ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"
материал по теме

Изотова Елена Валентиновна

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"

по результатам

научно-практической конференции

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evtanaziya.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Анапский колледж сферы услуг»

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ

Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества

по результатам 

научно-практической конференции

разработала:

Изотова Елена Валентиновна

2013

   На протяжении всего периода формирования и дальнейшего развития гражданское общество испытывает необходимость в нормах регулирующих поступки человека. Эвтаназия как социальное явление, несущее в себе нравственно – этическую оценку, привлекает к себе как общественное так и исследовательское внимание. Понятие «эвтаназия» употребляется в значении «умерщвления». Эвтаназия – помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить от мук.

   Повышенный интерес к эвтаназии сегодня обусловлен и тем, что «человек чувствует себя незащищенным. Каждый задается вопросом, что будет со мной, если я заболею и стану нагрузкой для моих близких?»

В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Во-первых, о том кто в состоянии определить ту грань, где начинается «достойная», а где «недостойная» человека жизнь? Во-вторых, готово ли в настоящее время общественное сознание и общественная мораль для того, чтобы принять и узаконить институт «легкой смерти»?  В-третьих, «кто» или «что» будет выступать гарантом защиты независимости данной процедуры от посягательств со стороны преступного мира или не чистого на руку бизнеса? В-четвертых, на какой социальной основе могут появиться в нашем современном обществе, с его коррумпированной сердцевиной, соответствующие структуры или учреждения, главными принципами которых будут нравственная безупречность и духовная чистота? И, наконец, в-пятых насколько совместима эвтаназия как умерщвление неизлечимо больного с профессиональной этикой медицинских работников? И хотя это далеко не весь перечень проблемных вопросов, стоящих перед общественным мнением, они требуют своего разрешения.

АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ЭВТАНАЗИЯ

Зенкина Дана ТОП 21-12

   Различие между активной и пассивной эвтаназией считается важнейшей проблемой медицинской этики. Сама идея состоит в том, что допустимо, по крайней мере, в некоторых случаях, прекратить лечение и дать больному умереть, но никогда не разрешается предпринимать какие-либо прямые действия, предназначенные для умерщвления пациента. Эту доктрину разделяет, по-видимому, большинство врачей, что отражено в заявлении, принятом собранием делегатов Американской медицинской ассоциации 4 декабря 1973 года: «Намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим — милосердное убийство — противоречит и самому предназначению медицинской профессии, и политике Американкой медицинской ассоциации. Вопрос о прекращении применения особых мер для продления жизни тела, когда точно установлено, что биологическая смерть неминуема, предоставляется решать пациенту и (или) его близким. Совет и мнение врача должны быть свободно предоставлены пациенту и (или) его близким».

   Тем не менее, могут быть приведены убедительные аргументы против этой доктрины. Ниже я приведу некоторые из таких аргументов и постараюсь склонить врачей пересмотреть их позиции по данному вопросу.

  Начну с одной из типичных ситуаций: больной, умирающий от неизлечимого рака гортани, испытывает страшные страдания, которые уже не удается облегчать. Вероятно, через несколько дней он умрет, даже если будет продолжаться соответствующее лечение. Но он не хочет жить эти несколько дней, поскольку страдания непереносимы, и просит доктора прекратить их; его семья присоединяется к этой просьбе.

   Предположим, доктор соглашается прекратить лечение, так как указанная выше доктрина разрешает это. Оправданием здесь является следующий довод: пациент находится в ужасной агонии и все равно скончается в любом случае, так что было бы неправильно продлевать его страдания без всякой необходимости. Отметим это обстоятельство. Но просто прекращение лечения в данной ситуации может затянуть кончину пациента, и поэтому, возможно, он будет страдать больше, чем если бы была предпринята непосредственная акция его умерщвления путем летальной инъекции. Этот факт дает серьезные основания думать, что коль скоро решение не продлевать агонию больного было принято, активная эвтаназия в данном случае действительно предпочтительнее пассивной. Сказать иначе означало бы предпочесть право выбора большего страдания, а не меньшего, что противоречит гуманистическому мотиву, породившему решение не продлевать его жизнь.

ЭВТАНАЗИЯ И РЕЛИГИИ.

Пелипенко Диана ЗИО 22-12

Традиционные религии отвечают на вызовы и угрозы современного мира в зависимости от основ и по отношению к эвтаназии не проявляют единодушия. Хотя активная эвтаназия рассматривается как неприемлемая большинством традиционных учений, в каждом из них находятся представители, которые считают возможным сделать ряд оговорок. Убийство из милосердия - концепция атеистического сознания, однако искусственное продление жизни человека не всегда оправданно. Ответ на вопрос о допустимости эвтаназии зависит от того, что именно считать смертью. Медицина все время отодвигает "границу смерти", разрабатывая способы возвращения к жизни больных, которые еще несколько лет назад считались безнадежными. Вера в существование бессмертной души и загробный мир ставит принципиальную возможность эвтаназии даже для тяжелобольного и испытывающего мучения человека под сомнение.

Христианство в основном выступает против эвтаназии. Основные аргументы базируются на том, что жизнь дана Богом, рождение и смерть - в руках Божьих. Поэтому человеческие существа не имеют права забирать жизнь человека, пусть даже он сам хочет умереть. Процесс умирания духовно важен и прерываться не должен. Для окружающих умирание и смерть страждущего - духовный подвиг любви и милосердия. Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье. Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: "Жизнь - ... дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества". Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления "права на смерть" и добровольного ухода из жизни тяжелобольных. Русская православная церковь определяют эвтаназию как "форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент". Самоубийцам есть одно "послабление" - если человек лишил себя жизни "вне ума", чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва. Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г. советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги "Эвтаназия и церкви" выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников. Англикане поспешили откреститься от столь смелого заявления.

Ислам против эвтаназии. Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. "Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах", - гласит Коран (17, 33). Согласно Исламскому кодексу медицинской этики, "убийство из милосердия, так же как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется". Однако искусственно поддерживать жизнь в теле с угасшим разумом, кодекс не считает необходимым.
В 2005 году в Израиле Кнессет принял закон, который разрешает смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений. Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать жизнь искусственным образом. Однако спасение от боли само по себе еще не является оправданием убийства. Существуют естественные границы долга для сохранения человеческой жизни: если чья-то жизнь прекращается и человек испытывает серьезную боль, то доктора не обязаны заставлять его страдать еще больше, искусственно продлевая жизнь.

Буддизм. В буддизме разноречие мнений по данному вопросу большее, чем в какой-либо из традиционных религий. С одной стороны, желание совершить эвтаназию дурно, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, что означает: физические страдания возобладали над чистым сознанием. Современный буддизм в России менее чем какая-либо другая традиционная религия сохранил свою аутентичность и во многом оказался смешанным с другими идеями, в том числе эзотерическими. Смерть как этап перерождения очень важна: следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее. Эвтаназия обременяет карму. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима.

ЭВТАНАЗИЯ И ЗАКОН

Кирийчук Артем ТОП 22-12

Конечно, при законодательном разрешении ненасильственной эвтаназии должны быть разработаны и строго соблюдаться определенные условия. О них писал еще в начале нашего столетия известный русский юрист и общественный деятель А.Ф. Кони, допускавший возможность добровольного ухода из жизни с предварительным уведомлением прокуратуры. Эти условия достаточно подробно разработаны и апробированы в ряде стран, например в Нидерландах, в некоторых штатах Австралии и США, где эвтаназия разрешена законом и где использованы рекомендации Совета по этике и судебным делам Американской медицинской Ассоциации. Там уже сложились традиции и методы осуществления эвтаназии, разработаны законодательные акты, форма составления и порядок принятия завещания, а также богатый опыт досудебного и судебного разбирательства подобных дел. Как правило, для осуществления эвтаназии должно быть учтено, что добровольное неоднозначное решение о ее осуществлении может принимать только совершеннолетний дееспособный человек, находящийся вне реактивного состояния или приступа. Диагноз и безнадежность состояния должны быть установлены консилиумом независимых специалистов. При этом у больного должны быть зарегистрированы тяжелые физические страдания и установлено, что болезнь не излечима после применения альтернативных способов. Это должна быть высказанная больным устно или написанная под его диктовку и подписанная им и лечащим врачом в присутствии юриста, осознанная, неоднократно повторенная просьба больного. Этому должна предшествовать доступная информация больного о последствиях принимаемых по его просьбе действий или бездействий, вплоть до наступления смерти, что отмечается в специальной расписке и записывается в истории болезни. Факт и способ эвтаназии должен быть указан во врачебном свидетельстве о смерти. Решения об эвтаназии не может быть принято врачом, хотя есть мнение, что, имея право принять жизнь, он должен иметь право, по просьбе больного, и забрать ее. Врач - лишь один из участников в принятии этого решения.

Впрочем, и осуществление эвтаназии не должно быть делом врача. Последнюю точку в этой процедуре должен поставить сам больной, а при его физической немощности или при отсутствии специальной техники - фельдшер. Эвтаназия может применяться только в виде исключения, с одной целью - облегчить процесс неизбежного умирания, не оставляя больного в это трудное время и, в любом случае, без какой-либо оплаты. Все вышеизложенное, а также другие меры должны быть направлены на предотвращение правонарушений.

Вопреки аргументам противников эвтаназии в последние годы не только в зарубежной, но и в отечественной печати справедливо отмечается, что законодательное разрешение эвтаназии не приведет к увеличению количества злоупотреблений. Напротив, современное правовое положение порождает сокрытие истинного намерения прекращения жизни. Мы полагаем, что при наличии хорошо разработанных медиками и юристами положений, учитывающих многочисленные факторы, при устранении противоречий в законе и приведении законодательных норм в соответствие с правами человека, подобных правонарушений станет меньше.

Необходимо однозначное правовое решение вопроса об эвтаназии с указанием недопустимости применения активной эвтаназии, а также перечня условий, разрешающих, в исключительных случаях, пассивную эвтаназию. Принятие такого решения и осуществление эвтаназии должно быть в строгом соответствии с порядком , который, с учетом опыта других стран, должен быть разработан юристами и медиками и утвержден соответствующими министерствами. Несмотря на то, что в настоящее время ни в какой форме эвтаназия в нашей стране не может быть разрешена, от легализации этой проблемы не уйти. Решение ее надо начинать с правового обеспечения и разработки порядка жесткого контроля за каждым случаем эвтаназии. А пока врачам надо помнить, что побуждение и осуществление любой формы эвтаназии в соответствии с законодательством РФ является преступлением. Отказ же от медицинского вмешательства, во избежание неоднозначной трактовки, должен быть обоснован и правильно документально оформлен.

ХОСПИСЫ И ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Щедрин Влад ТОП 21-12

   Конечно, каждый имеет право на жизнь и право на смерть, но, как тогда можно объяснить тот факт, что по причине разрешения эвтаназии в Голландии, ее альтернатива - паллиативное лечение (поддержание жизни) - по большей части недоступно.

  Данный вид медицинского обслуживания появляется 30 лет назад в Англии, и предполагает полный уход за неизлечимо больными и их семьями. Его основная цель – не только контролировать физические страдания, но и дать  душевный покой, не ускоряя и не отодвигая смерть. Сегодня в Европе и в Северной Америке такой подход обеспечивают в общежитиях, называемых хосписами. В Соединенных Штатах - около трех тысяч хосписов, и в 1996г. их услугами пользовались 450 тыс. человек. В Великобритании - 207 хосписов на 3068 мест. А в Голландии хосписов не более полудюжины - на 36 мест. "К сожалению, голландцы открыли эвтаназию прежде, чем паллиативное лечение", - говорит доктор Бен Жилич [2]. Отец Анатолий, настоятель Крутицкого подворья по поводу узаконивания эвтаназии в Голландии высказывает следующее мнение: «Голландия далеко ушла от христианства. В этой дехристианизированной стране можно ожидать принятия  любых античеловеческих законов». Что касается нашей страны, то большинство отечественных врачей отвергают эту практику. Убедительным представляется их  довод: если сегодня нет методов для лечения какого-то заболевания, то завтра они могут появиться. И в этом смысле неоценимым может оказаться продление жизни больного даже на один день. Жизнь каждого человека бесценна и никто не в праве лишать его жизни, даже если в мгновение слабости об этом просит сам больной.    

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

Полтавец Максим, Чаликова Екатерина ТОП 21-12

Было опрошено 150 человек в возрасте от 18 до 58 лет из них 87 - женщины и 63 - мужчины. На вопрос «что для Вас эвтаназия?»: 22,7%  респондентов ответили – преступление;22,7 % - грех; 36% - милосердие, 18,6% - затрудняются с ответом.

При этом большинство опрошенных - 48% - считает, что оправдать применение эвтаназии может неизлечимая болезнь, сопровождаемая болевыми ощущениями; 16,7% - допускают эвтаназию, даже если болезнь, не сопровождается болью; 19,3%. – за применение эвтаназии для больных, находящихся в коме; и, наконец, 16% - не оправдывает эвтаназии ни при каких условиях.

И, наконец, на вопрос о возможности правового решения проблемы применения эвтаназии, дали утвердительный ответ 42,7% респондентов, отрицательный - 57,3%                                                                                                                                   Таким образом, большинство опрошенных оправдывает применение эвтаназии как крайнюю, вынужденную меру. Мы готовы рассуждать об эвтаназии в большей степени как о социально – философской проблеме, чем говорить об узаконивании данного явления.

  И остается сожалеть о том, что в российском, традиционно православном, возникает сам вопрос об искусственном приближении смерти, в то время как общественное внимание должно быть направленно на развитие системы хосписов и паллиативного лечения, ведь наша жизнь и без того коротка.

    Только проявляя заботу об умирающем человеке можно осознать всю полноту ответственности за каждый свой поступок и допущенные ошибки. Другого пути нет.

АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЭВТАНАЗИИ

Коржова Анна ЗИО 22-12

Аргументы «За»

Аргументы «Против»

1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.

  • Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.
  • Фактически признается право на самоубийство.

2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений.

  • Жизнь даже в форме растений вызывает определенное благоговение. Поэтому нельзя отказывать в этом людям, оказавшимся на растительном уровне жизни.
  • В рамках мировосприятия, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.

3. Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.

Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...

Методическая разработка по теме «Проблемы современного общества. Наркомания» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»

1.       Отобрать примеры использования приемов  инновационных педагогических технологий  в воспитательном процессе.2.       ...

Презентация "Основные социально-значимые проблемы современного общества"

исследовательская работа на тему "Основыне социально-значимые проблемы современного общества"  "Саратовсикй техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса"...

Проблемы современного британского общества. Британская семья. Семейные ценности

Материал предназначен для преподавателей английского языка. Содержание материала изучается в разделе "Британская семья. Семейные ценности" в курсе дисциплины "Лингвострановедение"....

"Охрана окружающей среды - актуальная проблема современного общества"

Форми    Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начин...