорно, гражданско-патриотическое воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Следует помнить, что система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Несоответствие приведёт к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном развитии.

К числу непреходящих общечеловеческих ценностей относится гуманизм как признание человека в качестве высшей ценности, уважение и любовь к людям, терпимость, мягкость в отношениях, готовность к служению людям, стремление сотрудничать, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм, доброта, преданность, послушание, терпение, миролюбие, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, чувство благодарности, бескорыстие, мудрость и т.д.

Реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей для всего общества, а не для группы людей. Воспитание человека с общечеловеческих позиций предполагает его воспитание как гражданина своей страны, следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине.

Гуманизм предполагает и формирование глубокой нравственности, в основе которой лежат моральные нормы, как выработанные в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Среди нравственных качеств выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность.

Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось  и создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций, и акценты смещены с удовлетворения материальных потребностей на создание предпосылок для реализации духовно-нравственного потенциала личности.

Установка на развитие личности обеспечит выработку у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. Конечной целью воспитания с позиции гуманизма является формирование человека полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за всё, что происходит в его собственной жизни и мире.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и опираться на физическое и моральное здоровье; сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса. Для того чтобы достичь намеченной цели, воспитание должно быть организованным и целостным. Ему необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие воспитателей и воспитанников и социальный опыт воспитателей перейдёт в качества личности воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhd-patriot_vospit_-_2_microsoft_word.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и идеалы

гражданско-патриотического воспитания

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

Среди задач, поставленных жизнью, на первое место сегодня выдвигается гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Без преданности Родине, готовности её защищать не возможно создание сильного государства, подъёма статуса его в мире.

Цель гражданско-патриотического воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Её определение следует начать с установления общих ориентиров - идеалов воспитания, своего рода наивысших вершин, к покорению которых нужно стремиться - представление о совершенном человеке - герое сказок, песен, поговорок - смелом, честном, храбром, справедливом. Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идёт общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запланированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объём необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать внимания на ценности, которые принимает нынешняя молодежь, идеалы, которые она считает значимыми для своего дальнейшего развития. Наблюдения выявляют довольно пеструю картину: молодежь далеко не однородна и разброс ценностей находится во всём возможном спектре - от примитивных, до возвышенных. Для понимания механизма образования идеалов и возникновения ценностей у подрастающего человека следует рассмотреть диалектику их замещения с возрастом.

Бесспорно, гражданско-патриотическое воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Следует помнить, что система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Несоответствие приведёт к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном развитии.

К числу непреходящих общечеловеческих ценностей относится гуманизм как признание человека в качестве высшей ценности, уважение и любовь к людям, терпимость, мягкость в отношениях, готовность к служению людям, стремление сотрудничать, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм, доброта, преданность, послушание, терпение, миролюбие, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, чувство благодарности, бескорыстие, мудрость и т.д.

Реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей для всего общества, а не для группы людей. Воспитание человека с общечеловеческих позиций предполагает его воспитание как гражданина своей страны, следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине.

Гуманизм предполагает и формирование глубокой нравственности, в основе которой лежат моральные нормы, как выработанные в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Среди нравственных качеств выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность.

Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось  и создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций, и акценты смещены с удовлетворения материальных потребностей на создание предпосылок для реализации духовно-нравственного потенциала личности.

Установка на развитие личности обеспечит выработку у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. Конечной целью воспитания с позиции гуманизма является формирование человека полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за всё, что происходит в его собственной жизни и мире.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и опираться на физическое и моральное здоровье; сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса. Для того чтобы достичь намеченной цели, воспитание должно быть организованным и целостным. Ему необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие воспитателей и воспитанников и социальный опыт воспитателей перейдёт в качества личности воспитанников.