Формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций.
статья по теме

Токарева Анна Сергеевна

В статье рассмотрены формы и методы внеаудиторной работы по  истории, способствующие формированию общих компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы внеаудиторной работы по  истории, способствующие формированию общих компетенций.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя является одной из форм развития готовности обучающихся к профессиональному самообразованию, способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения - такая задача стоит перед каждым преподавателем. Внеаудиторная работа как форма организации обучения, возможна и необходима для получения любого образовательного результата.

Известно, что внеаудиторная работа по истории решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, значительно повышает эффективность учебного процесса, активизирует резервные возможности студента, мобилизует скрытые психологические ресурсы, снимает волевое усилие при овладении языком, заменяя его элементами творчества.

Внеаудиторная работа по сравнению с аудиторной имеет свои особенности: она факультативна для студента и не является жестко запрограммированной. В отличие от аудиторной работы, где организатором выступает преподаватель, внеаудиторные мероприятия часто готовятся самими студентами, то есть создаются благоприятные условия для проявления их творческой активности и возможности самовыражения.

Направления внеаудиторной работы:

  • творческая деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • игровая деятельность;
  • проектная деятельность.

На уроках истории, можно использовать следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  • выполнение домашних заданий и подготовка к текущим аудиторным занятиям в рамках теоретического обучения, включая лекции и семинары,  организуемые в традиционных и инновационных (активных, интерактивных) формах;
  • работа с рекомендованной обязательной и дополнительной литературой;
  • написание письменных работ (рефератов, эссе, докладов, рецензий и др.);
  • работа с аудиовизуальными учебными материалами, электронными учебниками, обучающими программами;
  • выполнение заданий с использованием компьютера и сети Интернет;
  • работа в библиотеке и/или архиве;
  • подготовка проектов и презентаций;
  • ведение портфолио по дисциплине;
  • выполнение курсовых работ;
  • написание проблемных рефератов по тематике исследования;
  • использование научно-исследовательских ресурсов сети Интернет;
  • планирование, проведение научных исследований, написание научных докладов, тезисов, статей;
  • подготовка к выступлениям на научных конференциях;
  • иные формы работы.

 Формы  самостоятельной   внеаудиторной  работы,  предлагаемые задания должны иметь дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.  

Организация исследовательской деятельности является одним из важных условий формирования общих компетенций студентов. Исследовательская работа обучающихся – это высшая форма познавательной активности, вид аналитической деятельности обучающихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса, выходящего за рамки учебного процесса. В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Исследовательские проекты представляются в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад, стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация.

Работу над исследовательским проектом можно подразделить на 3 этапа:

1. предварительный - выбор темы, постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования, круга возможных источников

2. проведение исследования

3. оформление результатов работы, ее презентация

Проект "Конституция России - путь к правовому государству"

Настоящая работа ставит своей целью дать характеристику истории Конституции России и рассмотреть возможность применения   знаний о Конституции в культурной и историко-просветительской работе с молодёжью. Для выполнения исследования данной темы, необходимо выполнить следующие задачи: 1. Путем анализа исследовательской литературы охарактеризовать Конституцию России как уникальное историческое явление;. 2. Изучить возможность реализации Конституции России и её отдельных положений в процессе исторического исследования и пропаганды исторических знаний; 3. Разработать программу и дорожную карту по изучению Конституции России; 4. Определить эффективность применения  медиа технологий в изучении Конституции России. Для реализации проекта используются методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) и методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

На протяжении всего учебного процесса обучающиеся занимаются обеспечением занятий разнообразными наглядными пособиями. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Например: следы жизни первобытных людей и их деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; вещественные останки рыцарских турниров - оружие и доспехи; реликвии суворовских солдат, оставшиеся после их тяжёлой ратной службы и подвигов – полуистлевшие знамёна, потёртые мундиры и кивера. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Таким образом, метод проектов, позволяет:

  • Научить обучающихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению.
  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания обучающихся.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность обучающихся.
  • Формировать активную жизненную позицию обучающихся.

Опережающие задания преподаватели использовали в практике работы и раньше, а создание компьютерных презентаций к учебному занятию - это относительно новая форма самостоятельной работы обучающихся.

Организация такой формы работы стала возможна в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. Создание презентации осуществляется индивидуально или группой обучающихся в зависимости от сложности и уровня умений обучающихся. Применение презентаций на занятиях позволяет видеть результаты своего труда, что является хорошим стимулом для обучающихся.

Важной частью внеклассной работы по истории являются подготовка обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня по предмету, организация и проведение олимпиад внутри техникума. Они позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных на изучение отечественной истории, способствуют социализации личности, профессиональному самоопределению.

Одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студента является создание схем или таблиц по исследованному материалу по изучаемой дисциплине.

Тема: «Транснационализация мировой экономики и ее последствия». Задание: заполните сравнительную таблицу современных противоречий мирового развития и противоречий начала XX в. на международной арене.  

Тема: «Холодная  война: от Берлинского до Карибского кризиса». Задания: выполните работы со схемами Кризисы холодной войны, образование НАТО, образование СЭВ.  

Для выполнения данной формы внеаудиторной работы преподавателем обеспечивается формирование списка основной и дополнительной литературы, иных источников самостоятельной работы студента (например, Интернет-ресурс). Преподавателем прилагаются образцы и рекомендации по созданию различных схем, а также методика формирования сравнительного анализа при составлении таблицы. Данный метод определяется как частично поисковый, т.е. часть материала по созданию схем определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим студентом.

Студент, применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно-практический и учебный материал с позиции анализа для формирования определенной схемы или таблицы. Кроме этого данный метод является репродуктивным, способствующим формированию монологического высказывания студента определяющего основные моменты, принципы и способы, послужившие основанием для формирования схемы или таблицы, а в дальнейшем для ее представления или защиты. Самостоятельно и индивидуально каждый из студентов выявляет  на основе анализа теоретического материала  необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения.  

Макетирование, изображения карт, схематических планов, схем, диаграмм, графиков может проводиться на факультативных занятиях и кружках. Изготовление наглядных пособий может выполняться группами по 2 - 4 человека, а так же индивидуально. Для создания наглядного материала, необходимо совершить исследовательскую работу, сходить в музей, посмотреть имеющиеся там макеты, литературу, ознакомится с источниками, изображениями. Такая форма внеаудиторной работы предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Педагогическая ценность  подобной  работы студентов заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности студента, при максимальной индивидуализации задания, с учетом психофизиологических особенностей студентов.

Составление опорного конспекта (параллельно основному конспекту) стимулирует закрепление студентом полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала. Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения.

Тема: «Интеграция развитых стран и ее  последствия». Задание: разработать опорный конспект по теме: «Основные шаги западноевропейской интеграции».  

Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает подготовку кратких тематических сообщений для семинарских занятий, подготовку к контрольным работам, зачётам и т.д. Применение в процессе обучения студентами понятийного аппарата  позволяет наладить коммуникативную компетенцию студентов, что является необходимым и достаточным условием для эффективного осуществления исследовательской деятельности студентов.

В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внеаудиторной работы происходит формирование общих компетенций:  формирование умения организовывать собственную деятельность, определять цели и выбирать пути их достижения, владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, определять цели и задачи, способы наиболее рационального решения поставленных задач,  корректировать результаты  самостоятельной работы,  выявлять причины ошибок, затруднений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...

Использование метода проектов для формирования общих компетенций у обучающихся СПО

Изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,...

Формирование общих компетенций на внеаудиторных мероприятиях по специальности «информационная безопасность»

Современное образование должно обеспечить формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. ...

Внеаудиторная деятельность студентов как один из способов воспитания ценностного отношения к профессии и формирования общих компетенций

В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Одним из корней данной проблемы является повышение ценности профессии у студентов. Совреме...